Программа по альтернативной коммуникации
материал
Программа разработана в соответствие с ФГОС ОВЗ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
УТВЕРЖДЕНА приказ №157 от «28»08.2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА "АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ"
(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2)
Класс: 5б Объем – 34 занятия Учитель-дефектолог В.М. Морозова |
г. Нефтеюганск-2024
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | |
1.1 | Психолого – педагогическая характеристика обучающихся | |
1.2 | Планируемые результаты освоения коррекционного курса | |
1.3 | Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | |
2 | Содержательный раздел | |
2.1 | Содержание коррекционного курса | |
2.2 | Календарно – тематическое планирование |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программа (Вариант 2) КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Нормативное обеспечение программы включает:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Весь программный материал направлен на решение коммуникативных задач: развитие импрессивной и зкспрессивной речи, необходимого запаса умений и навыков для использования доступных коммуникативных технологий. Для совершенствования подачи материала и развития познавательного интереса на уроках используются большое количество игровых упражнений и сюжетных игр дидактического характера, направленных на коррекцию и развитие речевой и коммуникативной активности учащихся в классах с умственной отсталостью. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
1.1. Психолого – педагогическая характеристика обучающихся
Всего обучающихся 5б класса – 3 человека
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР.
Для данной категории обучающихся характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.
Обучающиеся отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровня сформированности той или иной психической функции; практический навык существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У обучающихся затруднено формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.
Внимание обучающихся крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация нарушена. Обучающимся трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.
Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части обучающихся отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.
В соответствии с ППк от 05.2024 года определены задачи индивидуальных образовательных маршрутов:
Таблица 1.
Ф.И. обучающегося | Задачи |
5б класс | |
Сергей | Предметная задача на 1 полугодие 2024-2025 учебного года: сформировать умение одеваться и обуваться с направляющей помощью взрослого. Личностная задача на 1 полугодие 2024-2025 учебного года: сформировать умение понимать простую инструкцию. |
Тимур | Предметная задача на 1 полугодие 2024-2025 учебного года: сформировать умение различать правую и левую сторону ботинка. Личностная задача на 1 полугодие 2024-2025 учебного года: сформировать умение работать с другими (работать в паре). |
Александр | Предметная задача на 1 полугодие 2024-2025 учебного года: сформировать умение самостоятельно и последовательно одеваться без помощи взрослого, развивать крупную моторику Личностная задача на 1 полугодие 2024-2025 учебного года: сформировать навык самодисциплины на уроке |
1.2 Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Таблица 2.
Название раздела | Планируемые образовательные результаты | ||
Личностные | |||
Коммуникация | Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях. | -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей социальных ролей. | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство). | - формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности | |
Чтение и письмо. Элементы глобального чтения | Расширение понимания значения простых предлогов и обучение их правильному использованию в самостоятельной речи. Обеспечение усвоения притяжательных и определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных, их использование в экспрессивной речи. | - чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | |
1.3. Сведения о создании условий, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Программа предполагает для каждой нозологий создание специальных условий (см. Таблица 3).
Создание образовательной среды
Таблица 3.
№ п.п | Нозологии | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1 | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР |
|
2. Содержательный раздел
Содержание программы интегрировано с содержанием учебных предметов письмо и развитие речи, чтение, направлено на оказание помощи в освоении адаптированной образовательной программы (коррекцию пробелов в знаниях по данным предметам), в соответствии с рекомендациями ПМПК, и с учетом результатов логопедического обследования, учащихся в начале учебного года (см. табл. 4).
2.1. Содержание коррекционного курса
Таблица 4.
№ п/п | Раздел | Формы организации учебных (коррекционных) занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
Диагностика уровня речевого развития Коммуникация | Индивидуальные/групповые *дистанционные Индивидуальные/ групповые *дистанционные | Регулятивные Личностные Познавательные | Комплексный подход Комплекс артикуляционной гимнастики, изучение артикуляции звуков и слоговые упражнения. Упражнение на развитие дыхания. Кинезиологические упражнения. | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Индивидуальные/ групповые *дистанционные | Регулятивные Личностные Познавательные | Работа с пиктограммами. Работа с сюжетными картинками. Выполнение практических заданий по инструкции на понимание слов, обозначающих предмет, признак, действие. | |
Чтение и письмо | Индивидуальные/ групповые *дистанционные | Регулятивные Личностные Познавательные | Произношение звуков. Подбор карточек на заданный звук. Умение находить букву среди других букв. Письмо буквы по точкам и по образцу. Выкладывание слогов из разрезной азбуки по заданию. Чтение слогов. Написание слогов по образцу. Элементы глобального чтения. |
*в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой возможно дистанционное обучение
2.2.1. Календарно – тематическое планирование
Альтернативная коммуникация (5 б класс)
№ | Тема занятия | Кол-во занятий | Дата |
п/п | |||
Диагностика уровня речевого развития. | 1 | ||
Диагностика уровня речевого развития. | 1 | ||
Культура общения: приветствие, прощание. | 1 | ||
Умение просить о помощи. Выражение благодарности. | 1 | ||
Люди и имена. | 1 | ||
Звучащие предметы. | 1 | ||
Я вижу, я слышу. | 1 | ||
Эмоции. | 1 | ||
Я и мои помощники. | 1 | ||
Представление о цвете. | 1 | ||
Представление о форме. | 1 | ||
Различение предметов по цвету и форме. | 1 | ||
Составление композиций из деталей одного цвета. | 1 | ||
Составление композиций из 2-3 деталей разного цвета. | 1 | ||
Звуки вокруг нас. | 1 | ||
Животные. | 1 | ||
Растения. | 1 | ||
Грибы. | 1 | ||
Слушание русской народной сказки. | 1 | ||
Понимание слов, обозначающих предметы | 1 | ||
Понимание слов, обозначающих предмет посуда. | 1 | ||
Понимание слов, обозначающих предмет мебель. | 1 | ||
Понимание слов, обозначающих предмет одежда. | 1 | ||
Понимание слов, обозначающих предмет обувь. | 1 | ||
Понимание слов, обозначающих предмет овощи. | 1 | ||
Понимание слов, обозначающих предмет фрукты. | 1 | ||
Понимание слов, обозначающих предмет продукты. | 1 | ||
Понимание слов, обозначающих предмет транспорт. | 1 | ||
Понимание слов, обозначающих предмет бытовые приборы. | 1 | ||
Слушание стихотворения. | 1 | ||
Диагностическое обследование. | 1 | ||
Диагностическое обследование. | 1 | ||
Диагностическое обследование. | 1 | ||
Диагностическое обследование. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации
Конспект открытого занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе "Азбука общения")тема: "Кораблики плывут"проведено в марте 201...

Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"
Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.
Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.Альтернативная коммуникация – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут...

Аннотация к рабочей программе по альтернативной коммуникации
Аннотация к рабочей программе по альтернативной коммуникации 9 класс...

Урок по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в 1* классе. Надомное обучение. На тему: Использование изобразительных и игровых средств коммуникации
Формирование эмоционально-волевой сферы младших школьников посредством выразительности движений средствами ритмотерапии....

