Рабочая программа по истории и культуре СПб
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме

Грибанова Людмила Евгеньевна

Данная рабочая программа адресована учителям, которые работают по программе Л.К. Ермолаевой, 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5-a_spb.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

_____________________

председатель МО

_____________________

/__________________/

« ___» _________ года

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по УВР

 

_____________________

/______________________/

«  ____ » __________  года

УТВЕРЖДЕНА

директор ____________

______________________

/_____________________/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по   истории и культуре Санкт-Петербурга

(предмет, курс)

5 – а  класс

учитель ____________________________

(Ф.И.О.)

                             

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Планирование составлено на основе Требований к краеведческой подготовке учащихся, разработанных сотрудниками кафедры прикладной культурологии СПбАППО совместно с методистами районных Научно-методических центров.

Цели курса: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации школьника в мире города, овладения им способами освоения культурного наследия Санкт-Петербурга.

Цель программы:

Способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей  традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

Продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами,  традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.

Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:

о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;

о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.

Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

ориентироваться в культурном пространстве города,

понимать особенности городских объектов как источников информации,

применять полученные знания.

совершенствовать общеучебные умения

выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению

Требования к уровню подготовки учащихся:

Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно «добыть» новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности.

- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;

- перечислять петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного; называют  конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них  как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии  с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объясняют их историко-культурную значимость;

- перечисляют петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывают о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии  с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);

- называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного  человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также   причины их сохранения.

Ориентируются:

- по карте-схеме  и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга  (соответственно программе);

- в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей);

- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;

- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки;  сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок, совершенных с родителями;

Умеют:

- работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем;

- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;  

- рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника;  составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);

- обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы).

- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить  влияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербургском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции;  соотнести мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;

- применять полученные знания и умения (на уроках,  на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшеклассниками, во внеклассных мероприятиях, главное при рассмотрении реальных объектов);

- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;

- комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2 источников);

- обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);

- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.

Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется:

- при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам;

- при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения;

- в стремлении применить свои знания в реальной жизни;

- в самооценке («я знаю», «я умею», «я хочу узнать»).

Учебно-методический комплекс

1. Учебники, допущенные к использованию

Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга

1. Ермолаева Л. К., Искровская Л. В., Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1 (Наследие Древне го Востока и наследие Петербурга), ч. 2. (Наследие античности и наследие Петербурга). - СПб., СМИО Пресс, 2002.

  1. Ермолаева Л. К., Левашко М. А., Карахтанова Н.Н, Удальцова Т. И. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 3 (Наследие Средневековья и наследие Петербурга). — СПб., СМИО Пресс, 2004.

2. Дидактические материалы к курсу

  1. Ермолаева Л. К., Георгиева Н. Г. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы...»: Слайд-путешествие и пособие к учебному курсу. — СПб., 1997.
  2. Слайды: Государственный Русский музей. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!».
  1. История и культура Санкт-Петербурга. «Античность» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1998.

Справочники, словари, путеводители

  1. Власов В. Г.  Иллюстрированный художественный словарь. – СПб., 1993.
  2. Детские энциклопедии.
  3. Нестеров В. В. Львы стерегут город. – СПб., 2000.
  4. Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб., 1999.
  5. Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. – М., 1992.
  6. Путеводители по Русскому музею.
  7. Путеводители по Эрмитажу.
  8. Энциклопедический справочник юного историка. Всеобщая история / Сост. Н. С. Елманова, Г. М. Савичева. – М., 1993.

