Диагностический материал
учебно-методический материал

Дзевик Юлия Анатольевна

Логопедическое обследование 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое обследование (И.О. Крупенчук)

(состояние речевого аппарата, голосовой функции и просодики)

Губы (толстые, тонкие) ___________________________________________________________________

Зубы (мелкие, крупные, вне дуги, отсутствие, наклон) _________________________________________

Прикус (открытый, боковой, перекрёстный, прямой, проген., прогнат.) ___________________________

Нёбо (уплощённое, готическое, расщелина) __________________________________________________

Язык (микро -, макроглоссия, состояние подъязычной связки) ___________________________________

Голос (тихий, громкий, высокий, низкий, сиплый, назальный) ___________________________________

Просодика. Темп ______________________________ Ритм ______________________________________

Паузация ____________________________________Интонация __________________________________

Мимическая и артикуляционная мускулатура

Движение

Есть ли движение; замена, объём, точность, активность/заторможенность, мышечный тонус, синкинезии, тремор, девиация, саливация, переключаемость, истощаемость, неправильное воспроизведение, состояние носогубной складки, гипо-, гиперметрия

1

Поднять брови

2

Нахмуриться

3

Закрыть правый глаз

4

Закрыть левый глаз

5

«Толстячки»

6

«Худышки»

7

«Улыбочка»

8

«Трубочка»

9

«Лопаточка»

10

«Иголочка»

11

«Чашечка»

12

«Мостик»

13

«Улыбочка» / «Трубочка»

14

«Парус» / «Мостик»

Звукопроизношение

(отмечаются только те звуки, при произношении которых есть нарушения, другие звуки не отмечаются)

[ ]

Слова

Звуки, при произношении которых есть нарушения

с

санки

оса

ананас

сь

сирень

осёл

гусь

з

зонт

коза

зь

зебра

корзина

ц

цветок

мельница

огурец

ш

шар

машина

душ

ж

жук

ножи

ш

щенок

ящик

плащ

ч

чайник

ключи

мяч

т

тыква

лопата

крот

ть

тигр

котёнок

кость

л

лодка

клубок

стул

ль

лев

коляска

медаль

р

рак

гора

топор

рь

рябина

турист

якорь

й

ёж

змея

змей

д

дом

звезда

дь

дятел

индюк

б

бусы

собака

бь

белка

лебедь

в

волк

сова

вь

вишня

свинья

г

гусь

лягушка

гь

ширя

сапоги

к

кот

стакан

жук

кь

кит

санки

х

хор

черепаха

петух

хь

химики

петухи

п

пальма

сапог

сноп

пь

пират

петух

цепь

м

мышь

сумка

сом

мь

мяч

хомяк

семь

н

нож

бант

слон

нь

нитки

книга

конь

ф

факел

телефон

шкаф

фь

фен

дельфин

Слоговая структура

(N – норма; в остальных случаях записывается речь ребенка)

Слова

Произношение ребенком

1

Коньки

2

Конфета

3

Ботинки

4

Подметать

5

Именины

6

Подготовка

7

Антоновка

8

Автогонка

9

Вдохнуть

10

Комнатка

11

Отгадка

12

Подводники

13

Гиппопотам

14

Магнитофон

15

Однодневный

16

Многодетная

Даня поднимает пакет. _____________________________________________________________________

Хоккейная команда едет домой, ______________________________________________________________

У Тани модная кофта и юбка. ________________________________________________________________

Мы с Антоном идём к фонтанам. _____________________________________________________________

У деда в банке – гайки и винтики. ____________________________________________________________

У пингвина один пингвинёнок. ______________________________________________________________

Татьяна вдевает нитку. _____________________________________________________________________

Вадим ходит на тайквандо. __________________________________________________________________

Фонематические процессы

Есть ли звук Р в слове? Бобы, горох, капуста, помидор. ________________________________________

Назови первый звук в слове: Аня, Оля, ухо, Ира. _____________________________________________

Назови все звуки в слове МАК. ___________________Сколько звуков в слове СУП? _________________

Составь слово из звуков: Д, О, М. ____________________________________________________________

Покажи на картинках: рак-лак, мишка-миска, Марина-малина, коза-коса, жевать-зевать, тёлка-чёлка, вечер-ветер, мажет-машет.

