Рабочая программа ИКМК 8 класс
рабочая программа по краеведению (8 класс) по теме

Рабочая программа учебного курса "История и культура мордовского карая" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikmk.rar72.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                    «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением                         отдельных предметов №32» городского округа Саранск

Рабочая программа

учебного курса

«История, культура мордовского края. XIX вв.» в 8 классе

                                               Составитель: Смирнова Елена Андреевна

                                      учитель истории МОУ «СОШ №32»

Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол  №______

от «__»____________2013 г.

2013-2014 учебный год

Содержание рабочей программы

Паспорт программы………………………………………………………..…….3

Пояснительная записка…………………………………………………….…….4

Тематическое планирование……………………        ……………………..…………9

Содержание учебного курса, дисциплины………………………….…………9

Календарно-тематический план курса…………………………………………12

Материально-техническое обеспечение учебного предмета, дисциплины….14

Список литературы…………………………………………………..…………15

Приложение…………………………………………………………………….16

Паспорт

рабочей программы учебного курса, предмета

Тип программы: программа основного общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы:

- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества образовательных услуг;

- для педагогических работников МОУ СОШ №32 программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

- для администрации МОУ СОШ №32 программа является основанием для определения качества реализации общего образования.

Категории обучающихся: учащиеся МОУ СОШ №32 г.о. Саранска

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 17 недель

Форма обучения: очная

Режим занятий: 1 раза в неделю

Форма контроля: текущий контроль (контрольная работа, тест, защита реферата)

Пояснительная записка к рабочей учебной программе

   Рабочая программа разработана на основе регионального компонента Государственного стандарта среднего (полного) исторического образования по «Истории, культуре мордовского края» в соответствии с обязательным минимумом содержания общеобразовательных программ -  «Программы курса «История, культура мордовского края» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений», авторы В.М. Арсентьев, Н.М. Арсентьев, Э.Д. Богатырёв, допущенной Министерством образования Республики Мордовия. В учебном плане на данный курс в 8 классе выделено 0.5 часа.

Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта второго поколения среднего (полного) общего образования, конкретизирует основные положения его фундаментального ядра.

    Данная программа содержит все темы, включенные в региональный компонент образования. Основное содержание курса «История, культура мордовского края» в 8 классе составляют сведения о развитии истории и культуры мордовского края в  XIX веке.

Изучение истории, культуры мордовского края на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний об истории мордовского народа, особенностях и основных  этапах ее развития; об основных элементах материальной и духовной культуры мордвы, особенностях их развития, механизмах влияния культуры других народов и соотношениях в них традиций;

- овладение умением рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

- развитие познавательных, интеллектуальных, художественных  способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний, работая с архивными, музейными, литературными, устными  источниками;

- воспитание любви и уважения к родному краю, к своей земле, к родному дому;

- применение полученных знаний и умений для рассмотрения современных событий, для активного обсуждения и посильного решения, стоящих перед республикой сложных проблем; для сохранения и приумножения культурного наследия народов Мордовии.

Ведущие идеи курса.

        Без знания прошлого нельзя понять настоящее и, в известной мере, предвидеть будущее. Поэтому не один человек не может быть и даже считаться образованным без представления об истории его народа, его страны. Особую важность при этом имеет изучение родного края, ибо только знание всех периодов его развития дает возможность уяснить и оценить современную ситуацию, выработать к ней адекватное отношение.

      История родного края позволяет сформировать гражданское чувство «малой Родины», без чего вообще невозможно воспитание патриотизма, благожелательного отношения к людям и обществу.    

     Курс имеет целью повышение эрудиции, развитие исторического мышления, гражданского и патриотического мировоззрения, основывающихся на том, что каждая личность является активным субъектом исторического процесса. Один из важнейших моментов – осознание с его помощью сложности межнациональных, межэтнических, межрелигиозных и других отношений. Всему этому способствуют хронологически последовательное изложение главных социально – политических и социально – экономических событий, знакомство с памятниками материальной и духовной культуры, биографиями выдающихся деятелей – уроженцев края.

Общеучебные навыки, умения и способы деятельности.

   Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История, культура мордовского края» на ступени основного образования на базовом уровне являются: хронологические знания событий, знание фактов, поиск информации в различных источниках, умение описывать полученные сведения, умение анализировать и объяснять факты, события, исторические понятия, умение давать и объяснить свои оценки исторических явлений, умения определять причины и следствия исторических явлений.

Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС является:

  • деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
  • компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по истории формирование комплекса общеучебных умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
  • дифференцированный подход при отборе  и конструировании  учебного содержания, предусматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д.
  • личностно-ориентированный  (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта;
  • проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковых, исследовательский характер.

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретенных в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся. Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе;

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать  и регулировать свою деятельность;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в разных формах (сообщение, реферат);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
  • активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и профессиональной сфере.

Предметные результаты:

  • овладение целостным представлением об историческом пути человечества как необходимой основы миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
  • умение изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего региона.

В результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

  • знание хронологии и работа с ней;
  • знание исторических фактов и работа с ними;
  • работа с историческими источниками;
  • описание (реконструкция);
  • анализ, объяснение;
  • работа с версиями и оценками;
  • применение знаний и умений в общении, социальной среде.

Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом истории Отечества 8 класса, где изучаются исторические события, культура России в  XIX веке.  

Результаты обучения в курсе «История, культура мордовского края» в 8 классе:

В результате изучения данного предмета в 8 классе учащиеся должны знать:

-даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов,

-факты, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий, исторические термины и понятия,

-основные элементы материальной и духовной культуры мордвы, особенности их развития, механизмы влияния культуры других народов и соотношения в них традиций.

Учащиеся должны уметь:

- составлять хронологические и синхронические таблицы;

-характеризовать периоды в развитии исторических процессов, масштабных событий;

-читать историческую карту с опорой на легенду; использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития  мордовского края в отдельные периоды истории;

-проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; высказывать суждение о назначении, ценности источника; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;

-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

-описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи;

-на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы составлять описание исторических объектов, памятников;

-составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности; объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;

-соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- называть характерные, существенные черты исторических явлений и событий;

-группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;

-излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

-приводить оценки исторических событий (в том числе противоположные), изложенные в учебной литературе;

-определять и объяснять (аргументировать) своё отношение и оценку наиболее значительных событий и лиц в истории мордовского края.

Учащиеся должны применять полученные знания и умения для рассмотрения современных событий, для активного обсуждения и посильного решения, стоящих перед республикой сложных проблем; для сохранения и приумножения культурного наследия народов Мордовии.

Тематическое планирование

«История, культура мордовского края. XIX вв.» 8 класс.

Наименование разделов

Кол-во часов

Теоретическое обучение

Самостоятельные работы

Контрольные работы

1

Мордовский край в первой половине XIX века

9

9

0,5

2

Мордовский край во второй XIX-начале XX века

8

7

1

Итого

17

15,5

0,5

1

 

Содержание учебного курса

Глава 1. Мордовский край в первой половине XlX века. (9 часов)

Административно – территориальное устройство и система управления. Население: численность, национальный и социальный состав. Дворянство и его социально – экономическое положение. Крестьянское население: численность, категории, повинности.  Купцы, мещане, цеховые ремесленники. Сельское хозяйство. Полеводство. Огородничество. Животноводство. Земледельческие промыслы крестьян. Аграрно – крестьянский вопрос. Промыслово – ремесленная деятельность крестьян. Формы организации промысловой  деятельности. Мануфактурная промышленность. Начало промышленного переворота. Торговля. Транспорт. Предпринимательство в мордовском крае в первой половине XlX в. Города мордовского края. Итоги и характер социально- экономического развития Мордовии в первой половине XlX в. Участие населения мордовского края в Отечественной войне 1812 г. Участие мордовских ополченцев в заграничном походе русской армии. Социальные выступления в первой половине XlX в. Крестьянские волнения. Выступление работных людей. Земляки – декабристы. Просвещение. Основание издательского дела на территории мордовского края. Мордовский край в публикациях первой половине XlX в. Здравоохранение. Литература. Искусство. Архитектура. Саранская живописная школа. Видные деятели общественного движения 40-50 –х гг. XlX в. в мордовском крае: Н.П. Огарев, Н.М. Сатин, А.Д. Желтухин, А.И. Пальм, Н.С. Мордвинов.

