Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога для обучающихся с ОВЗ, имеющих ЗПР (вариант 7.1)
рабочая программа
Рабочая программа предназначена для учителей-дефектологов, работающих с детьми 3 класса, у которых диагностирована задержка психического развития. Основная цель программы – коррекция и развитие интеллектуальных, коммуникативных, социальных и личностных навыков обучающихся, что позволит им более успешно интегрироваться в образовательный процесс и общество.
Программа включает в себя:
1. Цели и задачи коррекционно-развивающих занятий:
- Развитие познавательной активности и функции мышления.
- Формирование навыков общения и взаимодействия со сверстниками.
- Коррекция эмоционально-волевой сферы и развитие саморегуляции.
2. Методы и подходы:
- Индивидуализированный подход к каждому ученику, учитывающий его возможности и уровень развития.
- Игровые технологии для повышения интереса к занятиям.
- Коммуникативные методики, направленные на развитие речевых навыков.
3. Содержание занятий:
- Игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания и логического мышления.
- Занятия по арт-терапии, музыкотерапии, трудотерапии.
- Упражнения на развитие социальных навыков и эмоционального интеллекта.
4. Оценка эффективности:
- Проведение диагностики до и по завершению программы для оценки динамики развития учащихся.
- Введение наблюдений и рефлексий, позволяющих корректировать процесс обучения.
Программа ориентирована на создание комфортной и безопасной образовательной среды, где каждый учащийся сможет раскрыть свой потенциал, преодолеть трудности и уверенно двигаться к новым достижениям. Основное внимание уделено индивидуальному подходу и взаимодействию с родителями для поддержки детей в развитии вне стен школы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 305 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим Советом Директор МБОУ школы №3
МБОУ школы №3 Г.о.Коломна, г.Озёры Г.о.Коломна, г.Озёры директор Кузнецова Е.Ю.
Протокол от 31.08.20___г.№ _ Приказ от 31.08.20___г.№ _
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога
для обучающихся с ОВЗ, имеющих ЗПР (вариант 7.1)
для 3 класса
2024-2025 учебный год
Учитель-дефектолог: Исаева Валерия Львовна
Г.о.Коломна. г.Озёры
2024 г.
Содержание
1. Целевой раздел……………………………………………………………...…3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………...……....3
1.1.1. Значимые для реализации Программы характеристики…………………6
1.1.2 Характеристика познавательного развития учащихся 3 классов с ОВЗ, имеющих ЗПР.…………………………..……………..…..…………………….7
1.2. Планируемые результаты освоения программы…………………..…..….8
1.3. Оценка планируемых результатов………….……………..……….……..15
2. Содержательный раздел……………………………………….………..….....15
2.1. Особенности построения рабочей программы…………………..……....15
2.2. Содержание рабочей программы……………………………..…..…….…17
2.3.Календарно - тематическое планирование…………………………….…...22
3. Организационный раздел………………………………………..…………....28
3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности……….……......28
3.2.Условия реализации рабочей программы………………………….……....28
3.2.1.Предметно-развивающая среда………………………………….......…....28
3.2.2. Методическое обеспечение……………………………………………....29
4. Список литературы………………………………………………….…….…..31
5. Лист коррекции рабочей программы……………………………..…..…...32
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» является обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) и реализуется на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
Предлагаемая рабочая программа коррекционно-развивающей работы направлена на коррекционное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающихся 3 классов, получающих образование в соответствии с ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР, вариант 7.1) с целью ослабления нарушений познавательных процессов и развития до нормативного уровня необходимых для освоения учебного материала психофизических функций.
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 года № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
- Приказ Минтруда России № 136н от 13.03.2023 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»».
- Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1), утвержденная Приказом директора МБОУ школы №3 от 30.08.2024 г.
- Устав школы №3 утвержден приказом Управления образования Администрации Городского округа Коломна Московской области № 51-ОД от «04» февраля 2025г.
- Федеральная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2), Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (дефектологические)».
Данная программа также составлена с учетом содержания и требований Федеральной рабочей программы НОО по учебному предмету «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир» для 3 класса.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ деятельность образовательной организации должна быть направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения всеми обучающимися Федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО), составленной на основе ФАОП ОВЗ.
Важным условием для успешного обучения детей с ОВЗ является организация «социально-педагогической и психологической помощи, психолого-медико-педагогической коррекции» (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», №273-ФЗ от 29.12.2012.)
Рабочая программа реализуется в рамках системы коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога и поддерживается следующими направлениями деятельности: диагностическим, коррекционно-развивающим, консультативно-просветительским, организационно-методическим.
Для содействия «в развитии индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности» обучающихся первых классов с ЗПР в образовательных организациях, реализующих АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, необходимы:
- своевременная психолого-педагогическая диагностика возможностей обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей;
- оказание целевой коррекционной, психологической помощи учащимся с ЗПР для устранения препятствий к их обучению;
- систематическая оценка динамики развития и образовательных достижений обучающихся в процессе реализации коррекционно-развивающей программы.
Цель программы: предоставление помощи в освоении предметного содержания образовательной программы, коррекция и развитие учебно-познавательной деятельности и психофизических функций, формирование базовых мыслительных операций, приемов мыслительной деятельности, необходимых для формирования учебных навыков и компетенций.
Целевой ориентир данного коррекционно-развивающего курса также предполагает развитие навыков социальной (жизненной компетенции) у обучающихся с ЗПР.