Грамматический строй. Словоизменение.

а) Преобразование единственного числа во множественное

Единственное

число

Множественное

число

Единственное

число

Множественное число

Стол

Столы

Дятел

Шапка

Лампа

Лампы

Кольцо

Олень

Жук

Пень

Дом

Дома

Воробей

Крот

Колесо

Окно

Лист

б) Согласование с числительными

Слова

Числительные

1

2

5

Дом

Утка

Конь

Коза

Змея

воробей

в) Согласование падежных окончаний

Падежи

лиса

ёжик

рысь

И.п.

У тебя есть (кто?)

Р.п.

У тебя нет (кого?)

Д.п.

Корм даю (кому?)

В.п.

Любишь (кого?)

Т.п.

Доволен (кем?)

П.п.

Рассказ (о ком?)

Словообразование.

а) Образование уменьшительно-ласкательных форм

Стол

Столик

Одеяло

Дом

Сапог

Кукла

Стул

Стульчик

Книга

Кружка

Мяч

Гнездо

Шкаф

Шкафчик

Платье

Кольцо

дерево

Ковёр

б) Согласование с предлогами

Предлоги

Словосочетания

в, на, над, под

Над грибом, под грибом, в цветке, на шляпке гриба

за, с, к, из

За забором, из будки, с палкой, к миске

перед, около, из-за, из-под

Перед домом, около забора, из-за дерева, из-под стола

в) Образование прилагательных

Из стекла

Стеклянная -  банка

Из снега

- снеговик

Из бумаги

- книга

Из дерева

- бочка

Хвост волка

Ухо волка

Лапа волка

Лексический запас

а) Уровень классификаций

1. Назови одним словом

Голубь, ворона, воробей – это _______________________________________________________________

Свитер, юбка, брюки – это __________________________________________________________________

Груша, яблоко, лимон – это__________________________________________________________________

Сапоги, туфли, кеды – это ___________________________________________________________________

Молоко, хлеб, колбаса – это _________________________________________________________________

2. Назови

Назови животных: _________________________________________________________________________

Назови игрушки: __________________________________________________________________________

Назови птиц: ______________________________________________________________________________

Назови посуду: ____________________________________________________________________________

Назови фрукты: ___________________________________________________________________________

Назови мебель: ____________________________________________________________________________

б) Номинативный словарь (Назови детёнышей)

У кошки ________________________У утки ________________________У лисы ___________________

У козы __________________________У волка _______________________У собаки _________________

У курицы _______________________ У Коровы ______________________ У свиньи ________________

У овцы _________________________У Лошади _________________________

в) Антонимы (Скажи наоборот)

Хороший _________________ Большой ______________________Худой ___________________________

Широкий ___________________Свет __________________________Подниматься ___________________

Далеко _____________________Высоко ________________________Умный ________________________

Весёлый ______________________Здороваться ____________________Чисто_______________________

г) Глагольный словарь (Кто что делает?)

Птица _____________Рыба ______________Змея _____________Заяц ____________Художник _________

Лошадь ___________________Врач ______________________Учитель _____________Повар __________

Обследование понимания речи

  1. Где заяц идёт за кошкой, а где – кошка за зайцем?
  2. Покажи мамину дочку; дочкину маму.
  3. Женя потеряла мишку, которого взяла у Вали. Чей был мишка?
  4. Лошадь обогнала осла? Кто впереди, кто остался?

Связная речь

  1. Составление предложений по предметной картинке.
  2. Составление рассказа по сюжетной картинке.
  3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
  4. Что неправильно нарисовал художник?

Результаты логопедического обследования в баллах

Раздел обследования

Баллы

Критерии оценки

1.

Звукопроизношение

0

Звукопроизношение не нарушено.

1

Нарушено произношение одной группы звуков.

2

Нарушено произношение двух групп звуков.

3

Нарушено произношение трёх групп звуков.

4

Нарушено произношение четырёх и более групп звуков; дефекты звонкости, мягкости; нетрадиционные замены.

2.

Слоговая структура

0

Слоговую структуру слов воспроизводит без ошибок.

