Конспект открытого занятия по логопедии "Разделительный мягкий знак".
план-конспект

Сергеева Наталья Леонидовна

Технологическая карта открытого занятия по логопедии на тему " Разделительный мягкий знак" для младших школьников с ОВЗ - 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog.karta_znak.docx43.83 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Логопедическая тема: «Разделительный мягкий знак».

Цель: формировать умение соотносить произношение и написание разделительного мягкого знака.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания детей о смягчении согласных на письме при помощи «ь»;
  • закреплять знания о разделительном мягком знаке;
  • закреплять знания норм орфографии;

Коррекционные:

- развитие устной связной речи;

- расширение активного словарного запаса;

- развитие навыков словоизменения;

- развитие межполушарного взаимодействия;

- развитие навыков анализа и синтеза;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать мышление.

Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать педагога, решать поставленные задачи;

- формирование навыков сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки.

Планируемые результаты

Предметные:

-уметь соотносить произношение и написание разделительного мягкого знака в словах, словосочетаниях и предложениях в устной и письменной речи;

- формировать умения составлять полный ответ на вопрос;

-совершенствовать навыки чтения и письма;

-составлять предложения и деформированные предложения с мягким знаком.

Метапредметные:

-уметь использовать речь для планирования, осуществления и регуляции собственных действий, адекватных ситуаций учебной деятельности;

- развивать умение соединять теоретический материал с практической деятельностью;

- вступать в диалог, аргументировать свои ответы;

-отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям, положительное отношение к обучению;

- формировать умение применять знания на практике (в связной речи).

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.

Формы работы: подгрупповая

  • Основные ресурсы урока: мяч; индивидуальные карточки с заданиями; ручки; презентация; ручки, цветная бумага 6х10 по 2 штуки на каждого ребёнка.

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности детей

I Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! К нам сегодня на занятие пришло много гостей, давайте с ними поздороваемся.

- Сегодня вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Давайте покажем, как мы умеем внимательно слушать, выполнять задания и отвечать на вопросы.

- Какое сейчас время года? Какое время года было? Какое время года будет?

- А теперь давайте улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

-учащиеся приветствуют педагога и друг друга, занимают свои рабочие места.

-выполняют задание

II. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Послушайте и скажите, как звучат согласные в конце слова конь, день?(Мягко).

- Назовите мягкие согласные в словах банька, зорька. Что обозначает мягкость согласных? (Мягкий знак.)

- Перед какими гласными может стоять разделительный мягкий знак? Это гласные первого или второго ряда?

- Тема нашего сегодняшнего занятия «Разделительный мягкий знак». Мы закрепим знания о мягком знаке и его роли в словах.( вывешивает на доску плакат справилами написания разделительного мягкого знака, напоминает правило.)

- Разделительный мягкий знак пишется после согласной перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я, разделяя их.

- отвечают на вопросы.

- Называют тему занятия.

III. Основная часть.

  1. Отгадайте загадку:

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья.

(Зерно, семя).

Записывается на доске слово СЕМЯ.

- Послушайте еще раз загадку. Повторное прочтение загадки.

- Какое слово по произношению сходно со словом СЕМЯ? (Слова СЕМЯ и СЕМЬЯ сходны по произношению).

Доскажите словечко:

Папа, мама, братик, я –

У нас дружная … (семья).

- Чем различаются эти слова по произношению? Как показать на письме, что согласный не сливается с гласным? (Следует написать мягкий знак).

- Напишите слово СЕМЬЯ. Какая разница между словами СЕМЬЯ и СЕМЯ по смыслу? (Учащиеся отвечают.)

-Теперь потренируем язычки, чтобы уметь различать слова с разделительным Ь и без него.

Мя – мья лю – лью лё – льё

Те – тье дю – дью вю – вью

Ли – льи ня – нья зя – зья

2. Игра «Эхо» с бумагой.

- Посмотрите, у вас два прямоугольника. Один из бархатной бумаги. Он шершавый. А второй из обычной. Он гладкий.

- Когда я буду называть слово с разделительным мягким знаком, вы будите поднимать карточки из бархатной бумаги, если я буду называть слово без разделительного мягкого знака, то вы будите поднимать карточки из гладкой бумаги.

Обезьяна, заяц ,печенье ,варенье ,стол ,гостья, ручка ,гроздья , свинья , кровать , ателье , книга ,кошка ,здоровье ,платье ,вьюн ,зима ,вьюга, воскресенье ,певунья, жильё, ненастье, одеяло.

Разбираем значения слов певунья, ненастье

3. Прочитай стихотворение, угадай последнее слово и запиши его.

А) Ты надел совсем не то:

Нужна не шуба, а... (пальто).

Б) Съел сластёна в воскресенье

всё вишневое... (варенье).

В)На скамейке у ворот

Лена горько слёзы...(льет).

Г)Звонко у моих ворот резвый конь

копытом...(бьет).

Д) Мы с сестренкой вдвоём

утром чай горячий ...(пьем)

  1. На доске записаны словосочетания. Замените их одним словом.

