Историческое краеведение как способ привлечения обучающихся к исследовательской деятельности.
статья (краеведение) по теме

Данное выступление использовалось на  научно-практической конференции, посвящённой Году истории и 75-летию Алтайского края, по теме "Формирование навыков исследовательской деятельности обучающихся в рамках исторического краеведения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Историческое краеведение как способ привлечения обучающихся к исследовательской деятельности

        Понятие  «Родина»   в детском   возрасте  ассоциируется с местом, где его родной  дом, школа, село. А от того, насколько хорошо они знают и любят  историю  своего  края,  зависит  и глубина патриотического чувства школьников.  Детям свойственно  чувство  гордости   за свою малую родину.  Они  часто стремятся обосновать свой патриотизм  какими-то сведениями  и примечательными   событиями  из  истории  края.  Эти  сведения  становятся  особенно прочными,  если  ученики  сами  участвовали  в  их  сборе, готовились  к  вечеру, празднику  села, писали исследовательскую  работу.

       Также  очень   важно  для развития  личности  ребенка  и  его социальной  адаптации  изучение  окружающего  микромира.  Познание  своего жизненного пространства,  природных,  социальных  и  культурных   особенностей,  осознание  процессов,  происходящих  вокруг  нас, помогает  человеку  активно взаимодействовать  с   окружающим миром,  чувствовать себя  в нём  комфортно, уверено, понимая  его проблемы  и  пути  их  решения.

Сегодня,  когда  растрачены  прежние  духовные   ценности  и  идеалы   многим людям  в  России  приходится  делать  выбор  между  материальными  и  духовными  ценностями.  И  сохранность  духовности   общества   зависит  от  моральной  стойкости  каждого  отдельного  человека.  

Воспитание  патриотизма,  чувства  хозяина,  бережного  отношения  к  природе,   памятникам  старины,  уважения  к  старшим  строится  на  конкретной  исторической  почве.  

В  этих  условиях  огромную  воспитательную    роль  может  сыграть  краеведческий  материал,  который позволяет  растить  гражданина  на  примерах   жизни  родителей,  односельчан,  на событиях  из  истории  своего  села,  города.

Велик  развивающий  потенциал  краеведения.  Открытие  в  знакомом  окружении  незнакомого,  поиск  в  привычной  для  ребенка  среде  новых  сведений – увлекательный  процесс познания,  способствующий  формированию  познавательного  интереса  в  процессе обучения.

Краеведение как раз обогащает этот процесс  обучения,  так как  познание  окружающего  нас  микромира   как  части  отечества  соответствует  дидактическому    принципу   «от частного  к  общему».  Местный материал  доступен  ребенку  для  освоения,  а  это   позволяет  на   конкретных  примерах  объяснить  ему   достижения   всего  человечества,  раскрыть  преемственность  в комплексе  научных, технических  и  культурных  традиций  и  определить  место  своего региона,  края,  села  в отечественной  и мировой  истории.

    Краеведческий   материал  позволяет      конкретизировать   излагаемый    учителем   общеисторический  материал.   Местные    условия  накладывают   определенное  своеобразие  на  ход    различных  исторических  событий.   Изучение   истории   в воплощении    того    или   иного  края   дает   более   правильное    представление   и   об   общих  закономерностях   развития   какой-либо исторической эпохи.     Историческое    краеведение   дает возможность приобщить детей к общественно полезному труду в различной увлекательной форме – экскурсии, походы, сбор материала для школьного музея и т.д.

Краеведения  является  важным  средством  повышения  качества знаний и  эффективности   воспитательного процесса.  

Исходя из этих специфических особенностей краеведения можно утверждать, что изучение истории малой родины – это огромное поле деятельности для научно-исследовательского поиска.

Привлечение  краеведческого материала  на  уроках  истории  и  внеклассной  историко – краеведческой  работе  представляют  собой  один  из  важнейших  путей  связи  обучения  истории  с  жизнью и в то же время пробуждают интерес к научному исследованию у обучающихся.

        Система,  содержание  и методика  исторического  краеведения  соответствует  общим  педагогическим  принципам   и  задачам,  поставленным  педагогической  наукой  перед  обществоведческими  предметами,  внеклассной  работой  и  школьным  краеведением.  Педагогически краеведческая  работа  очень  многогранна. Одновременно  она  может  носить   исследовательский  и  прикладной,  общественно  полезный  и образовательно -  воспитательный  характер.

