Диагностический материал
учебно-методический материал
Логопедическое обследование
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое обследование (И.О. Крупенчук)
(состояние речевого аппарата, голосовой функции и просодики)
Губы (толстые, тонкие) ___________________________________________________________________
Зубы (мелкие, крупные, вне дуги, отсутствие, наклон) _________________________________________
Прикус (открытый, боковой, перекрёстный, прямой, проген., прогнат.) ___________________________
Нёбо (уплощённое, готическое, расщелина) __________________________________________________
Язык (микро -, макроглоссия, состояние подъязычной связки) ___________________________________
Голос (тихий, громкий, высокий, низкий, сиплый, назальный) ___________________________________
Просодика. Темп ______________________________ Ритм ______________________________________
Паузация ____________________________________Интонация __________________________________
Мимическая и артикуляционная мускулатура
№ | Движение | Есть ли движение; замена, объём, точность, активность/заторможенность, мышечный тонус, синкинезии, тремор, девиация, саливация, переключаемость, истощаемость, неправильное воспроизведение, состояние носогубной складки, гипо-, гиперметрия |
1 | Поднять брови | |
2 | Нахмуриться | |
3 | Закрыть правый глаз | |
4 | Закрыть левый глаз | |
5 | «Толстячки» | |
6 | «Худышки» | |
7 | «Улыбочка» | |
8 | «Трубочка» | |
9 | «Лопаточка» | |
10 | «Иголочка» | |
11 | «Чашечка» | |
12 | «Мостик» | |
13 | «Улыбочка» / «Трубочка» | |
14 | «Парус» / «Мостик» |
Звукопроизношение
(отмечаются только те звуки, при произношении которых есть нарушения, другие звуки не отмечаются)
[ ] | Слова | Звуки, при произношении которых есть нарушения | ||
с | санки | оса | ананас | |
сь | сирень | осёл | гусь | |
з | зонт | коза | ||
зь | зебра | корзина | ||
ц | цветок | мельница | огурец | |
ш | шар | машина | душ | |
ж | жук | ножи | ||
ш | щенок | ящик | плащ | |
ч | чайник | ключи | мяч | |
т | тыква | лопата | крот | |
ть | тигр | котёнок | кость | |
л | лодка | клубок | стул | |
ль | лев | коляска | медаль | |
р | рак | гора | топор | |
рь | рябина | турист | якорь | |
й | ёж | змея | змей | |
д | дом | звезда | ||
дь | дятел | индюк | ||
б | бусы | собака | ||
бь | белка | лебедь | ||
в | волк | сова | ||
вь | вишня | свинья | ||
г | гусь | лягушка | ||
гь | ширя | сапоги | ||
к | кот | стакан | жук | |
кь | кит | санки | ||
х | хор | черепаха | петух | |
хь | химики | петухи | ||
п | пальма | сапог | сноп | |
пь | пират | петух | цепь | |
м | мышь | сумка | сом | |
мь | мяч | хомяк | семь | |
н | нож | бант | слон | |
нь | нитки | книга | конь | |
ф | факел | телефон | шкаф | |
фь | фен | дельфин | ||
Слоговая структура
(N – норма; в остальных случаях записывается речь ребенка)
№ | Слова | Произношение ребенком |
1 | Коньки | |
2 | Конфета | |
3 | Ботинки | |
4 | Подметать | |
5 | Именины | |
6 | Подготовка | |
7 | Антоновка | |
8 | Автогонка | |
9 | Вдохнуть | |
10 | Комнатка | |
11 | Отгадка | |
12 | Подводники | |
13 | Гиппопотам | |
14 | Магнитофон | |
15 | Однодневный | |
16 | Многодетная |
Даня поднимает пакет. _____________________________________________________________________
Хоккейная команда едет домой, ______________________________________________________________
У Тани модная кофта и юбка. ________________________________________________________________
Мы с Антоном идём к фонтанам. _____________________________________________________________
У деда в банке – гайки и винтики. ____________________________________________________________
У пингвина один пингвинёнок. ______________________________________________________________
Татьяна вдевает нитку. _____________________________________________________________________
Вадим ходит на тайквандо. __________________________________________________________________
Фонематические процессы
Есть ли звук Р в слове? Бобы, горох, капуста, помидор. ________________________________________
Назови первый звук в слове: Аня, Оля, ухо, Ира. _____________________________________________
Назови все звуки в слове МАК. ___________________Сколько звуков в слове СУП? _________________
Составь слово из звуков: Д, О, М. ____________________________________________________________
Покажи на картинках: рак-лак, мишка-миска, Марина-малина, коза-коса, жевать-зевать, тёлка-чёлка, вечер-ветер, мажет-машет.
