Буклет "Ступеньки речевого развития от 2 до 3 лет"
консультация
Возрастные речевые особенности детей-дошкольников 2-3 лет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 447.5 КБ |
Предварительный просмотр:
занимались родители, свободно ориентируется в ближайшем окружении, знает названия многих предметов и действий, производимых с ними. Малыш с интересом слушает небольшие по объёму сказки с простым сюжетом. Он пока не может в полном объёме их пересказывать, но в состоянии повторить за взрослым отдельные фразы или слова.
К концу третьего года жизни малыш способен запомнить наизусть небольшие тексты, досказывать стишки, которые ему многократно читали родители, отгадывает простые загадки с подсказками в тексте. «Длинный хвост, маленькие ножки, боится кошки, пищит «пи-пи-пи». Кто это?» Хотя в речи детей недостаёт большого числа правильно произносимых звуков, высказывания малыша без труда можно понять.
Ребёнок задаёт вопросы, воспроизводит интонацию речи взрослых как по показу, так и самостоятельно. Детский голос ещё не окреп, малыш не способен управлять им в полной мере. Так, он не может произнести слова громче, если его об этом попросят, ему недоступна и шёпотная речь.
Советы по правильному формированию речи
Необходимо разговаривать с малышом на протяжении всего дня, чтобы он постоянно слышал речь.
Читать книжки каждые день, с интонацией, с изменением голоса.
Гулять с ребенком в разных местах: ему интересно познавать новый окружающий мир. Малыши очень любознательны.
При разговоре необходимо обеспечить зрительный контакт.
Концентрировать внимание ребенка на новых предметах, явлениях природы, животных, чётко проговаривать их названия.
Хвалить ребенка за проговаривание новых слов.
Нужно внимательно слушать, когда ребенок разговаривает с вами.
Для лучшего восприятия новых слов необходимо использовать картинки.
Слушайте вместе с малышом детские песенки и сказки!
Использованная литература:
Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. «Ступени общения: от года до семи лет». М.: Просвещение, 1992.
Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М., «Сов. Россия», 1973.
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «СНЕГУРОЧКА»
г. Югорск
Ступеньки речевого развития
От 2 до 3 лет
Составила:
учитель-логопед
Кузьмина Анна Анатольевна
2024
Речь ребёнка 2-3 лет проходит фазу активного развития. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.
Особенности речевого развития детей 2–3 лет
Двухлетний ребёнок уже настолько овладел речью, что может рассказать о своих впечатлениях, объяснить, что ему нужно, наладить общение со сверстниками. К 2,5 годам словарь малыша насчитывает от 1 тыс. до 1200 слов. Это количество в 3–4 раза больше, чем тот словарный запас, с которым он пришёл к двум годам. Чаще всего он употребляет существительные и глаголы. Встречаются прилагательные, местоимения, предлоги, и наречия. Двухлетними детьми реже используются причастия, деепричастия и числительные. Прилагательными ребёнок обозначает:
размеры предметов (большой, маленький);
цвет (зелёный, красный, синий, жёлтый, белый, чёрный);
свойства предметов (сладкий, кислый, холодный, горячий);
качества (хороший, плохой);
форму (круглый, квадратный, треугольный).
В речи малыша появляются обобщающие слова, такие как: «игрушки», «фрукты», «овощи», «одежда», «посуда», «животные». Всё реже и реже встречаются в речи ребёнка облегчённые слова (би-би вместо слова машина).
Основное наполнение детской речи в этом возрасте – простые повествовательные или восклицательные предложения. Сложные предложения появляются нечасто, их образцы должны давать в своей речи взрослые. Например, «мы сегодня не пойдём гулять, потому что идёт дождь», или «сейчас мы почитаем книжку, а потом будем спать». Слова в предложениях у детей третьего года жизни согласованы по родам и числам, но зачастую встречаются ошибки в падежных окончаниях.
Вопросительные предложения пока задаются интонацией, хотя дети в этом возрасте уже в состоянии использовать вопросительные слова: где, почему, когда, как. Можно предложить малышу: «Спроси у бабушки, где машинка?», «Спроси папу, почему чай горячий?», давая тем самым образцы вопросительного предложения.
Органы произношения на третьем году жизни ребёнка значительно окрепли, мышцы языка, губ, нижней челюсти работают более слаженно. Однако в звукопроизношении детей встречается много трудностей. Чаще всего страдает произношение шипящих звуков, которые заменяются свистящими, как более лёгкими по артикуляции (кася – каша, сяпка – шапка, коська – кошка). Твёрдые звуки могут заменяться мягкими (лапа – ляпа, дай – дяй), при стечении согласных одна из них не произносится, выпадает, особенно если это такие звуки, как ш, ж, щ, ц, ч, л, р (стой – той, травка — тавка). Слова из 3–4 слогов ребёнок укорачивает, меняет слоги местами, пропускает отдельные звуки, хотя в простых словах те же самые звуки он произносит безупречно. Различия между звукопроизношением детей одного и того же возраста к этому периоду могут быть очень значительным. Одни дети к 3 годам осваивают все звуки родного языка, даже сложный для артикуляции звук р, а другие имеют нечёткую речь с отсутствием большей части звуков или не имеют речи совсем.
Активно развивается словотворчество, малыш сам придумывает слова. Ребёнок этого возраста, с которым с первых месяцев жизни активно общались,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе
В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...

Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"
Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....
«Определение уровня речевого развития и программы коррекции речевых нарушений учащихся начальной школы»
Презентация подготовленная логопедом МАОУ СОШ №1...

Конспект занятия к рабочей программе «Коррекция речевого развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Конспект занятия...

Профилактика задержки речевого развития. Использование Монтессори - материалов для профилактики задержки речевого развития.
В данной статье рассматривается актуальный вопрос: задержка речевого развития и способы ее профилактики. Приводится ряд эффективных способов, способствующих развитию слухового внимания, слуховой...

Планирование работы по формированию общих речевых навыков, ОНР, 1 уровень речевого развития
Планирование работы по формированию общих речевых навыков, ОНР, 1 уровень речевого развития...




