Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога для обучающихся с ОВЗ, имеющих ЗПР (вариант 7.2)
рабочая программа

Исаева Валерия Львовна
 

Данная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий предназначена для учителей-дефектологов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), у которых диагностировано задержка психического развития (ЗПР). Программа ориентирована на развитие ключевых навыков и компетенций у детей, способствующих их социальной адаптации и успешному обучению.

Основной целью программы является поддержка и коррекция общего и специфического развития обучающихся, включая обучение основам коммуникации, развитию познавательных процессов, формированию моторных навыков и социализации. В программе предусмотрены разнообразные методические подходы, включая игровые методики, интерактивные занятия и индивидуализированные задания, что позволит учителю адаптировать материал в зависимости от индивидуальных потребностей детей.

Программа включает следующие ключевые компоненты:

1. Диагностика уровня развития - выявление сильных и слабых сторон каждого ребенка для определения адекватной коррекционной стратегии.

2.  Целевые задания - формулировка конкретных целей и задач для каждого занятия, направленных на развитие различных аспектов психической деятельности.

3. Методы и формы работы- разнообразные формы работы: индивидуальные и групповые занятия, использованием специальных обучающих материалов, тренингов и практических упражнений.

4. Оценка результатов - система мониторинга и оценки достижения обучающимися поставленных целей, позволяющая корректировать процесс коррекции.

Рабочая программа направлена на создание доступной образовательной среды, где каждый ребенок сможет раскрыть свой потенциал, преодолеть трудности и уверенно двигаться к своей цели.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полное название образовательного учреждения

Рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим Советом Директор МБОУ школы №3

МБОУ школы №3 Г.о.Коломна, г.Озёры Г.о.Коломна, г.Озёры директор Кузнецова Е.Ю.

Протокол от #1075;.№ _ Приказ от #1075;.№ _

Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога

для обучающихся с ОВЗ, имеющих ЗПР (вариант )

для 1 класса

(первый год обучения)

2024-2025 учебный год

Учитель-дефектолог: Исаева Валерия Львовна

Г.о.Коломна, г.Озёры

2024 г.

Содержание

1. Целевой раздел……………………………………………………………...…3

Пояснительная записка……………………………………………...…........3

Значимые для реализации Программы характеристики…………………6

Характеристика познавательного развития учащихся 1 классов с

ОВЗ, имеющих ЗПР………………………………………..……………..…..….7

Планируемые результаты освоения программы…………………..…..….8

Оценка планируемых результатов………….……………..……….……..14

2. Содержательный раздел……………………………………….………..….....16

Особенности построения рабочей программы…………………..……....16

Содержание рабочей программы……………………………..…..…….…17

Календарно - тематическое планирование………………………….…...23

3. Организационный раздел………………………………………..…………....30

Организация коррекционно-развивающей деятельности……….……......30

Условия реализации рабочей программы……………………….……...30

Предметно-развивающая среда……………………………….......…....30

Методическое обеспечение……………………………………………....31

4. Список литературы………………………………………………….…….…..33

5. Лист коррекции рабочей программы……………………………..…..…...34

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» является обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) и реализуется на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

Предлагаемая рабочая программа коррекционно-развивающей работы направлена на коррекционное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающихся 1 классов (1 год обучения), получающих образование в соответствии с ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР, вариант ) с целью ослабления нарушений познавательных процессов и развития до нормативного уровня необходимых для освоения учебного материала психофизических функций.

Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 года № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Распоряжение Минпросвещения России от N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
  • Приказ Минтруда России № 136н от «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»».
  • Письмо Минобрнауки России от № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант ), утвержденная Приказом директора МБОУ школы №3 от г. № 245.
  • Устав школы №3 утвержден приказом Управления образования Администрации Городского округа Коломна Московской области № 51-ОД от «04» февраля 2025г.
  • Федеральная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант ), Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (дефектологические)».

Данная программа также составлена с учетом содержания и требований Федеральной рабочей программы НОО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР, вариант ) по учебному предмету «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир» для 1 класса.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ деятельность образовательной организации должна быть направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения всеми обучающимися Федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО), составленной на основе ФАОП ОВЗ.

Важным условием для успешного обучения детей с ОВЗ является организация «социально-педагогической и психологической помощи, психолого-медико-педагогической коррекции» (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», №273-ФЗ от )

Рабочая программа реализуется в рамках системы коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога и поддерживается следующими направлениями деятельности: диагностическим, коррекционно-развивающим, консультативно-просветительским, организационно-методическим.

Для содействия «в развитии индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности» обучающихся первых классов с ЗПР в образовательных организациях, реализующих АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, необходимы:

- своевременная психолого-педагогическая диагностика возможностей обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей;

- оказание целевой коррекционной, психологической помощи учащимся с ЗПР для устранения препятствий к их обучению;

- систематическая оценка динамики развития и образовательных достижений обучающихся в процессе реализации коррекционно-развивающей программы.

Цель программы: предоставление помощи в освоении предметного содержания образовательной программы, коррекция и развитие учебно-познавательной деятельности и психофизических функций, формирование базовых мыслительных операций, приемов мыслительной деятельности, необходимых для формирования учебных навыков и компетенций.

Целевой ориентир данного коррекционно-развивающего курса также предполагает развитие навыков социальной (жизненной компетенции) у обучающихся с ЗПР.

Задачи:

- формировать учебное поведение и структурные компоненты учебной деятельности (ориентировочный этап, удержание алгоритма учебных действий, сличение с образцом, промежуточный и итоговый контроль);

- развивать сенсорную и сенсомоторную сферы;

- развивать зрительно-пространственные и пространственно-временные представления и ориентировки;

- развивать познавательные процессы на основе учебного материала;

- формировать приемы мыслительной деятельности, корректировать и развивать базовые мыслительные операций;

осполнять образовательные дефициты, обусловленные недостаточной готовностью к школьному обучению;

-формировать алгоритмы учебно-познавательных действий и корректировать учебные навыки на основе определения индивидуальных трудностей в обучении учащегося с ЗПР;

-расширять разносторонние представления о предметах и явлениях окружающей действительности;

- обогащать словарный запас;

- формировать и развивать связную речь (диалогическую и монологическую формы);

- формировать и развивать коммуникативную функцию речи;

-обогащать речевой опыт, способствующий развитию познавательных процессов;

- формировать навыки социальной (жизненной) компетенции.

В соответствии с ФАОП НОО ОВЗ Программа опирается на следующие принципы:

  • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
  • принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
  • онтогенетический принцип;
  • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
  • принцип здоровьесбережения;
  • принцип преемственности, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ОВЗ;
  • принцип целостности содержания образования;
  • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
  • принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
  • принцип сотрудничества с семьей.

Рабочая программа включает в себя следующие основные модули:

  • Сенсорное и сенсомоторное развитие.
  • Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений.
  • Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале.
  • Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи.
  • Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий.
  • Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный).

Значимые для реализации Программы характеристики

В последние годы анализ результатов исследований готовности первоклассников к обучению показывает увеличение числа детей, имеющих задержку психического развития, испытывающих трудности, связанные с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности.

