АООП УО вариант 2
рабочая программа
Данная программа предназначена для коррекционно-логопедического сопровождения учеников, обучающихся по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
по курсу «Альтернативная коммуникация»
для обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития
по адаптированной основной общеобразовательной программе
АООП УО (ВАРИАНТ 2)
1 – 2 классы
Составитель: Вострухова Т.М. |
г. Дудинка
2024-2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по курсу «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1) Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 № BK-1788/07 «Об организации обучающихся с умственной отсталостью» (интеллектуальными нарушениями):
3) Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте РФ»;
4) Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ № 1599 от 19.12.2014г.);
5) Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 No 16 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил» СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
6) Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 1026 от 24.11.2022 г.).
7) Адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью КГБОУ «Дудинская школа-интернат» АООП УО (вариант 2);
8) Учебного плана КГБОУ «Дудинская школа-интернат» на 2024-2025 учебный год;
9) Годового календарного графика КГБОУ «Дудинская школа-интернат» на 2024-2025 учебный год;
Данная программа предназначена для коррекционно-логопедического сопровождения учеников, обучающихся по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Цель курса: развитие коммуникативных навыков.
Программа направлена на решение следующих задач:
- формировать и учить пользоваться жестовой речью, лексико-грамматический строй речи;
- развивать коммуникативную функцию речи, мелкую и речевую моторику, пластику;
- воспитывать у обучающихся потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками.
Принципы и подходы к формированию коррекционного курса
В соответствии с этиопатогенетичекой симптоматикой речевого нарушения реализованы следующие принципы коррекционной педагогики:
- Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»)
- Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии
- Принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза
- Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения
- Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психологическое и личностное развитие ребёнка с отклонением в речи
- Личностное ориентирование – учет психо - эмоциональных особенностей обучающегося. Все психические проявления у обучающихся данных категорий выражены ярче, рельефнее, по сравнению с обычными обучающимися. Это делает невозможным работу по стандартной технологии: каждый обучающийся требует своего подхода. На занятиях важна динамика обучающегося. Важно отличать, когда и как переключить внимание обучающегося.;
- Эмоциональный резонанс и поддержка - создание на занятиях эмоционально комфортной обстановки. На занятиях нужно создавать обучающемуся такие условия, чтобы у него возникла потребность говорить. Но для того, чтобы вербальная коммуникация стала привычной и необходимой требуется очень много времени.;
- Взаимодействие с родителями, воспитателем, педагогом, педагогом-психологом. Связь логопеда с родителями и педагогами обеспечивает закрепление приобретенных навыков в повседневной жизни.
- Игровой контекст занятий - формирование положительной мотивации обучения. Игра является необходимостью, без которой невозможны положительные результаты. Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко переключить обучающегося с одного вида деятельности на другой.
- Учет концентрического принципа размещения учебного материала.
Методы реализации задач программы
по способам подачи речевого материала:
а) репродуктивный (выполнение системы упражнений);
б) проблемное изложение (объяснение материала для расширения проблемной ситуации, логические упражнения);
в) частично-поисковый (творческое использование речевых средств, алгоритмизация, конструктивные упражнения);
- по источнику знаний:
а) практические (упражнения тренировочные, подражательно-исполнительские, коррекционные, творческие; игры дидактические, сюжетно-ролевые, деловые; моделирование; тренировки для мелкой и общей моторики; работа с учебной и справочной литературой);
б) наглядные (графические, символические, иллюстративные, натуральные);
в) словесные (слово, рассказ логопеда, беседа сообщающая, воспроизводящая); анализ речи: фонетический, морфологический, синтаксический разборы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
У ребенка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения (мимика, жест, графическое изображение) могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Основные требования к работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития:
1) Максимальная наглядность и конкретность методических приемов.
2) Использование при развитии фонематического слуха натуры, макетов, картинок, разрезной азбуки и т.п.
3) Сугубо индивидуальный подход, всегда живой, связанный с личностью ребенка интерес.
4) Ясное понимание ребенком цели и важности занятий.
5) Длительность тренировочных упражнений и частая повторяемость их, но всегда с моментами разнообразия, новизны по содержанию или по форме.
6) Неторопливые темпы работы и значительное продление сроков получения окончательных результатов.
7) Увязка речевой деятельности ребенка с реальными потребностями жизни (использование для упражнений заученного речевого материала из заданных или уже пройденных уроков, из бытовой речевой практики в школе и дома и т.п.).
8) Использование игр.
Данный коррекционный курс разработан для детей с нарушением интеллекта, которые в самостоятельном общении обычно пользуются однословными фразами. Редко могут наблюдаться попытки использовать простые по конструкции, но искаженные фразы. При этом наряду с выраженными лексико-грамматическими и фонетическими нарушениями самым слабым звеном в структуре речевого недоразвития является смысловая сторона речи. Семантическая нагрузка слова страдает существенно. Ситуативное значение слова, недостаточная грамматическая оформленность речи, нарушение фонематического слуха и замедленность восприятия приводит к тому, что речь взрослого либо не понимается ребенком, либо понимается неточно или даже искаженно. Для данной категории детей характерна также предметная не отнесенность речи. Речь слабо связана с деятельностью детей и ни одну из своих функций (коммуникативную, познавательную и регулирующую), полноценно не выполняет.
