Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формирования произносительной стороны речи 4 класс 1.2
план-конспект

Конева Елена Николаевна

Конспек индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 4 классе по теме: "Дифференциация Ч и Ш. Восприятие и различение текста по теме "В школе"". Программа обучения: АООП 1.2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dif_ch_i_shch.docx94.4 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 01.02.2023

Время проведения: 14.00 – 14.40

Ученик: Лев Г.

Конспект

индивидуального занятия по развитию

речевого слуха и формирования произносительной стороны речи в 4 «А» классе

учителя-дефектолога Коневой Е.Н.

Дифференциация звуков [ч] - [ш]. Восприятие и различение текста по теме: «В школе».

Цель: дифференциация звуков [ч] -[ш], восприятие целостных речевых единиц по теме «В школе».

Задачи:

 образовательные:

1) совершенствовать умение слухо-зрительного восприятия речи обиходно-разговорного характера,

 2) развивать навык опознавать на слух фраз, словосочетаний и слов по теме «В школе»,

3) учить дифференцировать и воспроизводить в речевом материале звуки [ч] -[ш].

 коррекционные:

1) закреплять умение произносить речевой материал в нормальном темпе, сохраняя звуковой состав слова,

2)развивать внимание, память, мышление,

3) формировать навыки самоконтроля над произношением звуков;

 воспитательные:

1)развивать эстетическую восприимчивость, художественное воображение,

2)познавательный интерес к речевой деятельности,

Оборудование: карточки с заданиями, артикуляционные профили, разрезной текст, картинки, наклейки, фигурки героев текста.

Ход занятия.

Речь учителя

Речь ученика

1) Восприятие фраз обиходно-разговорного характера.

Учитель задает вопросы ученику за экраном.

- Здравствуй!

Ты слышишь?

Послушай. Сейчас ты будешь отвечать на вопросы. Что будешь делать?

Какое сейчас время года? Назови третий зимний месяц. Какой сейчас урок? Какого числа у тебя день рождения?

Реши пример. Шесть плюс четыре равно?

2) Дифференциация звуков [ч] - [ш]

1.Посмотри на артикуляционные профили. Это одинаковые звуки? Какой это звук?

Где язык?

Есть голос?

Какой воздух?

Послушай, что ты будешь делать сегодня на уроке.

 Сегодня ты будешь правильно произносить звуки Ч и Ш. Потом ты будешь выполнять задания, читать по ролям.

Что ты будешь делать?

2. Я буду произносить слоги. Услышишь [ш] –подними синюю палочку. Услышишь [ч] – подними зелёную палочку:

ач,аш,ачи, учи,аши, оши, ичи, чу, шу, ша, ча.

3. Прочитай слоги и слова со звуками Ч и Ш.

аш – ач      аша – ача     ша – ча     шка – чка  

ош – оч     ашо – ачо     шо – чо     шва – чва

уш – уч      ушу – учу     шу – чу    шту – чту

4. Какие слова со звуком Ч ты знаешь? Какие слова со звуком Ш ты знаешь?

Послушай мои слова внимательно. Определи, где находиться звук Ч\ Ш: в начале слова, в середине слова, в конце слова. Проверь.  

1) чай, читать, задача, начало, мяч.

2) шар, но-шпа, решать, решение, мышь

5. Ты знаешь, кто ловит мышей? У тебя есть кошка?

- Добавь ЕЧ, назови предметы ласково и запиши получившееся слово:

Образец: кошка + еч = кошечка.

лягушка — ..., катушка — ...,  ракушка — ..., подушка—... .

6. Как ты сегодня спал? Какая у тебя подушка?

Собери словосочетания и прочитай.

Чистая подушка, гречневая каша, чистые руки, коричневая шапка, чёрный карандаш.

Сколько сегодня было уроков? Какие сегодня были уроки?

7. Посмотри на картинки. Маша и Паша тоже сегодня учились. Что делали ребята на математике? Составь предложения.

Кто? что делал? что?             Кто? что делала? что?

Слова для справки: решал, мальчик, решала, девочка, примеры, задачу.
3) Восприятие и различение текста по теме «В школе».

Учитель задает вопросы за экраном:

У тебя сегодня был урок математики? Какую оценку ты получил? Какое у тебя домашнее задание по математике? Ты сам будешь выполнять задание?

Послушай текст. Расскажи, что ты услышал.

Света решала задачу, но задача не выходила.

— Давай, я решу тебе задачу,— сказал старший брат.

— Нет, я сама решу,— ответила Света.

— Давай, я тебе помогу,— предложила мама.

— Нет, я сама справлюсь,— ответила Света.

Девочка думала, считала, писала и решила задачу сама.