Современная психолого-педагогическая типология (классификация) задержки психического развития Н.В. Бабкиной, И.А. Коробейникова выделяет три группы обучающихся: дети с легкой, умеренной и выраженной ЗПР.

К первой группе относятся дети с легкой ЗПР, у которых не наблюдается грубых нарушений познавательного развития. Вместе с тем без специальной помощи успешно усваивать образовательную программу они не могут. При общем уровне психофизического развития, близком к нормативным возрастным показателям, у ребенка отмечаются отдельные дефициты в сферах зрительно-моторной координации, пространственно-временных представлений, фонетико-фонематического развития, логического мышления.

Ко второй группе относятся дети с умеренной ЗПР. Для них характерны более выраженные дефициты развития познавательных процессов, регуляторных функций, отмечаются несколько пониженная способность к усвоению нового учебного материала, общая социально-эмоциональная незрелость. Мыслительная деятельность недостаточна в словесно-логическом плане, отмечается тугоподвижность мыслительных процессов, мыслительные операции доступны при использовании наглядного, образного или конкретного материала. Произвольная регуляция поведения, учебной и познавательной деятельности, контроль эмоций сформированы у таких детей значительно ниже нормы.

К третьей группе относятся дети с выраженной ЗПР. У них обнаруживаются проявления нарушения, пограничные с легкой степенью умственной отсталости. Познавательные способности обучающихся данной группы значительно снижены, возможности заметно ограничены. Интеллектуальное развитие у них сильно запаздывает в сравнении с возрастной нормой. Мышление характеризуется конкретностью, им малодоступно выполнение логических операций. Отмечаются нарушения памяти, внимания, значительно снижен темп развития речи, выражена недостаточность развития мелкой моторики, координации движений, пространственных представлений. Школьники этой группы испытывают значительные трудности освоения школьной программы.

Характеристика познавательного развития учащихся 1 классов с ОВЗ, имеющих ЗПР

Задержка психического развития является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза. Как известно, детей с задержкой психического развития отличает в первую очередь, сниженная умственная работоспособность, которая может быть обусловлена, например выраженными нейродинамическими расстройствами. Данная категория детей характеризуется нарушениями внимания различной степени: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение, сосредоточение внимания после некоторого периода работы, периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всей работы. Еще одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу, преобладание механического запоминания над словесно-логическим. У детей этой категории недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность. У учащихся с ЗПР также отмечается общее недоразвитие личности, эмоционально-волевая незрелость, трудности в произвольной регуляции деятельности, динамические нарушения во всех видах деятельности.

Планируемые результаты освоения программы

Обучающиеся 1 класса с ЗПР достигают планируемых результатов обучения в соответствии со своими возможностями и способностями. На успешность оказывают влияние индивидуальные особенности познавательной деятельности, темп деятельности, особенности формирования учебной деятельности.

Программно-методические материалы способствуют предупреждению или минимизации трудностей достижения личностных, метапредметных результатов (коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий).

Изучение курса ««Психокоррекционные занятия (дефектологические)» имеет тесную связь с изучением предметов «Русский язык», «Окружающий мир», «Математика» в 1 классе и способствует формированию у обучающегося следующих личностных результатов:

Класс

Гражданско-патриотическое

воспитание

Духовно-нравственное и эстетическое

воспитание

Физическое воспитание

Трудовое и экологическое

воспитание

1

-становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

-применение правил совместной деятельности,

-проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

-проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

-принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений;

-понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов.

-соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; -выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); -приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

-осознание ценности труда в жизни человека и общества;

-неприятие действий, приносящих вред природе.

Изучение курса ««Психокоррекционные занятия (дефектологические)» в 1 классе способствует на пропедевтическом уровне работе над рядом метапредметных результатов.

Регулятивные универсальные учебные действия

Класс

Самоорганизация

Самоконтроль

Совместная деятельность

1

-проявлять способность продолжать учебную работу, совершая волевое усилие;

-следовать алгоритму учебных действий, удерживать ход его выполнения;

-планировать действия по решению учебной задачи для получения результата,

-оречевлять план и соотносить действия с планом;

выстраивать последовательность выбранных действий.

-устанавливать после совместного анализа причины успеха/неудач учебной деятельности;

-корректировать после совместного анализа свои учебные действия;

-соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей;

-сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям, исправлять ошибки.

-принимать участие в разнообразных формах совместной деятельности (работа в паре, малой группе);

-ответственно выполнять свою часть работы;

-оценивать свой вклад в общий результат.

Познавательные универсальные учебные действия

Класс

Базовые логические действия

Базовые исследовательские действия

Работа с информацией

1

-применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

- использовать элементарные знаково-символические средства в учебно-познавательной деятельности;

-применять практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач;

-с помощью учителя сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);

- прогнозировать с помощью учителя возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

-выбирать источник получения информации;

-согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

-анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Класс

Общение

1

-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;

-использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с учениками и учителем;

-корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

-строить устное диалогическое выказывание;

-устно формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста;

-слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь,

-получать и уточнять информацию от собеседника;

-отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;

-выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.

К концу обучения в 1 классе обучающийся должен достигнуть следующих результатов:

Модуль «Сенсорное и сенсомоторное развитие»

- иметь прочные представления о сенсорных эталонах, использовать их в решении практических задач;

- различать и дифференцировать ощущения от различных органов чувств, ранжировать их по интенсивности;

- выполнять заданные двигательные программы по образцу и по памяти;

- выполнять тонкодифференцированные графические движения;

- воспроизводить ритмы в условиях межмодального переноса.

Модуль «Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений»:

- уметь ориентироваться в схеме собственного тела и определять пространственное расположение объектов относительно себя;

- уметь моделировать пространственные отношения по схеме;

- определять пространственное расположение объектов относительно друг друга;

- владеть навыками пространственной ориентировки;

- ориентироваться в горизонтальной и вертикальной плоскости;

- выполнять мысленные перемещения в пространстве с определением конечного результата преобразования;

- понимать и употреблять логико-грамматические конструкции, отражающие пространственные и временные отношения;

- понимать ленту времени, определять временную последовательность событий.

Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале»

- опознавать объекты в разных ракурсах, графических изображениях, в условиях затрудненного зрительного восприятия;

- удерживать произвольно внимание при выполнении учебной работы, распределять его и переключать между разными объектами;

- использовать опосредованные приемы запоминания;

- удерживать алгоритм учебной работы после совместного его составления;

- выполнять последовательность учебных действий по алгоритму с визуальной опорой;

- определять последовательность учебных действий для выполнения задания (при необходимости с помощью педагога);

- выполнять алгоритм работы с правилом с визуальной опорой;

-осуществлять поиск информации, находить заданную информацию, отвечая на вопросы;

- интерпретировать информацию с помощью педагога, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию;

- владеть приемами переработки информации, представленной в виде текста, таблицы, схемы;

- осуществлять с помощью педагога преобразование информации.

Модуль «Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи»:

- уметь выполнять пересказ по опорным картинкам, вопросам, картинному плану, составленному плану;

- уметь выполнять выборочный пересказ с опорой на план, по предварительному совместному анализу;

- уметь составлять рассказ по серии сюжетных картинок (3-4 картинки);

- уметь восстанавливать деформированные тексты из 3 предложений.