Литература общего характера

  1. Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж. – Л.-М., 1965.
  2. Библия. Любое издание.
  3. Валова-Шамшурина Е. А. Прогулки со сфинксом. Эрмитаж. – СПб., 1996.
  4. Всеобщая история искусств / Под ред. Б. В. Веймарна, Ю. Д. Колпинского. Т. 1, 2. – М., 1960.
  5. Голубева О. Д. Хранители мудрости. – Л., 1988.
  6. Голубева О. Д., Гольдберг А. Л. На полках публичной библиотеки. – М., 1983.
  1. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. – СПб., 1997.
  2. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. – СПб., 1998.
  3. Каминская Н. М. История костюма. – М., 1986.
  4. Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках. – М., 1988.
  1. Косидовский 3. Библейские сказания. Любое издание.
  2. Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. – Л., 1985.
  3. Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. Ч. I, II. – СПб., 1999.
  4. Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков, пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. – Л., 1981.
  5. Мифы Древнего мира. Любое издание.
  6. Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. С. Раскин. – Л., 1991.
  7. Нестеров В. В. Музей на улицах города // Белые ночи. – Л., 1973.
  8. Овсянников Ю. М. Рассказы об архитектуре. – Л., 1985.
  9. Памятники архитектуры Ленинграда. – Л., 1972.
  10. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. – Л., 1985.

Литература к разделу I «Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга»

  1. Глазычев В. Л. Архитектура страны фараонов. – М., 1990.
  2. Годес Я. Г. Хранитель тысячи мостов // Ленинградская панорама. 1987, № 2.
  3. Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность. – Любое издание.
  4. Казаков Б. Сфинксы над Невой // Белые ночи. – Л., 1971.
  5. Ланда Н. Б., Фингарет С. И. Из лотоса рождается солнце. – Л., 1963.
  6. Лурье С. Я. Заговорившие таблички. Неугомонный. – Любое издание.
  7. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1970.
  8. Петровский Н., Белов А. Страна Большого Хапи. – Л., 1973.

Литература к разделу II «Античное наследие и наследие Петербурга»

  1. Арский Ф. Н. В стране мифов. – М., 1965.
  2. Баторевич Н. И. Благодарная Россия своим героям. – СПб., 1993.
  3. Брянцева В. Мифы Древней Греции и музыка. – М., 1967.
  1. Булакова Л. П., Аксельрод В. И. Аничков дворец. – СПб., 1992.
  2. Бунин М. С. Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова и Университетской набережной. – Л., 1973.
  3. Буслович Д. С, Персианова О. М., Руммель Е. Б. Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптурах и шпалерах Эрмитажа. – Л., 1971.
  4. Буслович Д. С. Люди, боги, герои. – СПб., 1992.
  5. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.
  6. Лапис И. А., Матье М. Э. Древнегреческая скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. – М., 1969.
  1. Раков Ю. А. Античные стражи Петербурга. – Любое издание.
  2. Раскин Г. А. Триумфальные арки Ленинграда. – Л., 1985.
  3. Санкт-Петербург и античность. – СПб., 1993.
  4. Сашонко В. Н. Адмиралтейство. – Л., 1982.

Интернет-ресурсы по истории и культуре Санкт-Петербурга

  1. Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/
  2. Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/
  3. Живой город http://www.save-spb.ru/
  4. Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga
  5. Карта Санкт-Петербурга http://www.kartaspb.ru/
  6. Книги о Санкт-Петербурге  http://www.spb-guide.ru/page_5527.htm
  7. Кунсткамера http://www.kunstkamera.ru/
  8. Метрополитен Санкт-Петербурга http://www.karta-metro.ru/peter/
  9. Мир Петербурга http://www.mirpeterburga.ru/online/history/
  10. Московский вокзал http://history.rzd.ru/isvp/public/history?STRUCTURE_ID=5066
  11. Мосты Санкт-Петербурга http://www.most-spb.ru/
  12. Музей политической истории http://www.polithistory.ru/
  13. Нева. Сайты о Санкт-Петербурга http://www.nevariver.ru/links.php
  14. Окрестности Петербурга http://www.aroundspb.ru/
  15. Петербург в деталях http://www.oldpeterburg.ru/
  16. Петербург в фотографиях http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus
  17. Петербург интерактивная карта http://peterburg2.ru/map/
  18. Петербургский генеалогический портал http://www.petergen.com/
  19. Питермания http://www.pitermania.ru/history/51-istorija-sankt-peterburga.html
  20. Прогулки по Петербургу http://walkspb.ru/
  21. Проект Санкт-Петербурга http://ru.wikipedia
  22. Санкт-Петербурга. Открытый город  http://www.st-petersburg.ru/about/history/
  23. Санкт-Петербурга. Северный лес http://www.northern-forest.ru/ru/spb/spbhistory
  24. Фото сайт  Санкт-Петербурга http://spbcity.info/
  1. Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/
  2. Экскурсионный Петербург http://www.gidspb.ru/
  3. Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.encspb.ru/index.php
  4. Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.spbin.ru/encyclopedia.htm
  5. Я люблю Петербург http://www.ilovepetersburg.ru/history
  6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
  7. http://www.spbmuseum.ru/ Государственный музей истории Санкт-Петербурга 
  8. http://www.cathedral.ru/ Исаакиевский Собор 
  9. http://www.museum.ru/museum/1812/index.html Проект «1812 год». Подробный материал, посвященный Отечественной      

войне 1812 года.

34. Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»  (http://www.rubricon.com/spb_1.asp)

Полный текст энциклопедического справочника «Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград», выпущенного издательством «Большая Российская энциклопедия». Содержит разнообразную информацию о северной столице России, о географии и истории города, его неповторимой архитектуре, площадях, улицах и проспектах, о научных и культурно-просветительных учреждениях и организациях, крупнейших промышленных предприятиях. Множество статей посвящено людям, чья жизнь и деятельность связана с Санкт-Петербургом. Содержит 3043 статьи, 772 иллюстрации и карты.

Содержание программы

Раздел I. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга

Введение. Страны Древнего Востока: время существования, место нахождения. Наследие стран Древнего Востока.

Тема 1. Петербург - один из известных научных центров востоковедения

Открытие Древнего Востока петербуржцам. Научные центры нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку. Известные востоковеды (* отбор материала по усмотрению учителя).

Тема 2. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»

Эрмитаж - хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге. Ценность этих памятников как источников о жизни древних египтян.

Пристань на Университетской набережной Петербурга. Сфинксы, скульптура, светильники, пристань, Академия художеств — напоминание о наследии древних; уникальный петербургский уголок, хранящий память об истории города, петербургских мастерах, учебном заведении.

Сфинксы, созданные в Петербурге. Сфинксы на Египетском мосту, у фонтана на Пулковском шоссе, на набережной Робеспьера, на Каменном острове, во дворах Строгановского дворца или Горного института (*отбор объектов по усмотрению учителя). Скульптуры напоминают о наследии Древнего мира. Скульптуры — часть петербургского наследия: хранят память о петербуржцах, жизни города.

Обелиски, созданные в Петербурге. Обелиски «Румянцева победам», у Никольского собора, на площади Восстания, на Египетском мосту, верстовые столбы и другие (* отбор объектов по усмотрению учителя). Обелиски – «отголоски» наследия древних и уникальное петербургское наследие.

Египетские мифы, застывшие в камне. Уникальное скульптурное убранство дома 23 по Захарьевской улице. Дом-памятник напоминает о наследии Древнего Египта; «рассказывает» о петербургском наследии.

Тема 3. «Отголоски» Древнего Вавилона в Петербурге.

Висячий сад — «седьмое чудо света» в Петербурге напоминает о Древнем Вавилоне; «рассказывает» о жизни города, о петербуржцах, о мастерстве создателей. (*) Висячий сад в Малом Эрмитаже, в Царском Селе (* отбор объектов по усмотрению учителя). Зимние сады в Петербурге.

Петербургские здания, украшенные изразцами, - памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Ваулинская майолика. Соборная мечеть, дом Баженова и Чувалдиной (ул. Марата, д. 72) (* отбор объектов по усмотрению учителя).

Петербургские здания, украшенные рельефами, — памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Комплекс жилых зданий (ул. Некрасова, д. 58—62), украшенных рельефами на ассирийские мотивы.

Скульптуры, созданные петербургскими мастерами, напоминают о наследии древних, «рассказывают» о жизни петербуржцев, их мастерстве. Скульптуры львов около усадьбы Безбородко-Кушелева, у дома Лобанова-Ростовского, на Дворцовом причале, у дома Лаваль, на Львином мосту и другие  отбор объектов по усмотрению учителя). Скульптуры грифонов на Университетской пристани, на Банковском мосту  отбор объектов по усмотрению учителя). Скульптуры быков (около предприятия «Самсон»).

Раздел II. Античное наследие и наследие Петербурга

Введение: наследие античного мира.

