Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС
материал

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost-doklad.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»

Зам. директора по УВР – Жилкина Е.С.

         

           Современные процессы, происходящие в жизни общества, определили новые подходы к содержанию образования и его составных частей – обучения и воспитания. Основная образовательная программа на любой ступени основного образования реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

           Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) впервые в истории отечественной системы образования определили воспитательный компонент равноправным участником образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала образовательной организации, призванной обеспечить готовность обучающихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.

           Внеурочная деятельность – это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации обучающихся определенной возрастной группы, формированию у них потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участии в содержательном досуге.

         Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации обучающимися своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

         Основные задачи внеурочной деятельности:

1) создание условий для развития личности;

2) развитие мотивации к познанию и творчеству;

3) обеспечение эмоционального благополучия обучающихся;

4) приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, достижениям мировой культуры, национальным ценностям и традициям (включая региональные социально- культурные особенности);

5) профилактика асоциального поведения;

6) создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации обучающихся, их интеграции в систему отечественной и мировой культуры;

7) обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности;

8) укрепление психического и физического здоровья обучающихся;

9) развитие взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями) обучающихся.

           В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность» рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.

           В отличие от урочной деятельности внеурочная, имея те же цели, направлена на построение пространства для саморазвития, способствует индивидуализации, а также выращиванию свободной и самобытной личности, которая будет независимой и сможет декларировать собственное мнение. Важно, что внеурочная деятельность не является аналогом программ дополнительного образования. Организация внеурочной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:

1) соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

2) опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности образовательной организации;

3) опора на ценности воспитательной системы образовательной организации;

4) свободный выбор на основе личных интересов и склонностей обучающихся;

5) учет потребностей обучающихся и их родителей;

6) преемственность выбранного обучающимся направления на всех этапах образования;

7) разнообразие направлений и форм внеурочной деятельности, предполагающий реализацию всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандарте;

8) учет региональных разработок для организации внеурочной деятельности;

9) взаимодействие с региональными (муниципальными) учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;

10) оптимальное использование учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности;

11) учет возможностей учебно-методического комплекта, используемого в образовательном процессе.

           Важным требованием к внеурочной деятельности является учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей участников этой деятельности. Реализация данного принципа предполагает, прежде всего, отбор содержания деятельности в соответствии с возрастом, силами и возможностями обучающихся.

План внеурочной деятельности, как и учебный план, является основным организационным механизмом реализации адаптированных основных образовательных программ, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности.

Планирование внеурочной деятельности позволяет достичь высоких результатов как в образовательном процессе, так и в воспитании обучающихся, поскольку систематизирует работу специалистов образовательной организации, принимающих участие в организации внеурочной деятельности (заместитель директора по учебно-воспитательной работе), педагог дополнительного образования, классный руководитель,  воспитатели, педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-предметник, школьный библиотекарь), исключает вероятность стихийности, позволяет максимально объединить интересы социума, школьного сообщества и конкретной личности.

            Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов.

Обязательным условием реализации АООП ФГОС  для   детей с ОВЗ является то, что 5 часов из 10  выделяются на коррекционно-развивающую область и являются обязательной частью внеурочной деятельность.

             С введением ФАОП (федеральные адаптированные образовательные программы) расширились  и изменились направления внеурочной деятельности.      

Внеурочная деятельность в 1 - 5 классах (согласно ФАООП) включает в себя направления: 

-спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни;

-проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов;

-коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества;

-художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности;

-информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.

-интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию;

-«Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов.

           В нашей школе-интернате внеурочная деятельность на начальном общем уровне образования осуществляется по следующим направлениям:

- художественно – эстетическая творческая деятельность «Рукотворный мир»

Цель: расширение знаний  обучающихся об объектах рукотворного мира, формирование умений создавать предметы своими руками с использованием природного материала, развитие творческой активности, интереса, любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности.

- Коммуникативная деятельность  «Говорить нельзя молчать!»

Цель: развитие познавательной мотивации к изучению русского языка, привлечение внимания к передаче смысла с помощью интонации и пунктуации, развитие воображения в процессе подбора ситуаций, предполагающих разную интонацию.

 -«Учение с увлечением!» «Читаю в поисках смысла».

Цель: совершенствование читательской грамотности обучающихся, поддержка учащихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с овладением чтением как предметным и метапредметным результатом.

Один час в неделю отводится  на внеурочные занятия «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.

Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.

          Коррекционно-развивающая работа направлена на:

-осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи учащимся со зрительной депривацией с учётом их особых образовательных потребностей;

-минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности учащихся с нарушениями органа зрения на освоение ими адаптированной основной образовательной программы;

     -взаимосвязь урочной, внеурочной, внешкольной деятельности.

 Курсы коррекционно-развивающей области проводятся в форме фронтальных, групповых или индивидуальных занятий.

Содержание коррекционно-развивающей области на уровне начального общего образования  представлено следующими коррекционными курсами: «Ритмика», « Предметно-пространственная ориентировка», «Социально-бытовая ориентировка», «Развитие зрительного восприятия», «Развитие коммуникативной деятельности».