Модуль «Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий»:

- владеть логическими приемами, составляющими мыслительные операции анализа и синтеза:

прием выделения признака объекта;

прием выделения совокупности признаков объекта;

прием выделения части из целого;

прием восполнения целого по его части;

прием пространственного анализа, определения пространственного расположения частей целого;

прием восприятия объекта как целого;

прием синтеза объекта;

- владеть логическими приемами, составляющими мыслительную операцию сравнения:

прием определения признаков сходства и различия;

прием сопоставления признаков объекта;

прием нахождения объекта идентичного заданному на основании сопоставления признаков;

прием образного сравнения;

- владеть логическими приемами, составляющими мыслительную операцию классификация:

прием отнесения объекта к классу;

прием группировки объектов по заданному основанию (один, два, три признака);

прием определения основания для классификации;

- владеть логическими приемами, составляющими мыслительную операцию обобщения:

прием отнесения объекта к роду;

прием определения родо-видовых отношений;

прием установления и соблюдения логических отношений, закономерности;

прием установления причинно-следственных зависимостей;

прием определения скрытого смысла текстов;

- уметь делать суждения, умозаключения по аналогии, решать логические задачи.

Модуль «Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный)»:

- владеть учебными навыками в соответствии с программным материалом по предмету «Русский язык»:

-различать понятия «звук» и «буква»;

-составлять звуко-буквенные и слоговые схемы слов;

-безошибочно осмысленно читать слова, предложения, тексты;

-правильно писать под диктовку слова и предложения, безошибочно списывать;

-понимать функции небуквенных графических средств (пробел, знак переноса);

-различать слова и предложения, предложения и тексты;

-писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова, с учетом развития мелкой моторики детей (при необходимости с наглядной опорой);

-иметь представления о правилах правописания согласно изученному материалу;

-правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 15-20 слов;

-писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова (без стечения согласных), предложения из 3–4 слов, простые тексты объёмом не более 12-15 слов, правописание которых не расходится с произношением;

-понимать прослушанный текст;

-читать вслух короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения

-уметь анализировать и корректировать короткие тексты (3-4 предложения) с нарушенным порядком предложений, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, отвечать на вопросы к тексту.

- владеть учебными навыками в соответствии с программным материалом по предмету «Математика»:

  • выполнять действия со множеством объектов (объединять, сравнивать, уравнивать множества путем добавления и убавления предметов); устанавливать взаимно однозначные соответствия;
  • читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
  • пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
  • находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
  • выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) (при необходимости с использованием наглядной опоры);
  • называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность) (с опорой на терминологические таблицы);
  • решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и вопрос (с опорой на алгоритм и/или схему);
  • сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже);
  • распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок;
  • устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под;
  • устанавливать и соотносить между собой временные отношения: вчера/сегодня/завтра, раньше/позже, сначала/потом, утро/вечер, день/ночь;
  • группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни;
  • сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры);
  • распределять объекты на две группы по заданному основанию.

- владеть учебными навыками в соответствии с программным материалом по предмету «Окружающий мир»:

  • называть себя по фамилии, имени, отчеству, домашний адрес;
  • воспроизводить название своего населённого пункта, страны;
  • приводить примеры школьных праздников, традиций своей семьи;
  • иметь представление об объектах живой и неживой природы согласно изученному программному материалу;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе.

Оценка планируемых результатов

Оценка достижений образовательного результата осуществляется в рамках диагностического направления работы учителя-дефектолога, которое включает стартовую (первичную), промежуточную и итоговую диагностику.

Стандартизированные диагностические методики используются на начальном (1-15 сентября) и итоговом (10-25 мая) этапах коррекционной работы.

Методики представлены в документе - Письмо Минобрнауки России от № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий», Приложение 6. «Методики, используемые учителем-дефектологом», п. «Примерный пакет диагностических методик для проведения диагностики учителем-дефектологом детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет)»;

-Первичная (стартовая) диагностика: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. «Диагностика школьной готовности», Вархатова Е.К. «Экспресс-диагностика готовности к школе», Веракса Н.Е. «Диагностика школьной готовности» и др.

-«Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики» А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина, Майорова Н.П «Неуспеваемость : Как выявить и устранить ее причины. Психолого-педагогическая диагностика», Г. В. Кухтерина, Е. А. Кукуев «Психолого-педагогическая диагностика младших школьников», Левченко И.Ю. Забрамная С.Д. «Психолого-педагогическая диагностика» и др.

Обследование развития высших психических функций и познавательных процессов проводится на основе диагностического материала в соответствии с возрастом обучающегося. Учитель-дефектолог проводит также изучение уровня учебно-познавательной деятельности ребенка, уровня его обученности и обучаемости. Для определения сформированности метапредметных умений могут быть использованы задания из комплексной диагностической работы овладения универсальными учебными действиями по годам обучения, анализ текущих письменных работ обучающегося, тестовых и контрольных работ по предметам.

Результаты психолого-педагогической диагностики представлены в таблицах.

Перечень основных психолого-диагностических методик

ПФФ

Методики/оборудование

Внимание

  • Бланки «Корректурных проб»
  • Таблицы Шульте
  • Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (из методики Векслера).

Восприятие

  • Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения (предметы врисованы, наложены один на другой — фигуры Поппельрейтора).
  • «Почтовый ящик» (коробка форм).
  • Доски Сегена разных вариантов сложности.
  • Кубики Кооса.
  • Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т.Н. Головиной).
  • Набор предметных картинок, разрезанных на 2-3-4-6-8 частей.

Память

  • Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, букв, слов, геометрических фигур, предметных изображений т. д.).
  • Бланки к методике для запоминания 10 слов.
  • Картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов (методика А. Н. Леонтьева).
  • Бланки с текстами для воспроизведения

Мышление

  • Таблица с изображениями предметов, один из которых, не, подходит по тем или иным признакам (величине, форме, цвету, родовой категории).
  • Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.
  • Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации. (Классификации).
  • Бланки к методикам «Простое аналогии», «Сложные аналогии».
  • Таблицы с пословицами, поговорками и загадками.
  • Сюжетные картинки «Нелепицы».
  • Таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфликтным содержанием).
  • Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента» (методика А.Я. Ивановой).

Эмоционально-волевая сфера

  • Бланки для исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
  • Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т. д.).
  • Методика изучения фрустрационных реакций («Методика рисуночной фрустрации» Розенцвейга).
  • Бланки с методикой незаконченных предложений.
  • Таблицы к методике Рене-Жиля.

Речевое развитие

  • Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой.
  • Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
  • Методика обследования речевого развития учащихся начальных классов. (Розова Ю.Е., Коробченко Т.В., 2018 )
  • Проверка навыков письма (по Садовниковой И.Н.)
  • Азова О.И. Логопедическое обследование младших школьников.
  • Елецкая О.В, Тараканова А. «Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития».
  • Щутина Д.А. Логопедическая диагностика детей с расстройствами аутистического спектра.

Сформированность школьной,

учебной мотивации

  • Тестовая беседа.
  • Тест Керна Иерасика.

