Рабочая программа элективного курса
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Ахтямова Зульфия Магфуровна

Программа элективного курса «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск», носящий интегративный характер, предназначен для образовательных учреждений общего образования и учреждений дополнительного образования детей Республики Татарстан, рассчитан на 34 часа.Он построен по модульному принципу и состоит из двух разделов: «Историко-культурное наследие города Болгар» и «Историко-культурное наследие острова-града Свияжска».  Разделы содержат систематизированные сведения об истории и современности Болгара и Свияжска, их роли и месте в духовной жизни края, о формировании историко-архитектурных комплексов «Город Болгар» и «Остров-град Свияжск», их значении в создании и развитии культурных традиций народов Татарстана.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_elektiv_kursa_5_kl.docx65.49 КБ

Предварительный просмотр:

        

Утверждаю

Директор БСОШ № 1

____________________________

Ильдарханова Н.В.

Приказ № 67

от « 01»  09 2014 г.

Согласована

на  Методическом совете  школы

Протокол  № 1

от « 28» 08   2014 г.

Руководитель  МС

________Здобнова Г.Н.

Рассмотрена  на заседании кафедры

историко-филологического образования

Протокол № 1

от « 25» 08 2014 г.

Соответствует  Федеральному компоненту государственного стандарта

Руководитель кафедры:

Ергачева И.В.________

МБОУ «Болгарская средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов

Спасского муниципального района РТ»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск,  5 класс

______________________________________________

наименование учебного предмета, класс, уровень

Год разработки:2014 г.

Срок реализации программы: 1 год

Составлена  на основе: примерной программы элективного курса «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск» разработанного в рамках реализации инновационной образовательной программы «История родного края» Стратегия развития образования Республики Татарстан на 2010-2015 годы «Киләчәк» - «Будущее»

Программу  составила: Ахтямова Зульфия Магфуровна, учитель истории и обществознания

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  элективного курса для 5 класса составлена на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012г №273-933 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196);
  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 5 марта 2004 г. № 1089);
  • приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»;
  • приказа Министерства образования и науки РФ от 01.01.2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  • федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования;
  • Программа элективного курса «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск». // В.И.Пискарев, И.В.Сафронова, И.М. Фокеева. – Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭТЕР», 2012. – 8 с.
  • Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);
  • Устава МБОУ «БолгарскаяСОШ №1»;
  • Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Болгарская СОШ №1»;
  • Учебного плана МБОУ «Болгарская СОШ №1» на 2014 – 2015 учебный год.

 Программа предполагает проведение 1 часа в неделю ( 34 часов в год), включая:

        5 класс

1

Историко-культурное наследие народов Татарстана:

древний город Болгар и остров-град Свияжск

34ч.

2

Раздел I .  Историко-культурное наследие города Болгар

17

3

Раздел II.  Историко-культуоное наследие острова-града

Свияжск

17

Новая тема

31

Повторение и обобщение

3ч.

  • контрольной работы – 3;

Элективный курс «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск», носящий интегративный характер, предназначен для образовательных учреждений общего образования и учреждений дополнительного образования детей Республики Татарстан, рассчитан на 34 часа.Он построен по модульному принципу и состоит из двух разделов: «Историко-культурное наследие города Болгар» и «Историко-культурное наследие острова-града Свияжска».  Разделы содержат систематизированные сведения об истории и современности Болгара и Свияжска, их роли и месте в духовной жизни края, о формировании историко-архитектурных комплексов «Город Болгар» и «Остров-град Свияжск», их значении в создании и развитии культурных традиций народов Татарстана.

Содержание курса отражает региональные, этнокультурные особенности Республики Татарстан, воплощенные в ее истории и культуре. Курс имеет более широкие рамки применения, чем краеведение, так как представляет историко-культурное наследие двух основных народов региона.

Курс включает в себя теоретический блок знаний по истории и культуре Болгара и Свияжска, практические занятия, предполагает внеурочную исследовательскую и проектную деятельность учащихся.

Важнейшими целями курса является:

- формирование у обучающихся интереса и уважения к историко-культурному наследию народов Татарстана как ценности культурно-регионального сообщества, частью которого являются историко-архитектурные комплексы «Город Болгар» и «Остров-град Свияжск»;

-  воспитание чувства любви к малой Родине;

- бережного отношения к ее памятникам как к воплощению нравственно-эстетического и социально-исторического опыта этносов, сопричастности к их сохранению в условиях этнокультурного и конфессионального многообразия нашего региона, издавна служившего цивилизационным мостом между Западом и Востоком.