В процессе таких занятий у учащихся повышается речевая активность, ученики становятся, более открыты для общения, комплексный подход позволяет решить задачи обучения, развития, воспитания. Устанавливается эмоциональный контакт с неговорящими учениками, снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного общения, происходит корректировка восприятия, внимания, памяти через использование игровых приемов. Формируется правильное эмоциональное состояние. Появляется желание и потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками.
Данное сопровождение учащихся с нарушениями речи позволит улучшить их социальную адаптацию, дать возможность для дальнейшего развития ребенка и компенсации нарушений.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Интеллектуальное развитие может быть различно по степени умственной отсталости и колеблется (от умеренной до глубокой). Дети с тяжелой формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма, чтения и др. Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности.
У детей отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты, сходные с детьми, описанными выше. Интеллектуальное недоразвитие проявляется, преимущественно, в форме тяжелой степени умственной отсталости.
Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие об обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети:
- с отсутствием речи,
- со звукокомплексами,
- с высказыванием на уровне отдельных слов,
- с наличием фраз.
При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.
Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий.
Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
МЕСТО ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане данная программа является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время. Исходя из продолжительности учебного года (33 учебных недели у 1 класса, 34 учебных недели – у 2-3 класса) объем нагрузки составляет 66 часов в год у 1 класса и 68 часов – у 2-3 класса, периодичностью – 2 раза в неделю. Занятия проводятся индивидуально по утвержденному расписанию. Продолжительность логопедических занятий в 1 классе – 20 минут, во 2- 3 классах – не превышают 30 минут.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Личностные и примерные результаты освоения коррекционного курса
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
- овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
- умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- умение использовать предметы для выражения потребности путём указания на них жестом, взглядом;
- использование доступных жестов для передачи сообщения;
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
- умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
- обучение глобальному чтению в доступных ребёнку пределах;
- формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова, копирование с образца отдельных бук;
- основы персональной идентичности, осознание совей принадлежности определенному полу, осознание себя как «я»;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
Базовые учебные действия
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно исполнять ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Система оценки достижения планируемых результатов
Текущая аттестация обучающегося включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», включенного в СИПР.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», включенного в СИПР, и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Показатели оценки достижений обучающегося планируемых результатов освоения коррекционного курса:
- не выполняет задания (-);
- выполняет задание со значительной физической помощью педагога (зп);
- выполняет задание с частичной физической помощью педагога (чп);
- выполняет задание по последовательной инструкции (вербальной или невербальной) (пи);
- выполняет задание по образцу (подражанию) (по);
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки (сш);
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) (+).
Показатели формирования сферы жизненной компетенции обучающегося:
- Умение обратиться ко взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи, используя вербальные или невербальные средства коммуникации.
- Умение поддерживать контакт с собеседником: задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, используя вербальные или невербальные средства коммуникации.
- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д., используя вербальные или невербальные средства коммуникации.
- Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.
Во время прохождения программы предусмотрены:
- Входящая (первичная) диагностика;
- Итоговая диагностика.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Курс представлен следующими разделами:
- Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи
В данном разделе ведется работа по формированию у обучающихся потребности к общению, установления эмоционального и зрительного контакта, умения различать неречевые и речевые звуки, слушать обращенную речь, понимать простые и сложные инструкции. А также ведется работа по развитию общего подражания, умения использовать простые бытовые жесты.
- Коммуникация:
- Коммуникация с использованием вербальных средств
- Установление зрительного контакта с собеседником
- Реагирование на собственное имя.
- Приветствие собеседника звуком (словом).
- Привлечение к себе внимания звуком (словом).
- Выражение своих желаний звуком (словом).
- Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).
- Выражение согласия (несогласия) звуком (словом).
- Выражение благодарности звуком (словом).
Прощание с собеседником звуком (словом
- Коммуникация с использованием невербальных средств
- Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
- Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста.
- Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
- Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:
- Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):
- Реагирование на собственное имя.
- Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
- Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
- Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
- Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
- Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
- Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
- Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
- Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
- Понимание простых предложений.
- Понимание сложных предложений.
- Понимание содержания текста.
- Экспрессивная речь (умение употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания)
- Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
- Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
- Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.)
- Называние собственного имени.
- Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
- Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
- Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
- Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).
- Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
- Использование карточки для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.
- Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения
- Развитие тонкой и грубой моторики.
Раздел включает в себя развитие подвижности органов артикуляционного аппарата, формирование правильного типа физиологического и речевого дыхания, направленной воздушной струи; мимической моторики, тонкой моторики пальцев рук и общей моторики. Данные задачи решаются за счет различных игр и упражнений.
- Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.
Задачами данного раздела являются: создание условий, обеспечивающих мотивацию к речевому общению, стимулирование речевой активности, развитие речевого подражания, вызывание звукоподражаний и формирование на их основе слогов, слов, словосочетаний, предложений, коррекция просодической стороны речи; формирование и развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; корригирование звукопроизношения и звуко – слоговой структуры слова.
- Формирование лексико-грамматического строя речи
В раздел входит формирование, обогащение и активизация словарного запаса, формирование грамматических категорий словоизменения и словообразования; формирование и развитие связной речи.
- Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте.
Раздел включает формирование пространственной ориентировки (ориентация на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги), графомоторных навыков, знакомство с буквами Русского алфавита, дифференциация понятий «звук» - «буква», формирование навыков звук слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.
Для неговорящих обучающих приоритетным является раздел «Понимание обращенной речи и формирование жестовой речи»
Предпосылки к осмысленному чтению и письму:
Узнавание (различение) образов графем (букв).
Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма:
Узнавание звука в слоге.
Соотнесение звука с буквой.
Узнавание графического изображения буквы в слоге.
Называние буквы.
Чтение простого (гласного) слога.
Написание буквы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить безбарьерную адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательной организации, в том числе материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа обучающихся в здания и помещения образовательной организации, ко всем объектам ее инфраструктуры и организацию их пребывания и обучения.
Материально-техническое обеспечение включает технические средства обучения, в том числе специализированные компьютерные инструменты обучения, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, использование средств для альтернативной и дополнительной коммуникации (при необходимости).
Дидактический материал | |
Массажные мячи | |
Наборы картинок по различным лексическим темам. | |
Наборы карточек-пиктограмм | |
Наборы картинок для автоматизации и дифференциации звуков. | |
Комплекты развивающих игр по развитию мышления, внимания «Заселяем домики», «Силуэты и контуры», «Что сначала, что потом» и др. | |
Игры на развитие мелкой моторики | |
Наборы кубиков разной сложности | |
Деревянные рамки - вкладыши «Транспорт», «Овощи», «Фрукты», «Геометрические фигуры» и др. | |
Логические блоки Дьнеша | |
Игры на шнуровку «Грибочек», «Божья коровка», «Паучок» и др. | |
Магнитные лабиринты «Корова», «Лев» | |
Чудесный мешочек; тактильные наборы к нему | |
Детский планшет и набор тематических картинок к нему (бытовая культура, домашние, дикие животные, наша одежда, последовательность событий и др. | |
Наборы мелких предметов: пуговицы, бусы, прищепки, игрушки и т.д. | |
Игры на развитие фонематических процессов:«Домики для звуков», «Весёлые звуки», «Узор из слов», фонетическое лото «Звонкий — глухой» | |
Наборы тематических игрушек: «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Профессии» и т.д. | |
Наборы игрушек (куклы, машины, мягкие игрушки и т.д.). | |
Игры на обогащение словарного запаса и коррекцию грамматического строя речи: «С какого дерева лист», «В мире звуков», «Кто как голос подаёт?» , «Животные и их детёныши», «Сладкое, горькое, кислое, солёное» и др. | |
Наглядный материал для развития связной речи: сюжетные картинки и серии сюжетных картинок для составления рассказов | |
Наборы фигур животных, людей для пальчиковой гимнастики, пальчикового театра | |
Наборы кукол бибабо | |
Игровой набор с кубиками «Мир эмоций» | |
Список литературы:
1. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системными нарушениями речи [Текст]: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель:Транзит книга, 2006.
2. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: 2-е издание, дополненное /
3. В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007
4. Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры (для детей 4 – 7 лет)/ О.И. Крупенчук. – СПб.: Литера, 2008
5. Коррекционная педагогика: коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: КАРО, 2005.
6. Лиманская О.Н., Пятница Т.В., Башинская Т.В., Система коррекционного воздействия при моторной алалии. - М.: Сфера, 2010.
7. Маллер А.Р, Цокота Г.В. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. -М.: 1983.
8. Маллер А.Р, Цикото Г.В.Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. –М.: Академия, 2003.
9. Рождественская В.И. Воспитание речи не говорящих детей-алаликов. -М.: Просвещение, 1966.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для 1(доп.) класса, АООП, 2 вариант
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для об...

Рабочая программа учебного предмета "Информатика" 7 кл, АООП, 1 вариант
Данная программа составлена на основе ФГОС для обучающихся с УО(ИН), примерной АООП, 1 вариант....

АООП 2 вариант
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМ...

АООП УО (Вариант 1) по формированию речевого слуха и коррекции произносительной стороны речи. 1 класс
Адаптированная основанная общеобразовательная программа по логопедии для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) по формированию речевого слуха и коррекци...

Анализ ФГОС основного общего образования для детей с ОВЗ (программа АООП ЗПР вариант 7.2)
Анализ ФГОС ос новного общего образования для детей с ОВЗ(программа АООП ЗПР вариант 7.2)...

Календарно-тематическое планирование Домоводство 3 класс АООП (2 вариант)
Разработка календарно- тематического планирования "Домоводство"для обучающихся 3 класса АООП (2 вариант)...

Критерий 1. Качество знаний по итогам школьного мониторинга для обучающихся по АООП 1 варианта
1.1.1. Качество знаний по итогам школьного мониторинга для обучающихся по АООП 1 вариант.1.2.2. Результаты сформированности БУД1.3.3. Результать личностных достижений в динамике1.4.4. Результаты итого...