Задачи:
- формировать учебное поведение и структурные компоненты учебной деятельности (ориентировочный этап, удержание алгоритма учебных действий, сличение с образцом, промежуточный и итоговый контроль);
- развивать сенсорную и сенсомоторную сферы;
- развивать зрительно-пространственные и пространственно-временные представления и ориентировки;
- развивать познавательные процессы на основе учебного материала;
- формировать приемы мыслительной деятельности, корректировать и развивать базовые мыслительные операций;
-восполнять образовательные дефициты, обусловленные недостаточной готовностью к школьному обучению;
-формировать алгоритмы учебно-познавательных действий и корректировать учебные навыки на основе определения индивидуальных трудностей в обучении учащегося с ЗПР;
-расширять разносторонние представления о предметах и явлениях окружающей действительности;
- обогащать словарный запас;
- формировать и развивать связную речь (диалогическую и монологическую формы);
- формировать и развивать коммуникативную функцию речи;
-обогащать речевой опыт, способствующий развитию познавательных процессов;
- формировать навыки социальной (жизненной) компетенции.
В соответствии с ФАОП НОО ОВЗ Программа опирается на следующие принципы:
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- онтогенетический принцип;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- принцип здоровьесбережения;
- принцип преемственности, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ОВЗ;
- принцип целостности содержания образования;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
Рабочая программа включает в себя следующие основные модули:
- Сенсорное и сенсомоторное развитие.
- Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений.
- Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале.
- Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи.
- Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий.
- Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный).
1.1.1 Значимые для реализации Программы характеристики
В последние годы анализ результатов исследований показывает увеличение числа детей, имеющих задержку психического развития, испытывающих трудности, связанные с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности во 2-4 классах.
Современная психолого-педагогическая типология (классификация) задержки психического развития Н.В. Бабкиной, И.А. Коробейникова выделяет три группы обучающихся: дети с легкой, умеренной и выраженной ЗПР.
К первой группе относятся дети с легкой ЗПР 9вариант 7.1), у которых не наблюдается грубых нарушений познавательного развития. Вместе с тем без специальной помощи успешно усваивать образовательную программу они не могут. При общем уровне психофизического развития, близком к нормативным возрастным показателям, у ребенка отмечаются отдельные дефициты в сферах зрительно-моторной координации, пространственно-временных представлений, фонетико-фонематического развития, логического мышления.
1.1.2. Характеристика познавательного развития учащихся
3 классов с ОВЗ, имеющих ЗПР
Обучающиеся 3 классов с ЗПР испытывают в той или иной степени затруднения в усвоении учебных программ, вызванные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и поведения. Общими являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У многих обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Учебная деятельность учащихся 3 классов отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения:
- отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию;
- необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям;
- недостаточной целенаправленностью деятельности;
- малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
Недостаточная выраженность познавательных интересов у представленной категории учащихся сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих данному возрасту и необходимых ребенку при обучении в школе.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Обучающиеся 3 класса с ЗПР достигают планируемых результатов обучения в соответствии со своими возможностями и способностями. На успешность оказывают влияние индивидуальные особенности познавательной деятельности, темп деятельности, особенности формирования учебной деятельности.
Программно-методические материалы способствуют предупреждению или минимизации трудностей достижения личностных, метапредметных результатов (коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий).
Изучение курса ««Психокоррекционные занятия (дефектологические)» имеет тесную связь с изучением предметов «Русский язык», «Окружающий мир», «Математика» в 3 классе и способствует формированию у обучающегося следующих личностных результатов:
Класс | Гражданско-патриотическое воспитание | Духовно-нравственное и эстетическое воспитание | Физическое воспитание | Трудовое и экологическое воспитание |
3 | - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России. - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, -осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат. | -осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; - уважительное отношение и интерес к художественной культуре. | -бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения. | -осознание ценности труда в жизни человека и общества; - бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; -неприятие действий, приносящих вред природе; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. |
Изучение курса ««Психокоррекционные занятия (дефектологические)» в 3 классе способствует на пропедевтическом уровне работе над рядом метапредметных результатов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Класс | Самоорганизация | Самоконтроль | Совместная деятельность |
3 | -соблюдать правила учебного поведения; -понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.); -выслушивать не перебивая; -планировать действия по решению орфографической задачи; -выстраивать последовательность выбранных действий; придерживаться плана (на материале разных учебных заданий). | -устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий; -оценивать результат действия; -сопоставлять результат с образцом; -корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок. | -принимать участие в разнообразных формах совместной деятельности (работа в паре, малой группе); - выполнять совместные (в группах) задания с опорой на предложенные образцы; -слушать мнение партнера по поводу решения учебной задачи. |
Познавательные универсальные учебные действия
Класс | Базовые логические действия | Базовые исследовательские действия | Работа с информацией |
3
| -применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; -устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); - использовать элементарные знаково-символические средства в учебно-познавательной деятельности; -применять практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач. | - проявлять способность ориентироваться в учебном материале; -проводить по предложенному образцу наблюдение за языковыми единицами (слово, предложение, текст); -формулировать выводы и предлагать доказательства по изученной теме; -выполнять по предложенному плану задание; -формулировать выводы об особенностях каждого из трёх типов текстов, подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения. | -выбирать источник получения информации; - читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, другую модель); - представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи. |
Коммуникативные универсальные учебные действия
Класс | Общение |
3
| -воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах; -проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование), адекватные ситуации общения; -готовить небольшие выступления о результатах групповой работы; -создавать небольшие устные и письменные тексты с использованием норм речевого этикета. |
К концу обучения в 3 классе обучающийся должен достигнуть следующих результатов:
Модуль «Сенсорное и сенсомоторное развитие»
- различать и дифференцировать тактильные ощущения, ранжировать их по интенсивности;
-словесно обозначать ощущения;
-вычленять объекты в условиях затрудненного зрительного восприятия, из сложного чертежа;
- выполнять заданные двигательные программы по алгоритму, инструкции, по памяти;
- синхронизировано выполнять движения обеими руками;
- выполнять тонкодифференцированные графические движения;
- воспроизводить ритмы в условиях межмодального переноса.