На достижение цели направлено решение следующих задач:

- освоение учащимися систематизированных знаний об истории и современности Болгара и Свияжска, их роли и месте в духовной жизни края, о формировании историко-архитектурных комплексов «Город Болгар» и «Остров-град Свияжск», их значении в создании и развитии культурных традиций народов Татарстана;

- формирование у учащихся позитивно-ценностного отношения к памятникам историко-архитектурных комплексов «Город Болгар» и «Остров-град Свияжск» как к значимой части историко-культурного наследия народов Татарстана, как к воплощению их нравственно-эстетического и социально-исторического опыта.

Курс, таким образом, обладает большим познавательным, социо-культурным потенциалом, необходимым для духовно-нравственного развития и воспитания личности, ее приобщения к системе национальных ценностей, утверждения идеалов взаимного уважения, толерантности, продуктивного взаимодействия представителей разных этносов, культур, конфессий, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. В нем заложена содержательная основа для развития культурологических компетенций обучающихся, широкой реализации метапредметных связей, в целом – для решения адаптивных и развивающих задач обучения и воспитания.

Хронологический курс охватывает события от основания г. Болгар и города-крепости Свияжска до настоящего времени, что нашло отражение в основных дидактических единицах программы. Его содержательное наполнение распределено по 34 урокам, одним из которых является итоговое обобщение. В курсе широко представлена информация, извлеченная из исторических источников и дополненная изобразительным рядом.

Программа является частью учебно-методического сопровождения элективного курса. Кроме нее, компонентами этого сопровождения являются методические рекомендации по изучению элективного курса, по использованию электронных образовательных ресурсов, дополняющих его контент, и контрольно-измерительные материалы.

СОДЕРЖАНИЕ

элективного курса «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ ТАТАРСТАНА: ДРЕВНИЙ ГОРОД БОЛГАР И ОСТРОВ-ГРАД СВИЯЖСК»

Вводный урок (1 ч.)

История Болгара и Свияжска – часть истории Татарстана, Среднего Поволжья, Евразии. Источники по истории Болгара и Свияжска.

РАЗДЕЛI

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ГОРОДА БОЛГАР (17 ч.)

1.1. Жизнь современного Болгара(1 ч.)

Географический ландшафт, окружающая природа. Население и его занятия. Герб Болгара и его символы.

1.2. Образование города Болгара(2 ч.)

Местоположение г. Болгар. Основание Болгара. Население г. Болгара. Ремесло и торговля. Зарождение духовных традиций. Болгар – древний центр мусульманства в Поволжье.

1.3. Болгар в истории Среднего Поволжья (1 ч.)

Болгар – столица Волжской Булгарии в X в. – первой половине XII в. Болгар – крупный торгово-ремесленный центр Волжской БулгарииX – XIII вв., один из важных пунктов Великого Волжского пути. Болгар – первая столица Золотой Орды. Болгар – один из крупнейших торгово-ремесленных центров Поволжья вXIV – начале XV вв. Болгар и его роль в составе Казанского ханства.

1.4. Культурно-религиозное пространство города Болгар (1 ч.)

Языческий период в жизни города. Особенности культурных традиций.

Принятия ислама. Влияния исламской культуры на формирование духовных традиций Болгара.

Формирование культурно-религиозного пространства Болгара и его влияние на духовную жизнь ВолжскойБулгарии Болгарского княжества и Казанского ханства. Деятели культуры Болгара.

1.5. Болгар на пространстве этнокультурного взаимодействия  

(1 ч.)

Болгар на стыке культур Запада и Востока. География торгово-культурных связей Болгара. Взаимодействие Болгара с русскими княжествами, с народом Поволжья, со странами мусульманского Востока.

1.6. Становление историко-архитектурного комплекса Болгара

( 2 ч.)

Формирование архитектурного ландшафта Болгара. Посещение Болгара Петром I и издание распоряжения по сохранению памятников древнего города. Посещение Болгара Екатериной II и ее оценка древнего города.

Начало археологических работ на территории Болгара. Археологические раскопки 1877 г. Исследование Соборной мечети в 1892 г., Ханской усыпальницы и мавзолеев в 1913-1915 гг.

Начало системного изучения Болгарского городища в 30-е гг. XX в. Археологические экспедиции и открытия последующих лет.

Болгар в творчестве архитектора А.К.Шмидта, художников братьев Г.Г и Н.Г. Чернецовых, А.К. Саврасова.

Создание Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

1.7. Достопримечательности и легенды города Болгар (2 ч.)

Памятники XIII в.: Соборная мечеть, Большой минарет. Памятники XIV в.: Восточный и Северный мавзолеи, Малый минарет, Белая палата. Легенда о Черной палате.

1.8. Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник (2 ч.)

Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник как научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, как объект исторического и культурного наследия федерального значения и объект культурного наследия Республики Татарстан.

Включение Болгарского историко-архитектурного комплекса в Предварительный список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО по Российской Федерации в 1998 г.