2. Содержательный раздел

Особенности построения рабочей программы

В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ АООП НОО направлена на коррекцию нарушенийразвития обучающихся с ОВЗ и реализацию их особых образовательных потребностей. Для этого в учебном плане предусмотрена коррекционно-развивающая область, включающая коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (дефектологические)», который является частью программы коррекционной работы, обязателен для изучения. На основе данного курса строится содержание данной рабочей программы коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога.

Содержание рабочей программы определяется также в соответствии с требованиями к результату изучения учебных предметов в 1 классе «Математика», «Окружающий мир», «Русский язык» и основывается на использовании учебного материала.

Так как рабочая программа строится по модульному принципу, который позволяет максимально индивидуализировать ее содержание в соответствии с особенностями обучающихся, то количество часов на изучение каждого модуля может варьироваться – уменьшаться или увеличиваться при сохранении общего объема часов на весь курс. Также учитель-дефектолог может значительно редуцировать содержательный объем модуля или совсем исключить его, если функция или познавательный процесс, на коррекцию которых направлен модуль, наиболее сохранны у ребенка. Представленное содержание каждого модуля является основой для тематического планирования.

Содержание рабочей программы

Рабочая программа рассчитана на учащихся 1 классов (первый год обучения). Продолжительность коррекционного периода с 1 сентября по 25 мая.

В поурочно-тематическом планировании графа «Количество часов» заполняется в соответствии с выбором учителя-дефектолога количества часов на изучение определенного раздела. Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение. Общая продолжительность занятий по программе может составлять от 66 до 99 часов в зависимости от сложности нарушения и фактического тематического планирования по учебным четвертям. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 35-40 минут. Группы комплектуются в количестве 4-6 человек.

Система коррекционно-развивающего обручения в данной программе условно делится на шесть разделов согласно модулям: «Сенсорное и сенсомоторное развитие», «Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений», «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале», «Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи», «Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий», «Восполнение образовательных дефицитов».

Помимо этого выделяются 4 академических часа в начале курса и 4 академических часа в конце курса на психолого-педагогическую диагностику учащихся.

1. Модуль «Сенсорное и сенсомоторное развитие»

Развитие сенсорного восприятия и сенсорных эталонов. Различение, выделение и называние основных цветов спектра. Сопоставление цвета окружающих предметов с эталонами цветов. Плоскостные геометрические фигуры, выделение признаков формы. Нахождение в окружающем пространстве предметов определенной формы. Классификация предметов и их изображений по форме. Величина предметов и объектов. Обозначение словом величины предметов, результатов сравнения предметов по величине.

Развитие перцептивных возможностей. Различение неречевых звуков, громкости и удаленности источника звука. Воспроизведение простых ритмических рядов после прослушивания (хлопки, отстукивание). Выделение заданного звука на слух. Различение зрительно воспринимаемых объектов, реалистичных, силуэтных, контурных, наложенных, зашумленных. Различение тактильных ощущений (по весу, гладкости, жесткости). Определение предметов на ощупь («волшебный мешочек», буквенный и цифровой гнозис).

Развитие кинестетических основ движения. Выполнение заданных движений по поэлементному подражанию, по показу, по инструкции (упражнения на развитие статистической координации движений, принятие и удержание позиции рук, динамическая организация движений, переключение движений, реципрокные движения).

Развитие графо-моторных функций. Выполнение движения руки в заданном направлении. Развитие умения проводить линии (прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу (штриховки, лабиринты, дорожки). Копирование узоров, обводка графических изображений ведущей рукой, двумя руками. Корректировка правильного захвата и удержания ручки, карандаша.

Развитие межанализаторных систем. Отработка синхронизации в системах глаз-рука, ухо-рука, глаз-ухо-рука, улучшение координации и пространственно-графической ориентации (межполушарные доски, рисование, нанизывание предметов обеими руками).

Развитие мелких мышц руки и конструктивного праксиса. Выполнение дифференцированных движений руки (нанизывание, шнуровка, выкладывание мозаики, работа с мелкими предметами; конструирование из палочек по образцу).

2. Модуль «Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений»

Ориентировка в пространстве (схеме) собственного тела и расположении объектов по отношению к телу. Развитие представлений о схеме тела (отношения выше-ниже, над-под, левее-правее). Обозначение расположения предметов в пространстве с точкой отсчета от себя, отражение пространственных отношений в речи.

Восприятие пространственного расположения объектов относительно друг друга. Развитие пространственных представлений о взаимоотношении объектов в пространстве относительно друг друга. Конструирование из элементов плоскостной геометрической мозаики по образцу. Перекодирование плоскостных изображений в объемные. Ориентировка в пространственных признаках предметов (определение сторон предметов, наполняющих пространство). Ориентировка в пространстве помещения: определение пространственного расположения объектов (ближе/дальше, справа/слева относительно какого-либо ориентира). Знакомство со схемой пространства (кабинета).

Пространственная ориентировка на плоскости (горизонтальной, вертикальной). Развитие навыков микроориентировки (поверхность листа бумаги, доски; клеточное поле). Ориентировка на листе бумаги: верх/низ, право/лево (выполнение графических узоров по образцу, упражнения на поиск ходов в простых лабиринтах). Развитие ориентировки в клеточном поле с пошаговым перемещением предмета по инструкции (два шага направо, один вниз, три шага влево). Пространственная ориентировка на листе по схеме (найди дорожку к домику по схеме). Перенос графического изображения с вертикальной поверхности доски на горизонтальную плоскость листа.

Развитие умений выражать пространственные отношения в речи, понимать и строить логико-грамматические конструкции. Употребление в речи слов с пространственным значением: ближе, дальше, выше, ниже, слева, справа, между, в середине, впереди, сзади, вверху, внизу.

Развитие временных представлений. Последовательность событий (части суток, дни недели, времена года). Понятия «раньше», «позже». Лента времени (дни недели). Ориентировка в режиме дня школьника, обозначение последовательности событий с помощью слов: вечером, утром, ночью, днем, сначала, потом.

3. Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале»

Развитие познавательных процессов. Развитие зрительного восприятия натуральных предметов, моделей предметов и восприятия предметных изображений, константности восприятия (узнавание предметов, изображенных в разных ракурсах и разном графическом исполнении: теневом, контурном, зашумленном). Отработка приема сличения зрительно воспринимаемых объектов (зрительное соотнесение и нахождение объекта, идентичного заданному, в ряду похожих). Развитие целостности зрительного восприятия: определение объекта по его части, его частичному контуру.

Развитие произвольного внимания. Отработка навыка удерживать внимание на заданном объекте, на нескольких объектах. Формирование способности распределять внимание и переключать его между объектами на учебном материале 1 класса. Знакомство с приёмами опосредованного запоминания, установление связи между словом и графическим символом (запоминание и воспроизведение слов с опорой на картинку, пиктограмму).

Познавательные действия при работе с алгоритмами. Формирование умения работать по образцу, ориентироваться на детали, планировать свои действия и следовать образцу. Формирование умения определять последовательность выполнения действий и составлять простые инструкции из двух-трех шагов на учебном материале 1 класса. Знакомство с алгоритмом учебных действий, развитие способности удерживать алгоритм, сопоставлять свои действия с каждым шагом алгоритма на учебном материале 1 класса (характеристика звука, звуко-буквенный анализ слова, выделение ударного слога).

