ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка научно-исследовательской направленности по краеведению «Истоки»
рабочая программа по краеведению (9 класс) на тему

Попкова Марина Григорьевна

История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя из жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.

Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее

культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma_istoki.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Атюрьевская средняя общеобразовательная школа №1»

Атюрьевского муниципального района РМ

С планом ознакомлена                                            Утверждено

Заместитель директора                                            руководителем

по воспитательной работе                                      образовательного учреждения

_______________/Малкина Н.Г./                           Директор школы________/Мозгунов С.Ф./

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

кружка  научно-исследовательской направленности по краеведению «Истоки»

                                          Автор и составитель:  учитель истории и                                                                                                                       обществознания Попкова М.Г.

Атюрьево-2015

   Народ, не знающий своего прошлого,

                                                              не имеет права на будущее.

                                                                                               А.С. Пушкин

Введение.
        История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя из жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.

Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее

культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего Отечества.

Цели программы:

Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа, области, района, школы;

Основные задачи:

  1. Изучить историю возникновения и развития  села Атюрьева,  Атюрьевской СОШ №1.
  2. Исследовать особенность быта, уклада жизни жителей села Атюрьево.
  3. Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьной Комнаты Боевой Славы.
  4. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.
  5. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.
  6. На базе Комнаты Боевой Славы проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны и труда.
  7. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры.

Сроки действия программы:

Программа рассчитана на 3 года (2015-2018 гг.)

Участники программы:

 Совет школьного музея. Возраст – 12 – 17 лет.

                           

Образовательное пространство:

                                          Комната Боевой Славы  

Библиотека                                                                 Кабинет истории        

                                    Сельская Администрация                          

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей:

Комната Боевой Славы обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как она сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы  школы и учреждений культуры, общественных организаций. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    заниматься поиском и сбором источников, оформлением выводов исследования. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации.

Основные виды деятельности школьной Комнаты Боевой Славы:

  1. Поисковая деятельность.
  2. Просветительская деятельность.
  3. Исследовательская деятельность.
  4. Оформительская работа.

  • Организация поисковой деятельности:

-  Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях села.

-  Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области, родного края.

-  Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.

-  Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры.

-  Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.

  • Просветительская деятельность:

- Проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д.

- Организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы.

- Участие в областных, районных конкурсах сочинений,  краеведческих чтениях. 

- Проведение экскурсионной работы в Комнате Боевой Славы.

- Сотрудничество с районной  газетой.

  • Исследовательская деятельность:

- Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов на уровне района, области.

  • Оформительская работа:

- Составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;

- Оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;

- Оформление экспозиций, витрин для Комнаты Боевой Славы;

- Создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).

Руководство работой Комнаты Боевой Славы:

Руководит деятельностью Комнаты Боевой Славы Совет комнаты, в состав которого входят  учащиеся старших классов - члены краеведческого кружка. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель Комнаты Боевой  Славы, назначаемый приказом директора школы. В своей деятельности Комната Боевой Славы руководствуется Уставом школы и ежегодным планом работы Комнаты Боевой  Славы.

ПЛАН  РАБОТЫ

Школьной Комнаты Боевой  Славы

МБОУ Атюрьевская средняя общеобразовательная школа

на 2015-2016 учебный год

№ п/п

Направление деятельности

Исполнители

Сроки исполнения

1

2

3

  4

5

6

Организационная работа.

- Регистрация поступающих экспонатов.

- Учёт и приобретение необходимого оборудования: фотоаппарата или кинокамеры, магнитофона или диктофона, компьютера, принтера, сканера, фотоальбомов, бумаги, папок и т.п.

- Составление и утверждение календарного плана работы Комнаты.

- Обновление состава Совета Комнаты, поискового отряда.

- Инвентаризация Комнаты Боевой Славы.

- Создание архива Комнаты в электронном варианте.

Кружковцы Кружковцы

Руководитель кружка

Руководитель кружка

Кружковцы

Кружковцы

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь-ноябрь Декабрь-май

7

8

9

10

11

Поисковая работа.

- Работа в районном  архиве.

- Работа в сельской и районной библиотеке.

- Работа в районном отделе ЗАГС.

- Работа с документами в сельской администрации.

- Запись воспоминаний старожилов, очевидцев событий, ветеранов труда и войны, переписка.

Кружковцы Кружковцы Кружковцы Кружковцы

7-9 класс

В течение года

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

 24

25

26

Реконструкция экспозиций и разделов Комнаты Боевой Славы.

1. Летопись Великой Отечественной войны и локальных войн.