В результате изучения раздела учащийся должен:

знать основные понятия: губерния, губернатор, капитан – исправник, становые приставы, этнический состав населения, этнос, дворовые (помещичьи, владельческие) крестьяне, крепостные крестьяне, казенные(государственные) крестьяне, черносошные крестьяне, удельные крестьяне, трёхпольная система земледелия, рекрут, ревизская душа, ревизские сказки, сам, тягло, поташ, «суряки», «мокшаны», «пурдошанки», вотчинные мануфактуры, посессионные мануфактуры, винокурение, гильдии, городской голова, заштатный город, транзитная торговля, откуп, таможенный тариф.

уметь:

- называть даты важнейших событий хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов в первой половине XIX века в мордовском крае;

- характеризовать административно – территориальное устройство и население мордовского края в  XIX веке;

- описать состояние, развитие сельского  хозяйства мордовского края в  XIX веке;

-  анализировать промышленное развитие мордовского края в  XIX веке;

- характеризовать развитие торговли, транспорт предпринимательства мордовского края в первой половине XIX веке;

- анализировать итоги социально – экономического развития Мордовии в первой половине XIX века;

- рассказывать об участие населения мордовского края в Отечественной войне 1812г.;

- объяснить причины выступления крестьян, работных людей в мордовском крае в первой половине XIX века;

- объяснить, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности земляков  декабристов;

- характеризовать развитие просвещения и здравоохранения, литературы, искусства, архитектуры  в мордовском крае;

- объяснить, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности видных деятелей общественного движения 40-50-х гг. XIXв. в мордовском крае. (Огарёв Н.П., Сатин Н.М., Желтухин А.Д., Пальм А.И., Мордвинов Н.С.)                                                                                          

 Виды самостоятельной работы учащихся:

Доклады по теме «Литература, искусство, архитектура».

  1. Развитие литература в первой половине  XlXв. в мордовском крае.
  2. Саранская живописная школа.
  3. Архитектурные памятники.

Глава 2. Мордовский край во второй половине XlX века–начале XX века. (8 часов)

Отмена крепостного права. Реформы в удельной и государственной деревне. Крестьянское движение. Усиление связей хозяйства крестьян с рынком. Расслоение крестьянства. Промышленность. Транспорт и торговля. Формирование буржуазии и пролетариата. Либеральные реформы и общественное движение 1860 – 1870-х гг. в мордовском крае. Сельские поселения и жилища. Города. Одежда. Пища и утварь. Миссионерская деятельность православной церкви в Поволжье. Религиозный синкретизм у мордвы. Традиционные календарные обряды и праздники. Семейные обряды. Праздники и увеселения горожан. Литература и публицистика. Русские писатели о мордовском крае. Изобразительное искусство. Театр.

В результате изучения раздела учащийся должен:

знать основные понятия: отрезки, дарственный надел, уставная грамота, цензовое предприятие, гужевой транспорт, инфраструктура, ценз, гласный, оседлость, подвижничество, республика, хутор, выселки, обряд, миссионер, синкретизм, пантеон.

уметь:

-называть даты важнейших событий хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов во второй половине XIX-начале XX века в мордовском крае;

-характеризовать подготовку и реализацию аграрной реформы;

-описать состояние промышленности, торговли и транспорта;

-анализировать либеральные реформы общественное движение 1860-1870-х гг.  в мордовском крае;

-описать традиционную культуру и быт населения края в XIX-начале XX века;

-приводить оценки миссионерской деятельности православной церкви в Поволжье;

-описать празднично-обрядовую культуру населения мордовского края в XlX-начале XX века;

-характеризовать развитие литературы и публицистики, становление и развитие профессиональных форм искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа ИКМК 7 класс

Рабочая программа учебного курса "История и культура мордовского края в XVII-XVIII вв." 7 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...