Познавательные действия по преобразованию информации. Выполнение приёма кодирования и декодирования информации (шифровка слов, обозначение символами предметов и признаков предметов). Знакомство со способами составления простой схемы к математическому рассказу, текстовой задаче. Развитие способности понимать и использовать простые схемы (слог, слово, предложение, звук, признаки предмета).

4. Модуль «Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи»

Предложение. Связь слов в предложении. Составление предложений по картинкам и демонстрируемым действиям по лексической теме «Школа».

Связь предложений в рассказе. Обучение рассказыванию по сюжетной картинке с опорой на вопросы по теме «Осень». Рассказы-описания. Обучение составлению устного рассказа по опорным схемам по лексической теме «Растения». Знакомство со сравнительным описанием. Расширение представлений по лексической теме «Домашние животные». Составление сравнительных описаний домашних животных с опорой на вопросы и/или графические схемы. Обучение составлению рассказов по серии картинок, связанных единым сюжетом, по лексической теме «Дикие животные».

Знакомство с алгоритмом пересказа по вопросному плану по лексической теме «Зима. Помощь животным и птицам». Пересказ по картинному плану по лексической теме «Мой дом».

Составление рассказов по демонстрируемым действиям (видеоматериалам) по лексической теме «Профессии». Расширение представлений по лексической теме «Профессии взрослых», о трудовых действиях, месте работы, профессиональных принадлежностях. Знакомство с алгоритмом пересказа текстов описательного характера по лексической теме «Мой город. Транспорт». Уточнение и расширение представлений о городских объектах, инфраструктуре города, способах передвижения по городу. Обучение пересказу текстов с выраженной причинно-следственной связью по лексической теме «Весна. Сезонный труд людей

5. Модуль «Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий»

Анализ и синтез: Формирование навыка анализирующего наблюдения. Предметы вокруг нас: их свойства и признаки. Выделение признаков и свойств предметов. Узнавание предмета по заданным характеристикам. Абстрагирование свойств предметов – цвет, форма, размер, толщина, вкус, запах, материал, пространственное расположение. Схематическое изображение признаков. Упорядочивание рядов фигур по выделенному признаку. Сопоставление признаков, наблюдение за изменяющимися признаками. Совмещение признаков объекта (нахождение объектов по двум и более заданным признакам, заполнение матрицы по совмещению двух признаков, например, цвета и формы).

Развитие навыка планомерного анализа при сопоставлении идентичных картинок. Развитие тонкости анализа, умения выделять малозаметные детали (найди на картинке всех друзей мальчика). Отработка приемов соотносительного анализа (сделай все рисунки одинаковыми, сделай из двух разных фигур одинаковые, найди объект по образцу, напиши на рисунке номера фигур, из которых составлен медвежонок).

Формирование навыка планомерного анализа сюжетной картинки, простых картинок со скрытым смыслом, нелепиц. Синтезирование объекта (разрезные картинки). Формирование целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках. Отработка навыков пространственного анализа и синтеза (геометрическая мозаика, сложи узор из 4 кубиков, танграм).

Сравнение: Отличительные и сходные признаки объекта. Сопоставление объектов по признакам сходства и отличия. Использование понятий «такой же», «одинаковый», «в отличии от», «не такой как». Выделение признаков для сравнения предметов, выполнение сравнения по заданному признаку (по длине, по ширине и тд). Отработка навыков сравнения идентичных картинок (найди отличия). Сопоставление признаков, нахождение среди схожих объектов одинаковых и разных частей (у какого чайника, ручка как у чайника 6; у какого чайника форма отличается от чайника 3 и т.д.). Отработка в речи описания сравнения (уже/шире, длиннее/короче и т.д.).

Классификация: Формирование умения группировать предметы по заданному основанию и одному признаку (сгруппируй эти фигуры по цвету/ животных по месту обитания/ по тому, кто что ест). Формирование умения выбирать основание для готовой классификации по одному признаку. Формирование умения абстрагировать признак для классификации, давать словесную характеристику выделенному классу. Многоаспектная классификация геометрических плоскостных и объемных фигур на основе практических действий (со сменой основания классификации: по цвету, по форме, по размеру и тд).

Обобщение, конкретизация, абстрагирование: Знакомство с обобщающими словами, отработка умения называть одним общим словом два предмета (парта, стул – мебель). Обобщение и конкретизация конкретных житейских понятий по визуальной опоре (клен – дерево).

Накопление видовых и родовых конкретных житейских понятий (стол - мебель, дерево - растение). Конкретизация видовых конкретных житейских понятий по роду (назови транспорт).

Выделение лишнего предмета на невербальном материале (четвертый лишний). Формирование умения устанавливать логические отношения (соедини линией и покажи отношения «ты следуешь за мной»/ «мама-детеныш). Установление причинно-следственных зависимостей между двумя действиями, событиями (сначала - потом). Установление последовательности событий в серии сюжетных картинок.

Понимание обобщенного смысла загадок. Понимание скрытого смысла текстов с сюжетом, близким жизненному опыту ребенка. Понимание сюжетов с нелепыми ситуациями.

Суждение и умозаключение: Установление и продолжение закономерности в узоре, логическом ряду из фигур. Формирование умения выполнять систематизацию с опорой на наглядность (кто старше, что теплее). Определение закономерности расположения объектов (один – три изменяющихся признака) в заданиях по типу «Девятая клеточка». Знакомство с решением простых аналитических задач.

6. Модуль «Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный)»

Восполнение индивидуальных образовательных дефицитов:

по учебному предмету «Обучение грамоте»

  • Коррекция и закрепление учебного навыка условно-графической записи слов и предложений, умения определять границы предложения.
  • Коррекция и закрепление учебного навыка деления слов на слоги.
  • Коррекция и автоматизация учебного навыка определения ударного слога, умения постановки ударения в словах.
  • Коррекция и развитие учебного навыка соотнесения звука с графемой, умения различать гласные и согласные звуки.
  • Формирование и автоматизация моторной программы написания графем, различение схожих по начертанию прописных букв.
  • Коррекция и восполнение учебного приема определения звукового состава слова.
  • Коррекция и восполнение учебного приема соотнесения количества звуков и букв в слове.
  • Отработка алгоритма учебного действия правописания мягкого знака в конце и середине слова.

По учебному предмету «Математика»

  • Коррекция и отработка учебных приемов оперирования множествами объектов в предметно-практической деятельности.
  • Коррекция и развитие учебного навыка анализа рассказов с математическим содержанием, установление связи между действиями с объектами и числовыми данными: объединение множеств, удаление части множества.
  • Коррекция и восполнение учебного навыка соотнесения количества предметов с числом, обозначение числа цифрой.
  • Коррекция и автоматизация навыка количественного и порядкового счета.
  • Коррекция и отработка навыка сравнения чисел на основе соотнесения двух множеств в предметно-практической деятельности. Отработка умения записывать результат сравнения.
  • Коррекция и отработка учебного навыка определения состава числа (от 2 до 10).
  • Коррекция и восполнение учебного навыка установления последовательности числового ряда. Прямой и обратный счет.
  • Коррекция и отработка учебного навыка называния, обозначения, последовательности чисел от 1 до10.
  • Коррекция и отработка учебного навыка определения состава числа (от 2 до 10).
  • Отработка учебных навыков моделирования математических действий сложения и вычитания в предметно-практической деятельности.

Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

с _____ группой учащихся 1 класса (1-ого года обучения)

Кол.

час.

Дата

Тема

Содержание коррекционной работы

план

факт

1

4

Психолого-педагогическая диагностика учащихся.

Обследование состояния общей и мелкой моторики.

Обследование состояния ВПФ.

Обследование устной и письменной речи.

Сформированность познавательных учебных действий.

Анализ продуктов деятельности учащегося.

Заполнение индивидуальных карт развития.

2

10

Сенсорное и сенсомоторное развитие

2

Развитие сенсорного восприятия и сенсорных эталонов.

Различение, выделение и называние основных цветов спектра. Сопоставление цвета окружающих предметов с эталонами цветов. Плоскостные геометрические фигуры, выделение признаков формы. Нахождение в окружающем пространстве предметов определенной формы. Классификация предметов и их изображений по форме. Величина предметов и объектов. Обозначение словом величины предметов, результатов сравнения предметов по величине.

2

Развитие перцептивных возможностей.

Различение неречевых звуков, громкости и удаленности источника звука. Воспроизведение простых ритмических рядов после прослушивания (хлопки, отстукивание). Выделение заданного звука на слух. Различение зрительно воспринимаемых объектов, реалистичных, силуэтных, контурных, наложенных, зашумленных. Различение тактильных ощущений (по весу, гладкости, жесткости). Определение предметов на ощупь («волшебный мешочек», буквенный и цифровой гнозис).

2

Развитие кинестетических основ движения. Развитие мелких мышц руки и конструктивного праксиса.

Выполнение заданных движений по поэлементному подражанию, по показу, по инструкции (упражнения на развитие статистической координации движений, принятие и удержание позиции рук, динамическая организация движений, переключение движений, реципрокные движения).

Выполнение дифференцированных движений руки (нанизывание, шнуровка, выкладывание мозаики, работа с мелкими предметами; конструирование из палочек по образцу).

2

Развитие графо-моторных функций.

Выполнение движения руки в заданном направлении. Развитие умения проводить линии (прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу (штриховки, лабиринты, дорожки). Копирование узоров, обводка графических изображений ведущей рукой, двумя руками. Корректировка правильного захвата и удержания ручки, карандаша.

2

Развитие межанализаторных систем.

Отработка синхронизации в системах глаз-рука, ухо-рука, глаз-ухо-рука, улучшение координации и пространственно-графической ориентации (межполушарные доски, рисование, нанизывание предметов обеими руками).

3

8

Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений

2

Ориентировка в пространстве (схеме) собственного тела и расположении объектов по отношению к телу.

Развитие представлений о схеме тела (отношения выше-ниже, над-под, левее-правее). Обозначение расположения предметов в пространстве с точкой отсчета от себя, отражение пространственных отношений в речи.

2

Восприятие пространственного расположения объектов относительно друг друга.

Развитие пространственных представлений о взаимоотношении объектов в пространстве относительно друг друга. Конструирование из элементов плоскостной геометрической мозаики по образцу. Перекодирование плоскостных изображений в объемные. Ориентировка в пространственных признаках предметов (определение сторон предметов, наполняющих пространство). Ориентировка в пространстве помещения: определение пространственного расположения объектов (ближе/дальше, справа/слева относительно какого-либо ориентира). Знакомство со схемой пространства (кабинета, комнаты, столовой и т.д.). Развитие умений выражать пространственные отношения в речи, понимать и строить логико-грамматические конструкции: Употребление в речи слов с пространственным значением: ближе, дальше, выше, ниже, слева, справа, между, в середине, впереди, сзади, вверху, внизу.

2

Пространственная ориентировка на плоскости (горизонтальной, вертикальной).

Развитие навыков микроориентировки (поверхность листа бумаги, доски; клеточное поле). Ориентировка на листе бумаги: верх/низ, право/лево (выполнение графических узоров по образцу, упражнения на поиск ходов в простых лабиринтах). Развитие ориентировки в клеточном поле с пошаговым перемещением предмета по инструкции (два шага направо, один вниз, три шага влево). Пространственная ориентировка на листе по схеме (найди дорожку к домику по схеме). Перенос графического изображения с вертикальной поверхности доски на горизонтальную плоскость листа. Графические диктанты.

2

Развитие временных представлений.

Последовательность событий (части суток, дни недели, времена года). Понятия «раньше», «позже». Лента времени (дни недели). Ориентировка в режиме дня школьника, обозначение последовательности событий с помощью слов: вечером, утром, ночью, днем, сначала, потом.

4

10

Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале

3

Развитие познавательных процессов.

Развитие зрительного восприятия натуральных предметов, моделей предметов и восприятия предметных изображений, константности восприятия (узнавание предметов, изображенных в разных ракурсах и разном графическом исполнении: теневом, контурном, зашумленном). Отработка приема сличения зрительно воспринимаемых объектов (зрительное соотнесение и нахождение объекта, идентичного заданному, в ряду похожих). Развитие целостности зрительного восприятия: определение объекта по его части, его частичному контуру.

Развитие произвольного внимания. Отработка навыка удерживать внимание на заданном объекте, на нескольких объектах. Формирование способности распределять внимание и переключать его между объектами на учебном материале 1 класса.

Знакомство с приёмами опосредованного запоминания, установление связи между словом и графическим символом (запоминание и воспроизведение слов с опорой на картинку, пиктограмму).

3

Познавательные действия при работе с алгоритмами.

Формирование умения работать по образцу, ориентироваться на детали, планировать свои действия и следовать образцу.

Формирование умения определять последовательность выполнения действий и составлять простые инструкции из двух-трех шагов на учебном материале 1 класса.

Знакомство с алгоритмом учебных действий, развитие способности удерживать алгоритм, сопоставлять свои действия с каждым шагом алгоритма на учебном материале 1 класса (характеристика звука, звуко-буквенный анализ слова, выделение ударного слога).

4

Познавательные действия по преобразованию информации.

Выполнение приёма кодирования и декодирования информации (шифровка слов, обозначение символами предметов и признаков предметов). Знакомство со способами составления простой схемы к математическому рассказу, текстовой задаче. Развитие способности понимать и использовать простые схемы (слог, слово, предложение, звук, признаки предмета).

5

10

Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи

1

Предложение. Связь слов в предложении.

Составление предложений по картинкам и демонстрируемым действиям по лексической теме «Школа». Расширение и уточнение представлений по теме «Школа».

2

Текст. Связь предложений в тексте.

Обучение рассказыванию по сюжетной картинке с опорой на вопросы по теме «Времена года». Пополнение представлений о сезонных изменениях в живой и неживой природе.

2

Обучение составлению устного рассказа по опорным схемам.

Рассказы-описания. Обучение составлению устного рассказа по опорным схемам по лексической теме «Растения». Расширение и уточнение представлений о разнообразии растений, частях растений. Пополнение словаря обобщающими понятиями «комнатные», «садовые», «полевые» растения.