Послушай текст по предложениям. Подбери предложения и прочитай.

Посмотри: к нам пришли герои текста. Кто это?

 Прочитаем диалог по ролям. Ты будешь читать за маму и брата, а я буду читать за Свету. Когда герой сказал свои слова, поставь фигурки на карточки со словами героев.

— Давай, я решу тебе задачу.

— Нет, я сама решу.

— Давай, я тебе помогу.

— Нет, я сама справлюсь.

Что ты делал сейчас?

Послушай, как называется текст.

Урок закончен. Ты – молодец! Ты занимался отлично. Тебе понравился урок? Какое задание тебе понравилось больше?

Выбери наклейку.

Лева, до свидания!

1) Восприятие фраз обиходно-разговорного характера.

Ученик воспринимает фразы на слух с помощью СА и отвечает на вопросы.

- Здравствуйте!

Я слышу.

Я буду отвечать на вопросы.


Сейчас зима. Февраль. Сейчас урок развития слуха и речи. … .


Шесть плюс четыре равно десять.

2) Дифференциация звуков [ч] - [ш]

– Нет, они разные. Это звук Ч, а это звук Ш.

Ученик изучает положение органов артикуляции на профилях звуков вместе с учителем, пробует описать разницу в звуках.


Вверху.

Голоса нет.

Теплый воздух.

Ученик воспринимает слова с помощью СА и выполняет данную учителем инструкцию,

Я буду правильно произносить звуки Ч и Ш. Потом я буду выполнять задания, читать по ролям.


Ученик слушает и поднимает палочки.


Ученик читает.

Ученик называет знакомые ему слова со звуками Ч и Ш.

Повторяет за учителем и проговаривает место звука.

Кошка ловит мышей. У меня есть кошка.

Ученик выполняет задание и записывает получившиеся слова.

Ученик выполняет задание.

Ученик составляет предложения:

Мальчик решал задачу.

Девочка решала задачу.

3) Восприятие и различение текста по теме «В школе».
Ученик отвечает.

Да, у меня был урок математики. Я получил … Мы писали, считали, решали. Задачи и примеры. Да, я сам буду выполнять задание.

Ученик слушает текст. Рассказывает.

Ученик выполняет задание.



Хорошо. Буду читать.

Это мама, брат и Саша.


Хорошо.

Я читал по ролям.

Трудная задача

Мне понравился урок. Мне больше понравилось … задание.

До свидания, Елена Николаевна.

Приложение.

___________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________________

аш – ач      аша – ача     ша – ча     шка – чка  

ош – оч     ашо – ачо     шо – чо     шва – чва

уш – уч     ушу – учу     шу – чу     шту – чту

_____________________________________

шар        чай        задача      читать    но-шпа      решать       начало      решение     мышь      мяч

В середине слова

В начале слова

В конце слова

___________________________________

чёрный                         каша

чистая                          карандаш

чистые                         подушка

гречневая                    руки

коричневая                  шапка

                                                                                                                   

Кто? что делал? что?              

____________________________________            

 Кто? что делала? что?

_____________________________________

Слова для справки: решал, мальчик, решала, девочка, примеры, задачу.

Образец: кошка  + еч = кошечка.

лягушка + еч = _______________________

катушка + еч =  ______________________

ракушка + еч = _______________________

подушка + еч = _______________________

________________________________________

Трудная задача

Света решала задачу, но задача не выходила.

— Давай, я решу тебе задачу,— сказал старший брат.

— Нет, я сама решу,— ответила Света.

— Давай, я тебе помогу,— предложила мама.

— Нет, я сама справлюсь,— ответила Света.

Девочка думала, считала, писала и решила задачу сама.

Сегодня ты будешь слушать, отвечать на вопросы, правильно произносить звуки Ч и Ш.

Потом ты будешь выполнять задания.

Затем ты будешь читать по ролям.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...

Конспект открытого занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с ученицей 4 класса

Конспект открытого занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с ученицей 4 класса...

Конспект "Индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи"

Конспект индивидуального  коррекционного занятия  по  развитию речевого слуха и формированию  произносительной стороны речи для  обучающихся 9 класса с нарушением слуха ( 2 ви...

Разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 5 классе по теме: "Будем здоровы". Автоматизация звука С, дифференциация звуков Б-П.

В представленом занятии отражены цели и задачи. Описаны методы и приемы работы, отражен наглядный материал необходимый для урока, который позволяет развитвать остаточный слух учащегося и речь....

Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формирование произносительной стороны речи по теме "М.В.Ломоносов"

Работа по коррекции произносительных навыков проводится на слух и слухо-зрительно. На слух предъявляются слоги и речевой материал не более двух раз. Если после двухкратного предъявления слогов или сло...