программа факультативного курса "История Пермского края"
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме

данная программа факультативного курса предполагает проведение занятий один раз в неделю, начиная с 5 класса. Исходя из возрастных особеностей учащихся, мною было принято решение начать изучени родного края с  истории города в котором мы живем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f_-_kopiya.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа факультативного курса

«История Пермского края»

(5 класс)

 автор: Колычева Екатерина Ивановна

учитель истории

МАОУ СОШ № 22

г. Березники

        

Пояснительная записка.

У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

В школьном курсе истории вопросам краеведения уделяется незначительное место - только как региональный компонент, включенный в урок. А интерес у учащихся имеется, т.к. в последнее время стали проводить много конкурсов краеведческой направленности, в олимпиадах и других исторических конкурсах тоже уделяют внимание краеведению. Учащиеся, принимая участие в этих конкурсах, не всегда могут правильно ответить на вопросы по знанию родного края. Поэтому отдельный курс краеведения просто необходим учащимся, он поможет им обобщить и углубить знания по родному краю.  Кроме того велика его значимость в формировании патриотов своего края, умеющих ценить историю своей малой родины.

Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, края, города, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный способ формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Программа построена так, что ребенок через разнообразную деятельность (игровую, коммуникативную, учебную, трудовую) входит в мир краеведческой культуры, которая предполагает не только усвоение понятийного аппарата и соответствующего содержания курса умений, но и требует от учащегося творческого подхода к позитивному использованию и преобразованию своего края.

Методы и формы обучения:

  • учебные занятия;
  • игры;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • решение проблемных ситуаций;
  • создание проектов;
  • заочные путешествия;
  • творческие отчеты;
  • выездные экскурсии.

Данная программа рассчитана для учащихся 11 – 15 лет на два года обучения по 34 часа в год (один час в неделю).

На первом году обучения предполагается познакомиться с историей родного города, промышленными предприятиями Березников, знаменитыми березниковцами, архитектурой города и культурным развитием и т.д.

На втором году обучения предполагается познакомиться с историей развития Пермского края, исторически-значимыми городами Пермского края (Красновишерск, Чердынь, Соликамск, Усолье, Кудымкар и др.).

Цель программы

Цель курса – формирование основ краеведческой культуры у школьников, воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи курса:

Образовательные задачи:

  1. Формировать представления о различных сторонах жизни своего

      края и населения, показ сложной структуры общества.

  1. Ознакомить с историей и современной жизнью своего города и

      края как опорного региона России.

  1. Научить работать с историческими источниками, документами и т.д.

Воспитательные задачи:

  1. Способствовать формированию интереса к изучению родного города, любви к малой родине, чувства патриотизма и гордости за свой родной город и людей, которые жили или живут в нем.
  2. Воспитывать чувство прекрасного через изучение природы и знакомство с памятниками культуры города или края.
  3. Формировать бережное отношение к природе и достопримечательностям города или края.

Развивающие задачи:

  1. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности школьников, стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае, городе.
  2. Формировать способности и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.

Знания и умения, приобретаемые детьми в процессе занятий:

К концу первого года обучения

учащиеся должны знать:

  • особенности географического положения и природы родного города;
  • крупные реки и озера;
  • особенности расселения населения и характерные черты хозяйственной деятельности своего города;
  • национальный состав населения города;
  • основные промышленные предприятия города, историю их основания;
  • знаменитых березниковцев, которые внесли неоценимый вклад в развитие города;
  • известные архитектурные постройки, их авторов. Имена березниковцев, внесших свой вклад в культурное наследие города.

учащиеся должны уметь:

  • определять географическое положение своего города;
  • оценивать позитивное и негативное влияние человека на окружающую природу;
  • работать с краеведческим материалом и вести поисковую деятельность.

К концу второго года обучения

учащиеся должны знать:

  • особенности географического положения и природы родного края;
  • особенности расселения населения и характерные черты хозяйственной деятельности отдельных городов и сел Пермского края;
  • исторически-значимые города Прикамья, их роль в формировании края как значимого субъекта России.
  • имена знаменитых людей края, которые внесли неоценимый вклад в развитие Прикамья.
  • архитектурные памятники Пермского края.

учащиеся должны уметь:

  • определять географическое положение своего края;
  • оценивать позитивное и негативное влияние человека на окружающую природу;
  • работать с краеведческим материалом и вести поисковую деятельность;
  • анализировать краеведческий материал и вести исследовательскую деятельность.