 Болгарский историко-архитектурный комплекс и процесс возрождения духовно-нравственной культуры.

1.9. Проектно-исследовательская работа (3 ч.)

Знакомства с историей города Болгар и Болгарским историко-архитектурным музеем-заповедником и выполнение проектно-исследовательских и практических работ, создание виртуальных экскурсий по следующим направлениям:

- памятники архитектуры;

- выдающиеся деятели культуры;

- исследователи города и его памятников;

- история, культура города в художественных произведениях;

- легенды города.

Повторительно-обобщающий урок: «Болгар – историко-культурное достояние народов Республики Татарстана» (1 ч.)

РАЗДЕЛII

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

ОСТРОВА-ГРАДА СВИЯЖСК (17 ч.)

2.1. Жизнь современного Свияжска (1 ч.)

Географический ландшафт Свияжска, окружающая природа. Население и его занятия.

2.2. Основание города-крепости Свияжска (2 ч.)

Основание Свияжска. Особенности его местоположения. Причины строительства Свияжска как города-крепости, его функции. Население Свияжска и его занятия. Герб Свияжска и его символы.

2.3. Свияжск в истории Среднего Поволжья (1 ч.)

Противостояние Московского Руси и Казанского ханства. Свияжск – опора войска Ивана Грозного, центр притяжения соседних народов края.

Свияжск – административный центр Поволжья. Свияжск – уездный центр в XVI в. Свияжск – центр кантона и района. Свияжск – сельское поселение с 1932 г.

2.4. Культурно-религиозное пространство Свияжска (1 ч.)

Церкви и монастыри Свияжска. Формирование культурно-религиозного пространства Свияжска. Народы Поволжья и православие.

Церковные деятели и деятели культуры и их роль в жизни Свияжска.

2.5. Свияжск – центр русской культуры в Среднем Поволжье (1 ч.)

Свияжск как средоточие русской духовной культуры в Среднем Поволжье. Свияжск и формирование традиций русской культуры в Среднем Поволжье.

2.6. Становление историко-архитектурного комплекса (2 ч.)

История архитектурных сооружений Свияжска. Исследование памятников Свияжска в 1914 г., в последующие годы XX в. Деятельность казанских реставраторов по воссозданию подлинного вида свияжских церквей и монастырей.

Создание Свияжского архитектурно-художественного музея в 1987 г.

2.7. Достопримечательности острова-града Свияжска (2 ч.)

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевского, в последующем Иоанно-Предтеченского монастыря: Троицкая церковь, Сергиевская церковь, Собор иконы «Всех Скорбящих Радость».

Архитектурный ансамбль Успенкого Богородицкого монастыря: Никольская церковь, Собор Успения Богородицы.

Светские памятники Свияжска.

2.8. Историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск» (2 ч.)

Свияжский историко-архитектурный и художественный музей как научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, как один из популярнейших туристических объектов Республики Татарстана.

Историко-архитектурный комплекс Свияжска и процесс возрождения духовно-нравственной культуры.

2.9. Проектно-исследовательская работа (3 ч.)

Знакомства с историей города Свияжска, историко-архитектурным  и художественным музеем « Остров-град Свияжск», выполнение проектно-исследовательских и практических работ, создание виртуальных экскурсий по следующим направлениям:

- памятники архитектуры;

- выдающиеся деятели культуры;

- исследователи Свияжска и его памятников;

- история Свияжска в художественных произведениях.

Повторительно-обобщающий урок: «Свияжск – историко-культурное достояние народов Республики Татарстана» (1 ч.)

Итоговое обобщение (1 ч.)

Итоговая контрольная работа (Промежуточная аттестация) по элективному курсу «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск». (Письменная работа)

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Ожидаемые результаты изучения элективного курса дифференцируются на личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты: развитие социально значимых, личностных качеств, личностных позиций, отражающих отношение к историко-культурному наследию народов Татарстана, памятникам историко-архитектурных комплексов «Город Болгар» и «Остров-град Свияжск», систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающих продуктивность совместной деятельности представителей разных культур, этносов, конфессий, бытование толерантности как принципа взаимоотношений между последователями разных убеждения и верований.

Метапредметные результаты: дальнейшее освоение универсальных способов познавательной, интеллектуальной деятельности, связанной с прочтением, интерпретацией исторических источников по истории Татарстана, описанием памятников культуры Татарстана, сравнением событий и явлений, культурных достижений прошлого и настоящего.

Предметные результаты: овладение систематизированными сведениями об истории и современности Болгара и Свияжска, о формировании историко-архитектурных комплексов «Город Болгар» и «Остров-град Свияжск», их художественно-эстетическом и нравственно-духовном значении, конкретизация и обогащение представлений об особенностях исторического развития региона, сформировавшейся в нем системы ценностей, культурных достижениях народов Татарстана, дальнейшее овладение опытом творческой и проектной деятельности.

