Индивидуальное занятие ( обучающийся с нарушением слуха). Тема «Звук «л». Автоматизация. Тема «Зимующие птицы»»
план-конспект

Майстришина Наталия Валерьевна

Индивидуальное занятие по теме " Звук "Л". Автоматизация. Тема " Зимующие птицы" проведена с обучающейся с нарушением слуха  дошкольной группы. Занятие состоит из двух частей. Первая часть -обучение произношению, вторая - развитие слухового восприятия. Весь материал отрабатывается на лексической теме " Зимующие птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие  в дошкольной группе.

Тема «Звук «л». Автоматизация. Тема «Зимующие птицы»»

ФП(формирование произношения): Звук «Л» (Автоматизация). Работа над голосом.

РСВ(развитие слухового восприятия, работа за экраном): «Зимующие птицы».

Цели: ФП. Автоматизировать произношение звука " л " в изолированном виде; в слогах; в словах; в предложениях. Развивать силу голоса.

РСВ. Развивать слуховое восприятие на материале по теме «Зимующие птицы»

Коррекционно-образовательные задачи:

ФП. -закрепить произношение звука " л " изолированно; в слогах; в словах, в предложениях;

-закрепить понятия: звук, слог, слово, предложение.

РСВ.- вырабатывать умение различать  звукоподражания домашнихи зимующих птиц, слова и предложения по теме «Зимующие птиц», учить составлять простые предложения; развивать связную речь;

Коррекционно-развивающие задачи:

ФП. -закрепить звук в самостоятельном произношении;

-совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата;

-формировать кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;

РСВ.- развивать слуховое внимание и слухоречевую память дошкольника;

Коррекционно-воспитывающие задачи:

ФП.- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;

-развивать мотивацию дошкольника в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;

РСВ.-воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;

-развивать мотивацию использования слуховых возможностей для успешной социализации в обществе.

Обобрудование: компьютер, картинки.

                               План занятия.

I.Организационный момент.

  1. Проверка работы слуховых аппаратов.
  2.  Настрой на занятие.
  3. Определение темы, целей и задач занятия.
  4. Формулировка критериев оценки.

II.Обучение  произношению.

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Фонетическая ритмика.
  3. Автоматизация звука «Л» в слогах, словах,  в предложениях.
  4. Актуализация знаний по теме «Зимующие птицы»

III. Развитие слухового восприятия.

     1 . Восприятие на слух названия птиц. Игра « Кормушка».

      2.Физминутка. ( Работа над силой голоса)

      3. Восприятие голосов зимующих птиц.                           (Работа на компьютере.)

      4. Закрепление знаний в игре  «Кто поёт?»

IV. Заключительная часть.

  1. Подведение итогов.
  2. Самооценка занятия дошкольником.

Ход занятия.

Дефектолог (Д.)-Здравствуй, Соня!

Ребёнок ( Р.)- Здравствуйте, Наталия Валерьевна!

(Д.)-Аппараты работают хорошо?

-Да

(Д.)-Ты слышишь хорошо?

-Давай друг другу улыбнёмся, чтобы у нас на протяжении всего занятия было хорошее настроение? ( Улыбаемся).

На прошлом занятии у нас была тема « Домашние птицы», сейчас мы узнаем тему занятия сегодня. Собери картинки. ( Дошкольница собирает).

(Д.)Что получилось?

( Р.)- Дятел и щегол.

(Д.)- Какой последний звук в этих словах?

( Р.)- Звук «Л».

(Д.)- Ты знаешь, какие это птицы?

( Р.)- нет.

(Д.)- Это зимующие птицы. Прочитай.

( Р.)- Зимующие птицы.

(Д.)- Тема нашего занятия  « Звук « Л». Зимующие птицы».

(Д.)- А какие цели занятия, если тема такая?

( Р.)- Хорошо говорить звук « Л».

(Д.)- А еще мы будем учиться различать голоса птиц.

(Д.)- Прочитай цели занятия.

( Р.)- Хорошо говорить  «Л». Различать названия и голоса зимующих птиц.