Модуль «Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений»:
- уметь ориентироваться в схеме собственного тела и определять пространственное расположение объектов относительно себя;
-соотносить парно-противоположные направления своего тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека;
- самостоятельно составлять схемы и маршруты;
- ориентироваться в горизонтальной и вертикальной плоскости;
-уметь зеркально отображать графические объекты относительно вертикальной, горизонтальной и диагональной линий;
- уметь проводить мысленные перемещения простых объектов в пространстве с определением итогового расположения;
- выражать пространственные отношения в речи, понимать и строить логико-грамматические конструкции;
- понимать ленту времени, определять временную последовательность событий.
Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале»
- опознавать объекты в разных ракурсах, графических изображениях, в условиях затрудненного зрительного восприятия;
- удерживать произвольно внимание при выполнении учебной работы, распределять его и переключать между разными объектами;
- использовать опосредованные приемы запоминания;
- выполнять последовательность учебных действий по алгоритму;
-осуществлять поиск информации, находить явно заданную информацию, отвечая на вопросы;
- владеть приемами переработки и преобразования информации, представленной в виде текста, таблицы, схемы.
Модуль «Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи»:
- уметь составлять сравнительные описания предметов, портретные описания по опорным графическим схемам;
- уметь выполнять творческий, выборочный пересказ с опорой на план, по предварительному совместному анализу;
- уметь находить в тексте ответы на вопросы;
- уметь составлять рассказ по серии сюжетных картинок;
-уметь составлять текст из определенного количества слов;
- уметь восстанавливать деформированные предложения и тексты из них.
Модуль «Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий»:
- владеть логическими приемами, составляющими мыслительные операции анализа и синтеза:
прием выделения признака объекта;
прием выделения совокупности признаков объекта;
прием соотносительного анализа;
прием сопоставительного анализа;
прием совмещения признаков объекта;
прием анализирующего наблюдения;
прием выделения части из целого;
прием восполнения целого по его части;
прием пространственного анализа, определения пространственного расположения частей целого;
прием восприятия объекта как целого;
прием синтеза объекта;
прием выделения существенных признаков объектов, конкретных житейских понятий, простых учебных понятий;
- владеть логическими приемами, составляющими мыслительную операцию сравнения:
прием определения признаков сходства и различия;
прием сопоставления признаков объекта;
прием нахождения объекта идентичного заданному на основании сопоставления признаков;
прием образного сравнения;
прием сравнения конкретных житейских и простых учебных понятий по существенным признакам;
- владеть логическими приемами, составляющими мыслительную операцию классификация:
прием отнесения объекта к классу;
прием группировки объектов по заданному основанию (один, два, три признака);
прием определения общих признаков сгруппированных объектов – выбор основания для классификации сгруппированного материала (предметов, конкретных понятий);
прием определения основания для классификации;
прием группировки объектов по самостоятельно найденному основанию;
прием классификации конкретных житейских и простых учебных понятий;
- владеть логическими приемами, составляющими мыслительную операцию обобщения:
прием отнесения объекта к роду;
прием определения родо-видовых отношений;
прием определения отношений последовательного подчинения;
прием определения конкретных житейских понятий;
прием упорядочивания и систематизации объектов;
прием установления и соблюдения логических отношений, закономерности;
прием установления причинно-следственных зависимостей;
прием обобщения образного смысла метафор, пословиц и поговорок;
прием определения скрытого смысла наглядно предъявляемых сюжетов;
прием определения скрытого смысла текстов;
- уметь делать суждения, умозаключения по аналогии, решать логические задачи.
Модуль «Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный)»:
- владеть учебными навыками в соответствии с программным материалом по предмету «Русский язык»:
-составлять звуко-буквенные и слоговые схемы слов;
-безошибочно осмысленно читать слова, предложения, тексты;
-правильно писать под диктовку слова и предложения, безошибочно списывать;
-понимать функции небуквенных графических средств (пробел, знак переноса);
-различать слова и предложения, предложения и тексты;
-писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова, с учетом развития мелкой моторики детей (при необходимости с наглядной опорой);
-иметь представления о правилах правописания и применять изученные правила правописания;
-правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
-писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
-находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
-пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника (при организующей помощи учителя);
-понимать функции небуквенных графических средств (пробел, знак переноса);
-уметь анализировать корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, отвечать на вопросы к тексту;
-писать подробное изложение по заданному, коллективно составленному плану;
-понимать прослушанный текст;
-читать вслух программные тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения.
- владеть учебными навыками в соответствии с программным материалом по предмету «Математика»:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000;
заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых;
- находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз (в пределах 1000);
- выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 — устно, в пределах 1000 — письменно); умножение и деление на однозначное число (в пределах 100 — устно и письменно) с опорой на алгоритм;
- определять порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками;
- решать текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел с опорой на блок–схему.
- решать уравнения;
- группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни;
- различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из таблицы.
- владеть учебными навыками в соответствии с программным материалом по предмету «Окружающий мир»:
- находить объекты на карте;
- распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
- иметь представление о расходах и доходах семейного бюджета;
- сравнивать с опорой на образец/алгоритм/схему по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
- использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека (используя наглядность и помощь учителя);
- создавать по заданному плану и опорным словам высказывания о природе;
- соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе.
1.3. Оценка планируемых результатов
Оценка достижений образовательного результата осуществляется в рамках диагностического направления работы учителя-дефектолога, которое включает стартовую (первичную), промежуточную и итоговую диагностику.
Стандартизированные диагностические методики используются на начальном (1-15 сентября) и итоговом (10-25 мая) этапах коррекционной работы.