Для обеспечения эффективности занятий важно учесть ряд факторов, определяющих композицию урока:

- содержание и цели занятий обусловливают технологию обучения;

- содержание и формы занятий выстраиваются с учетом возраста учащихся;

- непременным условием является использование наглядных средств обучения.

При изучении курса следует иметь в виду цель современного образования – личностное развитие школьника, что актуализирует не только содержательный, но и процессуальный аспект изучения. Данный момент обуславливает использование таких технологий, которые способствуют реализации развивающего потенциала предмета, направленного на развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их воображения, памяти и т.д. Поэтому при освоении курса актуальны проектно-исследовательские, информационно-коммуникационные, дискуссионные технологии. Следует всемерно поощрять способность дискутировать, создавать содержательные образы. Принципиальная установка при изучении курса – ориентация на самостоятельную деятельность учащихся, развитие их познавательной активности.

При выполнении проектов следует использовать материалы местных музеев, семейных архивов и воспоминания, связанные с Болгаром и Свияжском. История в этом случае перестает быть чем-то далеким, абстрактным.

Работа с разными источниками (тексты, иллюстрации, устная история, архивы, в том числе семейные и личные) способствуют формированию у школьников познавательного интереса, компетенций, необходимых для исследования истории. Учащиеся прослеживают взаимосвязи между историческими фактами, анализируют и оценивают их в контексте духовно-нравственных ценностей.

Выполнение социальных проектов способствует развитию понимания школьниками социальной реальности в ее повседневных проявлениях, приобретению опыта позитивного отношения к материальным и духовным ценностям общества и опыта общественного действия в реальной ситуации. Социальные проекты учащихся могут быть направлены на благоустройство территории храмов, организацию встреч, подготовку различных мероприятий для младших школьников.

На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи памятников, в рамках которой учащиеся представят свои проекты, посвященные памятникам Болгара и Свияжска. По этой галерее впоследствии можно провести экскурсию для учащихся других классов.

В рамках данного курса школьники подробнее знакомятся с музеями (уроки, посвященные заповедникам). Учащиеся постигают, что музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Музеи сочетают передачу знаний с эстетическим и эмоциональным воспитанием. В современных музеях, кроме традиционных музейных форм деятельности – экскурсий, лекций, организуются творческие встречи, пресс-конференции и другие мероприятия. Активно используются в музейной практике и новые информационные технологии.

При возможности рекомендуется организовать экскурсию в Болгар или Свияжск. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширит кругозор и углубит знания учащихся. Она может предварять изучение курса или, наоборот, завершать курс.

В результате изучения курса «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск» у учащихся развиваются когнитивные, социальные, предметные компетенции. Они приобретают знания, опыт эмоционального переживания в контексте духовно-нравственных ценностей, опыт социального взаимодействия.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УМК:

Программа элективного курса «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск». В.И.Пискарев, И.В.Сафронова, И.М. Фокеева. – Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭТЕР», 2012. – 8 с.

Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск. Методические рекомендации / И.М. Фокеева. Науч. ред. В.И.Пискарев. – Казань: Татарское Республиканское издательство «ХЭТЕР», 2012. – 40 с.

Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск: учебное пособие для общеобразовательной школы / В.И. Пискарев, И.В. Сафронова, И.М. Фокеева, З.Х. Сабитова; науч. ред. В.И. Пискарев. – Казань, 2012. – 87 с.

Литература:

Айдаров С.С., Аксенова Н.Д. Великие Булгары. – Казань, 1971.

Айдаров С.С., Аксенова Н.Д. Великие Булгары: Путеводитель по Булгарскому историко-архитектурному заповеднику. – Казань, 1983.

Болгар / Татарская энциклопедия: В 5 т. Казань, 2002. Т. 1.

Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник / Татарская энциклопедия: В 5 т. Казань, 2002. Т. 1.

Болгар: Путешествие в прошлое. – М., 1983.

Город Болгар. Очерки ремесленной деятельности. – М., 1988.

Город Болгар. Очерки истории и культуры. – М., 1987.

Город Болгар. Ремесло металлургов, кузнецов, литейщиков. – М., 1996.

Город Булгар. Очерки истории и культуры. – М., 1987.

Давлетшин Г.М., Хузин Ф.Ш. Булгарская цивилизация на Волге. – Казань, 2011.

Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды вXIII – XIVвв. – М., 1985.

Мустакимов И. Термин «Золотой престол» в Поволжье по данным арабографичных источников // Гасырларавазы – Эхо веков. – 2008. - №1. – С. 142-157.

