Мастер-класс «Коррекция речевых нарушений с использованием нейроигр».
статья

Орлова Наталья Павловна

использование нейроигр в работе учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Коррекция речевых нарушений с использованием нейроигр».

Орлова Н.П., учитель-логопед

Свой мастер-класс я хочу начать со слов Ивана Петровича Павлова  «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

   В современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили двигательную активность, а это вс то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге. Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем и он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

  Нейроигры — это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Они нацелены на то, чтобы развивать межполушарные взаимодействия и нейронные связи  за счет непривычности движений, непохожести их на те, что мы делаем в быту каждый день, и асимметричности движений.

Мы переходим к практической части, и я вас познакомлю с самыми простыми играми, которые я использую на логопедических занятиях.

 Возьмите, пожалуйста, расправленные салфетки в две руки и выполняйте упражнение.

•        Жили-были две маленькие тучи.

(дети держат в двух руках расправленные салфетки)

Они были такие маленькие, что могли легко спрятаться в наших кулачках.

(дети начинают двумя руками одновременно сминать салфетки и прятать их в кулаки).

Тучки были такие красивые, что снежинки решили в них поселиться.

Снежинок в тучках становилось все больше и больше, тучки начали расти и тоже становились все больше и больше.

(дети начинают одновременно двумя руками расправлять салфетки)

Вскоре, снежинок в тучах стало так много, что они перестали в них помещаться и стали падать на вниз, на землю.

(дети одновременно двумя руками отрывают от салфеток маленькие кусочки)

Они падали на дороги, на дома, на деревья, на людей. И в город пришла зима.

Мелкие кусочки салфеток потом  можно  предложить детям  собрать  на подносы, что позволяет потренировать пинцетный захват и использовать  для создания обрывной аппликации. С их помощью можно изобразить сугробы или снеговиков.

 Но наверное все уже устали от зимы, от метельной кутерьмы, от морозов и снегов, ледяных ее ветров... а в старину считали, что весна сама не приходит, ее надо обязательно зазывать. Давайте позовем Весну

•        «Мы весну очень ждем (руки вперед, ладони напротив друг друга, повороты в право и влево)

Ей косички заплетем (соединение большого пальца левой и правой руки с остальными пальчиками)

Мы весну очень ждем (тоже самое)

Мы ей платьице сошьем (пальцами делаем крупные стяжки)

Мы весну очень ждем (тоже самое)

Ей блины мы напечем (накладываем одну руку на другую горкой)

Мы весну очень ждем (тоже самое)

Ей мы песенку споем

Весна скорей приди!» (с ускорением сжимаем кулачки, открываем ладони вверх)

С нежными листочками. (ладошка – кулак)

С первыми цветочками.

С тёплым, радостным дождём

Приходи, Весна, мы ждём!

Дети вместе с воспитателем проговаривают и выполняют действия по тексту.

Эти  полезные упражнения я обычно провожу в начале занятия – они позволяют активизировать работу обоих полушарий, настроиться на занятие.

Весной солнце светит ярко и  распускаются цветы.

•        Упражнение с карандашом

Солнце поднимается, цветочек распускается,

Солнышко садится, цветочек спать ложится.

Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами левой и правой руки, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.

•        Упражнение «Кулак- ребро- ладонь»

Использую эту игру для развития фонематического восприятия, либо для дифференциации звуков.

Инструкция: если услышишь звук С- ставь кулак, звук З- ребро, звук Ц- ладонь.

С З Ц Ц С З

СА  ЗА ЗА   ЦА

СО   ЗО СО  ЦО

САЙКА ЗАЙКА ЦАПЛЯ

ОВЦА КОЗА КОСА

ТАЗЫ НОСЫ БОЙЦЫ

•        Следующая игра называется «Хлопни, топни, покажи кулак»

Эта работа над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

 Инструкция:    ручей - топ;  сосулька -хлоп;  проталина - покажи кулак

Я показываю картинки, а вы должны выполнить соответствующие движения.

•        Покажи обеими руками «Весна» - нейроупражнение для   согласованной   работы левого и правого полушарий, а также  совершенствование словаря, слоговой структуры слова .

•        Нейроигры на автоматизацию Р - автоматизация звука происходит быстрее, а межполушарные связи, зрительное внимание, пространственное восприятие, ориентировка на листе бумаги, мелкая моторика и содружественное движение рук развивается быстрее.

•        «Пальчиковые классики».

В чем смысл этих игр? Да в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка. Это упражнение способствует развитию межполушарного взаимодействия и пространственных представлений, переключаемости внимания, закреплению звуков в изолированном виде, в слогах или словах.

Автоматизация звуков [С], [С'], [З], [З'], [Ц], [Ш], [Ж], [Щ'], [Ч'], [Л], [Л'], [Р], [Р'] в разных позициях в слове.

Работа с ед. и мн. ч. одного слова.

Переключение поз рук.

- Ставим указательный палец на клетку, говорим «матрешка».

- Ставим указательный и средний пальцы на следующие клетки, говорим «матрешки».

•        «Рисуем на спине».

Веселая и полезная сенсорная нейроигра для развития внимания, пространственных представлений, тактильного восприятия и межполушарного взаимодействия.

Вы видите, что некоторые движения с первого раза выполнить не всегда удается. Но трудная и при этом посильная задача поднимает настроение и рождает поиск, а поисковая активность, в свою очередь, вызывает возбуждение в глубинных структурах мозга, которые активизируют работу полушарий.

Знания, не подкрепленные телесным опытом или чувственным впечатлением, не усваиваются. В коре головного мозга формируются центры нейтрализации  этой информации.

 И.П. Павлов

Я прошу вас положить на левую руку все ваши знания и опыт, с которыми вы сюда пришли, а на правую, те знания, которые вы сегодня получили и соедините их (аплодируют себе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

презентация использование фольклора в коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи в условиях детского дома

презентация использование фольклора в коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи в условиях детского дома ...

Использование метода Су-Джок терапии в коррекции речевых нарушений

Теория и опыт использования метода Су-Джок терапии...

Использование БОС-аппарата при коррекции речевых нарушений

Заикание в подростковом возрасте встречается гораздо чаще, в сравнении с другими нарушениями речи (дислалия, дизартрия, алалия) в этом возрасте. Однако заикание почти никогда не выступает в само...

Использование сказкотерапии и песочной терапии в коррекции речевых нарушений детей с умственной отсталостью - обобщение опыта

Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребёнка. Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень рас...

Статья Использование фольклора как метода коррекции речевых нарушений у учащихся с ОВЗ в начальных классах

В статье описаны основные малые формы фольклора (потешки, загадки, скороговорки, пословицы, считалки, перевёртыши) как методы коррекции  речевого дыхания, темпа и ритма речи, лексико-грамматическ...

Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Доклад на тему: Использование нетрадиционных методов работы  и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи разработан  для выступления на семинаре-практикуме...