Знакомство со сравнительным описанием. Расширение представлений по лексической теме «Домашние животные». Составление сравнительных описаний домашних животных с опорой на вопросы и/или графические схемы.

2

Обучение составлению рассказов по серии картинок, связанных единым сюжетом.

Обучение составлению рассказов по серии картинок, связанных единым сюжетом, по лексической теме «Дикие животные». Пополнение представлений о диких животных, их разнообразии, строении, образе жизни.

Составление рассказов по демонстрируемым действиям (видеоматериалам) по лексической теме «Профессии». Расширение представлений по лексической теме «Профессии взрослых», о трудовых действиях, месте работы, профессиональных принадлежностях.

3

Пересказ по картинному плану.

Знакомство с алгоритмом пересказа текстов описательного характера по лексической теме «Мой город. Транспорт». Уточнение и расширение представлений о городских объектах, инфраструктуре города, способах передвижения по городу.

Обучение составлению пересказа по картинному плану по лексической теме «Мой дом». Уточнение словаря по лексической теме «Мой дом. Части дома. Что есть (вещи) в доме».

Обучение пересказу текстов с выраженной причинно-следственной связью по лексической теме «Весна. Сезонный труд людей». Обогащение представлений о весенних изменениях в живой и неживой природе, сезонном труде взрослых, инструментах и садовом инвентаре.

6

10

Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий

2

Формирование приемов умственных действий. Анализ и синтез.

Формирование навыка анализирующего наблюдения. Предметы вокруг нас: их свойства и признаки. Выделение признаков и свойств предметов. Узнавание предмета по заданным характеристикам. Абстрагирование свойств предметов – цвет, форма, размер, толщина, вкус, запах, материал, пространственное расположение.

Схематическое изображение признаков. Упорядочивание рядов фигур по выделенному признаку (выкладывание дорожки из блоков Дьенеша по цвету/форме/размеру/толщине; по схеме/устной инструкции с изменением одного и более признаков).

Сопоставление признаков, наблюдение за изменяющимися признаками (что изменилось – цвет и форма, форма и размер и тд). Совмещение признаков объекта (нахождение объектов по двум и более заданным признакам, заполнение матрицы по совмещению двух признаков, например, цвета и формы).

Развитие навыка планомерного анализа при сопоставлении идентичных картинок. Развитие тонкости анализа, умения выделять малозаметные детали (найди на картинке всех друзей мальчика). Отработка приемов соотносительного анализа (сделай все рисунки одинаковыми, сделай из двух разных фигур одинаковые, найди объект по образцу, напиши на рисунке номера фигур, из которых составлен медвежонок).

Синтез объекта (разрезные картинки). Формирование целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках.

Отработка навыков пространственного анализа и синтеза (геометрическая мозаика, сложи узор из 4 кубиков, танграм).

2

Формирование приемов умственных действий. Сравнение.

Отличительные и сходные признаки объекта. Сопоставление объектов по признакам сходства и отличия. Использование понятий «такой же», «одинаковый», «в отличии от», «не такой как».

Выделение признаков для сравнения предметов, выполнение сравнения по заданному признаку (по длине, по ширине и тд).

Отработка навыков сравнения идентичных картинок (найди отличия). Сопоставление признаков, нахождение среди схожих объектов одинаковых и разных частей (у какого чайника, ручка как у чайника 6; у какого чайника форма отличается от чайника 3 и т.д.).

Сравнение конкретных житейских понятий. Нахождение оснований для сравнения (по форме, по размеру и т.д.). Знакомство и удержание алгоритма сопоставления при сравнении по заданным характеристикам или найденному основанию (избегание «соскальзывания» с признака сравнения - стол деревянный, а на стуле сидят). Отработка в речи описания сравнения (уже/шире, длиннее/короче и т.д.).

2

Формирование приемов умственных действий. Классификация.

Формирование умения группировать предметы по заданному основанию и одному признаку (сгруппируй эти фигуры по цвету/ животных по месту обитания/ по тому, кто что ест). Формирование умения выбирать основание для готовой классификации по одному признаку. Формирование умения абстрагировать признак для классификации, давать словесную характеристику выделенному классу.

Многоаспектная классификация геометрических плоскостных и объемных фигур на основе практических действий (со сменой основания классификации: по цвету, по форме, по размеру и тд).

2

Формирование приемов умственных действий. Обобщение, конкретизация, абстрагирование.

Знакомство с обобщающими словами, отработка умения называть одним общим словом два предмета (парта, стул – мебель). Обобщение и конкретизация конкретных житейских понятий по визуальной опоре (клен – дерево).

Накопление видовых и родовых конкретных житейских понятий (стол - мебель, дерево - растение). Конкретизация видовых конкретных житейских понятий по роду (назови транспорт).

Выделение лишнего предмета на невербальном материале (четвертый лишний).

Знакомство с алгоритмом определения конкретных житейских понятий через род и видовое отличие (чашка – это посуда, из которой пьют напитки или чай).

Формирование умения устанавливать логические отношения (соедини линией и покажи отношения «ты следуешь за мной»/ «мама-детеныш).

Установление причинно-следственных зависимостей между двумя действиями, событиями (сначала - потом). Установление последовательности событий в серии сюжетных картинок. Понимание обобщенного смысла загадок. Понимание скрытого смысла текстов с сюжетом, близким жизненному опыту ребенка. Понимание сюжетов с нелепыми ситуациями. Знакомство с пословицами и поговорками. Различение прямого и переносного смысла пословиц. Пояснение скрытого смысла пословиц на примере героев сюжетной картинки.

2

Формирование приемов умственных действий. Суждение и умозаключение.

Установление и продолжение закономерности в узоре, логическом ряду из фигур. Формирование умения выполнять систематизацию с опорой на наглядность (кто старше, что теплее). Определение закономерности расположения объектов (один – три изменяющихся признака). Формирование умения делать умозаключения по аналогии на невербальном материале. Знакомство с решением простых аналитических задач.

7

10

Восполнение образовательных дефицитов

5

Восполнение образовательных дефицитов по предмету «Русский язык».

Коррекция и закрепление учебного навыка условно-графической записи слов и предложений, умения определять границы предложения.

Коррекция и закрепление учебного навыка деления слов на слоги.

Коррекция и автоматизация учебного навыка определения ударного слога, умения постановки ударения в словах.

Коррекция и развитие учебного навыка соотнесения звука с графемой, умения различать гласные и согласные звуки.

Формирование и автоматизация моторной программы написания графем, различение схожих по начертанию прописных букв.

Коррекция и восполнение учебного приема определения звукового состава слова.

Коррекция и восполнение учебного приема соотнесения количества звуков и букв в слове.

Отработка алгоритма учебного действия правописания мягкого знака в конце и середине слова.

5

Восполнение образовательных дефицитов по предмету «Математика».

Коррекция и отработка учебных приемов оперирования множествами объектов в предметно-практической деятельности (отношения «столько же», «больше», «меньше»; «больше (меньше) на …»).

Коррекция и развитие учебного навыка анализа рассказов с математическим содержанием, установление связи между действиями с объектами и числовыми данными: объединение множеств, удаление части множества.

Коррекция и восполнение учебного навыка соотнесения количества предметов с числом, обозначение числа цифрой.

