Программа по альтернативной коммуникации
материал

Морозова Виктория Михайловна

Программа разработана в соответствие с ФГОС ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_al_2024_5b_klass.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

              УТВЕРЖДЕНА

приказ №157 от «28»08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА "АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ"

(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 2)

Класс: 5б  

Объем – 34 занятия

Учитель-дефектолог

В.М. Морозова

        

г. Нефтеюганск-2024

Оглавление

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

1.1

Психолого – педагогическая характеристика обучающихся

1.2

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

1.3

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

2

Содержательный раздел

2.1

Содержание коррекционного курса

2.2

Календарно – тематическое планирование

1. Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программа (Вариант 2) КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Нормативное обеспечение программы включает:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

 Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Весь программный материал направлен на решение коммуникативных задач: развитие импрессивной и зкспрессивной речи, необходимого запаса умений и навыков для использования доступных коммуникативных технологий. Для совершенствования подачи материала и развития познавательного интереса на уроках используются большое количество игровых упражнений и сюжетных игр дидактического характера, направленных на коррекцию и развитие речевой и коммуникативной активности учащихся в классах с умственной отсталостью. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования  умственных действий.

1.1. Психолого – педагогическая характеристика обучающихся

Всего обучающихся 5б класса – 3 человека

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР.

Для данной категории обучающихся характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.

Обучающиеся отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровня сформированности той или иной психической функции; практический навык существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У обучающихся затруднено формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.

Внимание обучающихся крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация нарушена. Обучающимся трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.

Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части обучающихся отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.

        В соответствии с ППк от 05.2024 года определены задачи индивидуальных образовательных маршрутов:

Таблица 1.

Ф.И. обучающегося

Задачи

5б класс

Сергей

Предметная задача на 1 полугодие 2024-2025 учебного года: сформировать умение одеваться и обуваться с направляющей помощью взрослого.

Личностная задача на 1 полугодие 2024-2025 учебного года: сформировать умение понимать простую инструкцию.

Тимур

Предметная задача на 1 полугодие 2024-2025 учебного года: сформировать умение различать правую и левую сторону ботинка.

Личностная задача на 1 полугодие 2024-2025 учебного года: сформировать умение работать с другими (работать в паре).

Александр

Предметная задача на 1 полугодие 2024-2025 учебного года:

сформировать умение самостоятельно и последовательно одеваться без помощи взрослого, развивать крупную моторику

Личностная задача на 1 полугодие 2024-2025 учебного года: сформировать навык самодисциплины на уроке

1.2 Планируемые результаты освоения коррекционного курса

        Таблица 2.

Название

раздела

Планируемые

образовательные результаты

                                                     Личностные

Коммуникация 

Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

 -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей социальных ролей.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

- формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

Чтение и письмо.

Элементы глобального чтения

Расширение понимания значения простых предлогов и обучение  их правильному использованию в самостоятельной речи. Обеспечение усвоения притяжательных и определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных, их использование в экспрессивной речи.

- чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.

1.3. Сведения о создании условий, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Программа предполагает для каждой нозологий создание специальных условий (см. Таблица 3).

Создание образовательной среды

Таблица 3.

п.п

Нозологии

Формы, методы и приемы

работы с обучающимися

1

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

  • Игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как средство обучения);
  • Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами);
  • Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
  • Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;
  • Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.
  • Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.

2. Содержательный раздел

Содержание программы интегрировано с содержанием учебных предметов письмо и развитие речи, чтение, направлено на оказание помощи в освоении адаптированной образовательной программы (коррекцию пробелов в знаниях по данным предметам), в соответствии с рекомендациями ПМПК, и с учетом результатов логопедического обследования, учащихся в начале учебного года (см. табл. 4).

2.1. Содержание коррекционного курса

Таблица 4.

п/п

Раздел

Формы организации учебных (коррекционных) занятий

Формируемые БУД

Коррекционно-развивающая работа

Диагностика уровня речевого развития

Коммуникация

Индивидуальные/групповые

*дистанционные

Индивидуальные/ групповые

*дистанционные

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Комплексный подход

Комплекс артикуляционной гимнастики, изучение артикуляции звуков и слоговые упражнения.

Упражнение на развитие дыхания.

Кинезиологические упражнения.

Развитие речи  средствами вербальной и невербальной коммуникации

Индивидуальные/ групповые

*дистанционные

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Работа с пиктограммами.

Работа с  сюжетными картинками.

Выполнение практических заданий по инструкции на понимание слов, обозначающих предмет, признак, действие.

Чтение и письмо

Индивидуальные/ групповые

*дистанционные

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Произношение звуков. Подбор карточек на заданный звук.

Умение находить букву среди других букв.

Письмо буквы по

 точкам и по образцу.

Выкладывание слогов из разрезной азбуки по заданию.

Чтение слогов.

Написание  слогов по образцу.

Элементы глобального чтения.

*в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой возможно дистанционное обучение

2.2.1. Календарно – тематическое планирование

Альтернативная коммуникация (5 б класс)

Тема занятия

Кол-во

занятий

Дата

п/п

Диагностика уровня речевого развития.

1

Диагностика уровня речевого развития.

1

Культура общения: приветствие, прощание.

1

Умение просить о помощи. Выражение благодарности.

1

Люди и имена.

1

Звучащие предметы.

1

Я вижу, я слышу.

1

Эмоции.

1

Я и мои помощники.

1

Представление о цвете.

1

Представление о форме.

1

Различение предметов по цвету и форме.

1

Составление композиций из деталей одного цвета.

1

Составление композиций из 2-3 деталей разного цвета.

1

Звуки вокруг нас.

1

Животные.

1

Растения.

1

Грибы.

1

Слушание русской народной сказки.

1

Понимание слов, обозначающих предметы

1

Понимание слов, обозначающих предмет посуда.

1

Понимание слов, обозначающих предмет мебель.

1

Понимание слов, обозначающих предмет одежда.

1

Понимание слов, обозначающих предмет обувь.

1

Понимание слов, обозначающих предмет овощи.

1

Понимание слов, обозначающих предмет фрукты.

1

Понимание слов, обозначающих предмет продукты.

1

Понимание слов, обозначающих предмет транспорт.

1

Понимание слов, обозначающих предмет бытовые приборы.

1

Слушание стихотворения.

1

Диагностическое обследование.

1

Диагностическое обследование.

1

Диагностическое обследование.

1

Диагностическое обследование.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации

Конспект открытого занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе "Азбука общения")тема: "Кораблики плывут"проведено в марте 201...

Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"

Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...

Программа по альтернативной коммуникации

Программа по альтнрнативной коммуникации...

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.Альтернативная коммуникация – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут...

Аннотация к рабочей программе по альтернативной коммуникации

Аннотация к рабочей программе по альтернативной коммуникации 9 класс...

Урок по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в 1* классе. Надомное обучение. На тему: Использование изобразительных и игровых средств коммуникации

Формирование эмоционально-волевой сферы младших школьников посредством выразительности движений средствами ритмотерапии....