Учебно-методический план

1 года обучения

№ п/п

тема

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Знакомство с историей города

4

3.

Наш город на карте России

1

4.

Население города

2

5.

Березники – промышленный центр

4

6.

История города в названиях улиц

5

7.

Знаменитые березниковцы

3

8.

Архитектура города

3

9.

Город – сад

1

10.

Березники в годы Великой Отечественной войны

2

11.

Герои Советского Союза - березниковцы

1

12.

Культурное наследие города

2

13.

Город - единый целостный организм

2

14.

Будущее города Березники

1

15.

Составление альбома «История Березников»

2

16.

Заключительное занятие: Березники: прошлое, настоящее и будущее…

1

Всего часов

34

Содержание программы

  1. Введение. (1 час)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. История изучения края и города. Вклад выдающихся ученых в исследование края. Постановка целей и задач занятий.

  1. Знакомство с историей города. (4 часов)

Соляные истоки. Город начинался с Усолья. История города Усолья. История рода Строгановых. Населенные пункты, вошедшие в состав города Березники. История основания этих населенных пунктов. Указ об образовании города. Процесс строительства города. Люди, которые сыграли большую роль в образовании города. Развитие города. Новое в общественной жизни города.

Формы и методы работы:

- учебные занятия, выездные экскурсии в краеведческий музей города и в музеи города Усолья, практическая работа с краеведческим материалом, игры.

  1.     Наш город на карте России. (1 часа)

Географическое положение и особенности рельефа. Границы с другими областями. Площадь города. Особенности географического расположения города и влияние этого на его развитие. Влияние расположения и природы города на экономическое развитие. Международные связи города. Символика города.

Формы и методы работы:

- учебное занятие, практическое занятие по составлению карты города Березники, нанесение основных районов города на карту.

  1. Население города. (2 часа)

Заселение и хозяйственное освоение территории города. Стоянки первых людей на территории Северного Прикамья. Численность, плотность, национальный состав населения, религиозные предпочтения населения города. Структура населения. Городское и сельское население. Трудовые ресурсы. Образовательный и профессиональный уровень населения. Естественное движение населения, причины миграции населения. Пути решения проблем миграции населения. Проблемы молодежи в городе.

Формы и методы работы:

- учебные занятия, исследовательская работа по определению национального состава населения города, решение проблемных ситуаий.

  1. Березники – промышленный центр. (4 часов)

Градообразующие предприятия и их роль в жизни города, края и страны. История развития предприятий города: Березниковский содовый завод, Титано-магниевый комбинат, Уралкалий, Березниковский химкомбинат (ныне ОАО «Бератон» и ОАО «Азот»). Современное развитие предприятий. Проблемы предприятий города. Знаменитые березниковцы, внесшие вклад в развитие Березников как промышленного центра.

Формы и методы работы:

- учебные занятия, экскурсии на предприятия города, практические работы по сбору материала и составление характеристик о ведущих предприятиях города, викторины, решение проблемных ситуаций.

  1. История города в названии улиц. (5 часов)

Историю города можно изучать по названиям улиц. Кто придумывает  названия улиц? Почему улицы нашего города носят такие названия? Имена знаменитых березниковцев в названии улиц.

Формы и методы работы:

- учебные занятия, практическая работа по исследованию краеведческого материала, выездные экскурсии по улицам города, создание проектов.

  1. Знаменитые березниковцы. (3 часов)

Люди, оставившие свое имя в истории города. Фридрих Лехт, Иван Коновалов, Павел Громов, Николай Вотинов, Е.А.Вагнер, Алексей Решетов, В.Л.Миндовский, П.И.Преображенский, А.М.Поликша, И.А.неверов, Б.Н.Ельцин, А. Демидова, Г.И.Цыганова, З.Э.Михлин, С.В.Алексеев и т.д.

Формы и методы работы:

- учебные  занятия, поисковая деятельность, конкурсы и викторины.

  1. Архитектура города. (3 часов)

Строительство города, год образования. Первые архитектурные постройки в городе. Знаменитые березниковцы, внесшие большой вклад в строительство и развитие города Березники. Расширение города в советское время, разные стили построения зданий. Архитектурные постройки: Авангард, ул.Пятилетки, ДК Ленина, ДК Калийщиков, КДЦ, первые улицы города и т.д.

Архитектурные памятники на территории города, имена их создателей.

Современный вид города, перспективы дальнейшего развития.

Обзорные экскурсии по улицам города.