Коррекция и автоматизация навыка количественного и порядкового счета.

Коррекция и отработка навыка сравнения чисел на основе соотнесения двух множеств в предметно-практической деятельности. Отработка умения записывать результат сравнения.

Коррекция и отработка учебного навыка определения состава числа (от 2 до 5).

Коррекция и восполнение учебного навыка установления последовательности числового ряда. Прямой и обратный счет.

Коррекция и отработка учебного навыка называния, обозначения, последовательности чисел от 1 до10.

Коррекция и отработка учебного навыка определения состава числа (от 2 до 10).

Отработка учебных навыков моделирования математических действий сложения и вычитания в предметно-практической деятельности.

8

4

Психолого-педагогическая диагностика учащихся.

Обследование состояния общей и мелкой моторики.

Обследование состояния ВПФ.

Обследование устной и письменной речи.

Сформированность познавательных учебных действий.

Анализ продуктов деятельности учащегося.

Оценка динамики коррекционно-развивающей работы.

Заполнение индивидуальных карт развития.

3. Организационный раздел

Организация коррекционно-развивающей деятельности

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления: диагностическое, коррекционно-развивающее и консультативно-просветительское, организационно-методическое.

Образовательный процесс в МБОУ школе №3 реализуется в режиме пятидневной недели. Расписание занятий учитывает режим работы ОУ.

Продолжительность и интенсивность занятий для каждой группы (учащегося) определяются индивидуально с учетом рекомендаций ПМПк и ППк, но не реже 2 раз в неделю.

Ориентировочная продолжительность коррекционных занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:

  • для подгруппового занятия – 40 минут;
  • для индивидуального занятия – 20 минут.

Коррекционные группы комплектуются учителем-дефектологом, наполняемость группы 4-6 учащихся, имеющих однотипные нарушения. Состав групп является открытой системой, меняется по усмотрению учителя-дефектолога в зависимости от динамики достижений в коррекции.

В процессе обучения проводятся занятия: фронтальные, групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Условия реализации рабочей программы

Предметно-развивающая среда

Развивающая предметная среда способствует формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения, обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Главной целью ее создания является повышение эффективности коррекционной программы, применяемой для устранения речевых нарушений.

Развивающая среда предполагает зонирование кабинета учителя-дефектолога на несколько отдельных участков:

-рабочая зона учителя-дефектолога;

-зона развития мелкой моторики (различные конструкторы, шнуровки, мелкие игрушки);

- зона развития связной речи (развивающая среда «Фиолетовый лес», ширма, кукольный театр, костюмы и др.);

- сенсорная зона (сенсомоторные тренажеры, парта для работы с песком и водой, стол для рисования песком);

- рабочая зона для учащихся для проведения занятий по коррекции чтения и письма (парты, доска).

Методическое обеспечение

  1. Радченкова С.А. «Рабочая тетрадь дефектолога для занятий с детьми с ОВЗ», 1 класс.
  2. Козырева О.А. «Русский язык, чтение и развитию речи. 1 класс. Рабочая тетрадь. Адаптированные программы», 1 класс.
  3. Воронкова В.В. «Подготовка к обучению грамоте. Рабочая тетрадь. Адаптированные программы», 1 класс.
  4. Петрова О.А. «Коррекционно-развивающие занятия. Улучшаем и закрепляем навыки чтения у детей с ОВЗ».
  5. Боровская И.К. «Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития. Рабочая тетрадь».
  6. Иншакова О.Б. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Рабочая тетрадь».
  7. Андреева Н.Г. «Наглядно-дидактический материал по развитию связной речи на логопедических занятиях. Пособие для логопедической работы с младшими школьниками».
  8. Оглоблина И.Ю. «Развиваем речь и мышление».
  9. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. «Учим буквы! Логопедические занятия в период обучения грамоте. Рабочая тетрадь».

Перечень используемых лицензионных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) к модулям и разделам рабочей программы

Название электронного образовательного ресурса

Модули программы

«Игры на сложение и вычитание»,

«Веселая числоматика», «Игры для обучения русскому языку», М.: ООО «Мерсибо», 2024.

Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале.

Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный).

Серия игр на развитие памяти, внимания, мышления «Игровая карусель», «Внимание, память, логика», «Зарядка для ума», М.: ООО «Мерсибо», 2024.

Сенсорное и сенсомоторное развитие.

Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений.

Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале.

Интерактивные демонстрационные таблицы к учебнику В.Г. Горецкого «Русская Азбука»,М.: Просвещение, 2022.

Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале.

Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный).

Т.С. Овчинникова «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения». Электронное приложение к книге, ИПЦ КАРО, 2008.

Сенсорное и сенсомоторное развитие.

Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений.

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Русский язык.

1 класс, М.: Просвещение, 2021.

Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале.

Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный).

Образовательная онлайн-платформа «Учи.ру»

Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный).

«Российская электронная школа»

Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный).

Список литературы

  1. Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д., Пономарева Л.М., Скобликова О.А. Реализация коррекционных курсов для обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального общего образования: методическое пособие для специалистов [Электронный ресурс] / под общ. ред. Н.В. Бабкиной. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2023.
  2. Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2021.
  3. Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2021.
  4. Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга № 1263-р от
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  6. Положение Министерства просвещения РФ от г. N Р-75 «Об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
  7. Приказ Минпросвещения России от г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  8. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Программно-методические материалы для организации коррекционно-логопедической работы. Сборник рабочих программ учителя-логопеда. Учебно-методическое пособие. – М.: Редкая птица, 2018.
  9. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП , Постановление № 28 от
  10. Федеральный закон «Об образование в Российской Федерации» № 124-ФЗ от
  11. Федеральная рабочая программа НОО для обучающихся с ЗПР учебного предмета «Русский язык» (вариант ) [Электронный ресурс] - М.: ФРЦ ОВЗ ФГБНУ «ИКП РАО», 2023.
  12. Федеральная рабочая программа НОО для обучающихся с ЗПР учебного предмета «Математика (вариант ) [Электронный ресурс] - М.: ФРЦ ОВЗ ФГБНУ «ИКП РАО», 2023.
  13. Федеральная рабочая программа НОО для обучающихся с ЗПР учебного предмета «Окружающий мир» (вариант ) [Электронный ресурс] - М.: ФРЦ ОВЗ ФГБНУ «ИКП РАО», 2023.
  14. Федеральная рабочая программа НОО для обучающихся с ЗПР. Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» - [Электронный ресурс]- М.: ФРЦ ОВЗ ФГБНУ «ИКП РАО», 2023.

Лист коррекции рабочей программы

Номер занятия по ПТП

Дата

фактического проведения

Причина корректировки

Корректирующие действия

(изменение кол-ва часов на изучение темы (уплотнение), объединение уроков, тема вынесена на самостоятельное изучение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов

Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучаю...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 5 – 9 классов (Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР у учащихся с ЗПР)

Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей  системе коррекционной работы. Это связано с тем, что нарушения речевого развития у детей с ЗПР носят системный хара...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога для обучающихся с ОВЗ, имеющих с умственную отсталость (интеллектуальные нарушения, вариант 1)

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий предназначена для учителей-дефектологов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющими умственную отсталость (инте...