"Привлечение обучающихся к исследовательской деятельности на уроках технологии"
статья по технологии

Семакова Анна Анатольевна

        Исследовательская и проектная деятельность на уроках «Технологии» является неотъемлемым компонентом в обучении и развитии личности обучающихся. Именно проектная деятельность играет одну их важных и первостепенных основополагающих для закрепления знаний и умений учащихся и позволяет наглядно увидеть результат выполненной работы, осознать свои ошибки и сделать выводы для дальнейшего совершенствования полученных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тезисы доклада конференции: «Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческой личности»                                                           

Тема: «Привлечение обучающихся к исследовательской и проектной деятельности на уроках технологии»

        Исследовательская и проектная деятельность на уроках «Технологии» является неотъемлемым компонентом в обучении и развитии личности обучающихся. Именно проектная деятельность играет одну их важных и первостепенных основополагающих для закрепления знаний и умений учащихся и позволяет наглядно увидеть результат выполненной работы, осознать свои ошибки и сделать выводы для дальнейшего совершенствования полученных навыков.

        Исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

        Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познава-тельная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение об-щего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельнос-

сти является наличие заранее выработанных представлений о конечном продук- те деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, соз-

дание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

        Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

         Проектное обучение на уроках «Технологии». В рамках предмета «Технология» преобладает проектная деятельность. Основу проектного обучения на уроках технологии составляет метод проектов, смысл которого заключается в том, что освоение учебного материала учащимися осуществляется в ходе работы над творческими проектами, включением школьников в процессы проектирования, изготовления и оценки объектов деятельности.

        Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение.

         Основой метода проектов были педагогические концепции американского педагога, психолога, ведущего представителя философии прагматизма Джона Дьюи. Его взгляды выражались в том, что вся деятельность школьника должна ориентироваться на формирование его мышления, в основе которого лежит собственный опыт. Он разработал теорию воспитания, направленную на формирование личности, приспособленной к жизни и практической деятельности в условиях системы «свободного предпринимательства».

          Основные элементы метода проектов:

-реальный опыт ребенка, выявленный учителем;

-организованный опыт, основанный на знании учителя о способностях ребенка;

-соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания ребенка);

-упражнения, развивающие нужные умения и навыки ребенка.

         Выполняя проекты, учащиеся активно овладевают основами проектирования и технологии, коммуникации и рефлексии, учатся самостоятельно приобретать новые знания и умения, интегрировать их и использовать в практической деятельности для разрешения реальных проблем. Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение.

          Цели и задачи проектно-исследовательской деятельности на уроках «Технологии»:

- проектное обучение способствует развитию личностных качеств и способностей учащихся;

- создает условия для их творческой самореализации в преобразовательной деятельности;

- выполняя проекты, учащиеся активно овладевают основами проектирования и  технологии, коммуникации и рефлексии, учатся самостоятельно приобретать новые знания и умения, интегрировать их и использовать в практической деятельности для разрешения реальных проблем;

- в процессе проектирования школьники приобретают опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.

        Типовые творческие проекты на уроках «Технологии» учащиеся выполняют в рамках учебного плана по окончании каждого раздела.

        Проект является итоговой работой и позволяет выявить следующее:

-практический результат освоения материала учащимися;

-наличие творческих способностей;

-ораторские способности, умение держаться на публике;

-умение отвечать на вопросы

        Все это позволяет педагогу выявить талантливых и одаренных детей, способных выполнять более сложные проектно-исследовательские работы и подготовить ребят к участию в научно-практических конференциях любого уровня. Занимаясь внеурочной деятельностью на кружках и факультативах, учащиеся совершенствуют свои навыки проектно-исследовательской деятельности.

        Учащиеся средней школы № 10 города Печоры активно занимаются исследовательской и проектной деятельностью, выполняя работы по разным предметам, в том числе и по технологии.

        Свой первый опыт выступления перед широкой аудиторией ребята получают на школьной научно-практической конференции «Шаг в науку». В нашей школе каждый год проходит это мероприятие. Мои учащиеся представляют свои проекты на секции «Технология». Темы наших работ самые разнообразные. Также мы принимаем участие в муниципальной городской конференции учащихся «Первые шаги в науку» в секции «Технология» и Республиканских учебно- исследовательских конференциях.

          Для того, чтобы принимать участие в научно-практических и исследовательских конференциях, требуется более глубокая подготовка. Занимаясь дополнительно на кружках и факультативах, учащиеся совершенствуют свои навыки проектно-исследовательской деятельности. Для девочек 5-7 классов работает кружок «Школа дизайна и моды», а для старших - элективный курс «Портной-модельер», где мы также разрабатываем  творческие проекты. В 2017-2018 учебном году мы с учащимися впервые в школе показали дефиле, где наглядно продемонстрировали сшитые модели одежды. Хочу сказать, что элективный курс вызывает интерес и желание изучать швейное дело, помогает учащимся в

самоопределении профиля будущего обучения и сознательного выбора будущей профессии.

        Стоить отметить, что метод проектов на уроках технологии играет очень важную роль в подготовке к участию во Всероссийской предметной олимпиаде школьников. Защита творческого проекта является одним из четырех этапов

олимпиады по технологии.

         Как показывает мой опыт, для достижения высоких результатов в исследовательской и проектной деятельности, а также в олимпиадах, привлекать

учащихся нужно с раннего возраста. Для этого я приглашаю учениц 5-6 классов на выставки работ, на школьные конференции, на дефиле одежды в качестве зрителя или даже модели. В моей практике был случай, когда девочка принимала участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии в качестве модели на защите проекта, а через 5 лет сама стала ее победителем!

Литература:

  1. Чудов В., Проектно-исследовательская деятельность школьников / В.Чудов, Н.Кашкарова, О.Лаврушко //Народное образование.-2005.-№1,133с.;
  2. А.В.Леонтович, А.С.Савичев «Исследовательская и проектная работа школьников.5-11 классы./ Под ред.А.В.Леонтовича.-М.:ВАКО,2014 г.- (Современная школа: управление и воспитание);
  3. Л.Н.Морозова, Н.Г.Кравченко, О.В.Павлова «Технология 5-11 классы: проектная деятельность учащихся», Волгоград, издательство «Учитель», 2007г.,
  4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Под ред. А. И. Пискунова. — М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческое краеведение как способ привлечения обучающихся к исследовательской деятельности.

Данное выступление использовалось на  научно-практической конференции, посвящённой Году истории и 75-летию Алтайского края, по теме "Формирование навыков исследовательской деятельности обучающихс...

Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критичекого мышления.

Статья подробно рассказывает о стадиях и некоторых приёмах критического мышления, характерных для каждой из них. А также о влиянии приобретенных навыков на формирование высокоинтеллектуальной, социали...

« Реализация компетентностного подхода в педагогической деятельности учителя физики через привлечение обучающихся к исследовательской деятельности». (Стр. 152-153 в сборнике МГУ)

Автор статьи делится опытом  реализации данного подхода в образовательном процессе через привлечение обучающихся к исследовательской деятельности. Конференции различных уровней способствуют разви...

семинар по технологии "Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"

quot;Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"...

Открытый урок Проектно-исследовательская деятельность на уроке Технологии

Тема урока: Вязание крючком «Пано в подарок»Цель урока: Выполнить творческий проект с элементами исследования.Задачи урока:Исследовать историю возникновения вязания крючкомИсследовать мате...

Проектно–исследовательская деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

В статье описана педагогическая технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС. Представлены основные идеи организации проектно-исследовательской деятельности...