Мухаметшин Д.Г. Великие Болгары: Путеводитель. – М., 1982.

Остроумов В.П., Чумаков В.В. Свияжск. – Казань, 1971.

Свияжск / Татарская энциклопедия: В 6 т. Казань, 2010. Т. 5.

Спутник по Казани. Иллюстративный указатель достопримечательностей и справочная книжка города / под редакцией проф. Н.П. Загоскина. – Казань, 2005.

Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. – М., 1984.

Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. – М., 1994.

Фехнер М.В. Древние архитектурные памятники  России. Великие Булгары. Свияжск. Казань. – М., 1978.

Хованская О. Свияжск. Русская крепость XVI – XVIIвв. – Казань, 1961.

Хузин Ф.Ш. Болгарский город X –  нач. XIIIвв. – Казань, 2001.

Интернет-ресурсы:

http: // ru.wikipedia.org / wiki/Булгар – краткая энциклопедическая информация о Великом Булгаре: история возникновения, развития, упадка. Исторические памятники и литература.

http: // www/bolgar/info/ vb_articles.php – официальный сайт историко-архитектурного заповедника Булгар. Представлены: карта городища, фотогалерея, видеоэкскурсии, рассказы о заповеднике и его музеях. Публикации о Великом Булгаре. Эпиграфические памятники. Легенды.

http: // rt-museums.narod.ru/bulgar.html – представлена информация по историко-культурным территориям РТ.

http: //ru.wikipedia.org / wiki – краткая энциклопедическая информация о Свияжске: история возникновения, развития, упадка. Исторические памятники и литература.

http://www.sviyaga.ru/sight/34-sights/39-sviyajsk.html- краткая  информация о Свияжске и иллюстративный материал.

http://www.tattravel.ru/religioznyie-svyatyini-i-zdaniya-zelenodolsk/ostrov-sviyazhsk.html - статья «Чудо-остров Свияжск». Предложения по организации экскурсий.

http://www.mccme/ru/putevod/16/Sviyazhsk/sviyazhsk.html - путеводитель по Свияжску.

http://sviyajsk.front.ru/ - статья «Остров-град Свияжск».

http://www.svijazhsk.ru/  - краткая информация о монастырском комплексе Свияжска.

http://www.eatravel.ru/services/objects/sviyazhsk/ - статья «Святой остров благодати». Предложение экскурсий.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Виды деятельности на уроке

Формы текущего контроля

Планируемые результаты

Материально-техническое обеспечение

Дата проведения урока

Примечание

Планир.

Фактич.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Раздел:  I Историко-культурное наследие города Болгар   ( 17  ч)

Вводный урок

Беседа, работа по учебнику

ТОКИН МЭТ

ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС

Вопросы и задания.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Учебник, методичка, доска, карта.

5.09.

Жизнь современногоБолгара

Беседа, работа по карте, составление таблицы «Этапы развития Болгара».

Вопросы и задания.

Дать общее представление о современном Болгаре, его значении в жизни современного Татарстана.

Учебник, методичка, карта Татарстана, символы г. Болгара, проектор, ноутбук, презентация.

12.09.

Образование города Болгар

Беседа, работа по учебнику и по карте, заполнение таблицы.ТАГ-ОФ-ВО

ТАЙМД ПЭА ШЭА

Творческая работа: сообщение на тему «Повседневная жизнь горожан в древнем Булгаре».

Опираясь на исторические источники из учебника, воспроизводят историю древнего Булгара, узнают занятия и соц.структуру булгарского общества.

Учебник, методичка, картосхема Спасского района и Татарстана, ноутбук, проектор, иллюстративный материал электронного приложения учебного пособия.

19.09.

Образование города Болгар

Сообщение учеников, беседа, сюжетный рассказ.КЛЕЙМ-СЭПОТ-КУЭСЧЕН

ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН

Вопросы и задания.

Обобщение знания учащихся, связанные с обстоятельствами принятия ислама в Поволжье.

Учебник, методичка, картосхема Древнего Булгара, проектор, ноутбук, презентация.

26.09.

Болгар в истории Среднего Поволжья

Эвристическая беседа с элементами практической работы. Заполнение таблицы «Болгарская торговля».

Вопросы и задания. Составить рассказ «Болгар – торгово-ремесленный центр Казанского ханства».

Сформировать представление об основных направлениях соц.-экон.разв.Болгара в разные исторические периоды, выяснить роль Болгара как крупного торгового центра Средневековья.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, картографический материал, фрагменты видеофильмов, презентации электронного приложения учебного пособия.

3.10.

Культурно-религиозное пространство города Болгар

Беседа, индивидуальная и групповая деят-ть, заполнение таблицы «Культурные достижения древних булгар».

