Метод семинар. Внеурочная деятельность по литературе как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.
методическая разработка на тему

Метод семинар. Внеурочная деятельность по литературе как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_seminar.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Метод семинар. Внеурочная деятельность по литературе как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Учитель русского языка и литературы: Н.О. Бордзикули

Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности, однако наиболее продуктивно осуществлять его в свободное от обучения время. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

Цели внеурочной деятельности:

- создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;

 - создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;

- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время развитие здоровой, творчески растущей личности, со cформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеклассная работа, которая помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус.

Курс «Литература Дона» для учащихся 6 класса МБОУ ТСОШ №3 направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. Известно, что учащиеся 6-х классов отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно на таких занятиях учитель может открыть им «секреты» автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное глубоко.

Курс литературы уже в 6 классе предоставляет много возможностей для включения ребят в исследовательскую деятельность. Подросткам-читателям интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. А как же доказать свою точку зрения? Необходимо найти подтверждение в науке. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание. Детям интересно узнавать что-то новое, используя свои способности. Их привлекает все современное. Литература в данном случае не является исключением. В нашем регионе мире очень много разных писателей и поэтов, творчество которых будет интересно подросткам.

Например, содержание моей программы по внеурочной деятельности обращает внимание на изучение следующих разделов по литературе:

  1. «Фольклор. Донская былина» - 4 часа.
  2.  «Донские страницы классической русской прозы и поэзии XIX века» - 5 часов.
  3.  « Донские страницы в творчестве писателей и поэтов XX века » - 3 часа.
  4.  «Поэзия первой половины XX века о Доне » - 1 час.
  5. «Великая Отечественная война в поэзии Дона» - 2 часа .
  6.  «Поэты Дона, «с кровавых не пришедшие с полей»  - 2 часа .
  7.  «Литература второй половины XX века». – 1 час.

Варианты творческих проектов по программе:

Создать цикл иллюстраций к сказкам

Создать портретную галерею сказочных персонажей

Подготовить иллюстрированный альбом любимых сказочников

Подготовить рукописный сборник своих любимых сказок

Создание обложки для книги

Создание презентации, кроссвордов по сказкам

 Создание собственной сказки, оформление рукописного иллюстрированного сборника

Планируемые результаты освоения учебной программы

Личностными результатами являются:

 • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

 • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты проявляются в:

 • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

 • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

 • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

 в познавательно сфере:

- уметь воспринимать художественное произведение и анализировать его: знать героев, сюжет, проблематику и идею.

в коммуникативное сфере:

- выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;

- составлять план;

- писать сочинения на литературные и свободные темы.

В эстетической сфере:

- понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств;

- развивать художественный вкус.  

В результате изучения программы "Литература Дона" воспитанники должны знать:

- содержание литературных произведений;

- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов;

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

- основные теоретико-литературные понятия.

- работать с книгой;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Овладеть умениями:

  • воспринимать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
  • выделять тему и формулировать идею, давать характеристику героев произведений Дона и о Доне;
  • находить в текстах этнографический материал;
  • рассказывать о жизни, быте и культурных традициях донских казаков; использовать приобретенные знания в практической деятельности;
  • использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни с целью дальнейшего развития коммуникативных способностей, адаптации к социальным условиям.

Изучение любой науки – тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Проводя внеклассную работу по предмету, этот труд можно превратить для учеников в игру. Разумеется, в серьёзную игру. Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе являются жизненно необходимыми в школе, так как: соблюдается принцип равного права всех учеников – как хорошо успевающих, так и слабо подготовленных – на участие в мероприятии соблюдается принцип самодеятельности, который предполагает полную самостоятельность учащихся во время подготовки и осуществления того или иного внеурочного занятия соблюдается принцип занимательности, так как он находит своё выражение в разнообразии и вариативности форм внеклассных дел, методов и приёмов работы.     

Известный писатель Василий Белов  в своей книге «Лад» высказал следующую мысль: «Каждый ребёнок хочет играть, т.е. жить творчески». Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Смею предположить, что мы либо занялись не своим делом: не нашли себя, своего таланта; либо этот талант не развили. Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни – к этому стремится каждый педагог на протяжении всей своей трудовой деятельности.

03 октября 2016 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализация как составляющая учебного процесса в условиях реализации ФГОС

Эта статья поможет учителям английского языка разнообразить свою работу, включив в нее творческий метод театрализации....

Педагогический совет «Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно – образовательного процесса в условиях ФГОС»

Выступление "Психологическая готовность педагога кработе по программам внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в школе....

"Воспитательный процесс и внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности   школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно   решение задач их воспитания и соц...

"Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО"

Цель:Через анализ работы курсов внеурочной деятельности, функционирующих в ОУ, определить проблемы, пути и способы развития образовательного процесса по созданию оптимизационной модели внеурочной деят...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

выступление "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС"

В современном обьществе растёт интерес к развитию и использованию интеллектуальных способностей человека. Выступление учителя начальных классов на методическом совете по теме "Внеурочная дея...