ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» (ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ)
рабочая программа
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
(ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
УТВЕРЖДЕНА
приказом № от года
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
(ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ)
для обучающихся 8 класса
срок реализации: 1 год
Объём: 34 ч.
Учитель-дефектолог:
Бакирова В.Р.
г. Нефтеюганск – 2025
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1. | Пояснительная записка |
|
1.1 | Основные задачи |
|
1.2 | Основные направления и формы занятий |
|
2. | Планируемые результаты освоения коррекционного курса |
|
3. | Календарно – тематическое планирование |
|
1.Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Двигательное развитие» разработана на основании Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здорововья». Программа разработана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) на основании следующих документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Устав КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
1.1 Основные задачи
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: стимулирование двигательной активности детей с ТМНР.
Общие задачи, характерные для образовательного процесса в целом:
- создание благоприятных условий, способствующих формированию здорового образа жизни, умственному, физическому, эмоциональному развитию личности;
- обеспечение психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- организация коррекционно-образовательного и воспитательного процесса в интересах личности, общества и государства с учётом психофизических возможностей и особенностей воспитанников с умственной отсталостью:
Основные задачи характерные для «Двигательного развития»: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений. Благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, что способствует развитию познавательных процессов.
Программа разработана для обучающихся 7 класса с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности обучающихся. Всего 9 обучающихся.
Из них:
- Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 8 человек.
- Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, дети РАС 1 человек.
На каждого обучающегося выделено 1 занятие в неделю.
Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями ППК, задачами индивидуальных образовательных маршрутов, обучающихся (см. Таблицу 1);
Таблица 1
Коррекционно-развивающие задачи для обучающихся на 2025-2026 учебный год.
Класс | Ф.И обучающегося | Предметная задача | Личностная задача |
7 Б | Вербельчук Тимофей | сформировать умение читать слова из двух слогов. | сформировать умение качественно выполнять задания самостоятельно при письме. |
7 Б | Гаджимурадова Валида | сформировать умение читать слова из двух слогов. | научить самоорганизовываться на перемене. |
7 Б | Ибаев Амин | сформировать умение следить за своим внешним видом (аккуратность в одежде). | Сформировать умение удерживать инструкцию и доводить начатое дело до конца (при одевании верхней одежды). |
7 Б | Козак Семен | сформировать графический образ изученных букв, умение читать слоги. | сформировать навык соблюдения правил поведения школьника (сидеть за партой на протяжении 2-3 уроков). |
7 Б | Куцырин Иван | сформировать умение надевать одежду с посильной самостоятельностью (застёгивать и расстёгивать пуговицы). | сформировать умение удерживать инструкцию и доводить начатое дело до конца (при надевании одежды). |
7 Б | Кушнир Аурика | сформировать умение надевать одежду с посильной самостоятельностью. | сформировать навыки личной гигиены (мыть лицо, умение пользоваться бумажными полотенцами). |
7 Б | Пяткина Виктория | сформировать умение писать изученные буквы самостоятельно. | сформировать умение правильно организовывать своё рабочее место. |
7 Б | Туйчиев Самир | Сформировать навыки самообслуживания (застегивать замок на куртке). | сформировать умение понимать и принимать пошаговую инструкцию педагога |
7 Б | Чечуков Данил | сформировать графический образ изученных букв, умение читать по слогам. | научить самоорганизовываться на перемене. |
1.2 Основные направления и формы занятий
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов).
В работе с детьми с ТМНР используем следующие направления:
1. Коррекционно – развивающие:
Развитие крупной моторики:
- обучение переходу из одной позы в другую;
-повороты головы в разные стороны, лежа на животе;
-поднимание и удерживание головы при присаживании;
-опора на вытянутые руки в положении лежа на животе, приподнимая туловище;
-стимуляция появления новых движений;
-формировать у учащихся элементарные ощущения собственного тела.
Развитие тонкой моторики:
-учить брать предметы различными захватами (всей ладонью, пинцетным, щипцовым захватом);
2. Воспитательные:
- воспитание положительного отношения к занятиям по стимуляции двигательной активности;
-вызывать чувство удовольствия от выполняемых движений;
-вызывать положительные эмоции от игры и общения со взрослыми.
В работе можно использовать ряд игр и упражнений, которые при ежедневном использовании на занятиях дают положительный результат и положительную динамику.
Сложность и многообразие нарушений моторных функций в сочетании с тяжелыми формами психического недоразвития выдвигают определенные требования к организации учебного процесса.
Некоторые упражнения можно и нужно выполнять в пассивной форме, т.е. взрослый сам выполняет различные движения руками и ногами учащегося и совершает другие энергичные движения. Главное, чтобы занятия приносили только положительные эмоции.
