Исследовательская работа: "Янгель. Конструктор с Илима"
творческая работа учащихся по краеведению по теме

Историческая память Приилимья богата многими событиями, связанными с выдающимися людьми нашего Отечества. Он родился на берегах таёжного Илима, в небольшой деревушке Зыряновой в многодетной крестьянской семье. И из этого маленького сибирского селения он прошёл славный путь, став выдающимся конструктором, внесшим огромный вклад в дело развития и совершенствования ракетно-космической техники и исследова­ния околоземного космического пространства. Родина высоко оценила заслуги Михаила Кузьмича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aviacionnyy_inzhener.doc71 КБ
Package icon yangel.zip2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

  1. Введение.
  2. Работа в конструкторском бюро Н.Н. Поликарпова. Деятельность на авиационной ниве.

2.1. Работа, связанная с доводкой истребителя, внедрявшегося в серию.

2.2. Знакомство со знаменитым лётчиком В.П. Чкаловым.

  1. Служебная командировка в США.

3.1. Знакомство с конструкциями и технологиями производства самолётов в Бруклине, Чикаго.

  1. Сентябрь 1938 года. Возвращение домой.

4.1. Назначение М.К. Янгеля заместителем Н.Н. Поликарпова.

  1. Длительная командировка в г. Горький.

5.1. Проектирование тяжелого двухмоторного истребителя, внедрение нового плазменно-шаблонного метода изготовления самолёта.

  1. Угроза, нависшая над Советским Союзом.

6.1. Испытания ТИСа.

6.2. Эвакуация завода в Сибирь.

6.3. Тяжёлое время для семьи Михаила Кузьмича.

6.4. Обучение в Академии авиационной промышленности.

  1. Заключение.
  2. Список использованной литературы.
  3. Приложение.

АВИАЦИОННЫЙ ИНЖЕНЕР

1. Деятельность на авиационной ниве. Об этом периоде жизни М.К. Янгеля известно мало. Тому свои причины. Самолетов собственной конструкции ему проектировать не довелось. В основном занимался деятельностью, связанной с организацией постановки в серию и доводкой новых конструкций, и приходится она большей частью на суровые военные годы, когда в тяжелейших условиях необходимо было заново в восточных районах страны на пустом месте в кратчайшие сроки налаживать производство самолетов. А эта работа для руководителя среднего звена обезличена. Как правило, виден сам директор завода или его главный инженер.

Но именно в эти годы шлифуется фундамент организаторских способностей и административной мудрости, которые, в конце концов, и определили имидж М.К Янгеля как выдающегося руководителя и наставника. А повседневные контакты с проектной и конструкторской работой формировали и организаторский талант творческого инженера.

2. Вопроса о том, где работать, покинув студенческие аудитории, у молодого специалиста не существовало. Однажды во время консультации дипломного проекта Н.Н. Поликарпов сказал:

- А голова у тебя есть. Что думаешь делать, когда окончишь институт? Оставайся у нас: такие головы нам нужны.

А Михаила Янгеля уговаривать было и не нужно: он сам уже твердо решил, окончив учебу, работать у Н.Н. Поликарпова.

Итак, впереди деятельность на авиационной ниве.

2.1. Первая работа, которую поручили выполнять молодому специалисту, была связана с доводкой истребителя, внедрявшегося в серию. От того, как пройдет этот этап отработки конструкции, зависит судьба самолета. Однако однозначного мнения на сей счет среди создателей машин не было: одни считали эту работу второстепенной, другие смотрели на нее как на мелкое дело и предлагали поручать ее производственникам. Совершенно другого мнения придерживался Н.Н. Поликарпов: «И те, и другие не правы, - забывают, что какая-нибудь мелочь может поставить под сомнение их кропотливый труд, что из-за какого-нибудь болта целая машина может отказать в работе и оказаться скомпрометированной. Конструктор должен не только хорошо конструировать, но и хорошо доводить. В этом отношении он должен быть упорным, педантичным и дотошным...»

2.2. По характеру работы, связанной с модификацией боевых самолетов, часто приходилось бывать на аэродроме, где проводились испытательные полеты. Там Янгель и познакомился со знаменитым летчиком Валерием Павловичем Чкаловым, который испытывал поликарповские машины. По дошедшим воспоминаниям В.П. Чкалов сразу обратил внимание на молодого конструктора с не по годам развитым чувством ответственности за порученное дело, которому до всего было дело, и в то же время скромного в поведении, который не лез на глаза начальству, лишь бы выдвинуться. А однажды при разборе одной ситуации В.П. Чкалов даже выступил в поддержку молодого инженера, проявившего, по мнению руководства, излишнюю оперативную самостоятельность при решении возникшего вопроса.