Тема 4. Мир образования и науки

Научные учреждения Петербурга — центры исследования античности. (*) Петербургские ученые-антиковеды, внесшие вклад в отечественную и мировую науку.

Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре образования.

Тема 5. Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге

Экспонаты Эрмитажа, рассказывающие о жизни древних греков и древних римлян.

Тема 6. «Отголоски» античного наследия в литературе, живописи, скульптуре, интерьерах

Литературное наследие античности. Петербургские поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности. (Отбор произведений по усмотрению учителя). Библиотеки — хранилища литературного наследия.

Классический стиль в литературе.  Классические произведения литературы.

 Произведения живописи и скульптуры, напоминающие об античном наследии в экспозиции Эрмитажа (отбор произведений по усмотрению учителя). Произведения живописи, напоминающие об античном наследии в экспозиции Русского музея. К. Брюллов «Последний день Помпеи» (выбор других произведений по усмотрению учителя). Интерьеры Аничкова дворца: барельефы, Белоколонный зал, скульптура Зимнего сада (выбор интерьеров других петербургских дворцов по усмотрению учителя).

 Классический стиль в живописи, в скульптуре.

Тема 7. «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях

Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. «Российский Парфенон» — здание Биржи — уникальный петербургский памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих. Петербургские здания разного назначения, напоминающие о традициях античных архитекторов (выбор объектов по усмотрению учителя). Их создатели. Уникальность этих зданий как памятников петербургского наследия.

 Классический стиль архитектуры.

Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов. Скульптурные изображения Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге — бывшей столице, торговом и культурном центре России (выбор статуй, горельефов, барельефов на петербургских зданиях по усмотрению учителя). Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях (выбор объектов по усмотрению учителя). Создатели скульптурного убранства Петербурга.

Памятники (монументы, бюсты) реальным людям в Петербурге: путешественникам, ученым, писателям, военачальникам, педагогам, композиторам (выбор объектов по усмотрению учителя). Конные монументы нашего города: императорам, Александру Невскому. Их уникальность, неповторимость как памятников отечественной и петербургской истории, культуры. Создатели монументов.

Триумфальные арки и колонны в Петербурге — «отголоски» наследия античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники истории и культуры. Петровские ворота Петропавловской крепости, Нарвские триумфальные ворота, Арка Главного штаба, Ростральные колонны, Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском бульваре (выбор других объектов по усмотрению учителя).

Учебные прогулки (выбор маршрута по усмотрению учеников, родителей, учителя).

Повторение и обобщение разделов I, II.

Раздел III. Наследие средневековья и наследие Петербурга

Введение 

Повторение и обобщение материала предыдущих курсов.

Наследие V-XV вв. Наш край - участник истории средних веков. Наш край - часть России и Европы.

Научные центры Петербурга, изучающие всемирное культурное наследие. Петербургские ученые — исследователи Средневековья отбор материала по усмотрению учителя). Подлинные памятники средневековья в Петербурге и на территории нашего края – Ленинградской области.

Тема 8. Наследие Византии, православной Руси, Петербурга

Наследие Византии. Наследие православной Московской Руси. Преемственность в религиозной культуре: Византия — Московская Русь — Петербург.

Подлинные памятники Византии и Руси в Петербурге: в Эрмитаже, Русском музее, Музее истории религии.

Средневековые храмы и монастыри нашего края (Ленинградской области). Георгиевский храм в Старой Ладоге, Большой Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский) монастырь. (* По усмотрению учителя могут быть введены иные памятники).

Православные храмы Петербурга – памятники православной культуры, художественной культуры (в том числе, живописи, мозаика, скульптуры и т. д.), истории города (храмы – памятники военной славы России, императорской семьи и др.). (* Отбор объектов по усмотрению учителя).

Монастыри в Петербурге – памятники православной культуры, художественной культуры, истории города. (* Отбор объектов по усмотрению учителя).

Учебная прогулка по Петербургу (по усмотрению учеников, родителей, учителя).

Тема 9. Наследие Европы и наследие нашего края

Вступление: подлинные памятники средневековой истории Балтийского региона. Старая Ладога – заповедник средневековой культуры, крепости Ленинградской области, город Выборг. (* По усмотрению учителя могут быть введены иные памятники). Петербургский памятник «Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц».  