(Д.)- А что мы будем делать на занятии, чтобы достичь цели.

( Р.)-Мы будем читать слоги, слова, предложения со звуком « Л».Слушать голоса зимующих птиц.

( Перед тобой круги большие средние и маленькие. Большой круг-всё сделала без ошибок, средний- 1-2 ошибки, маленький много ошибок. Если ты за занятие соберёшь 6 больших кругов, то ты занималась отлично, если меньше. То нужно ещё стараться. )

(Д.)- Сначала сделаем упражнения для звука «Л»

( Выполняем упражнения « Побежали по язычку», «Пароход» и фонетическую ритмику)

(Д.)- Ты правильно выполнила упражнения. Оцени себя.

(Д.)-Прочитай слоги и хорошо говори звук «л».

ла

ло

лу

ал

ол

ул

ала

ало

алу

(Д.)- Что ты сделала?

( Р.)-Я прочитала слоги.

(Д.)-Прочитай слова.

пол

пел

летал

сидел

голубь

сидел

дятел

щегол

(Д.)-Что ты сделала?

-Я прочитала слова.

(Д.)-Как ты прочитала слова?

(Д.)-Составь предложения. ( Соня составляет предложения).

( Р.)Голубь сидел.

Дятел стучал.

Щегол летал.

Синица клевала.

Снегирь сидел.

(Д.)-Ты знаешь стихи о птицах?

( Р.)-Да, о снегире.

(Д.)- Расскажи стихотворение.

(Д.)- Оцени себя. ( Соня оценивает).

(Д.)- Сейчас мы вспомним названия зимующих птиц. Каких-то птиц ты уже знаешь, так как мы раньше уже учили птиц.

( Педагог выкладывает картинки птиц ( ворона,голубь, снегирь, воробей, дятел, щегол, сорока. Педагог проговаривает названия птиц, а ребёнок подкладывает табличку).

(Д.)- Мы с тобой повторили названия птиц, а сейчас поиграем в игру «Кто улетел» (Педагог убирает одну из картинок, девочка называет).

Запомни картинки. Я сейчас одну картинку   уберу. А ты угадай какую.( Играем)

Птицам очень тяжело живется зимой и о них нужно заботиться. Вы заботитесь о птицах в детском саду?

( Р.)-Да.

(Д.)- Вы делали кормушки для птиц?

( Р.)-Да.

(Д.)- Посмотри на картинку. Что это?

( Р.)- Кормушка.

(Д.)- А что мы можем положить в кормушку? ( Педагог ребёнку показывает на подносе корм для птиц( семечки, крошки, сало)

(Д.)- Это крошки. Какие птицы едят крошки?

( Р.)- Воробей, голубь.

(Д.)- Это сало. Кто ест сало?

( Р.)-Синицы.

(Д.)-Что это?

( Р.)-Семечки.

(Д.) Их едят воробьи, голуби, синицы.

 Развитие слухового восприятия.

(Д.)- Сейчас будем слушать. Ты на кормушку посадишь ту птицу, которую услышишь. (Дефектолог  проговаривает, ребёнок выкладывает птиц на кормушку).

(Д.)- Сколько птиц прилетело на кормушку?

( Р.)- Шесть.

(Д.)- Какие это птицы?

-Зимующие птицы.

(Д.)- Правильно.

(Д.)- Петух это зимующая птица?

( Р.)- Нет. Домашняя птица.

(Д.)- Сколько домашних птиц осталось?

( Р.)-Три.

Физминутка.

Наша утка:

Кря, кря, кря,

Наш гусь:

Га,га,га

Наш индюк:

Бал,бал,бал.

 Наш петушок рано встаёт

Песню поёт « Ку-ка-ре-ку».

(Работа над голосом).

(Д.)- Ты знаешь, что большие птицы кричат громко, птенцы тихо.

(Д.)-Как кричит большая утка?

( Р.)-Кря, кря,кря  (Говорит громко)

(Д.)-А как утята?

( Р.)-Кря,кря,кря (говорит тихо).

(Д.)- Как гуси гогочут?

( Р.)- Га, ГА, га ( говорит громко).