Формы и методы работы:

- учебные занятия, поисковая деятельность, творческая работа, выездные экскурсии, викторины и конкурсы.

  1. Город – сад. (1часа)

Жилищное строительство в городе. Появление новых Дворцов культуры. В.Л.Миндовский и его вклад в развитие города, Городские скверы. Питомник-парк. Городской парк. Экологическое состояние города.

Формы и методы работы:

- учебные занятия, выездные экскурсии, решение проблемных ситуаций.

  1. Березники в годы Великой Отечественной войны. (2 часов)

Участие Березников в Великой Отечественной войне. Предприятии города, внесшие большой вклад в помощь воюющим. Березниковцы в годы войны. Самоотверженный труд врачей, фельдшеров, медицинских сестер, возвращавших в строй бойцов Красной Армии. Заслуженные врачи РСФСР: А.П.Носков, А.И.Островидов, М.П.Рирард, О.Н.Худияровская, Г.И.Минина, Е.И.Витушкина. Ленинградский ТЮЗ в Березниках. Архитектурные памятники воинам, павшим в годы войны. Вечный огонь.

Формы и методы работы:

- учебные занятия, конкурсы и викторины, поисковая деятельность, экскурсии.

  1. Герои Советского Союза – березниковцы. (1 часов)

Имена березниковцев Героев СоветскогоСоюза: разведчик Г.И.Братчиков, боец В.Д.Черепанов, летчик В.И.Алин, танкист Г.П.Виноградов, боец Редкин и др. Березниковцы участвовали во всех решающих битвах, на всех фронтах. Они были с теми кто отстоял Москву и Сталинград. Сейчас их имена носят названия улиц в городе, музеи, созданные в школах и на стене воинской Славы городского мемориала.

Формы и методы работы:

- учебные занятия, практическая деятельность, встречи с ветеранами, исследовательско-поисковая деятельность, игры и конкурсы.

  1. Культурное наследие города. (2 часов)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, средства массовой информации. Развитие физкультуры и спорта. Земляки, прославившие родной город. Памятники культуры города Березники.

Формы и методы работы:

- учебные занятия, экскурсии, практическая работа, конкурсы и викторины.

  1. Город – единый целостный организм. (2часов)

Устав города. Система городских органов власти и управления. Городская дума. Администрация и ее отделы, судебная власть и ее органы общественного порядка.

Формы и методы работы:

- учебные занятия, деловые игры, решение проблемных ситуаций, встречи с представителями органов власти и управления.

  1. Будущее города Березники. (1 часа)

Анализ экономического развития города и выявление проблем, возникающих в городе. Пути решения экономических, общественных, экологических и культурных проблем в городе. Перспективы развития города.

Формы и методы работы:

- учебное занятие, решение проблемных ситуаций.

  1. Составление альбома «История Березников». (2 часов)

Групповая работа учащихся по составлению отчетного альбома «История Березников». Поиск необходимого материала, обобщение изученного материала.

Формы работы:        

- групповая работа, поисковая деятельность.

  1. Заключительное занятие. Березники: прошлое, настоящее и будущее…(1 часа)

Обобщение материала изученного в течение года.

Формы и методы работы:

- создание проектов, исследовательская деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Животные нашего края (Пермский край)

Данная презентация является информационным сопровождением к уроку  в 7кл "Многообразие животных".  Можно использовать на различных внеклассных мероприятиях биологической тематики. На основе ...

Пермский край-лесной край.

Зрительный ряд к занятию кружка краеведческой направленности для учащихся начальной школы....

Рабочая программа по курсу "Краеведение. "Мой родной Пермский край"

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией своего региона.  Краеведение помогает расширить  и дополнить  знания учащихся, получених на уроке географии.Главная цель курса являет...

Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» раздел "Мой Пермский край"

Данная программа направлена на формирование патриотизма у подрастающего поколения Пермского края и соответствует задачам, определенным в новых образовательных стандартах, «Концепции духовно-нрав...

Рабочая программа для курса ОДНКНР "Мой Пермский край" 7 класс

Рабочая программа для курса ОДНКНР "Мой Пермский край" 7 класс по учебнику Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературные расследования/ Под ред. Р.А. Кассиной/(А.В. Фирсова, Е.В. ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс "Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки"

РП по внеурочной деятельности - литература - региональный компонент. Программа расчитана на 35 часов и составлена по учебнику; Учебное пособие Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературные ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Пермский край» для 7 класса

Программа внеурочной деятельности «Мой Пермский край» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государстве...