Подлинные памятники средневековой Европы в Петербурге. Экспонаты Эрмитажа, Музея истории религии (* отбор объектов по усмотрению учителя).

«Следы» средневековья в петербургской архитектуре: храмы, доходные дома, замки (* отбор объектов по усмотрению учителя). Памятники, напоминающие о средневековом зодчестве, – памятники истории и культуры Петербурга.

«Отзвуки» средневековья в художественной культуре Петербурга: в литературе, в интерьерах дворцов (* отбор материала по усмотрению учителя). «Отголоски» средневековых традиций в жизни города и горожан: городское самоуправление, университет, (*) музыкальная культура, (*) «рыцарское поведение».

Наследие средневековья – наука геральдика. Петербургские гербы – источники информации: герб города, родовые гербы,  гербы городов Ленинградской области, гербы городов России на петербургских памятниках (* отбор объектов по усмотрению учителя).  

Учебная прогулка по Петербургу (по усмотрению учеников, родителей, учителя).

Тема 10. Наследие таинственного Востока и наследие Петербурга

Исламский мир и его наследие.

Подлинные памятники исламского мира в Эрмитаже, РНВ. Мусульманская мечеть и ее значение в облике города, в жизни верующих мусульман.

Мода на использование художественных традиций Востока в оформлении зданий, интерьеров (* отбор по усмотрению учителя).

Наследие Китая. Подлинные памятники китайской культуры в Эрмитаже. Мода на использование художественных традиций китайской культуры в декоративно-прикладном искусстве, в интерьерах, в архитектуре.

Буддийский храм – уникальное сооружение в Европе.

Учебная прогулка (по усмотрению учеников, родителей, учителя).

Тема 11. Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга

Раздел Наследие эпохи Возрождения: интерес к человеку; расцвет литературы, искусства, архитектуры.

Подлинные памятники эпохи Возрождения в Петербурге.  (* Отбор объектов по усмотрению учителя).  Петербургские памятники, напоминающие о наследии эпохи Возрождения: литературные, живописные, архитектурные.  (* Отбор объектов по усмотрению учителя).

Учебная прогулка (по выбору учеников, родителей, учителя).

Раздел IV. Санкт-Петербург – город нового времени

Введение

Карта Европы XV11— XVIII вв. Вклад европейских стран во всемирное культурное наследие.

         Тема 12. Наследие нового времени и наследие Петербурга  

Подлинные памятники западноевропейской художественной культуры в Эрмитаже. (* Отбор объектов по усмотрению учителя). Подлинные памятники петербургской художественной культуры в Русском музее (* Отбор объектов по усмотрению учителя). Петербургские музеи – хранители истории, отражение достижений наук, художественной культуры (* Отбор музеев по усмотрению учителя).  

Исторический центр Петербурга – сочетание уникальной Природы и достижений Человека: реки и каналы, набережные и мосты, разнообразие архитектурных стилей и технических достижений; простор невских берегов и «ансамблевость»  его застройки

(* отбор материала по усмотрению учителя).  

Создатели уникального наследия Петербурга и памятники, напоминающие о них (храмы, кладбища, топонимы, монументы)

(* отбор материала по усмотрению учителя).  

Календарно-тематическое планирование 35 часов.

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Тип урока

Основные 

вопросы

Наглядные пособия, оборудование

Программное обеспечение

Интернет-ресурсы

Дом.

задание

Введение. 4 часа. сентябрь.

1

2-7.09

Петербург – город музеев

беседа

Понятия «культурное наследие», «памятники культурного наследия», «культурные традиции».

- Фото музеев и музейных экспозиций СПб.

 -Сводная таблица

«Важнейшие этапы истории Санкт-Петербурга XVIII-XX в.

DVD диск:

«Город, открываемый заново».

http://www.museys.ru/

http://www.spbmuseum.ru/

http://www.save-spb.ru/

сообщение

2

9-14.09

Петербург – город-музей

семинар

сообщение

3

16-21.09

Петербург – «зеркало»  истории 18 – 20 вв.

ознакомле ние с новым мат-лом

табл. в тетради

4

23-28.09

Наследство и богатство Петербурга

комбинир. урок

Введение с. 6

Петербург – наследник культур стран древнего Востока.  13 часов

Тема: Наследие  Древнего  Египта. 7 ч. - октябрь-ноябрь.