1

Нарушения редки, главным образом в малознакомых словах.

2

Нарушения в предложениях. В словах – незначительные.

3

Нарушения грубые, на уровне слов (упрощения, перестановки, уподобления слогов).

4

Звукокомплексы, звукоподражания.

3.

Фонематические представления

0

Сформированы соответственно возрасту.

1

Самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи взрослого.

2

Только половину заданий на свой возраст выполняет верно.

3

Выполняет правильно только задания для более младшего возраста, с более трудными не справляется.

4

Не сформированы. Не может выполнить ни одного задания.

4.

Грамматический строй

0

Грамматические категории использует без затруднений.

1

Редкие аграмматизмы.

2

Ошибки в словообразовании и словоизменении, но типичные.

3

Ошибки многочисленные, стойкие, специфические аграмматизмы, невозможность образовывать формы слов.

4

Грамматический строй не сформирован.

5.

Лексический запас

0

Лексический запас сформирован по возрасту.

1

Запас в приделах обихода (обычно номинативный словарь, умение подобрать антонимы).

2

Лексический запас беден. Выполняет только половину заданий.

3

Лексический запас резко ограничен. Не выполняет и половины заданий.

4

Лексика отсутствует.

6.

Понимание речи

0

В полном объёме.

1

Понимание на уровне целостного текста или рассказа. Для ответов на вопросы по смыслу требуется помощь взрослого.

2

Понимание грамматических форм, предложно-падежных конструкций, временных и пространственных отношений на уровне фразы.

3

Понимание ситуативное, только на уровне знакомых слов.

4

Обращённая речь мало понятна для ребёнка, он не может выполнить даже простых поручений.

7.

Связная речь

0

Без затруднений.

1

Рассказ бедный. Требуется помощь взрослого, наводящие вопросы. Присутствует некоторая смысловая неточность.

2

Синтактические конструкции фраз бедные. Нарушена последовательность в передаче сюжета.

3

Простая аграмматичная фраза со структурными нарушениями.

4

Связной речи нет.

Результаты диагностики по количеству баллов

1-3 балла (1-й, реже 3-й раздел) – НПОЗ;  4-6 баллов (1-й и 3-й разделы) – ФФНР;  7-12 баллов – ОНР 4; 13-18 баллов – ОНР 3;  19-24 балла – ОНР 2;  25-28 баллов – ОНР 1.

Сводная таблица

Ф. И.

обучающегося

Начало/

конец учебного года

Разделы обследования

Итого

Логопедическое заключение

1

2

3

4

5

6

7

1

начало

конец

2

начало

конец

3

начало

конец

4

начало

конец

5

начало

конец

6

начало

конец

7

начало

конец

8

начало

конец

9

начало

конец

10

начало

конец

11

начало

конец

12

начало

конец

13

начало

конец

14

начало

конец

Схема наблюдения за поведением и эмоциями ребенка (по С.Ю. Танцюра, С.И. Кононова)

Ф.И. обучающегося _________________________________класс_____________

Дата заполнения________________________

Характер нарушения

В чем конкретно появляется данное нарушение поведения

Балл по критериям

Средний бал

Агрессивность

В мимике

Сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки.

Физическая

Ломает игрушки, школьные предметы, рвёт книги, толкает сверстников, ударяет встречных, кусается, плюётся.

Скрытая

Щиплет других, говорит обидные слова (когда не слышит взрослый).

Вербальная

Ругается, говорит обидные (нецензурные) слова.

В виде угрозы

Замахивается – но не ударяет, пугает других.

Реакция на ограничения или запрет

Сопротивляется при попытке удержать его от агрессивных действий, препятствие усиливает агрессивное поведение.

Аутоагрессия

Кусает и щиплет себя, просит себя стукнуть еще раз.

Удовольствие от агрессии

Получает ли удовольствие от того, что делает больно другим.

Вспыльчивость

В физических действиях

Неожиданно для всех бросает игрушки, школьные принадлежности (пособия или другие предметы), может полезть в драку.

В речи

Может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово.

Негативизм

В физических действиях

Делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру.

Отказы

Отказывается даже интересной для него деятельности, от привлекательного предмета или угощения.