Методики представлены в документе - Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий», Приложение 6. «Методики, используемые учителем-дефектологом», п.6.3. «Примерный пакет диагностических методик для проведения диагностики учителем-дефектологом детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет)»;
-«Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики» А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина, Майорова Н.П. «Неуспеваемость: Как выявить и устранить ее причины. Психолого-педагогическая диагностика», Г. В. Кухтерина, Е. А. Кукуев «Психолого-педагогическая диагностика младших школьников», Левченко И.Ю. Забрамная С.Д. «Психолого-педагогическая диагностика» и др.
Обследование развития высших психических функций и познавательных процессов проводится на основе диагностического материала в соответствии с возрастом обучающегося. Учитель-дефектолог проводит также изучение уровня учебно-познавательной деятельности ребенка, уровня его обученности и обучаемости. Для определения сформированности метапредметных умений могут быть использованы задания из комплексной диагностической работы овладения универсальными учебными действиями по годам обучения, анализ текущих письменных работ обучающегося, тестовых и контрольных работ по предметам.
Результаты психолого-педагогической диагностики представлены в таблицах.
Перечень основных психолого-диагностических методик
ПФФ | Методики/оборудование |
Внимание |
|
Восприятие |
|
Память |
|
Мышление |
|
Эмоционально-волевая сфера |
|
Речевое развитие |
|
Сформированность школьной, учебной мотивации |
|
2. Содержательный раздел
2.1. Особенности построения рабочей программы
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ АООП НОО направлена на коррекцию нарушений развития обучающихся с ОВЗ и реализацию их особых образовательных потребностей. Для этого в учебном плане предусмотрена коррекционно-развивающая область, включающая коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (дефектологические)», который является частью программы коррекционной работы, обязателен для изучения. На основе данного курса строится содержание данной рабочей программы коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога.
Содержание рабочей программы определяется также в соответствии с требований к результату изучения учебных предметов в 3 классе «Математика», «Окружающий мир», «Русский язык» и основывается на использовании учебного материала.
Так как рабочая программа строится по модульному принципу, который позволяет максимально индивидуализировать ее содержание в соответствии с особенностями обучающихся, то количество часов на изучение каждого модуля может варьироваться – уменьшаться или увеличиваться при сохранении общего объема часов на весь курс. Также учитель-дефектолог может значительно редуцировать содержательный объем модуля или совсем исключить его, если функция или познавательный процесс, на коррекцию которых направлен модуль, наиболее сохранны у ребенка. Представленное содержание каждого модуля является основой для тематического планирования.
2.2. Содержание рабочей программы
Рабочая программа рассчитана на учащихся 3 классов. Продолжительность коррекционного периода с 1 сентября по 25 мая.
Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение. Общая продолжительность занятий по программе может составлять от 68 до 102 часов в зависимости от сложности нарушения и фактического тематического планирования по учебным четвертям. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 40 минут. Группы комплектуются в количестве 4-6 человек.
Система коррекционно-развивающего обручения в данной программе условно делится на шесть разделов согласно модулям: «Сенсорное и сенсомоторное развитие», «Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений», «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале», «Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи», «Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий», «Восполнение образовательных дефицитов».
Помимо этого выделяются 4-6 академических часа в начале курса и 4-6 академических часа в конце курса на психолого-педагогическую диагностику учащихся.
1. Модуль «Сенсорное и сенсомоторное развитие»
Развитие перцептивных возможностей. Вычленение объектов в условиях затрудненного зрительного восприятия, из сложного чертежа. Тактильное различение объектов и предметов: температурные ощущение, восприятие чувства тяжести от разных предметов, словесное обозначение ощущений. Развитие дифференцированных ощущений (холодный, холоднее, мягкий – мягче, шершавый – шершавее).
Развитие кинестетических основ движения. Удержание алгоритма выполнения заданных двигательных программ: одновременные, чередующиеся реципрокные движения, развитие согласованности движений.
Развитие графо-моторных функций. Совершенствование тонкодифференцированных графических движений. Рисование сложных графических узоров, копирование изображений по клеточкам.
Развитие межанализаторных систем. Развитие слухомотроной координации, выполнение сложных графических диктантов по словесной инструкции. Воспроизведение ритмических рядов в условиях межмодального переноса.
2. Модуль «Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений»
Ориентировка в пространстве (схеме) собственного тела и расположении объектов по отношению к телу. Развитие представлений об относительности пространственных отношений: соотнесение парно-противоположных направлений своего тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека; сравнение реальных пространственных отношений с их отображением в зеркале; при повороте на 90 и 180 градусов.
Восприятие пространственного расположения объектов относительно друг друга. Чтение и самостоятельное составление схем пути. Составление схемы маршрута при помощи различных ориентиров. Моделирование пространственных отношений по словесной инструкции и по предложенной схеме пространства.
Пространственная ориентировка на плоскости (горизонтальной, вертикальной): Отработка умений ориентировки на листе бумаги (зеркальное копирование узоров, рисунков по клеточкам, рисование по опорным точкам объёмных фигур). Отработка умений зеркально отображать графические объекты относительно вертикальной, горизонтальной и диагональной линий. Развитие умения проводить мысленные перемещения простых объектов в пространстве с определением итогового расположения.
Развитие умений выражать пространственные отношения в речи, понимать и строить логико-грамматические конструкции. Отработка умений создавать в речи логико-грамматические конструкции, выражающие пространственные отношения.
Развитие временных представлений. Меры времени. Определение времени по часам. Лента времени (события жизни). Возраст и роли в семье.
3. Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале»
Развитие познавательных процессов. Отработка навыков дифференцированного зрительного восприятия (различение разных объектов в сложных графических изображениях). Отработка навыков зрительного распознавания: нахождение идентичной заданному образцу последовательности групп цифр/букв в ряду других. Распознавание конфликтных изображений. Развитие произвольного внимания. Отработка навыка удерживать внимание на заданном объекте, на нескольких объектах. Формирование способности распределять внимание и переключать его между объектами на учебном материале 3 класса. Оперирование приемами запоминания и воспроизведения информации на учебном материале: выделение опорных слов, воспроизведение текста по опорным словам. Отработка навыков воспроизведения информации по визуальной опоре.
Познавательные действия при работе с алгоритмами. Отработка умения выполнять учебные действия по алгоритму. Отработка навыка работы с алгоритмом применения правила. Работа с алгоритмом применения правила с опорой на схему.
Познавательные действия по преобразованию информации. Знакомство со способами анализа информации, представленной в виде чертежа, таблицы, диаграммы, схемы.
4. Модуль «Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи»
Текст. Определение признаков текста. Упражнения в определении темы текстов. Части текста. Отработка приемов составления вопросов к частям текста для подготовки к подробному изложению.
Главная мысль текста. Знакомство со структурой сочинения повествовательного характера. Тип текста. Упражнения в определении главной мысли текста. Отработка умения изложения текстов повествовательного характера.
Отработка алгоритма анализа грамматических и речевых ошибок в тексте. Отработка алгоритма анализа стилистических и логических ошибок в текстах. Обучение составлению художественных и деловых текстов описательного характера. Составление текста сочинения описательного характера по рисунку/фотографии. Развития умения составления выборочного изложения.
5. Модуль «Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий»
Анализ и синтез. Выделение существенных признаков простых учебных понятий. Различение существенных и несущественных признаков простых учебных понятий. Характеристика объекта по признакам. Синтез объекта. Отработка навыков пространственного анализа и синтеза.
Сравнение. Нахождение признаков для сопоставления учебных понятий, сравнение по выделенному признаку. Отработка алгоритма сравнения простых учебных понятий. Использование образных сравнений в речи. Уместное употребление образного сравнения в соответствии с заданным контекстом.
Классификация. Классификация конкретных житейских понятий, простых учебных понятий. Отработка алгоритма проверки результатов произведенной классификации. Определение оснований для многоаспектной классификации.
Обобщение, конкретизация, абстрагирование. Определение родо-видовых отношений простых учебных понятий (корень – часть слова, дополнение – второстепенный член предложения, четное число - числа).
Определение отношений последовательного подчинения простых учебных понятий. Обобщение объектов и конкретных житейских понятий по существенным признакам с исключением лишнего. Понимание текстов с с назидательным содержанием, с юмористическим содержанием.
Отработка познавательных действий при работе с информацией: ориентироваться в содержании текста, интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя явно и неявно заданную информацию, упорядочивать информации по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте.
Отработка умения объяснять скрытый смысл пословиц и поговорок. Тематические группы пословиц и поговорок, исключение «лишней» пословицы по смысловому признаку. Определение в значении пословиц и поговорок противоположных по смыслу суждений. Соотнесение скрытого смысла пословиц и поговорок с основной мыслью притчи.
Суждение и умозаключение. Отработка умения делать умозаключения по аналогии. Построение суждений из двух посылок. Решение аналитических задач.
6. Модуль «Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный)»
Восполнение индивидуальных образовательных дефицитов:
по учебному предмету «Русский язык»:
- Коррекция и восполнение учебного навыка определения главных членов предложения, умения задавать вопрос к подлежащему и сказуемому.
- Коррекция и развитие навыка орфографической зоркости при правописании слов с удвоенными согласными.
- Отработка алгоритма учебного действия определения парных звонких -глухих согласных, требующих проверки при написании.
- Отработка алгоритма учебного действия правописания парных звонких - глухих согласных в конце слова или перед согласным.
- Коррекция и восполнение учебного умения определять части речи (существительное, прилагательное, глагол), отработка алгоритма учебных действий по отнесению слова к определенной части речи. Коррекция и развитие учебного приема согласований частей речи в роде и числе.
- Формирование и закрепление умения определять учебное понятие по алгоритму (на примере понятий по теме Части речи).
- Коррекция и развития навыка орфографической зоркости при написании сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн, чт, щн, нч, правописания частицы НЕ с глаголом.
- Коррекция и отработка учебного навыка определения частей слова по алгоритму. Правописание суффиксов, приставок.
- Отработка алгоритма учебных действий правописания слов с глухими и звонкими согласными в корне, непроизносимым согласным в корне.
- Отработка алгоритма учебных действий при определении склонений имен существительных.
По учебному предмету «Математика»:
- Коррекция и восполнение навыка письменных вычислений с переходом через десяток в пределах 100.
- Коррекция и отработка умения определять порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками.
- Коррекция и отработка навыка решения уравнений.
- Коррекция и отработка навыка решать текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел с опорой на блок–схему.
- Коррекция и отработка навыка решения примеров с табличными случаями умножения и деления.
- Отработка алгоритма приема умножения двузначного числа на однозначное.
- Отработка алгоритма приема деления двузначного числа на однозначное.
- Коррекция и отработка учебного навыка деления с остатком.
- Коррекция и закрепление умений образования трехзначных чисел, сравнения трехзначных чисел, замены трехзначного числа суммой разрядных слагаемых.
- Отработка алгоритмов письменного сложения и вычитания в пределах 1000.