(Д.)- А гусята?

( Р.)-Га,га,га (говорит тихо).

(Д.)-Как индюк кричит?

( Р.)-Бал, бал, бал. ( Говорит громко).

(Д.)- А как индюшата кричат?

( Р.)- Бал,бал,бал (Говорит тихо).

(Д.)-Курица кричит ко,ко,ко! (Громко)

(Д.)-А цыплята?

( Р.)-ПИ,пи,пи.

(Переходят к компьютеру)

(Д.)-Сегодня мы будем слушать голоса зимующих птиц.

(Д.)-Это кто?

Синица.

(Д.)Послушай, как тинькает синица.

(Д.)-Кто это?

( Р.)-Снегирь. Слушает пение снегиря.

( Р.)-Кто это?

( Р.)-Сорока. ( Слушает стрекотание сороки)

(Д.)-Кто это?

( Р.)-Дятел. (Слушает дробь дятла)

(Д.)- Кто это?

( Р.)-Я не знаю.

(Д.)- Это свиристель.  Она тоже зимующая птица. Более подробно с   этой птицей мы познакомимся на следующем занятии. Свиристель любит ягоды, поэтому в кормушку можно для свиристелей класть ягоды.

(Закрепление неречевых звуков (пение птиц)).

(Д.)- Сейчас мы поиграем в игру «Кто поёт?»

(Сначала  Соня включает пение птицы. Девочка угадывает, а потом проверяет себя, правильно отгадала или нет).

(Д.)-Оцени себя. Как ты играла в эту игру. Соня оценивает.

Заключительная часть.

(Д.)-Итак, тема нашего занятия была « Зимующие птицы». Что ты делала на занятии?

( Р.)- Я читала , считала, говорила, слушала, играла…

(Д.)-Как ты занималась, посчитай сколько больших кругов ты собрала?

Считает.

(Д.)- Молодец, ты набрала 6 больших кругов, значит ты отлично работала на занятии.

Старайся всегда хорошо говорить, чтобы тебя лучше понимали другие люди.

(Д.)-Занятие подошло к концу.

(Д.)- Что нового ты узнала на занятии?

( Р.)- Я узнала о новой птице свиристели.

(Д.)- Что тебе интересно было на занятии?

-…….а.

(Д.)- До свидания, Соня.

( Р.)- До свидания.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР на тему « Зимующие птицы»

Конспект данного занятия разработан для старшей группы логопедического сопровождения  детей с ОНР....

Открытое индивидуальное занятие по РСВ и ОП «Автоматизация звука «Ш» в начальной позиции перед гласными в игровых упражнениях. Коррекция звука «Р».

На индивидуальном занятии ведется работа по коррекциии звука «Р» и  автоматизации звука «Ш» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных  процессов как: па...

Конспект индивидуального занятия по ФРС и ПСР. Автоматизация звука Л для детей с нарушением слуха

Формирование произношения:Тема: Звук [Л].Цель: Автоматизация в обратной позиции в слогах, словах, предложениях.Развитие речевого слуха:Тема: Текст «Звери готовятся к зиме».Цель: Тренировка...

Конспект индивидуального занятия по ФРС и ПСР. Автоматизация звука С для детей с нарушением слуха

Тема: Автоматизация звука [с]. Текст «Зима»Цель: Автоматизация [с] на материале слогов, слов, предложений в позиции между гласными.Учить воспринимать фразы на слух из деформированного текс...

Конспект индивидуального занятия по ФРС и ПСР. Автоматизация звука Ц для детей с нарушением слуха

Формирование произношения:Тема: Звук [Ц].Цель: Автоматизация в обратной позиции в слогах, словах, предложениях.Развитие речевого слуха:Тема: Текст «Находка».Цель: Тренировка слуха в различ...

Конспект индивидуального занятия по ФРС и ПСР. Автоматизация звука Ч для детей с нарушением слуха

Формирование произношения:Тема: Звук [Ч].Цель: Автоматизация в обратной позиции в слогах, словах, предложениях.Развитие речевого слуха:Тема: Текст «Отважный поступок».Цель: Тренировка слух...