3. В начале 1938 года Н.Н. Поликарпов пригласил в свой кабинет Михаила Янгеля и без лишней церемонии объявил:

- Мы посоветовались и решили направить вас в служебную командировку в США. В составе группы советских специалистов примете участие в реализации советско-американского торгового договора. Это даст вам возможность познакомиться с общим уровнем развития американской техники, с опытом работы авиационных фирм. В создании авиационной техники Советский Союз по многим показателям ушел далеко вперед. Важно теперь не только закрепить эти успехи, но и развивать их дальше, используя и обогащая все лучшее, что достигнуто в практике мирового самолетостроения.

Михаил Янгель молод и как человек, и как специалист - всего двадцать семь лет.

Во второй половине февраля 1938 года он - уже в своем рабочем кабинете на Пятой авеню в Нью-Йорке, куда советская делегация прибыла на пароходе, преодолев просторы Атлантического океана. Отныне в акционерном обществе, ведшем внешнеторговые связи с Америкой, Амторге, появился новый сотрудник, которого американские коллеги будут называть Майкл Янгель.

3.1. Постепенно география знакомств расширилась. Пытливый инженер побывал и детально ознакомился с конструкциями и технологией производства самолетов в Бруклине, Чикаго, Лос-Анджелесе, Санто-Монико, Сан-Франциско и канадском Монреале. Поездки сопровождались многочисленными встречами с руководителями компаний и фирм, заключались договоры на поставку оборудования.

Толкового инженера быстро заметило руководство Амторга и стало связывать с ним определенные надежды, пытаясь сделать постоянным сотрудником. Однако это входило в противоречие с взглядами Михаила Янгеля на свою будущую деятельность.

Была и еще одна очень важная причина, из-за которой Михаил Янгель стремился в Москву: там у него была невеста - студентка МАИ Ирина Стражева.

Однако в конце концов Михаил Янгель добился своего: в августе пришел вызов, требовавший командировать его в Москву.

4. И вот сентябрь 1938 года, Ленинградский вокзал столицы. С подножки подошедшего международного поезда соскакивает высокий молодой человек в элегантном сером габардиновом пальто. На голове в тон пальто серая шляпа. Михаил Янгель вернулся домой. Небольшой отдых, и вновь полностью уходит в работу. В сборочном цехе практически круглосуточно идет сборка новой конструкции истребителя И-180.

4.1. В ноябре 1938 года Н.Н. Поликарпов назначает М.К. Янгеля своим заместителем. Второе важное событие в жизни молодого инженера произошло в мае 1939 года: загс Бауманского района Москвы зарегистрировал брак Михаила Кузьмича Янгеля и Ирины Викторовны Стражевой. Заместитель Главного конструктора и студентка четвертого курса МАИ стали мужем и женой.

5. Вскоре М.К. Янгель неожиданно уезжает в длительную командировку на авиационный завод в город Горький как представитель конструкторского бюро при внедрении в серийное производство истребителя И-180. Из командировки он возвращается лишь в конце апреля 1940 года.

5.1. В это время в поликарповском конструкторском бюро проектировался тяжелый двухмоторный истребитель сопровождения. М.К. Янгель становится ведущим инженером проекта. Постоянно участвует в обсуждении и выборе основных характеристик ТИСа. В это же время с участием М.К. Янгеля разрабатывались рабочие чертежи силовой установки и начато изготовление первого опытного образца истребителя танков. Используя опыт, полученный во время заграничной командировки, М.К. Янгель внедрил новый плазменно-шаблонный метод изготовления самолета и внес ряд предложений по организации разработки технологического процесса.

6. «...И опять закрутила Кузьмича работа: с утра - аэродром, а потом КБ до поздней ночи, - вспоминает его близкий друг А.А. Сарычев. - Вечером, перед отъездом домой, мы иногда собирались в его кабинете. Частенько он ставил меня в тупик коварными вопросами на философские темы и, добродушно усмехнувшись, тут же начинал сам отвечать на них».

В канун войны мы: Кузьмич и я, летчики - Иван Васильевич Доронин, Петр Ермолаевич Логинов и Женя Уляхин - допоздна сидели в кабинете у Кузьмича и спорили: нападут на нас немцы или нет?

А утром в воскресенье 22 июня я позвонил ему домой, сказал, что началась война. Весть была ужасной, и он сначала не поверил... Вскоре он с Поликарповым был уже на заводе».

К этому следует добавить, что вернулся домой Михаил Кузьмич только под утро, проведя первую военную ночь на заводе. И это станет нормой на все долгие военные годы.