Вопросы и задания. Творческая работа: сообщение на темы: 1. Переход к письменности на основе арабской графики. 2.Каллиграфия-искусство красивого письма.3.Своеобразие архитектурных сооружений Болгара.

Охарактеризовать культурно-религиозное пространство Болгара, связанное с последствиями принятия булгарами ислама.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, карта, презентация, иллюстративный материал учебного пособия.

10.10.

Болгар на пространстве этнокультурного взаимодействия

Беседа, групповая деятельность, ролевая игра, представление проектов по теме.ФИНКИН ЭЛАУД

ЗУМ ИН

Вопросы и задания. Тест по изучению истории развития Древнего Булгара.

Выяснить роль Болгара как крупного центра торговли в Среднем Поволжье и Восточной Европе, охарактеризовать особенности контактов с русскими землями и странами Востока.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, карта Евразии, презентация электронного приложения, иллюстративный материал учебного пособия.

17.10.

Становление историко-архитектурного комплекса Болгара

Беседа, лабораторно-практическая работа: с основным текстом, документами и иллюстрациями учебного пособия.

Вопросы и задания. Составить таблицу: «Исследования учеными памятников Булгарского городища в XIX-XX вв.

Объяснить историческое значение посещения Болгара российскими императорами, положившими начало изучению и сохранению памятников Болгарского городища.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, картографический материал, фрагменты видеофильмов, презентации электронного приложения учебного пособия.

24.10.

Становление историко-архитектурного комплекса Болгара

Беседа, индивидуальная и групповая деят-ть, работа по учебнику.КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ

СОРТ КАРДС.

Вопросы и задания

Охарактеризовать начало системных исследований и этапы изучения г. Болгар в XIX-XX вв.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, карта, презентация, иллюстративный материал учебного пособия.

31.10

Достопримечательности и легенды города Болгар

Экскурсия (виртуальная, заочная, воображаемая), групповая ролевая игра.ТОКИН МЭТ

РЕЦЕПТ

Вопросы и задания. Составить сценарий экскурсии «Достопримечательности Болгара».

«Экскурсоводы» рассказывают свободно и выделяют отличительные черты описываемого памятника, функциональное назначение, подчеркивают его достоинство в контексте культурного значения.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, интернет, сайт заповедника, материалы виртуальных экскурсий.

14.11.

Достопримечательности и легенды города Болгар

Беседа, дискуссия, сюжетный рассказ.СИ-ФИНК-УАНДЭ

ТАЙМ ПЭА ШЭА

Вопросы и задания. Разработать сценарии экскурсии по Болгарскому городищу.

Охарактеризовать достопримечательности и легенды города Болгар.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, карта-схема Булгарского городища, презентация, иллюстративный материал учебного пособия.

21.11.

Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

Рассказ, беседа, работа по учебнику - составление хронологию становления историко-культурного комплекса Болгар.

Вопросы и задания.

Сформировать понимание значимости Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника как исторического памятника, имеющего общероссийского значения.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, презентация.

28.11.

Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

Беседа, рассказ, дискуссия.ТАГ-ОФ-ВО

ФАЙНД ЗЕ ФИБ

Вопросы и тест. Творческая работа: «Почему нужны памятники древнего города Болгар в нашей истории?».

Осознание роли Болгарского государственного историко-архитектурного комплекса в возрождении духовно-нравственной культуры.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, фрагменты видео материалов, презентации электронного приложения учебного пособия.

5.12.

Проектно-исследовательская работа

Проведение исследований и оформление проектов.РАНЬШЕ Я ДУМАЛ…ТЕПЕРЬ Я ДУМАЮ..

МИКС-ФРИЗ-ГРУП

Творческая работа: исследовательские или прикладные проекты, сценарии экскурсий, сценарии мероприятий для младших школьников (на усмотрение самих учеников).

Разработка исследовательских проектов учащихся в рамках темы: «Историко-культурное наследие города Болгар»; развитие проектно-исследовательских, коммуникативных компетенций учащихся.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, картографический материал, фрагменты видеофильмов, презентации электронного приложения учебного пособия.

5.12.

Проектно-исследовательская работа

Проведение исследований и оформление проектов.РАНЬШЕ Я ДУМАЛ…ТЕПЕРЬ Я ДУМАЮ

ТИК-ТЭК-ТОУ

Творческая работа: исследовательские или прикладные проекты, сценарии экскурсий, сценарии мероприятий для младших школьников (на усмотрение самих учеников).

Разработка исследовательских проектов учащихся в рамках темы: «Историко-культурное наследие города Болгар»; развитие проектно-исследовательских, коммуникативных компетенций учащихся.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, картографический материал, фрагменты видеофильмов, презентации электронного приложения учебного пособия.

12.12.