Вербальный

Говорит «не буду», «не хочу», «нет».

Демонстративность

В движениях

Поворачивается спиной, утрирует движение или мимику, падает с криками, ударами об пол в ответ на требования взрослого.

Как ориентация на собственное состояние и поведение

Стремиться обратить на себя внимание в ущерб организации урока, делая что-то на оборот, наблюдает за реакцией окружающих.

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость)

В мимике

Недовольное выражение лица, плачет.

Как реакция на препятствие

Обижается при проигрыше в игре, другой деятельности.

Реакция на оценку других

Болезненно реагирует на замечания, повышенный тон голоса.

Конфликтность

Чувствительность к провокации

Сам провоцирует конфликт, отвечает конфликтом на конфликтные действия других.

Как эгоцентризм и недостаточность ориентации на состояние другого

Не считается с желаниями и интересами сверстников; не учитывает замыслы намерения других детей в совместной деятельности, во взаимоотношениях.

Как трудность переключения

Не дает игрушки, не одалживает ручку или карандаш, не делится угощением.

Эмоциональная отгороженность (аутистическая симптоматика)

Как центробежные тенденции

Когда все дети вместе, стремится уединиться.

Как эмоциональная поглощенность деятельностью

Входит в помещение и сразу идёт на своё место, не общается с окружающими.

Особенности речевого поведения

Почти не использует речь для общения, если говорит, речь не обращена к собеседнику.

Как псевдоглухота

Не выполняет просьбу, хотя её слышит и понимает содержания требования, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.

Особенности зрительного контакта

Избегает смотреть в лицо собеседнику.

Особенности социальных эмоций

Воспринимает людей, как неодушевлённые предметы; не ориентируется на эмоциональное состояние других людей.

Дурашливость

В физических действиях и мимике

Дурачится; передразнивает в движениях.

Как реакция на замечание

Реагирует смехом на замечания взрослого; похвала порицания не оказывают значительного изменения на поведения ребёнка.

Как нарушение социальных норм и ограничений

Весёлым поведением, глупыми шутками выводит окружающих из себя.

Нерешительность

В социальных отношениях с другими

Избегает ситуации устного опроса на уроке; не отвечает, даже если знает ответ; отказывается от ведущих ролей в игре; застенчив; стесняется новых людей.

Проявления в речи

Использует слова «не знаю», «может быть», «не помню» или отмалчивается, даже если знает верный ответ.

В физических действиях

Боится спрыгнуть с возвышения в ситуации неопределенности, движения заторможенные, неловкие, не достаточно координированные.

Реакция на новизну

Проявляет тормозные реакции; поведение в новой ситуации менее вариативное, чем в привычной.

В деятельности

Затрудняется в принятии решения в условиях выбора, дефицита времени.

Страхи

Конкретные

Страх пылесоса; страх собак; страх темноты; страх порывов ветра, сильного дождя, грозы.

Социальные

Страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления, страх остаться одному.

Реакция на новизну

Боится входить в новое помещение, находиться в темноте, спать без света.

Тревожность

В мимике

Блуждающий, отстраненный взгляд.

В речи

Не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.

В движениях

Неожиданно вздрагивает; осторожно ходит.

Во взаимоотношениях с другими

Спит вместе с родителями; стремится быть поближе к взрослому.

Скованность

В речи

Запинается, не уверен.

В движениях

Двигательно скован, неловок в новой ситуации.

Заторможенность

В познавательной активности

Не чем не интересуется, не знает, чем себя занять.

В зрительном восприятии

Бездеятельно смотрит по сторонам.

В речи

Говорит слишком тихо.

Время реакции

Темп действий (движений) замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.

Эгоцентричность

Как отношение к себе

Считает, что все внимание окружающих, игрушки, конфеты, подарки – для него.

Во взаимоотношениях

Навязывает свою игру или желание другим детям; перебивает взрослых, требует внимание всегда.

В речи

Часто использует местоимение «Я».

Избегание умственных усилий

В условиях свободной деятельности

Не смотрит мультики; устает от чтения книг взрослыми.

На организованных занятиях

Быстро устаёт от доступного по возрасту умственного задания; не развиты мысленные операции (сравнение, обобщение, анализ, синтез), затруднены действия по образцу.