Индивидуальные коррекционные занятия направлены на коррекцию вторичных отклонений и отработку специальных умений и навыков, на формирование предметных представлений, коррекцию когнитивных функций у   слабовидящих учащихся, в том числе и у обучающихся со сложной структурой дефекта  (с учетом рекомендаций ЦПМПК, ТПМПК, ППк). Индивидуальные коррекционные занятия могут быть предназначены для индивидуальных занятий с педагогом-психологом, учителем- логопедом, тифлопедагогом, а также для индивидуальных коррекционных курсов («Ориентировка в пространстве», «Развитие зрительного восприятия» и пр.).

           На основном общем уровне образования внеурочная деятельность (согласно ФАОП) представлена следующими направлениями:

1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

2) внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности);

3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении;

4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и других;

6) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и другие);

7) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);

8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся).

В нашей школе-интернате внеурочная деятельность на основном общем уровне образования осуществляется по следующим направлениям:

1) внеурочную деятельность с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, представлена курсом по спортивно-оздоровительной деятельности «ОФП – общая физическая подготовка»;

2)внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) обучающихся представлена курсом по формированию функциональной грамотности «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» (5-6 классы), «Тайны русского языка»(7-10 классы);

3)внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,  самореализации обучающихся,  представлена курсом «Познай себя»;

4)внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве  (профилактики различных рисков, возникающихв процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся) и представлена курсом «Чему природа учит человека» (5-6 классы), «Как сохранить нашу планету» ( 7-8 классы).

  Один час в неделю  отводен на внеурочное занятие «Разговоры о важном».

Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.

В связи с необходимостью создания оптимальных условий для успешного освоения образовательной программы слепыми и слабовидящими обучающимися, в том числе и путем проведения грамотной коррекционной работы, при формировании раздела «Внеурочная деятельность» в часть «Коррекционно-развивающие занятия»  включаются: «Пространственная ориентировка и мобильность», «Тифлотехника», «Социально-бытовая ориентировка», «Развитие зрительного восприятия»,  «Коммуникативная деятельность» «Индивидуальные коррекционные занятия»; для обучающихся с умственной отсталостью «Сенсорное развитие».

           В конце выступления хотелось бы порекомендовать педагогам при организации внеурочной деятельности придерживаться следующих принципов.

Интерес. Важно, чтобы педагог помог ребенку найти в школе «свою» внеурочную деятельность, привлекательную именно для него. Это поможет укрепить контакты педагогов с детьми, будет способствовать формированию в глазах детей позитивного восприятия школы, уменьшит риск их вовлечения в нежелательные, антисоциальные виды деятельности.

Сотрудничество. Важно, чтобы педагог организовывал внеурочную деятельность не столько для детей, сколько вместе с детьми. То есть давал им возможность взять на себя ответственность за отдельные фрагменты организации этих видов деятельности - сначала за фрагменты попроще, затем посложнее. Это помогает детям взрослеть, преодолевая свою инфантильность и развивая самостоятельность и ответственность.

Доверие. Во внеурочной деятельности педагогу особенно важно стремиться к установлению доверительных и доброжелательных отношений со школьниками. Это поможет ему сплотить вокруг себя детей и стать для них значимым взрослым, к которому дети больше прислушиваются, чьи требования и просьбы воспринимаются позитивнее, чье поведение и жизненные принципы охотнее воспринимаются ими в качестве образцов для подражания.

Неназидательность. Содержание внеурочных занятий не должно преподноситься ребенку в форме назиданий. Ребенок не должен становиться пассивным потребителем информации. Важно дать ему самому делать выводы из увиденного и услышанного на занятиях: спорить, доказывать свою точку зрения, слышать мнения других. Только тогда будет формироваться его мировоззрение, его собственная жизненная позиция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно – образовательного процесса в условиях ФГОС»

Выступление "Психологическая готовность педагога кработе по программам внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в школе....

Метод семинар. Внеурочная деятельность по литературе как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Метод семинар. Внеурочная деятельность по литературе как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.Современное литературное образование, как и о...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Статья "Внеурочная деятельность по предмету как часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность-важное звено образовательной деятельности. Формы внеурочной деятельности отличаются от классно-урочной и направлены на достижение планируемых результатов освоения основной обра...

выступление "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС"

В современном обьществе растёт интерес к развитию и использованию интеллектуальных способностей человека. Выступление учителя начальных классов на методическом совете по теме "Внеурочная дея...

«Развитие творческих качеств ребенка через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности, как системообразующая составляющая воспитательного процесса в условиях ФГОС».

В соответствии с концепцией духовно-нравственного воспитания учащихся в школе создана и реализуется модель воспитательной системы рационально-познавательной ориентации, которая предполагает взаимодейс...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ. Коллективные формы организации творческой деятельности как способ формирования мотивации образовательного процесса в условиях ФГОС

В практике преподавания изобразительного искусства в школе существует несколько форм коллективной деятельности и большое число методик ее организации. Любому учителю ИЗО нужно знать классификацию форм...