Этнокультурное направление в исследовательских работах учащхся
статья по краеведению по теме

В данной статье раскрывается значимость краеведческой информации в исследовательских работах учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 Марина Людмила Петровна,

                                      учитель географии первой

                                            квалификационной категории

МБОУ «Примокшанская СОШ»

                                       Ковылкинский район, РМ.

Этнокультурное направление в исследовательских работах  учащхся

     В современном мире в силу различных причин происходит рост этнического самосознания, сопровождающийся повышением интереса у самых широких слоёв общественности не только к ныне протекающим этнонациональным процессам, но и к связанному с этими процессами этноисторическому прошлому своего народа. Достоверное знание исторического прошлого народов, сегодняшних национальных процессов важно не только по той причине, что для представителя современного урбанизованного общества стало духовной потребностью найти корни своего этнического существования, познать многообразные пути, приведшие к формированию той этнокультурной среды, сквозь призму которой он воспринимает окружающий мир. Оно важно для правильного решения стоящих ныне  перед многонациональным обществом кардинальных задач по перестройке и обновлению всех аспектов его жизнедеятельности, в том числе и в области национальных отношений.  

     В связи с этим государство выдвигает определённые требования к личностным характеристикам выпускника школ. Это прежде всего: 

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

         уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

     Большую роль в формировании такого гражданина играют этнокультурные традиции; история своей семьи, малой Родины, страны; традиционные ценности; приобщение школьника к национальной, российской и общемировой культуре.

     Воспитать такого выпускника я считаю, можно только при использовании  «Этнографии» в образовательном процессе практически на всех уроках: русского языка, литературы, музыки, истории, географии и т.д., так как этнографические знания позволяют глубже понимать истоки национальной культуры, воспитывать гордость за свою «малую родину».

     Я как учитель географии основными образовательными задачами, реализуемыми при этнографическом подходе в географическом образовании, считаю следующие: исследование влияния процессов этногенеза на формирование этнической картины мира, влияние природных и социальных условий на жизнь и хозяйственную деятельность этносов; обоснование границ современных этнических, конфессиональных и языковых групп населения; выделение этнокультурных регионов мира, выявление современных тенденций в развитии этнических процессов, очагов межкультурных, межконфессиональных и расовых конфликтов.

     В курсе географии есть большие возможности для реализации данных задач. Кроме введения этнографической информации на уроках,  я большое внимание уделяю внеурочной деятельности. Провожу модульные курсы по краеведению с 5 по 9 классы, где дети более подробно изучают историю своей семьи, посёлка, района, республики, народные промыслы жителей Мордовии, культуру, искусство, традиции, обряды мордовского народа.

     Сегодня хотела бы более подробно остановиться на таком виде внеурочной деятельности как исследовательская работа. Я считаю, что исследовательская работа повышает у учащихся мотивацию к изучению своего края, позволяет согласовать имеющиеся у школьников бытовые представления с научно-географическим содержанием, пробуждает  у учащихся творческое начало в познании окружающей действительности. В процессе исследований ученики имеют возможность глубже постигать изучаемые явления и причинно-следственные связи между ними. Моя задача как руководителя организовать учащихся на определение замысла исследования, получения и обработки информации. Стимулировать их  в поисковой деятельности.  Объектами наших исследований являются те явления и процессы, которые происходят вокруг нас, непосредственно в социуме нашего посёлка.

     Так группой учащихся 8 класса была проведена исследовательская работа на тему «История посёлка Примокшанский». Ребята проделали огромную работу по добыче информации. Изучили архивные документы, в администрации сельского поселения узнали о старожилах посёлка и провели с ними беседу. Обобщив полученные данные, пришли к заключению, что рядом с нами живут выдающиеся люди, о заслугах которых мы порою забываем.

     Данная работа стала лауреатом межрегионального конкурса исследовательских работ межрегиональном конкурсе исследовательских работ по эколого – этнографическому проекту «Дерево Земли, на которой я живу» в г. Саранске.

     Другая исследовательская работа была направлена на изучение демографических процессов нашего посёлка. Ученик 9 класса Михайлов Евгений решил узнать, действительно ли так остро стоит проблема закрытия школы из-за малочисленности учащихся, а также выяснить, есть ли перспективы роста численности учеников в нашей школе. Тема его исследовательской работы - «Причины и последствия сокращения численности учащихся в сельских школах. (На примере МОУ «Примокшанская СОШ»)».Была обработана информация, полученная из сельской администрации, администрации школы, местного фельдшерско-медицинского пункта, на основании которых выделены причины сокращения численности учащихся. Также были сформулированы мероприятия, которые проводятся и должны проводится для улучшения демографической ситуации и повышения уровня жизни односельчан. Данная работа заняла призовые места в республиканской  учебно – практическая конференция учащихся «Юный исследователь» и межрегиональном конкурсе исследовательских работ по эколого – этнографическому проекту «Дерево Земли, на которой я живу» в г. Саранске.

     Кроме этого были подготовлены исследовательские работы для ежегодной школьной учебно-практической конференции: «Моя родословная» Моисеева Регина 5кл, «Социальный состав учащихся Примокшанской школы» Тарасова Нина 6кл, «Герои нашего времени» об участниках афганской и чеченской войн. Тарасов Сергей 9кл. и т.д. В этом году учащиеся 7 класса для республиканского и межрегионального конкурсов готовят исследовательскую работу под рабочим названием «Этническая мозаика п.Примокшанский».

     И в заключении хочу сказать, что после того как ученик защитил свою первую исследовательскую работу (не важно с каким результатом) он начинает пристальнее всматриваться в окружающий его мир, в людей, которые  знакомы ему с детства. Начинает по-другому относиться к культуре и традициям своей семьи и народа. Искать неизвестное в известном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках этнокультурной направленности

Распространение опыта работы по использованию информационных технологий по предметам этнокультурной направленности (ИКН и марийскому (государственному) языку)....

Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).

Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осо...

Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).

Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осо...

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС « ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «КОДЗУВКОТКАР» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

Система образования на современном этапе стоит на пути модернизации и инновационного развития, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с приня...

Занятие этнокультурной направленности в интернате, как средство духовно-нравственного воспитания

Занятия этнокультурной направленности в интернате являются одним из приоритетных направлений в духовно-нравственном воспитании детей-тундровиков, которые на период обучения отрываются от родной среды ...

Выступление на тему«Этнокультурная направленность уроков русского языка в школе»

Выступление на тему "Этнокультурная направленность уроковрусского языка в школе"...