       Методика  использования  краеведческого  материала  на  уроке   разнообразна:

  1. яркий  рассказ  учителя  с  постановкой    проблемной  задачи;
  2. наглядный  метод  путем   экскурсии   в музей,  к  памятнику  погибших  воинам;
  3. доклады,  сообщения   учащихся  на  уроке  как  результат  самостоятельного поиска,  исследования;
  4. приглашение  на  урок  очевидцев  событий.

            Перед школой  поставлены исключительно ответственные задачи: научить обучающихся основам наук, научить их самостоятельно пополнять свои знания, воспитывать всесторонне развитую личность. Это неизбежно раздвигает рамки урока. Внеурочная работа многоцелевая. Она является логическим следствием и продолжением работы учащихся на уроке и тем самым максимально способствует развитию творческой активности школьников.

За пределами урока обучение продолжается в иных формах : факультативные занятия, историко-краеведческие кружки, общества, историко-краеведческие вечера, конференции и т.д.

         Долгое   время    историческая  правда  отражалась  только  в  источниках  устного   происхождения.  Назрела  необходимость  вести  целенаправленную  работу  по  фиксированию  воспоминаний  соотечественников   по  разным   историческим  проблемам,   собрать  уникальный  источник  по  истории  ХХ века.  

Региональный  компонент  школьного  курса  истории  наилучшим  образом  способствовал реализации   на  основе  активного  собирания  и  изучения  учащимися  краеведческого  материала, т.е.  создания  учащимися  документов  в  результате  бесед,  опроса,  интервьюирования  или  анкетирования  непосредственных  участников  и  очевидцев  исторических  событий.

И в  этом случае важно практиковать ещё одну форму внеурочной деятельности - написание творческих работ по   темам  исторического  краеведения  с целью,  более  глубокого  проникновения  ученика  в какую-либо  тему  программы.

 Приобщение  учащихся  к  элементам  исследовательской  деятельности  является  одним  из  перспективных  путей  совершенствования   исторического  образования.

Исследовательский  метод  - высшая  форма  воспитания  творческой инициативы  учащихся,   их  самостоятельности.

Примером  этому  служат творческие работы,  написанные  моими учениками   на  следующие  темы:

«Вчерашний  и  завтрашний  день    села  Пещерка»

«Вклад  жителей  села  Пещерка  в  победу  в  Великой  Отечественной войне»

«Деревни исчезли, а люди остались»

«Судьбы  репрессированных  немцев села  Пещерка»  и др.

        Опыт моей работы позволил сделать вывод о благоприятном влияние краеведческой работы на качество исторических знаний, интеллектуальное развитие учащихся, на раскрытие творческого потенциала детей, участвуя в различных формах деятельности. Таким образом, написание исследовательской работы по истории малой родины даёт ученику возможность представить историю как многогранный процесс, который можно изучать с разных точек зрения и нельзя постичь без знания современных наук в обществе, формирует целостное представление о мире. Написание исследовательской работы даёт старшекласснику возможность убедиться в том, что это не «мёртвый груз», а средство для понимания событий и явлений, которые происходят в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижения обучающихся в исследовательской деятельности-2013/2014 уч.г.

Информация о достижениях моих учеников в исследовательских проектах в 2013/2014 учебном году....

Развитие творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность. (Наука молодым. XXI век. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 27 февраля 2014 года. Томск 2014

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное при...

Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критичекого мышления.

Статья подробно рассказывает о стадиях и некоторых приёмах критического мышления, характерных для каждой из них. А также о влиянии приобретенных навыков на формирование высокоинтеллектуальной, социали...

« Реализация компетентностного подхода в педагогической деятельности учителя физики через привлечение обучающихся к исследовательской деятельности». (Стр. 152-153 в сборнике МГУ)

Автор статьи делится опытом  реализации данного подхода в образовательном процессе через привлечение обучающихся к исследовательской деятельности. Конференции различных уровней способствуют разви...

План подготовки обучающегося к исследовательской деятельности

Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно т...

Учёт возрастных особенностей обучающихся при исследовательской деятельности (презентация)

Учёт возрастных особенностей обучающихся при исследовательской деятельности (презентация)...

"Привлечение обучающихся к исследовательской деятельности на уроках технологии"

      Исследовательская и проектная деятельность на уроках «Технологии» является неотъемлемым компонентом в обучении и развитии личности обучающихся. Именно проектная...