2.3. Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
с _____ группой учащихся 3 класса
№ | Кол. час. | Дата | Тема | Содержание коррекционной работы | |
план | факт | ||||
1 | 4 | Психолого-педагогическая диагностика учащихся. | Обследование состояния общей и мелкой моторики. Обследование состояния ВПФ. Обследование устной и письменной речи. Сформированность познавательных учебных действий. Анализ продуктов деятельности учащегося. Заполнение индивидуальных карт развития. | ||
2 | 8 | Сенсорное и сенсомоторное развитие | |||
2 | Развитие перцептивных возможностей. | Вычленение объектов в условиях затрудненного зрительного восприятия, из сложного чертежа. Тактильное различение объектов и предметов: температурные ощущение, восприятие чувства тяжести от разных предметов, словесное обозначение ощущений. Развитие дифференцированных ощущений (холодный, холоднее, мягкий – мягче, шершавый – шершавее). | |||
2 | Развитие кинестетических основ движения. | Удержание алгоритма выполнения заданных двигательных программ: одновременные, чередующиеся реципрокные движения, развитие согласованности движений. | |||
2 | Развитие графо-моторных функций. | Совершенствование тонкодифференцированных графических движений. Рисование сложных графических узоров, копирование изображений по клеточкам. | |||
2 | Развитие межанализаторных систем. | Развитие слухомотроной координации, выполнение сложных графических диктантов по словесной инструкции. Воспроизведение ритмических рядов в условиях межмодального переноса. | |||
3 | 8 | Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений | |||
| 2 | Ориентировка в пространстве (схеме) собственного тела и расположении объектов по отношению к телу. | Развитие представлений об относительности пространственных отношений: соотнесение парно-противоположных направлений своего тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека; сравнение реальных пространственных отношений с их отображением в зеркале; при повороте на 90 и 180 градусов. | ||
2 | Восприятие пространственного расположения объектов относительно друг друга. | Чтение и самостоятельное составление схем пути. Составление схемы маршрута при помощи различных ориентиров. Моделирование пространственных отношений по словесной инструкции и по предложенной схеме пространства. | |||
2 | Пространственная ориентировка на плоскости (горизонтальной, вертикальной). | Отработка умений ориентировки на листе бумаги (зеркальное копирование узоров, рисунков по клеточкам, рисование по опорным точкам объёмных фигур). Отработка умений зеркально отображать графические объекты относительно вертикальной, горизонтальной и диагональной линий. Развитие умения проводить мысленные перемещения простых объектов в пространстве с определением итогового расположения. Развитие умений выражать пространственные отношения в речи, понимать и строить логико-грамматические конструкции. Отработка умений создавать в речи логико-грамматические конструкции, выражающие пространственные отношения (по типу Я купил книгу, после того как позвонил другу. Если вчера был понедельник, то завтра будет…). | |||
2 | Развитие временных представлений. | Меры времени. Определение времени по часам. Лента времени (события жизни). Возраст и роли в семье: сопоставление понятий и составление схемы: дед – отец – сын – брат; бабушка – мать – дочь – сестра. | |||
4 | 10 | Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале | |||
3 | Развитие познавательных процессов. | Отработка навыков дифференцированного зрительного восприятия (различение разных объектов в сложных графических изображениях). Отработка навыков зрительного распознавания: нахождение идентичной заданному образцу последовательности групп цифр/букв в ряду других. Распознавание конфликтных изображений. Развитие произвольного внимания. Отработка навыка удерживать внимание на заданном объекте, на нескольких объектах. Формирование способности распределять внимание и переключать его между объектами на учебном материале 3 класса. Оперирование приемами запоминания и воспроизведения информации на учебном материале: выделение опорных слов, воспроизведение текста по опорным словам. Отработка навыков воспроизведения информации по визуальной опоре. | |||
3 | Познавательные действия при работе с алгоритмами. | Отработка умения выполнять учебные действия по алгоритму (алгоритм представления многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых, разбор слова по составу, правописание приставок и предлогов, алгоритм определения рода имён существительных, определение склонения имён существительных, устные приёмы сложения и вычитания, отработка алгоритмов письменных приёмов сложения и вычитания, умножения и деления). Отработка навыка работы с алгоритмом применения правила (правописание слов с безударными гласными в корне, правописание слов с непроизносимыми согласными в корне, правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне, мягкий знак на конце имён существительных после шипящих). Работа с алгоритмом применения правила с опорой на схему. | |||
4 | Познавательные действия по преобразованию информации. | Знакомство со способами анализа информации, представленной в виде чертежа, таблицы, диаграммы, схемы. | |||
5 | 14 | Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи | |||
1 | Текст. Определение признаков текста. | Упражнения в определении темы текстов на материале лексической темы «Природа и её разнообразие». Расширение и уточнение представлений о разнообразии неживой природы, о телах, веществах, частицах, разнообразии веществ, круговороте веществ в природе, о почве. | |||
1 | Части текста. | Отработка приемов составления вопросов к частям текста для подготовки к подробному изложению на материале лексической темы «Жизнь растений». Пополнение представлений о разнообразии растений, значении Солнца для растений, размножении и развитии растений. | |||
1 | Главная мысль текста. | Знакомство со структурой сочинения повествовательного характера по наблюдениям по лексической теме «Жизнь животных». Обогащение представлений о разнообразии животного мира, о развитии, размножении и питании животных. Формулирование выводов по результатам наблюдений. | |||
1 | Тип текста. | Упражнения в определении главной мысли текста. Отработка умения изложения текстов повествовательного характера, воспринятых на слух, на материале лексической темы «Охрана природы». Развитие представлений об охране неживой и живой природы, взаимосвязи природы и деятельности человека, правилах экологической безопасности. | |||
2 | Отработка алгоритма анализа грамматических и речевых ошибок в тексте. | Отработка алгоритма анализа грамматических и речевых ошибок в тексте на материале лексической темы «Мы и наше здоровье». Развитие представлений об организме человека, органах чувствах, строении и функционировании систем организма, и здоровом образе жизни. | |||
2 | Отработка алгоритма анализа стилистических и логических ошибок в текстах. | Отработка алгоритма анализа стилистических и логических ошибок в текстах на материале лексической темы «Действия в опасных и чрезвычайных ситуация». Расширение и уточнение представлений о причинах возникновения опасных и чрезвычайных ситуациях, действиях в ситуации опасности, работе специальных служб спасения. | |||