Проектно-исследовательская работа

Проведение исследований и оформление проектов.РАНЬШЕ Я ДУМАЛ…ТЕПЕРЬ Я ДУМАЮ

ТИК-ТЭК-ТОУ

Творческая работа: исследовательские или прикладные проекты, сценарии экскурсий, сценарии мероприятий для младших школьников (на усмотрение самих учеников).

Разработка исследовательских проектов учащихся в рамках темы: «Историко-культурное наследие города Болгар»; развитие проектно-исследовательских, коммуникативных компетенций учащихся.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, картографический материал, фрагменты видеофильмов, презентации электронного приложения учебного пособия.

19.12

Повторительно-обобщающий урок

Беседа, повторение материала. Аукцион знаний истории и культуры Болгара.

Вопросы и задания.

Систематизация знаний по истории г. Болгар, осмысление его значения в контексте духовно-нравственных ценностей современности.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, картографический материал, фрагменты видеофильмов, презентации электронного приложения учебного пособия.

26.12.

Раздел: IIИсторико-культурное наследие острова-града Свияжск   (  17 ч)

Жизнь современного Свияжска

Объяснение нового материала, работа с картой и учебником, беседа. КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ

СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ

Вопросы и задания.

Сформировать общее представление о современном Свияжске, имеющем богатое историческое наследие, его роли в жизни современного Татарстана.

        Учебник,   методичка, доска,   карта.        

16.01.

Основание города-крепости Свияжска

Практикум, индивидуальная и групповая работа.ФИНКИН ЭЛАУД

ТИК-ТЭК-ТОУ

Вопросы и задания. Творческая работа: составить рассказ «Свияжск и его жители».

Выяснить причины основания Свияжска и выбора места для крепости.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, интернет, сайт Свияжка, материалы виртуальных экскурсий.

23.01.

Основание города-крепости Свияжска

Беседа, работа с документами по учебнику, заполнение таблицы.

Вопросы и задания. Тест.

Охарактеризовать функции города в разные периоды его развития.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, карта-схема Свияжска, презентация, иллюстративный материал учебного пособия.

30.01.

Свияжск в истории Среднего Поволжья

Беседа, рассказ, работа с учебником, заполнение таблицы.ТОКИН МЭТ

СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ

Вопросы и задания. Тест.

Сформировать представление об основных этапах развития Свияжска, связанных с изменением статуса города; охарактеризовать особенности развития города в разные периоды.

Учебник, методичка, картосхема Свияжска, проектор, ноутбук, презентация.

6.02.

Культурно-религиозное пространство Свияжска

Объяснения нового материала, работа по учебнику, составление таблицы «Церкви и монастыри Свияжска».

Вопросы и задания. Творческая работа: сообщение, презентация или рисунок по теме:  1. Первая постройка в Свияжске.2.Монастырские школы и библиотеки. 3.Особенности церквей Свияжска.

Охарактеризовать культурно-религиозное пространство, формировавшееся в крае при активном участии православного Свияжска.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, интернет, сайт Свияжска, презентация, иллюстративный материал учебного пособия.

13.02.

Свияжск – центр русской культуры в Среднем Поволжье

Беседа, индивидуальная и групповая деят-ть, работа с документами по учебнику, сравнительно-сопоставительный анализ памятников Свияжска.КЛЕЙМ-СЭПОТ-КУЭСЧЕН

КОНТИНИУС РАУНД РОБИН

Вопросы и задания. Сообщения об известных людях, оставивших воспоминания о Свияжске.

Объяснить роль Свияжска как крупного центра русской культуры в Среднем Поволжье в формировании новых градостроительных традиций.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, презентация.

20.02.

Становление историко-архитектурного комплекса Свияжска

Лабораторно-практическая работа по учебнику, заполнение таблицы «Исследование памятников Свияжска в XX в.».

Вопросы и задания.

Обозначить историческое значение создания историко-архитектурного комплекса Свияжска, охарактеризовать этапы его развития.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, интернет, сайт Свияжска, иллюстративный материал учебного пособия.

27.02.

Становление историко-архитектурного комплекса Свияжска

Встреча с участником поисково-реставрационных работ в Свияжске.СИ-ФИНК-УАНДЭ

НАМБЭ АП

Вопросы и задания.

Обозначить историческое значение создания историко-архитектурного комплекса Свияжска, охарактеризовать этапы его развития.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, интернет, сайт Свияжска, иллюстративный материал учебного пособия.

27.02.

Достопримечательности острова-града Свияжск

Урок-экскурсия (воображаемая или виртуальная)  по архитектурному ансамблю Троице-Сергиевского монастыря.ТАГ-ОФ-ВО

ТИК-ТЭК-ТОУ

Творческая работа: составить экскурсию по архитектурному ансамблю Успенско-Богородицкого монастыря.