Грамматический строй. Словоизменение.
а) Преобразование единственного числа во множественное
Единственное число | Множественное число | Единственное число | Множественное число |
Стол | Столы | Дятел | |
Шапка | Лампа | Лампы | |
Кольцо | Олень | ||
Жук | Пень | ||
Дом | Дома | Воробей | |
Крот | Колесо | ||
Окно | Лист |
б) Согласование с числительными
Слова | Числительные | ||
1 | 2 | 5 | |
Дом | |||
Утка | |||
Конь | |||
Коза | |||
Змея | |||
воробей | |||
в) Согласование падежных окончаний
Падежи | лиса | ёжик | рысь | |
И.п. | У тебя есть (кто?) | |||
Р.п. | У тебя нет (кого?) | |||
Д.п. | Корм даю (кому?) | |||
В.п. | Любишь (кого?) | |||
Т.п. | Доволен (кем?) | |||
П.п. | Рассказ (о ком?) | |||
Словообразование.
а) Образование уменьшительно-ласкательных форм
Стол | Столик | Одеяло | |
Дом | Сапог | ||
Кукла | Стул | Стульчик | |
Книга | Кружка | ||
Мяч | Гнездо | ||
Шкаф | Шкафчик | Платье | |
Кольцо | дерево | ||
Ковёр |
б) Согласование с предлогами
Предлоги | Словосочетания |
в, на, над, под | Над грибом, под грибом, в цветке, на шляпке гриба |
за, с, к, из | За забором, из будки, с палкой, к миске |
перед, около, из-за, из-под | Перед домом, около забора, из-за дерева, из-под стола |
в) Образование прилагательных
Из стекла | Стеклянная - банка |
Из снега | - снеговик |
Из бумаги | - книга |
Из дерева | - бочка |
Хвост волка | |
Ухо волка | |
Лапа волка |
Лексический запас
а) Уровень классификаций
1. Назови одним словом
Голубь, ворона, воробей – это _______________________________________________________________
Свитер, юбка, брюки – это __________________________________________________________________
Груша, яблоко, лимон – это__________________________________________________________________
Сапоги, туфли, кеды – это ___________________________________________________________________
Молоко, хлеб, колбаса – это _________________________________________________________________
2. Назови
Назови животных: _________________________________________________________________________
Назови игрушки: __________________________________________________________________________
Назови птиц: ______________________________________________________________________________
Назови посуду: ____________________________________________________________________________
Назови фрукты: ___________________________________________________________________________
Назови мебель: ____________________________________________________________________________
б) Номинативный словарь (Назови детёнышей)
У кошки ________________________У утки ________________________У лисы ___________________
У козы __________________________У волка _______________________У собаки _________________
У курицы _______________________ У Коровы ______________________ У свиньи ________________
У овцы _________________________У Лошади _________________________
в) Антонимы (Скажи наоборот)
Хороший _________________ Большой ______________________Худой ___________________________
Широкий ___________________Свет __________________________Подниматься ___________________
Далеко _____________________Высоко ________________________Умный ________________________
Весёлый ______________________Здороваться ____________________Чисто_______________________
г) Глагольный словарь (Кто что делает?)
Птица _____________Рыба ______________Змея _____________Заяц ____________Художник _________
Лошадь ___________________Врач ______________________Учитель _____________Повар __________
Обследование понимания речи
- Где заяц идёт за кошкой, а где – кошка за зайцем?
- Покажи мамину дочку; дочкину маму.
- Женя потеряла мишку, которого взяла у Вали. Чей был мишка?
- Лошадь обогнала осла? Кто впереди, кто остался?
Связная речь
- Составление предложений по предметной картинке.
- Составление рассказа по сюжетной картинке.
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
- Что неправильно нарисовал художник?