Угроза, нависшая над Советским Союзом, нарастала с каждым днем. Немцы стремительно продвигались на восток. 22 июля 1941 года, ровно через месяц после начала войны, гитлеровские стервятники осуществили бомбардировку Москвы.

Из далекого грозного сорок первого, связанного с первыми воздушными налетами врага на Москву, дошел примечательный полуанекдотический эпизод.

Группа представителей авиационной промышленности обедала в столичном ресторане «Националь». Внезапно объявили воздушную тревогу и почти одновременно послышались взрывы падавших где-то бомб. Сидевшие за столом, естественно, охваченные неприятным, не привычным еще чувством опасности, в полупаническом состоянии повскакивали со своих стульев, чтобы укрыться в бомбоубежище. И в этот момент вдруг раздался громкий, решительный возглас М.К. Янгеля:

-   Куда? А кто будет расплачиваться?

И это полушутливое, полуприказное, умело найденное обращение мгновенно подействовало на всех отрезвляюще.

6.1. В эти грозные для страны дни М.К. Янгель, как ведущий инженер, совместно с известным летчиком-испытателем Г.М. Шияновым проводил испытания ТИСа.

В летно-испытательном институте сохранилась книга учета полетов тех дней. В ней имеется запись о том, что М.К. Янгель «участвовал в полетах в качестве ведущего инженера самолета Н.Н. Поликарпова под шифром «А» совместно с летчиком Георгием Михайловичем Шияновым».

6.2. После окончания летных испытаний Михаил Кузьмич должен был, согласно предписанию Наркомата, вылететь самолетом в Казань. Но неожиданный звонок домой, где он собирал уже вещи в дорогу: просят помочь в срочном оформлении эшелона с заводским имуществом и людьми для отправки на восток. На месте стало очевидным, что вагонов явно не хватает. М.К. Янгель срочно связался с Наркоматом путей сообщения и в результате долгих переговоров достал несколько открытых платформ. Но впереди долгий путь, а на улице уже заморозки. Приходится срочно формировать бригады конструкторов, которым необходимо в кратчайший срок изготовить утепление вагонов. И опять куда-то звонит, едет, просит, требует. А сирены периодически и подолгу зловеще гудят, предупреждая об очередном налете вражеской авиации на столицу.

И вот приказ заместителя Наркома авиационной промышленности П.В. Дементьева:

«Окончание эвакуации завода № 51 НКАП возложить на заместителя директора завода тов. Янгеля Михаила Кузьмича, предоставив ему права директора завода».

М.К. Янгеля в эти критические дни ни на минуту не покидает мысль о фронте.

«Ежедневно, - пишет он в одном из писем жене, - бываю в райкоме, добиваюсь целесообразного применения своих сил по защите Москвы».

Традиционные революционные ноябрьские праздники 1941 года М.К. Янгель встретил в Москве. Как и вся страна, слушал в канун 7 ноября речь И.В. Сталина. На второй день был он на Красной площади. В строгом суровом марше проходили мимо Мавзолея В.И. Ленина солдаты, отправляясь сразу с парада на фронт, который был уже на подступах к столице. Весь мир был поражен этим событием, мужеством и нерушимой уверенностью в своей победе советских людей.

В конце ноября 1941 года Михаил Кузьмич надолго запирает двери своих комнат в квартире. В полуторатонной грузовой машине, увязающей в мокром мягком снегу шоссейного бездорожья, он возглавляет эшелон, эвакуирующийся на восток.

В июне 1942 года по указанию Наркомата М.К. Янгель возвращается в Москву. Квартиру кто-то самопроизвольно занял, пришлось временно поселиться у товарища.

В этот момент Михаил Кузьмич предпринимает еще одну попытку уйти на фронт. Однако это решение не получило поддержки ни в Наркомате авиационной промышленности, ни в Московском городском комитете партии.

В январе 1943 года Н.Н. Поликарпов выходит с просьбой в Наркомат авиационной промышленности о возвращении М.К. Янгеля на завод и предлагает ему поехать в Сибирь и заняться реэвакуацией завода. М.К. Янгель принимает предложение. В Москву он возвращается в феврале 1944 года. В это время стало набирать темпы конструкторское бюро А.И. Микояна, который приглашает Михаила Кузьмича к себе заместителем главного инженера.

6.3. С Михаилом Кузьмичом вернулась из эвакуации и семья. Условия жизни в Москве были очень непростыми, часто приходилось прибегать к услугам керосинки, керогаза и даже примуса. Для решения картофельной проблемы пришлось взять участок в коллективном огороде, на поле, закрепленном за конструкторским бюро А.И. Микояна. Это мероприятие дорого обошлось для здоровья Михаила Кузьмича. Убирать урожай ему пришлось в хмурый дождливый осенний день. Чувствовал он себя неважно, болели ноги, ныла поясница. Поэтому его укутали шарфами и взяли напрокат у кого-то ватник. До глубокой ночи пришлось таскать на спине картошку к себе в квартиру на седьмой этаж.

