ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» (ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ)
рабочая программа

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»

(ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_kursu_dvigatelnoe_razvitie.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

                                                                        УТВЕРЖДЕНА

                                                                          приказом №                   от                  года

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»

(ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ)

для обучающихся 8 класса

срок реализации: 1 год

                                                                                                              Объём: 34 ч.

Учитель-дефектолог:

                                                                                                                    Бакирова В.Р.

г. Нефтеюганск – 2025

Оглавление

Название раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка

 

1.1

Основные задачи

 

1.2

Основные направления и формы занятий

 

2.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

 

3.

Календарно – тематическое планирование

 


1.Пояснительная записка

Программа коррекционного курса «Двигательное развитие» разработана на основании Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здорововья». Программа разработана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) на основании следующих документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Устав КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

1.1 Основные задачи

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: стимулирование двигательной активности детей с ТМНР.

Общие задачи, характерные для образовательного процесса в целом:

  1. создание благоприятных условий, способствующих формированию здорового образа жизни, умственному, физическому, эмоциональному развитию личности;
  2. обеспечение психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  3. организация коррекционно-образовательного и воспитательного процесса в интересах личности, общества и государства с учётом психофизических возможностей и особенностей воспитанников с умственной отсталостью:

Основные задачи характерные для «Двигательного развития»: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений. Благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, что способствует развитию познавательных процессов.

Программа разработана для обучающихся 7 класса с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности обучающихся. Всего 9 обучающихся.

Из них:

  1. Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 8 человек.
  2. Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, дети РАС 1 человек.

На каждого обучающегося выделено 1 занятие в неделю.

Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями ППК, задачами индивидуальных образовательных маршрутов, обучающихся (см. Таблицу 1);

Таблица 1

Коррекционно-развивающие задачи для обучающихся на 2025-2026 учебный год.

Класс

Ф.И обучающегося

Предметная задача

Личностная задача

7 Б

Вербельчук Тимофей

сформировать умение читать слова из двух слогов.

сформировать умение качественно выполнять задания самостоятельно при письме.

7 Б

Гаджимурадова Валида

сформировать умение читать слова из двух слогов.

научить самоорганизовываться на перемене.

7 Б

Ибаев Амин

сформировать умение следить за своим внешним видом (аккуратность в одежде).

Сформировать умение удерживать инструкцию и доводить начатое дело до конца (при одевании верхней одежды).

7 Б

Козак Семен

сформировать графический образ изученных букв, умение читать слоги.

сформировать навык соблюдения правил поведения школьника (сидеть за партой на протяжении 2-3 уроков).

7 Б

Куцырин Иван

сформировать умение надевать одежду с посильной самостоятельностью (застёгивать и расстёгивать пуговицы).

сформировать умение удерживать инструкцию и доводить начатое дело до конца (при надевании одежды).

7 Б

Кушнир Аурика

сформировать умение надевать одежду с посильной самостоятельностью.

сформировать навыки личной гигиены (мыть лицо, умение пользоваться бумажными полотенцами).

7 Б

Пяткина Виктория

сформировать умение писать изученные буквы самостоятельно.

сформировать умение правильно организовывать своё рабочее место.

7 Б

Туйчиев Самир

Сформировать навыки самообслуживания (застегивать замок на куртке).

сформировать умение понимать и принимать пошаговую инструкцию педагога

7 Б

Чечуков Данил

сформировать графический образ изученных букв, умение читать по слогам.

научить самоорганизовываться на перемене.

1.2 Основные направления и формы занятий

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов).

В работе с детьми с ТМНР используем следующие направления:

1. Коррекционно – развивающие:

Развитие крупной моторики:

- обучение переходу из одной позы в другую;

-повороты головы в разные стороны, лежа на животе;

-поднимание и удерживание головы при присаживании;

-опора на вытянутые руки в положении лежа на животе, приподнимая туловище;

-стимуляция появления новых движений;

 -формировать у учащихся элементарные ощущения собственного тела.

Развитие тонкой моторики:

-учить брать предметы различными захватами (всей ладонью, пинцетным, щипцовым захватом);

2. Воспитательные:

- воспитание положительного отношения к занятиям по стимуляции двигательной активности;

-вызывать чувство удовольствия от выполняемых движений;

-вызывать положительные эмоции от игры и общения со взрослыми.

      В работе можно использовать ряд игр и упражнений, которые при ежедневном использовании на занятиях дают положительный результат и положительную динамику.

Сложность и многообразие нарушений моторных функций в сочетании с тяжелыми формами психического недоразвития выдвигают определенные требования к организации учебного процесса.