- Участники Великой Отечественной войны – наши односельчане»

- «Воины – интернационалисты»

- «Города – герои»

- «Полководцы Великой Отечественной»

- «Великие  Сражения Великой Отечественной»

2. История Атюрьевской СОШ №1:

- Альбом по истории школы.

- Выпускники школы.

- Летопись школы: праздники и будни.

- Школьная форма, пионерская атрибутика.

- История школы в лицах: учителя, ученики.

- Классные летописи.

3. История села:

- История села Атюрьево

- История сельского Дома культуры.

- История сельской библиотеки.

- История детского сада.

- Альбом «История семьи – «Моя родословная»

Кружковцы

7 класс

9 класс

8 класс

5,6 класс

7 класс

1-9 класс

1-5 класс

7 класс

8 класс

5,6 класс

7 класс

В течение года

27

2. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях:

- День согласия и примирения.

- День Конституции.

- День воина – интернационалиста.

- День Победы.

- Месячник пожилого человека – встречи с ветеранами труда и войны.

- Вечер встречи выпускников.

В течение года

28

Исследовательская деятельность учащихся.

Подготовка и написание докладов и рефератов по темам:

- Страницы истории села Атюрьево.

- Летопись Великой Отечественной войны.

- Быт, традиции жителей села.

- Женщина и война.

- Дети и война.

- Живая память Афгана.

- История школы и её выпускников.

Учащиеся

9 класса

Январь-март

29.

Переписка Комнаты Боевой Славы.

  1. - С выпускниками школы.
  2. - Со школьными музеями.
  3. - С архивами.

По мере необходимости

30

31

32

Методическая работа.

- Составление программы и тематическое планирование историко-краеведческого кружка «Исток».

- Выступление на РМО «Исследовательская деятельность учащихся».

- Создание презентаций  PowerPoint  по материалам архива Комнаты Боевой Славы:

- История села.

- История школы.

- Школьная Комната Боевой Славы.

- Летопись Великой Отечественной.

- Моя семья. Родословная семьи

Октябрь

Ноябрь - май

33

 34

Массовые мероприятия.

- Классный час  «Оборона Ленинграда».

- Классный час, линейка «Сталинград…»

- Классный час, линейка «Образование Курганской области».

- Вечер Памяти «Живая память Афгана».

- Классный час «Детство, опаленное войной».

- Классный час «Женщины нашего села – труженицы тыла».

- Классный час «Нам дороги эти позабыть нельзя…».

- Концерт к Дню Победы «Колокола Памяти»

25 января

2 февраля

6 февраля

15 февраля

19 апреля

26 апреля

30 апреля

8 мая

Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость:

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в культуру родного края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой        Родине.
        

Оценка результатов:

Эффективность достижения целей программы будет оцениваться

Во-первых: уровнем сформированности  таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;

Во-вторых: результатами участия в краеведческих форумах, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях.

Список литературы.

  1. Багрова,Т.С. Близкий сердцу край. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2003 .
  2. Голубчик, М.М., Нарежный, В.П. География моей республики. –Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990.
  3. Зимин, Г.В. Истребители/ Г.В. Зимин Г.В. – М.: Военные мемуары,1988.
  4. Котов, А.Г. Хрусталинка. Несколько эпизодов из жизни. Мемуары / А.Г. Котов // Советская Мордовия. -1993.-№7-10
  5. Костин, Н.М. Ветераны Мордовии. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002 г.
  6. Офицеров, И.И. В облаках мы летали одних. / И. Офицеров //Голос Примокшанья.-2001.-№5(12360)
  7. Сухарев, А.И. Мордовия. Энциклопедия. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2003.
  8. Шмырев, Н.П. Скульптор Феокритова. -Саранск: Мордовское книжное издательство,1974.

9. http://school-collection.edu.ru - сайт Единая коллекция цифровых   образовательных ресурсов.

 10. http://www.uchportal.ru – сайт Учительский портал.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по краеведению "Истоки"

Программа включает: 1) Пояснительная записка; 2) Содержание программы; 3) Учебно-тематическое планирование; 4)Календарно-тематическое планирование; 5)организационно -методические условия реализации....

Дополнительная образовательная программа «Краеведение. Истоки»

Программа опирается на местный краеведческий материал...

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ «КРАЕВЕДЕНИЕ, ИСТОКИ»

В статье рассказывается о современных педагогических технологиях, которые помогают сделать затятя в объединении дополнительного образования интересными для обучающихся....

Методическое пособие по диагностике краеведческих знаний и патриотических компетенций в рамках программы «Краеведение. Истоки»

Методическая разработка может быть ьполезна педагогам, которые занимаются патриотическим воспитанием на основе местного краеведческого материала...

План – конспект занятия объединения «Краеведение. Истоки»

Показано применение информационно - коммуникационных технологий...