Уроки краеведения – ресурс патриотического воспитания.
статья по краеведению на тему

Жингалиева Кунслу Имашевна

Статья о значимости преподавания краеведения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки краеведения – ресурс патриотического воспитания.

К.И. Жингалиева

Краеведение в школе имеет большое значение в формировании нравственной  личности, воспитании истинного патриота своей Родины. Наше будущее  это наши дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа. Патриотизм - это прежде всего состояние духа, души. На протяжении многих лет со времён многочисленных перемен, проблема патриотического воспитания молодого поколения остаётся нерешённой. Получили широкое распространение такие негативные качества, как равнодушие, эгоизм, агрессивность. Забываются многовековые традиции народов, молодёжь теряет интерес к историческому прошлому России и своей малой Родине.

Как воспитать чувство патриотизма  у современного ребенка, окруженного компьютерами, телевизорами и прочими достижениями XXI века?  Сложный вопрос. В этих условиях школа остаётся основным инструментом, способным остановить распространение таких «болезней».

 Урок краеведения - это попытка объединить в едином порыве, единой целью не только основных участников общеобразовательного процесса учителей - учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения, а также позволяет привлекать к получению информации об историческом наследии родного края.

Как учитель истории считаю, что развитие патриотических  качеств личности должно происходить на уроках краеведения. Формирование патриотизма идет на всех уроках, но на  уроках истории и краеведения особенно. Эти  уроки пропитаны духом патриотизма, ведь  история родного  края — это живая, деятельная частица великого мира и донести это до сознания учащихся –наша задача. А  роль учителя истории, воспитывающего детей на ярких примерах мировой и отечественной истории особенно важна.

Очень тяжело поддерживать и  сохранять постоянный интерес  учащихся к истории родного края. Ведь ребята должны увидеть и понять, что общение с участниками событий прошлого – это источник новых знаний. Ни один теоретический материал не даст столько знаний сколько практическая работа.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы.

С этого года в нашей школе ввели уроки краеведения и веду их я, но краеведческая работа  велась уже давно. Сначала это был просто сбор информации для создания презентации, проведения классного часа, внеклассных мероприятий. Мы даже представляли свои проекты на различные конкурсы, это:  «История моего села», «Милая сердцу глубинка»,  «Моя малая Родина», «История афганской войны в нашем селе», «Казип Н. И. – участник Второй мировой, Великой Отечественной» и др.

Для создания этих проектов проводилась колоссальная работа: ребята  обращались в архив, беседовали со старожилами и очевидцами событий, обращались к работам учёных – исследователей, среди них:  К.М.Бэр, Лепехин, Паллас Петр Симон , а книга великого романиста «От Парижа до Астрахани», свидетельствует о том, что Александр Дюма (старший)  путешествовал в наших краях и дал некоторые описания о жизни и быте местных народов. Использовали специальную литературу, издания периодики, Интернет – ресурсы, изучали картографические материалы, иллюстрации. Были сделаны фотографии, приведён в порядок весь статистический материал.

Проект «История афганской войны в нашем селе» дала более ясное представление об участниках тех событий, кто в 70-80- е гг. XX  века ушел на войну в Афганистан защищать чужие интересы. Ребята пригласили на классный час участника афганских событий  Айталиева Р. Т., а потом написали статью в районную газету об этой встрече.

Проект «Казип Н. И. – участник Второй мировой, Великой Отечественной»-  это наша гордость. Самого участника нет уже в живых, но память о нем жива. Ветеран выдержал все тяготы войны, пройдя от Сталинграда до Берлина и  Японии.

 Встреча с воином-интернационалистом, сбор материала по участникам Великой Отечественной, Второй мировой войн, о тех, кто работал в тылу и как наши же сельчане строили новую жизнь,  дала ясно понять учащимся, что время выбирает нас и мы должны с достоинством выполнить свой долг перед Родиной.

Собирая материал ребята связывали события мировой истории с людьми нашего поселения и мне приятно было видеть их удивленные лица, что простое общение с людьми открывало им новое знание, более конкретное, нежели учебный материал.

Мои уроки краеведения выходят за рамки обычных уроков: мы ходим к памятнику в честь земляков ушедших на войну, выращиваем на пришкольном участке тюльпаны и проводим акцию «Цветы ветеранам», участвуем в операции «Забота», посещаем музей и многое другое. Только  при условии  включения подрастающего поколения в деятельностный процесс воспитания, т.е.  когда ребенок  ощущает себя участником исторических событий, можно получить желаемые  плоды.

         Для меня же главный результат моей деятельности пока заключается в том, что я вижу интерес моих учеников  к краеведению, к изучению истории родного края.

В заключении хочется сказать, без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения  национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на высокие дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Географическое краеведение в патриотическом воспитании школьников"

Краеведческий материал помогает обучающимся установить связи родного края, села с большой Родиной, почувствовать к ней причастность каждой семьи, признать своим долгом, честью стать достойным наследни...

Социальное партнерство как ресурс патриотического воспитания обучающихся МБОУ «СОШ № 276»

Воспитание-это  круглосуточный процесс.  В современных условиях без социального партнерства школа не способна обеспечить полноценное гражданско-патриотическое воспитание  обучающихся. П...

Краеведение – средство патриотического воспитания учащихся со сложной структурой дефекта в школе 1 и 2 вида.

Краеведение – средство,  позволяющее увеличить масштаб коммуникативной деятельности учащихся. Запланированные экскурсии в  музеи по городу и области позволяют создать благоприятные условия д...

Краеведение и патриотическое воспитание детей.

Любовь к своей малой родине, верность традициям, знание истории своего народа  являются основной системой воспитания любого гражданского общества....

Роль географического краеведения в патриотическом воспитании школьников

laquo;Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познаваякрасоту родного языка! Чью душу...

Роль краеведения в патриотическом воспитании учащихся с ОВЗ

В статье представлен опыт работы учмтелей  учителей истории  ГБОУ школы № 370 Митниковой Е.А. и  ГБОУ школы № 613 Терещенко Н.Г.по  организации работы по изучению истории района...

Историческое краеведение – основа патриотического воспитания школьников 5–6-х классов

Актуальность проектаЧувство патриотизма многогранно по содержанию. Трепетные и самые нежные воспоминания детства связаны у нас с родительским домом. Это место, где тебя любили и понимали, где жили сам...