Снежная буря (вьюга)
Мясной отвар (бульон)
Разносчик почты (почтальон)

- Запишите слова в тетрадь, подчеркните разделительный мягкий знак.

5. Назови картинки. Определи место и роль мягкого знака в каждом слове. Распредели слова на три группы и запиши их под каждой схемой.

— с мягким знаком в середине (смягчение);

— с мягким знаком в середине (разделение);

— с мягким знаком на конце

Слова:пень, письмо, рысь, перья, воробьи, листья, ружьё, крылья, колье, пень, апельсин, ладья, пельмени, кисть, будильник, кровать, колокольчик, свинья.

Динамическая пауза

- А сейчас, Давайте с вами отдохнем и немножко разомнемся!

Нейрогимнастика.

- Подними на правой руке большой палец вверх, а левой покажи знак ОК. Поменяй руки. Повтори 10 раз.

- Я буду называть слово в единственном числе и кидать вам мяч, а вы будете возвращать мяч и говорить слово во множественном числе:

Муравей, соловей, сын, стул, перо, ручей, воробей, лист, брат, прут, друг, колос, дерево, улей, клок.

- Что объединяет все эти слова?( ь знак)

- А теперь посмотрит, насколько вы внимательные!

6. Нейроигра « Цветной квадрат» на развитие межполушарного взаимодействия.

- Быстро выполняем движения по команде.

- Молодцы! Работаем дальше.

7. Игра « Мой, моя, моё».

- Давайте вспомним правило правописания мягкого знака на конце существительных, после шипящих?

- Когда мы пишем «ь» ? А в каких не пишем?( у сущ.в И.п. ж.р (ж,ч,ш,щ) ложь,мышь,вещь, у сущ. м.р. после шипящих «Ь» не пишем).пляж,шалаш,борщ.

8. Запишите предложения, заменяя картинку соответствующим словом. (слова в скобках заменены картинками)

С (деревья) опадают (листья).

В (сад) стоит высокая (скамья).

Коля ест вкусное (печенье).

На (скамья) сидит (дедушка).

В (парк) расцвели (деревья).

В (магазин) мы купили овсяное (печенье).

#1054;тгадайте ребусы и назовите гласные и согласные, которые разделяются мягким знаком.

#1055;омогите Буратино. Проверьте работу. Слайд 13

12. Работа с кроссвордом. Развитие логического мышления.

- Отгадайте кроссворд, спишите слова и укажите к них место и роль мягкого знака. 1. Снежная буря (вьюга).2. Домики для пчел (ульи).3. Мама, папа, я – ... (семья).4. Животное, которое имеет восемь ног (осьминог).5. Ягоды, сваренные с сахаром (варенье).

13. Домашнее задание на карточках.

- играют в игру на слуховое восприятие

- работа устно в группе

- отвечают на вопросы.

- самостоятельно выполняют задание

- выполняют движения инструкции

- совместно выполняют задание

- составляют предложения

- отвечают на вопросы.

- выполняют самопроверку

- самостоятельная работа на карточках.

- выполняют задание

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какую тему мы повторили?

- Перед какими буквами может стоять разделительный мягкий знак?

- После каких букв может стоять разделительный мягкий знак?

- Оцените свою работу на занятии. Выберите смайлик.

- отвечают на вопросы по теме занятия.

- оценивают свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по изготовлению мягкой игрушки

Конспект открытого занятия по изготовлению мягкой игрушки гриб....

План-конспект открытого занятия на тему: "Оформление мягкой игрушки Ёжик"

Целью данного занятия является развитие творческих способностей учащихся, посредством оформления мягкой игрушки Ёжик....

Практическая работа Конспект открытого занятия « Пошив мягкой игрушки Собачка – символ 2018 года»

Цель занятия: - Научить обучающихся, шить мягкую игрушку  Собачка из помпонов при помощи  цыганской иглы и нити, из которой сделаны помпоны.Задачи: Обучающие:Обучить изготовлению игрушки,...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «МЯГКАЯ ИГРУШКА» ПО ТЕМЕ «Путешествие в мир игрушки. Знакомство с лошадьми»

Тема:  «Путешествие в мир игрушки. Знакомство с лошадьми». Цель: Закрепление полученных  навыков и умений по раскрою мягкой игрушки. Задачи:Образовательные:Закрепить зн...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Изготовление сувенира-игольницы «Шляпка» творческое объединение «Мягкая игрушка»

Тема: Изготовление сувенира-игольницы «Шляпка»Цель: Совершенствование умений шитья,   формирование навыков самостоятельных технологических операций. Развитие индивидуальных творч...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Изготовление мягкой игрушки «Снеговик» творческое объединение «Мягкая игрушка»

Тема: «Изготовление мягкой игрушки «Снеговик».Цель: познакомить с ролью  игрушки в жизни человека и научить изготавливать мягкую игрушку - снеговик.Задачи: Образовател...

План-конспект открытого занятия "Оформление мягкой игрушки Гномик"

План-конспект открытого занятия "Оформление мягкой игрушки Гномик" рассчитан на возрастную категорию детей от 8 до 11 лет....