Результаты логопедического обследования в баллах
№ | Раздел обследования | Баллы | Критерии оценки |
1. | Звукопроизношение | 0 | Звукопроизношение не нарушено. |
1 | Нарушено произношение одной группы звуков. | ||
2 | Нарушено произношение двух групп звуков. | ||
3 | Нарушено произношение трёх групп звуков. | ||
4 | Нарушено произношение четырёх и более групп звуков; дефекты звонкости, мягкости; нетрадиционные замены. | ||
2. | Слоговая структура | 0 | Слоговую структуру слов воспроизводит без ошибок. |
1 | Нарушения редки, главным образом в малознакомых словах. | ||
2 | Нарушения в предложениях. В словах – незначительные. | ||
3 | Нарушения грубые, на уровне слов (упрощения, перестановки, уподобления слогов). | ||
4 | Звукокомплексы, звукоподражания. | ||
3. | Фонематические представления | 0 | Сформированы соответственно возрасту. |
1 | Самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи взрослого. | ||
2 | Только половину заданий на свой возраст выполняет верно. | ||
3 | Выполняет правильно только задания для более младшего возраста, с более трудными не справляется. | ||
4 | Не сформированы. Не может выполнить ни одного задания. | ||
4. | Грамматический строй | 0 | Грамматические категории использует без затруднений. |
1 | Редкие аграмматизмы. | ||
2 | Ошибки в словообразовании и словоизменении, но типичные. | ||
3 | Ошибки многочисленные, стойкие, специфические аграмматизмы, невозможность образовывать формы слов. | ||
4 | Грамматический строй не сформирован. | ||
5. | Лексический запас | 0 | Лексический запас сформирован по возрасту. |
1 | Запас в приделах обихода (обычно номинативный словарь, умение подобрать антонимы). | ||
2 | Лексический запас беден. Выполняет только половину заданий. | ||
3 | Лексический запас резко ограничен. Не выполняет и половины заданий. | ||
4 | Лексика отсутствует. | ||
6. | Понимание речи | 0 | В полном объёме. |
1 | Понимание на уровне целостного текста или рассказа. Для ответов на вопросы по смыслу требуется помощь взрослого. | ||
2 | Понимание грамматических форм, предложно-падежных конструкций, временных и пространственных отношений на уровне фразы. | ||
3 | Понимание ситуативное, только на уровне знакомых слов. | ||
4 | Обращённая речь мало понятна для ребёнка, он не может выполнить даже простых поручений. | ||
7. | Связная речь | 0 | Без затруднений. |
1 | Рассказ бедный. Требуется помощь взрослого, наводящие вопросы. Присутствует некоторая смысловая неточность. | ||
2 | Синтактические конструкции фраз бедные. Нарушена последовательность в передаче сюжета. | ||
3 | Простая аграмматичная фраза со структурными нарушениями. | ||
4 | Связной речи нет. |
Результаты диагностики по количеству баллов
1-3 балла (1-й, реже 3-й раздел) – НПОЗ; 4-6 баллов (1-й и 3-й разделы) – ФФНР; 7-12 баллов – ОНР 4; 13-18 баллов – ОНР 3; 19-24 балла – ОНР 2; 25-28 баллов – ОНР 1.
Сводная таблица
№ | Ф. И. обучающегося | Начало/ конец учебного года | Разделы обследования | Итого | Логопедическое заключение | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||
1 | начало | ||||||||||
конец | |||||||||||
2 | начало | ||||||||||
конец | |||||||||||
3 | начало | ||||||||||
конец | |||||||||||
4 | начало | ||||||||||
конец | |||||||||||
5 | начало | ||||||||||
конец | |||||||||||
6 | начало | ||||||||||
конец | |||||||||||
7 | начало | ||||||||||
конец | |||||||||||
8 | начало | ||||||||||
конец | |||||||||||
9 | начало | ||||||||||
конец | |||||||||||
10 | начало | ||||||||||
конец | |||||||||||
11 | начало | ||||||||||
конец | |||||||||||
12 | начало | ||||||||||
конец | |||||||||||
13 | начало | ||||||||||
конец | |||||||||||
14 | начало | ||||||||||
конец | |||||||||||
Схема наблюдения за поведением и эмоциями ребенка (по С.Ю. Танцюра, С.И. Кононова)
Ф.И. обучающегося _________________________________класс_____________
Дата заполнения________________________
Характер нарушения | В чем конкретно появляется данное нарушение поведения | Балл по критериям | Средний бал | |
Агрессивность | В мимике | Сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки. | ||
Физическая | Ломает игрушки, школьные предметы, рвёт книги, толкает сверстников, ударяет встречных, кусается, плюётся. | |||
Скрытая | Щиплет других, говорит обидные слова (когда не слышит взрослый). | |||
Вербальная | Ругается, говорит обидные (нецензурные) слова. | |||
В виде угрозы | Замахивается – но не ударяет, пугает других. | |||
Реакция на ограничения или запрет | Сопротивляется при попытке удержать его от агрессивных действий, препятствие усиливает агрессивное поведение. | |||
Аутоагрессия | Кусает и щиплет себя, просит себя стукнуть еще раз. | |||
Удовольствие от агрессии | Получает ли удовольствие от того, что делает больно другим. | |||