5

30-5.10

Петербург - наследник цивилизаций Древнего Востока

ознакомле ние с новым мат-лом

Разнообразие памятников культурного наследия: здания, инженерные сооружения, монументальные и декоративные скульптуры, улицы, площади, а также музейные экспозиции, библиотечные и художественные коллекции и др.

- Карта Древнего Египта

-Портреты Тураев Б.А.,

Струве В.В., Никольский М.М.

-Наглядное пособие

«Львы,

Сфинксы и

грифоны»

-«Хронологи

ческая лента».

-Презентации:

«От берегов загадочного мира на берега пленительной Невы»

 «Древний Египет»

видеофильм:

«Наследие человечества – Культура Древнего Египта»

http://www.st-petersburg.ru/about/history/

http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus

http://spbcity.info/

http://www.mirpeterburga.ru/online/history/

 1,

стр. 7-8.

6

7-12.10

Забвение и возвращение культурного наследия Древнего Востока.

изучение и первичного закрепление новых знан.

  1, стр. 9-10.

7

14-19.10

«От берегов загадочного мира на берега пленительной Невы»

комбинированный урок

 2, стр. 11-15.

8

21-26.10

Петербуржские сфинксы

виртуальная экскурсия

 3, стр. 15-19.

9

4-9.11

«Братья» и «сестры» фиванских сфинксов в СПб

самостост.

работа

 4, стр. 19-22

10

11-16.11

«Следы» загадочного Египта в Петербурге.

проверка и коррекция знаний

, 5, стр. 23-25.

11

18-23.11

Обобщающий урок

провероч

ная  работа

 1, стр. 7-8.

Тема: Древний  Вавилон. 5 часов.  Декабрь - Январь

12

25-30.11

«Отголоски» культуры Вавилона в Петербурге.

ознакомле- ние с новым мат-лом

Объекты культурного наследия города как хранители памяти о  достижениях города образовательных, научных, художественно-культурных); об эстетических взглядах и художественных стилях; исторических событиях и людях.

-Карта Древнего Вавилона

-Портреты Васильев В.В.

-Фото музейной экспозиции Эрмитажа.

-«Хронологи

ческая лента».

-Презентация

«Седьмое чудо света»

в Петербурге.

видеофильм:

«Наследие человечества – Культура Древнего Вавилона»

http://www.st-petersburg.ru/about/history/

http://www.oldpeterburg.ru/

 6,

с. 25-28.

13

2-7.12

«Седьмое чудо света» в Петербурге.

Урок с использованием учебного кинофильма

 7,

 с. 28-31.

14

9-14.12

Следы ассирийской культуры в убранстве Петербурга.

проверка и коррекция знаний

 8,

с. 31-36.

15

16-21.12

Итоговое повторение темы "Древний Восток в СПб».

итог. контроль

работа

стр. 43-49.

16

23-28.12

Петербургский зверинец.

семинар

Пар.9 стр.36-42.

Петербург-наследник культуры античного мира. 12 часов

Тема:  Памятники Античности  в СПб. 5 часов. Февраль-март

17

13-18.01

Наследие цивилизации античного мира.

Урок ознакомления с новым

мат -м

Санкт-Петербург как город-музей: наследник культуры разных времен, народов; хранитель всемирного культурного наследия.

Карта Древней

Греции.

Наглядное пособие

«Дворцы  

Санкт-

Петербурга».

Наглядное

пособие

«Городская

скульптура»

-Слайды

Экспозиция Эрмитажа

Зал Античности

DVD диск:

«Город, открываемый заново».

http://www.ilovepetersburg.ru/history

http://www.oldpeterburg.ru/

http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga

ч.2., введение

с. 5-6.

18

20-25.01

Наследие античного мира в образовании и науке

мультимедиа- урок

 10,

стр. 6-10.

19

27-1.02

Раскрытие тайн античного мира в Петербурге.

Дидактическая игра

 11, стр. 10-13.

20

3-8.02

Памятники античности в современном мире.

Урок коррекции знаний и умений

 12, стр. 13-19.