2 | Развития умения составления выборочного изложения. | Развития умения составления выборочного изложения на материале лексической темы «Какая бывает промышленность». Обогащение представлений о разных отраслях промышленного производства, профессиях на производстве, роли промышленности в экономике, экологической безопасности промышленного производства. | |||
2 | Составление текста сочинения описательного характера по рисунку/фотографии. | Составление текста сочинения описательного характера по рисунку/фотографии на материале лексической темы «Путешествия по России». Расширение представлений о достопримечательностях разных регионах России, региональных праздниках и мероприятиях, сохранении исторических памятников, возможностях современных Российских городов, способах передвижения в путешествии по России. | |||
2 | Обучение составлению художественных и деловых текстов описательного характера. | Обучение составлению художественных и деловых текстов описательного характера на материале лексической темы «Полезные ископаемые». Пополнение представлений о полезных ископаемых, их роли в экономике, профессиях, связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых. | |||
6 | 10 | Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий | |||
2 | Формирование приемов умственных действий. Анализ и синтез. | Выделение существенных признаков простых учебных понятий (имя существительное, квадрат, растение). Различение существенных и несущественных признаков простых учебных понятий. Характеристика объекта по признакам (стол: деревянный, кухонный, тёмный, низкий; вода: прозрачная, холодная, пресная). Синтез объекта (восполнение недостающих слов в предложении на основе восприятия целостного контекста; восполнение текста по его началу и концу с опорой на серию сюжетных картинок). Отработка навыков пространственного анализа и синтеза (конструирование узоров из 6-9 кубиков по образцу уменьшенной величины и на основе зрительного соотнесения. | |||
2 | Формирование приемов умственных действий. Сравнение. | Нахождение признаков для сопоставления учебных понятий, сравнение по выделенному признаку. Отработка алгоритма сравнения простых учебных понятий. Использование образных сравнений в речи. Уместное употребление образного сравнения в соответствии с заданным контекстом. | |||
2 | Формирование приемов умственных действий. Классификация. | Классификация конкретных житейских понятий, простых учебных понятий. Отработка алгоритма проверки результатов произведенной классификации. Определение оснований для многоаспектной классификации. | |||
2 | Формирование приемов умственных действий. Обобщение, конкретизация, абстрагирование. | Определение родо-видовых отношений простых учебных понятий (корень – часть слова, дополнение – второстепенный член предложения, четное число - числа). Определение отношений последовательного подчинения простых учебных понятий (Москва – столица – город; квадрат – четырехугольник – геометрические фигуры). Обобщение объектов и конкретных житейских понятий по существенным признакам с исключением лишнего. Понимание текстов с назидательным содержанием, с юмористическим содержанием. Отработка познавательных действий при работе с информацией: ориентироваться в содержании текста, интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя явно и неявно заданную информацию, упорядочивать информации по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте. Отработка умения объяснять скрытый смысл пословиц и поговорок. Тематические группы пословиц и поговорок, исключение «лишней» пословицы по смысловому признаку. Определение в значении пословиц и поговорок противоположных по смыслу суждений. Соотнесение скрытого смысла пословиц и поговорок с основной мыслью притчи. | |||
2 | Формирование приемов умственных действий. Суждение и умозаключение. | Отработка умения делать умозаключения по аналогии. Построение суждений из двух посылок (Все дети нашего двора умеют кататься на лыжах Оля живет в нашем дворе. Какой вывод правильный? Оля умеет кататься на лыжах. Оля не умеет кататься на лыжах.) Решение аналитических задач (Сева, Валера, Витя и Глеб делали шкафы: двое – книжные, двое – платяные. Сева и Глеб, Глеб и Витя делали разные шкафы, Валера – платяные. Кто делал книжные шкафы?) | |||
7 | 10 | Восполнение образовательных дефицитов | |||
5 | Восполнение образовательных дефицитов по предмету «Русский язык». | Коррекция и восполнение учебного навыка определения главных членов предложения, умения задавать вопрос к подлежащему и сказуемому. Коррекция и развитие навыка орфографической зоркости при правописании слов с удвоенными согласными. Отработка алгоритма учебного действия определения парных звонких-глухих согласных, требующих проверки при написании. Отработка алгоритма учебного действия правописания парных звонких-глухих согласных в конце слова или перед согласным. Коррекция и восполнение учебного умения определять части речи (существительное, прилагательное, глагол), отработка алгоритма учебных действий по отнесению слова к определенной части речи. Коррекция и развитие учебного приема согласований частей речи в роде и числе. Формирование и закрепление умения определять учебное понятие по алгоритму (на примере понятий по теме Части речи). Коррекция и развития навыка орфографической зоркости при написании сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн, чт, щн, нч, правописания частицы НЕ с глаголом. Коррекция и отработка учебного навыка определения частей слова по алгоритму. Правописание суффиксов, приставок. Отработка алгоритма учебных действий правописания слов с глухими и звонкими согласными в корне, непроизносимым согласным в корне. Отработка алгоритма учебных действий при определении склонений имен существительных. | |||
5 | Восполнение образовательных дефицитов по предмету «Математика». | Коррекция и восполнение навыка письменных вычислений с переходом через десяток в пределах 100. Коррекция и отработка умения определять порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками. Коррекция и отработка навыка решения уравнений. Коррекция и отработка навыка решать текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел с опорой на блок–схему. Коррекция и отработка навыка решения примеров с табличными случаями умножения и деления. Отработка алгоритма приема умножения двузначного числа на однозначное. Отработка алгоритма приема деления двузначного числа на однозначное. Коррекция и отработка учебного навыка деления с остатком. Коррекция и закрепление умений образования трехзначных чисел, сравнения трехзначных чисел, замены трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Отработка алгоритмов письменного сложения и вычитания в пределах 1000. | |||
8 | 4 | Психолого-педагогическая диагностика учащихся. | Обследование состояния общей и мелкой моторики. Обследование состояния ВПФ. Обследование устной и письменной речи. Сформированность познавательных учебных действий. Анализ продуктов деятельности учащегося. Оценка динамики коррекционно-развивающей работы. Заполнение индивидуальных карт развития. | ||
3. Организационный раздел
3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления: диагностическое, коррекционно-развивающее и консультативно-просветительское, организационно-методическое.