Вспыльчивость | В физических действиях | Неожиданно для всех бросает игрушки, школьные принадлежности (пособия или другие предметы), может полезть в драку. | ||
В речи | Может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово. | |||
Негативизм | В физических действиях | Делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру. | ||
Отказы | Отказывается даже интересной для него деятельности, от привлекательного предмета или угощения. | |||
Вербальный | Говорит «не буду», «не хочу», «нет». | |||
Демонстративность | В движениях | Поворачивается спиной, утрирует движение или мимику, падает с криками, ударами об пол в ответ на требования взрослого. | ||
Как ориентация на собственное состояние и поведение | Стремиться обратить на себя внимание в ущерб организации урока, делая что-то на оборот, наблюдает за реакцией окружающих. | |||
Обидчивость (эмоциональная неустойчивость) | В мимике | Недовольное выражение лица, плачет. | ||
Как реакция на препятствие | Обижается при проигрыше в игре, другой деятельности. | |||
Реакция на оценку других | Болезненно реагирует на замечания, повышенный тон голоса. | |||
Конфликтность | Чувствительность к провокации | Сам провоцирует конфликт, отвечает конфликтом на конфликтные действия других. | ||
Как эгоцентризм и недостаточность ориентации на состояние другого | Не считается с желаниями и интересами сверстников; не учитывает замыслы намерения других детей в совместной деятельности, во взаимоотношениях. | |||
Как трудность переключения | Не дает игрушки, не одалживает ручку или карандаш, не делится угощением. | |||
Эмоциональная отгороженность (аутистическая симптоматика) | Как центробежные тенденции | Когда все дети вместе, стремится уединиться. | ||
Как эмоциональная поглощенность деятельностью | Входит в помещение и сразу идёт на своё место, не общается с окружающими. | |||
Особенности речевого поведения | Почти не использует речь для общения, если говорит, речь не обращена к собеседнику. | |||
Как псевдоглухота | Не выполняет просьбу, хотя её слышит и понимает содержания требования, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную. | |||
Особенности зрительного контакта | Избегает смотреть в лицо собеседнику. | |||
Особенности социальных эмоций | Воспринимает людей, как неодушевлённые предметы; не ориентируется на эмоциональное состояние других людей. | |||
Дурашливость | В физических действиях и мимике | Дурачится; передразнивает в движениях. | ||
Как реакция на замечание | Реагирует смехом на замечания взрослого; похвала порицания не оказывают значительного изменения на поведения ребёнка. | |||
Как нарушение социальных норм и ограничений | Весёлым поведением, глупыми шутками выводит окружающих из себя. | |||
Нерешительность | В социальных отношениях с другими | Избегает ситуации устного опроса на уроке; не отвечает, даже если знает ответ; отказывается от ведущих ролей в игре; застенчив; стесняется новых людей. | ||
Проявления в речи | Использует слова «не знаю», «может быть», «не помню» или отмалчивается, даже если знает верный ответ. | |||
В физических действиях | Боится спрыгнуть с возвышения в ситуации неопределенности, движения заторможенные, неловкие, не достаточно координированные. | |||
Реакция на новизну | Проявляет тормозные реакции; поведение в новой ситуации менее вариативное, чем в привычной. | |||
В деятельности | Затрудняется в принятии решения в условиях выбора, дефицита времени. | |||
Страхи | Конкретные | Страх пылесоса; страх собак; страх темноты; страх порывов ветра, сильного дождя, грозы. | ||
Социальные | Страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления, страх остаться одному. | |||
Реакция на новизну | Боится входить в новое помещение, находиться в темноте, спать без света. | |||
Тревожность | В мимике | Блуждающий, отстраненный взгляд. | ||
В речи | Не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги. | |||
В движениях | Неожиданно вздрагивает; осторожно ходит. | |||
Во взаимоотношениях с другими | Спит вместе с родителями; стремится быть поближе к взрослому. | |||
Скованность | В речи | Запинается, не уверен. | ||
В движениях | Двигательно скован, неловок в новой ситуации. | |||
Заторможенность | В познавательной активности | Не чем не интересуется, не знает, чем себя занять. | ||
В зрительном восприятии | Бездеятельно смотрит по сторонам. | |||
В речи | Говорит слишком тихо. | |||
Время реакции | Темп действий (движений) замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает. | |||
Эгоцентричность | Как отношение к себе | Считает, что все внимание окружающих, игрушки, конфеты, подарки – для него. | ||
Во взаимоотношениях | Навязывает свою игру или желание другим детям; перебивает взрослых, требует внимание всегда. | |||
В речи | Часто использует местоимение «Я». | |||
Избегание умственных усилий | В условиях свободной деятельности | Не смотрит мультики; устает от чтения книг взрослыми. | ||