А утром он не смог встать с постели: диагноз участкового врача - двустороннее воспаление легких. При сильном истощении необходимо усиленное питание. Но где достать для этого денег? Пришлось продать пишущую машинку, которую Михаил Кузьмич привез из Америки. Через месяц он уже был на ногах и вскоре приступил к работе.

В этот период семья М.К. Янгеля настолько бедствовала, что он вынужден был использовать свои способности в портняжном ремесле. И, как всегда, поставив перед собой конкретную задачу, не в зависимости от ее уровня оказался на высоте

6.4. В 1948 году была организована Академия авиационной промышленности для повышения квалификации руководящих работников авиационной техники. К преподаванию в ней были привлечены ведущие ученые, экономисты, Главные конструкторы и организаторы промышленности.

Михаил Кузьмич стал слушателем этой академии. Учился с большим интересом, часто ездил на консультации в ведущие научные организации. С особым интересом работал над курсовым проектом по конструкции. Тема - специальная тележка на рельсах для взлета тяжелых самолетов. Вопрос подвижного старта сильно заинтересовал будущего Главного, и он нашел оригинальное конструктивное решение.

7. Получилось так, что учеба в академии подвела итог производственной и конструкторской деятельности М.К. Янгеля в авиационной промышленности, и академию он окончил, чтобы в авиацию больше не возвращаться. Развертывавшееся ракетостроение являлось по сути дела смежной отраслью техники, и авиационные специалисты составили основу - фундамент его инженерных кадров.

8. Список использованной литературы:

  1. Лев Андреев, Станислав Конюхов «Янгель. Уроки и наследие». Днепропетровск: «Арт-Пресс», 2001 год.
  2. Под общей редакцией чл.-корр. НАН Украины Ю.А. Сметанина «Сборник воспоминаний о Михаиле Кузьмиче Янгеле». Днепропетровск: ГКБ «Южное», 1996 год.
  3. М.И. Кузнецкий «Байконур. Королёв. Янгель». Воронеж: ИПФ «Воронеж», 1997 год.
  4. И.В. Стражева «Тюльпаны с космодрома». Иркутск: «Восточно-Сибирское книжное издательство», 1986 год.

9. Приложение.

СЛАЙДЫ М.К. Янгель.ppt



Подписи к слайдам:

Фотография взята из книги "Янгель. Уроки и наследие"
В 1935 году, ещё до окончания института, Михаил Янгель начал работать в КБ авиаконструктора Н.Н. Поликарпова (в центре)
Фотография взята из книги "Янгель. Уроки и наследие"
1938 год.В командировке в США, первый слева – Михаил Янгель.
Фотография взята из книги "Тюльпаны с космодрома"
В рабочем кабинете на Пятой авеню, Нью-Йорк, 1938 год.
Фотография взята из книги "Тюльпаны с космодрома"
В день свадьбы23 мая 1939 года, Москва
Фотография взята из книги "Янгель. Уроки и наследие"
Памятник М.К. Янгелю на территории Южного машиностроительного завода
Фотография взята из личного архива
Встреча И.В. Стражевой с учащимися Рудногорской школы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструктор задач по теме Пирамида

В данной публикации описаны виды деятельности учащихся при решении задач по теме Пирамида....

Microsoft Access 2010. Создание таблицы в режиме конструктора

В данном материале представлена практическая работа по созданию таблицы в режиме конструктора в программе Microsoft Access 2010. Содержит задания и комментарии по их выполнению....

"Отважная девушка с Илима"

презентация и описание жизненного пути девушки с Илимской земли...

«С Илимом связаны судьбой…» (Родной край в стихотворениях поэтов XX века)

Для проведения урока была выбрана нестандартная форма – интегрированный, в форме педагогической мастерской, экскурсия. Данная форма способствует заинтересованности, положительной эмоциональной настрое...

Конспекты принципиальных схем для работы с конструктором в объединении "Юный конструктор"

Направленность программыПрограмма считается программой раннего творческого и технического развития детей. Программа «Юный конструктор» предназначена для детей, интересующихся современной э...

Рабочая программа по краеведению "История Илима - история Сибири"

  Рабочая программа по краеведению  ориентирована на учащихся средней общеобразовательной школы,  рассчитана на базовое (факультативное) изучение.    Рабочая прогр...

Конструктор для написания учебно- исследовательской работы.

Материал может быть полезен ученикам и учителям при написании учебно-исследовательской работы ....