Дефицит внимания

Сосредоточенность

Смотрит по сторонам на уроках, занимается посторонними делами, отвлекает других.

Содержание помощи ребёнку

Приходится несколько раз повторять задание, сочетать словесную инструкцию с показом способа действия.

В речи

Переспрашивает условия выполнения.

Расторможенность (двигательная)

Особенности деятельности

Действует импульсивно. Планирование и регуляция деятельности не развиты.

Избыточный темп и количество действий

Темп убыстрен; много лишних движений; не может своевременно по указанию или сигналу начать, или закончить действие, не высиживает на уроке, встает, ходит или бегает по классу.

Способность управлять своим состоянием

Быстро возбуждается, устает от шумной игры.

Расторможенность (речевая)

Громкость речи

Говорит слишком громко, не может снизить громкость и силу голоса.

Темп речи

Убыстрен – речь в захлёб; переговаривается на уроках, не реагирует на замечание взрослого.

Понимание инструкций и указаний взрослого

Сложные инструкции

Путает или нарушает последовательность действий при выполнении заданий, без помощи не справляется.

Простые инструкции

Ориентируется на наглядный образец или показ действий взрослым, но не на словесную инструкцию.

Застреваемость

В деятельности

Рисует многократно повторяющиеся элементы.

Во взаимоотношениях

Навязчив в общении, стремится привлечь к себе внимание.

В речи

Повторяет одну и ту же фразу, просьбу, вопрос; навязчивые поперхивания или хмыканье.

В сфере чувств и эмоций

Застревает на обиде; не терпим к замечаниям.

Трудности в переключении

С трудом переключается.

В мышлении

Трудность осмысления материала, инертность, применяет уже усвоенные способы решения при переходе к решению задач или выполнению заданий нового типа.

Навязчивые, стереотипные движения и действия

Битье, грызение, сосание пальца, глотание, выдергивание волос, дергание себя за палец или ухо, обкусывание ногтей; покусывание губ, посасывание языка, сжимание – разжимание, потирание рук, раскачивание, постукивание, ковыряние в носу, почесывание.

Работоспособность

Умственная

Быстро устает от задания, требующего умственной активности; устает, когда читают книжку; устает в начале урока.

Физическая

Быстро устает на прогулке от физической нагрузки, в начале урока физкультуры.

Колебания работоспособности

Колеблется в течении дня, чередуется пониженная или повышенная работоспособность.

Баллы по позициям (Подсчитывается средний балл по каждой позиции в строке, а затем средний балл по каждому показателю).

0 – если он никогда не наблюдается; 1 – если он наблюдается иногда; 2 – если есть часто выраженные ситуационно-личностные реакции, признаки и виды расстройств поведения и эмоций у ребенка; 3 – если симптом наблюдается почти всегда; 4 – если он присутствует постоянно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал по оценке степени дифференцированности отдельных действий и операции внутри целостной деятельности обучающегося с ОВЗ

Данный диагностический материал будет полезен педагогам-психологам при составлении психологического профиля развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и индивидуальных программ сопров...

Диагностический материал

В документе представлен диагностический материал для учащихся и их родителей...

Диагностический материал по русскому языку. 6 кл.

Диагностическая работа по русскому языку .6кл. Повторение материала в начале года....

Диагностический материал для изучения личностных особенностей подростков

Представлен набор диагностических методик для изучения личности подростка по направлениям "Интеллект", "Взаимодействие", "Нравственность", "Ориентация в жизни", "Познай себя и других", "Семья"....

Диагностический материал для определения одарённости.

В данном материале собран диагностический материал для учителей, родителей и детей для определения одарённости....

Диагностический материал к образовательной программе дополнительного образования детей "Путь к успеху"

Диагностический  материал Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. ПрихожанМетодика Дж. Голланда «Определение типа личности»Методика диагностики предрасположенн...

ПРОЕКТ «Разработка контрольно-диагностического материала по математике. 5 класс»

Постановка проблемы: «Технология реализации системно-деятельностного подхода в преподавании математики». Цель проекта:  Разработать контрольно-измерительные материалы – средство диагно...