На организованных занятиях | Быстро устаёт от доступного по возрасту умственного задания; не развиты мысленные операции (сравнение, обобщение, анализ, синтез), затруднены действия по образцу. | |||
Дефицит внимания | Сосредоточенность | Смотрит по сторонам на уроках, занимается посторонними делами, отвлекает других. | ||
Содержание помощи ребёнку | Приходится несколько раз повторять задание, сочетать словесную инструкцию с показом способа действия. | |||
В речи | Переспрашивает условия выполнения. | |||
Расторможенность (двигательная) | Особенности деятельности | Действует импульсивно. Планирование и регуляция деятельности не развиты. | ||
Избыточный темп и количество действий | Темп убыстрен; много лишних движений; не может своевременно по указанию или сигналу начать, или закончить действие, не высиживает на уроке, встает, ходит или бегает по классу. | |||
Способность управлять своим состоянием | Быстро возбуждается, устает от шумной игры. | |||
Расторможенность (речевая) | Громкость речи | Говорит слишком громко, не может снизить громкость и силу голоса. | ||
Темп речи | Убыстрен – речь в захлёб; переговаривается на уроках, не реагирует на замечание взрослого. | |||
Понимание инструкций и указаний взрослого | Сложные инструкции | Путает или нарушает последовательность действий при выполнении заданий, без помощи не справляется. | ||
Простые инструкции | Ориентируется на наглядный образец или показ действий взрослым, но не на словесную инструкцию. | |||
Застреваемость | В деятельности | Рисует многократно повторяющиеся элементы. | ||
Во взаимоотношениях | Навязчив в общении, стремится привлечь к себе внимание. | |||
В речи | Повторяет одну и ту же фразу, просьбу, вопрос; навязчивые поперхивания или хмыканье. | |||
В сфере чувств и эмоций | Застревает на обиде; не терпим к замечаниям. | |||
Трудности в переключении | С трудом переключается. | |||
В мышлении | Трудность осмысления материала, инертность, применяет уже усвоенные способы решения при переходе к решению задач или выполнению заданий нового типа. | |||
Навязчивые, стереотипные движения и действия | Битье, грызение, сосание пальца, глотание, выдергивание волос, дергание себя за палец или ухо, обкусывание ногтей; покусывание губ, посасывание языка, сжимание – разжимание, потирание рук, раскачивание, постукивание, ковыряние в носу, почесывание. | |||
Работоспособность | Умственная | Быстро устает от задания, требующего умственной активности; устает, когда читают книжку; устает в начале урока. | ||
Физическая | Быстро устает на прогулке от физической нагрузки, в начале урока физкультуры. | |||
Колебания работоспособности | Колеблется в течении дня, чередуется пониженная или повышенная работоспособность. | |||
Баллы по позициям (Подсчитывается средний балл по каждой позиции в строке, а затем средний балл по каждому показателю).
0 – если он никогда не наблюдается; 1 – если он наблюдается иногда; 2 – если есть часто выраженные ситуационно-личностные реакции, признаки и виды расстройств поведения и эмоций у ребенка; 3 – если симптом наблюдается почти всегда; 4 – если он присутствует постоянно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал по оценке степени дифференцированности отдельных действий и операции внутри целостной деятельности обучающегося с ОВЗ
Данный диагностический материал будет полезен педагогам-психологам при составлении психологического профиля развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и индивидуальных программ сопров...

Диагностический материал
В документе представлен диагностический материал для учащихся и их родителей...
Диагностический материал по русскому языку. 6 кл.
Диагностическая работа по русскому языку .6кл. Повторение материала в начале года....

Диагностический материал для изучения личностных особенностей подростков
Представлен набор диагностических методик для изучения личности подростка по направлениям "Интеллект", "Взаимодействие", "Нравственность", "Ориентация в жизни", "Познай себя и других", "Семья"....

Диагностический материал для определения одарённости.
В данном материале собран диагностический материал для учителей, родителей и детей для определения одарённости....

Диагностический материал к образовательной программе дополнительного образования детей "Путь к успеху"
Диагностический материал Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. ПрихожанМетодика Дж. Голланда «Определение типа личности»Методика диагностики предрасположенн...
ПРОЕКТ «Разработка контрольно-диагностического материала по математике. 5 класс»
Постановка проблемы: «Технология реализации системно-деятельностного подхода в преподавании математики». Цель проекта: Разработать контрольно-измерительные материалы – средство диагно...