Образовательный процесс в МБОУ школе №3 реализуется в режиме пятидневной недели. Расписание занятий учитывает режим работы ОУ.
Продолжительность и интенсивность занятий для каждой группы (учащегося) определяются индивидуально с учетом рекомендаций ПМПк и ППк, но не реже 2 раз в неделю.
Ориентировочная продолжительность коррекционных занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
- для группового (фронтального) занятия – 40 минут;
- для подгруппового занятия – 40 минут.
Коррекционные группы комплектуются учителем-дефектологом, наполняемость группы 4-6 учащихся, имеющих однотипные нарушения. Состав групп является открытой системой, меняется по усмотрению учителя-дефектолога в зависимости от динамики достижений в коррекции.
В процессе обучения проводятся занятия: фронтальные, групповые, подгрупповые, индивидуальные.
3.2. Условия реализации рабочей программы
3.2.1. Предметно-развивающая среда
Развивающая предметная среда способствует формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения, обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Главной целью ее создания является повышение эффективности коррекционной программы, применяемой для устранения речевых нарушений.
Развивающая среда предполагает зонирование кабинета учителя-дефектолога на несколько отдельных участков:
-рабочая зона учителя-дефектолога;
-зона развития мелкой моторики (различные конструкторы, шнуровки, мелкие игрушки);
- зона развития связной речи (развивающая среда «Фиолетовый лес», ширма, кукольный театр, костюмы и др.);
- сенсорная зона (сенсомоторные тренажеры, парта для работы с песком и водой, стол для рисования песком);
- рабочая зона для учащихся для проведения занятий по коррекции чтения и письма (парты, доска).
3.2.2. Методическое обеспечение
- Радченкова С.А. «Рабочая тетрадь дефектолога для занятий с детьми с ОВЗ», 3 класс.
- Козырева О.А. «Русский язык, чтение и развитию речи. 3 класс. Рабочая тетрадь. Адаптированные программы», 3 класс.
- Петрова О.А. «Коррекционно-развивающие занятия. Улучшаем и закрепляем навыки чтения у детей с ОВЗ».
- Боровская И.К. «Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития. Рабочая тетрадь».
- Андреева Н.Г. «Наглядно-дидактический материал по развитию связной речи на логопедических занятиях. Пособие для логопедической работы с младшими школьниками».
- Оглоблина И.Ю. «Развиваем речь и мышление». И др.
Перечень используемых лицензионных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) к модулям и разделам рабочей программы
Название электронного образовательного ресурса | Модули программы |
«Игры на сложение и вычитание», «Веселая числоматика», «Игры для обучения русскому языку», М.: ООО «Мерсибо», 2024. | Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале. Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный). |
Серия игр на развитие памяти, внимания, мышления «Игровая карусель», «Внимание, память, логика», «Зарядка для ума», М.: ООО «Мерсибо», 2024. | Сенсорное и сенсомоторное развитие. Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений. Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале. |
Т.С. Овчинникова «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения». Электронное приложение к книге, ИПЦ КАРО, 2008. | Сенсорное и сенсомоторное развитие. Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений. |
Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Русский язык. 3 класс, М.: Просвещение, 2021. | Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале. Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный). |
Образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» | Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный). |
«Российская электронная школа» | Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный). |
Список литературы
- Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д., Пономарева Л.М., Скобликова О.А. Реализация коррекционных курсов для обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального общего образования: методическое пособие для специалистов [Электронный ресурс] / под общ. ред. Н.В. Бабкиной. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2023.
- Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2021.
- Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2021.
- Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга № 1263-р от 05.05.2012.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Положение Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 г. N Р-75 «Об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Программно-методические материалы для организации коррекционно-логопедической работы. Сборник рабочих программ учителя-логопеда. Учебно-методическое пособие. – М.: Редкая птица, 2018.
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20, Постановление № 28 от 28.09.2020.
- Федеральный закон «Об образование в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 29.12.2012.
- Федеральные рабочие программы НОО. Единое содержание общего образования. Начальное общее образование. 2024. [Электронный ресурс] - https://edsoo.ru/rabochie-programmy/
- Федеральная рабочая программа НОО для обучающихся с ЗПР. Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» - [Электронный ресурс]- М.: ФРЦ ОВЗ ФГБНУ «ИКП РАО», 2023.
Лист коррекции рабочей программы
№ | Номер занятия по ПТП | Дата фактического проведения | Причина корректировки | Корректирующие действия (изменение кол-ва часов на изучение темы (уплотнение), объединение уроков, тема вынесена на самостоятельное изучение) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов
Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающего курса учителя-дефектолога с обучающимися с ЗПР.
Рабочая программа учителя-дефектолога с обучающимися с ЗПР (7.2)...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР
Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического, лексико-грамматического и синтаксического компонентов речевой системы у обучаю...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 5 – 9 классов (Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР у учащихся с ЗПР)
Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Это связано с тем, что нарушения речевого развития у детей с ЗПР носят системный хара...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога для обучающихся с ОВЗ, имеющих ЗПР (вариант 7.2)
Данная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий предназначена для учителей-дефектологов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), у которых диагностирова...