Систематическое выполнение представленных упражнений способствует укреплению и сохранению здоровья детей, и формированию положительных эмоций от игры и общения с взрослыми.
1.3 Создание образовательной среды
Программа учитывает индивидуальные образовательные потребности обучающихся, предполагает создание условий проведения коррекционной работы с учетом нозологии ребенка (см. Таблицу 2).
Таблица 2
Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
№ п./п. | Нозологии | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1 | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР |
|
2.Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты освоения курса:
- Включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.
- Не мешать, при выполнении различных движений, одноклассникам.
- Проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.
- Готовиться к занятиям, занимать исходное положение, находить свое место в строю (с помощью).
- Проявлять любознательность и интерес к новому.
Предметные результаты освоения курса:
- уметь слушать музыку и звучащие инструменты;
- выполнять несложные движения руками и ногами;
- активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем;
- слушать и правильно выполнять инструкцию учителя.
- уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию;
- уметь начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по сигналу.
3.Календарно – тематическое планирование (вторник, четверг)
№ п/п | Тема | Дата | |
1 четверть (8 занятий) | 1 группа | 2 группа | |
1. | Дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки. | 03.09. | 05.09. |
2. | Дыхание при ходьбе. Дыхательные упражнения под хлопки. Под счет. | 10.09. | 12.09. |
3. | Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях. Изменение длительности дыхания. | 17.09. | 19.09. |
4. | Движение руками в исходных положениях. Движение предплечий и кистей рук. | 24.09. | 26.09. |
5. | Движение предплечий и кистей рук. Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа. | 01.10. | 03.10. |
6. | Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа. Хлопки в ладоши с изменением темпа. | 08.10. | 10.10. |
7. | Хлопки в ладоши с изменением темпа. Наклоны головой. | 15.10. | 17.10. |
8. | Наклоны головой. Повороты вправо, влево в умеренном темпе. | 22.10. | 24.10. |
2 четверть (8 занятий) | |||
1. | Приседания. | 05.11. | 07.11. |
2. | Сгибание стопы. | 12.11. | 14.11. |
3. | Перекаты с носков на пятки. | 19.11. | 21.11. |
4. | Перекаты с носков на пятки. | 26.11. | 28.11. |
5. | Приседания. | 03.12. | 05.12. |
6. | Приседания. | 10.12. | 12.12. |
7. | Отстукивание и отхлопывание разного темпа. | 17.12. | 19.12. |
8. | Ходьба ровным шагом. Повторение пройденного. | 24.12. | 26.12. |
3 четверть (10 занятий) | |||
1. | Ходьба по кругу, взявшись за руки. | ||
2. | Ходьба на носках. Передача предметов. | ||
3. | Ходьба ровным шагом. Ходьба в медленном и быстром темпе. | ||
4. | Ходьба по кругу, взявшись за руки. Ходьба вперед и обратно. | ||
5. | Ходьба по линии. Захват предметов. | ||
6. | Ходьба по линии. Захват предметов. | ||
7. | Бросание мячей. Перекатывание мячей. | ||
8. | Бросание мячей. Перекатывание мячей. | ||
9. | Бросание мячей. Перекатывание мячей. | ||
10. | Упражнения с мячами. Повторение пройденного. | ||
4 четверть (8 занятий) | |||
1. | «Гуси - лебеди». Игра. | ||
2. | «Воробушки и кот». Игра. | ||
3. | «Кот и мыши». Игра. |
| |
4. | «У медведя во бору». Игра. |
| |
5. | «У медведя во бору». |
| |
6. | Игра. «Ручеёк». Игра. | ||
7. | «Хитрая лиса». Игра. | ||
8. | «Море волнуется». Игра. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Программа внеурочной деятельности в 7 классе "Развитие монологической речи обучающихся"
Реализация курса «Развитие монологической речи обучающихся» осуществляется в рамках организации внеурочной деятельности по предметам гуманитарного цикла и является дополнением к образовате...

Программа внеурочной деятельности коррекционно-развивающей направленности "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 1-4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана в соответствии с требованиями ФГОС для детей с умственной отсталостью (инте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

Презентация программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности для учащихся 1-4 классов "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка).
В презентации программы внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) представлены цель и задачи курса, формы и режим проведени...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» (Ритмика)
Основные задачиПрограмма разработана для обучающихся 4а класса с легкой умственной отсталостью; составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» (Ритмика)
Цель обучения:-Коррекция двигательных недостатков учащихся-Совершенствование координации движений, улучшение осанки.-Развитие ловкости, быстроты реакции, точности движений...