      Некоторые упражнения можно и нужно выполнять в пассивной форме, т.е. взрослый сам выполняет различные движения руками и ногами учащегося и совершает другие энергичные движения. Главное, чтобы занятия приносили только положительные эмоции.

     Систематическое выполнение представленных упражнений способствует укреплению и сохранению здоровья детей, и формированию положительных эмоций от игры и общения с взрослыми.

1.3 Создание образовательной среды

Программа учитывает индивидуальные образовательные потребности обучающихся, предполагает создание условий проведения коррекционной работы с учетом нозологии ребенка (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

п./п.

Нозологии

Формы, методы и приемы работы с обучающимися

1

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

  • Игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как средство обучения).
  • Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами).
  • Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.
  • Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.
  • Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка.

2.Планируемые результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты освоения курса:

  • Включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.
  • Не мешать, при выполнении различных движений, одноклассникам.
  • Проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.
  • Готовиться к занятиям, занимать исходное положение, находить свое место в строю (с помощью).
  • Проявлять любознательность и интерес к новому.

Предметные результаты освоения курса:

  • уметь слушать музыку и звучащие инструменты;
  • выполнять несложные движения руками и ногами;
  • активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем;
  • слушать и правильно выполнять инструкцию учителя.
  • уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию;
  • уметь начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по сигналу.

3.Календарно – тематическое планирование (вторник, четверг)

п/п

Тема

Дата

1 четверть (8 занятий)

1 группа

2 группа

1.

Дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки.

03.09.

05.09.

2.

Дыхание при ходьбе. Дыхательные упражнения под хлопки. Под счет.

10.09.

12.09.

3.

Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях. Изменение длительности дыхания.

17.09.

19.09.

4.

Движение руками в исходных положениях. Движение предплечий и кистей рук.

24.09.

26.09.

5.

Движение предплечий и кистей рук. Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа.

01.10.

03.10.

6.

Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа. Хлопки в ладоши с изменением темпа.

08.10.

10.10.

7.

Хлопки в ладоши с изменением темпа. Наклоны головой.

15.10.

17.10.

8.

Наклоны головой. Повороты вправо, влево в умеренном темпе.

22.10.

24.10.

2 четверть (8 занятий)

1.

Приседания.

05.11.

07.11.

2.

Сгибание стопы.

12.11.

14.11.

3.

Перекаты с носков на пятки.

19.11.

21.11.

4.

Перекаты с носков на пятки.

26.11.

28.11.

5.

Приседания.

03.12.

05.12.

6.

Приседания.

10.12.

12.12.

7.

Отстукивание и отхлопывание разного темпа.

17.12.

19.12.

8.

Ходьба ровным шагом. Повторение пройденного.

24.12.

26.12.

3 четверть (10 занятий)

1.

Ходьба по кругу, взявшись за руки.

2.

Ходьба на носках. Передача предметов.

3.

Ходьба ровным шагом. Ходьба в медленном и быстром темпе.

4.

Ходьба по кругу, взявшись за руки. Ходьба вперед и обратно.

5.

Ходьба по линии. Захват предметов.

6.

Ходьба по линии. Захват предметов.

7.

Бросание мячей. Перекатывание мячей.

8.

Бросание мячей. Перекатывание мячей.

9.

Бросание мячей. Перекатывание мячей.

10.

Упражнения с мячами. Повторение пройденного.

4 четверть (8 занятий)

1.

 «Гуси - лебеди». Игра.

2.

«Воробушки и кот». Игра.

3.

«Кот и мыши». Игра.

 

4.

«У медведя во бору». Игра.

 

5.

«У медведя во бору».

 

6.

Игра. «Ручеёк». Игра.

7.

«Хитрая лиса». Игра.

8.

«Море волнуется». Игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Программа внеурочной деятельности в 7 классе "Развитие монологической речи обучающихся"

Реализация курса «Развитие монологической речи обучающихся» осуществляется в рамках организации внеурочной деятельности по предметам гуманитарного цикла и является дополнением к образовате...

Программа внеурочной деятельности коррекционно-развивающей направленности "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 1-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана в соответствии с требованиями ФГОС для детей с умственной отсталостью (инте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

Презентация программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности для учащихся 1-4 классов "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка).

В презентации программы внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) представлены цель и задачи курса, формы и режим проведени...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» (Ритмика)

Основные задачиПрограмма разработана для обучающихся 4а класса с легкой умственной отсталостью; составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» (Ритмика)

Цель обучения:-Коррекция двигательных недостатков учащихся-Совершенствование координации движений, улучшение осанки.-Развитие ловкости, быстроты реакции, точности движений...