21

10-15.02

Обобщающий урок.

 «Памятники античности в Санкт-Петербурге».

проверочная

работа

Тема:  Искусства  Античности  в СПб. 9 часов Март-Апрель

22

17-22.02

Литературное наследие античности в Петербурге.

ознак-ние с новым

мат - м

Санкт-Петербург как город, внесший вклад в мировое культурное наследие.

Санкт-Петербург как город-музей: наследник культуры разных времен, народов; хранитель всемирного культурного наследия.

-Таблица

Наследие  античности

В Санкт-Петербурге.

- Кун Н.А.  Мифы Древней  Греции.

Поэма

Гомера

«Илиада»

«Одиссея»

Слайды

Экспозиция Эрмитажа

Зал Античности

Презентация

«Наследство античности

В Санкт-Петербурге».

http://www.save-spb.ru/

http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga

http://walkspb.ru/

13, стр. 20-25.

23

24-1.03

Хранилища произведений искусства, напоминающих об античном наследии.

урок-

исследо

вание

14, стр.26-34.

24

3-8.03

Архитектура античности;

«музыка, застывшая в камне»

Урок-экскурсия

  15,

с.34-39.

25

10-15.03

Наследие античности в архитектура Петербурга.

обобщение системат.

знаний

 15, стр. 40-44.

26

17-22.03

Герои античных мифов – гости Петербурга.

ознак-ние с новым

мат - м

 16, стр. 44-50.

27

31-5.04

Герои античных мифов – гости Петербурга.

семинар

 16, стр. 50-54.

28

7-12.04

Скульптурное убранство зданий Петербурга.

закрепле

ния изученного

 17, стр. 54-59.

29

14-19.04

Великие люди в гостях у петербуржцев

Комбинир.урок

 17, стр. 60-63 .

30

21-26.04

Обобщающий урок.

пр. /р.

Скульптурное Убранство Петербурга. 5 ч. Апрель-май

31

28-3.05

Памятники реальным людям.

Урок - беседа

Объекты культурного наследия города как хранители памяти о  достижениях города.

Современное использование памятников наследия,

-Наглядное пособие

«Городская

скульптура»

Портреты

архитекторов

Санкт-Петербурга.

Слайды

Экспозиция Эрмитажа

Зал Античности

Презентация

«Античные боги

в гостях  у Санкт-Петербурга».

http://www.pitermania.ru/history/51-istorija-sankt-peterburga.html

 18, стр. 61-63.

32

5-10.05

Памятники триумфа в Петербурге.

закрепл.

знаний

 19, стр. 64-68.

33

12-17.05

Обобщающий урок.

итог. к/р

34

19-24.05

Обобщение к 1-2 частям

обобщение знаний.

35

26-31.05

«Мой любимый город».

Урок-экскурсия

Период

Раздел

Всего часов

Контрольные работы

(общее количество часов)

Практическая часть

(общее количество часов)

Проверочные

работы

Контрольные работы

Доклады

Сообщения

Исследовательские

работы

1 четверть

8 часов.

2 четверть

8 часов

Введение.

4 часа  сентябрь

В течение каждой четверти

учащийся составляет

1 доклад; сообщение; презентацию

по выбору.

 

 

 

В течение учебного года учащийся пишет 1 исследовательскую работу по одной из тем разделов учебного курса  по выбору.

Наследие Древнего Египта в СПб.

7 часов октябрь-ноябрь.

1

18-23.11

Наследие Древнего  Вавилона в СПб.

5 часов  Декабрь

1

16-21.12

3 четверть

10 часов

4 четверть

9 часов

Памятники Античности  в СПб.

5 часов. Февраль-март

1

10-15.02

Искусства  Античности  в СПб.

7 часов Март-Апрель

1

21-26.04

Скульптурное Убранство Петербурга.

7 часов Апрель-май

1

12-17.05

Всего:

34 часа

3

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга 5класс

Материал IX Фестиваля «Использование информационных технологий вобразовательной деятельности»...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса (по уч. Ермолаевой)...

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса.

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса....

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса.

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса....

Рабочая программа по истории и культуре СПб

Данная программа адресована учителям, котоые работают по программе Л.К. Ермолаевой "Санкт-Петербург - город-музей"....