Охарактеризовать достопримечательности Свияжска и их особенности, проследить отражение в памятниках Свияжска традиций храмовой росписи русских городов, отметить их своеобразие.

Учебник, методичка, картосхема Свияжска, проектор, ноутбук, интернет, сайт Свияжска, видео материал, презентация, иллюстративный материал учебного пособия.

6.03.

Достопримечательности острова-града Свияжск

Экскурсия (виртуальная, заочная, воображаемая), групповая ролевая игра.ТОКИН МЭТ

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР

Вопросы и задания. Составить сценарий экскурсии «Достопримечательности острова-града Свияжск».

«Экскурсоводы» рассказывают свободно и выделяют отличительные черты описываемого памятника, функциональное назначение, подчеркивают его достоинство в контексте культурного значения.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, интернет, сайт Свияжска, материалы виртуальных экскурсий.

13.03.

Историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск»

Сюжетный рассказ, работа с учебником.ФИНКИН ЭЛАУД

КЛОК БАДДИС

Вопросы и задания. Сообщения о воспоминаниях близких и знакомых о Свияжске.

Сформировать понимание значимости историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск» как исторического памятника, имеющее общероссийское значение.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, интернет, сайт Свияжска, иллюстративный материал учебного пособия.

20.03.

Историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск»

Беседа, работа с учебником, дискуссия.СЁКЛ ОФ ВЬЮПОЙНТС

КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД

Вопросы и задания.

Осознать роль историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск» в духовно-нравственном развитии региона.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, интернет, сайт Свияжска, иллюстративный материал учебного пособия.

4.04.

Проектно-исследовательская работа

Проведение исследований и оформление проектов.

Творческая работа: исследовательские или прикладные проекты, сценарии экскурсий, сценарии мероприятий для младших школьников (на усмотрение самих учеников).

Формирование исследовательских компетенций учащихся в рамках темы «Историко-культурное наследие острова-града Свияжска».

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, картографический материал, фрагменты видеофильмов, презентации электронного приложения учебного пособия.

11.04.

Проектно-исследовательская работа

Проведение исследований и оформление проектов.КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЕНДЖ

СТЁ ЗЕ КЛАСС

Творческая работа: исследовательские или прикладные проекты, сценарии экскурсий, сценарии мероприятий для младших школьников (на усмотрение самих учеников).

Формирование исследовательских компетенций учащихся в рамках темы «Историко-культурное наследие острова-града Свияжска».

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, картографический материал, фрагменты видеофильмов, презентации электронного приложения учебного пособия.

18.04.

Проектно-исследовательская работа

Проведение исследований и оформление проектов.ТОКИН МЭТ

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР

Творческая работа: исследовательские или прикладные проекты, сценарии экскурсий, сценарии мероприятий для младших школьников (на усмотрение самих учеников).

Формирование исследовательских компетенций учащихся в рамках темы «Историко-культурное наследие острова-града Свияжска».

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, картографический материал, фрагменты видеофильмов, презентации электронного приложения учебного пособия.

25.04.

Повторительно-обобщающий урок

Беседа, повторение материала. Аукцион знаний истории и культуры Свияжска.

Вопросы и задания.

Систематизация знаний по истории острова-града Свияжск, осмысление его значения в контексте духовно-нравственных ценностей современности.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, картографический материал, фрагменты видеофильмов, презентации электронного приложения учебного пособия, галерея памятников Свияжска (фотогалерея).

2.05.

Итоговая контрольная работа (Промежуточная аттестация) по элективному курсу «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск». (Письменная работа)

Рефлексия, защита портфолио.

Вопросы и задания.

Систематизировать знания учащихся по истории древнего Болгара и острова-града Свияжска, подвести к пониманию важности их сохранения, «сбережения» и приумножения.

Учебник, методичка, проектор, ноутбук, картографический материал, фрагменты видеофильмов, презентации электронного приложения учебного пособия.

16.05.


КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

«Болгар – историко-культурное достояние народов Республики Татарстана».(Тест)Текущая контрольная работа

1

2

«Свияжск – историко-культурное достояние народов Республики Татарстана».(Тест)Текущая контрольная работа

1

3

Итоговая контрольная работа (Промежуточная аттестация) по элективному курсу «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск».(Письменная работа)

1

Итого:

3

Итоговая контрольная работа (Промежуточная аттестация) по элективному курсу «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск»учени__ 5 класса _____________________________

  1. Письменный рассказ: «Болгар – историко-культурное достояние народов Республики Татарстана».

  1. Письменный рассказ: «Свияжск – историко-культурное достояние народов Республики Татарстана».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».

  Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»

        Экзамен по алгебре ГИА 9  все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена,  а число...

Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»

    Предлагаемая программа  по  элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии  с требованиями...

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс

Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...