Разработки уроков
план-конспект урока по краеведению (7 класс) на тему

Семенычева Лариса Николаевна

Разработки уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Питирим и Нижегородское старообрядчество

Цель урока: познакомить с личностью Питирима, показать его роль в борьбе со  старообрядцами.

Задачи:

- дать представление о нижегородском старообрядчестве;

- продолжить формировать умения работать с дополнительной литературой, анализировать исторические события;

- воспитывать толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий.

Тип урока: комбинированный урок

Ход урока

  1. Орг. Момент
  2. Актуализация знаний.
  1. Кто они? (слайд 1-3)
  2. Фронтальный опрос:  

- Когда и с какой         целью Петр 1 посетил Нижний Новгород?

3. Объяснение нового материала

1. Вспомним:

Кто такие старообрядцы?

Кто был лидером старообрядцев?

Реформы и судьба Никона

2.  Какие люди были раньше, можно сказать “не то, что ныняшнее племя”. Знаете, с чего начинают утреннюю молитву сегодняшние старообрядцы? Правильно, с проклятий в адрес Петра I и Питирима. Что-же такого нужно было сделать, чтобы до сих пор тебя проклинали и ненавидели все старообрядцы России?

    Нижегородский край с первых дней раскола стал одним из оплотов «древнего благочестия». Это не удивительно, если принять во внимание тот факт, что ключевые фигуры раскола — инициатор церковных «новшеств» патриарх Никон и его яростный антагонист протопоп Аввакум — оба были выходцами с нижегородской земли.
   Оказавшись вне сферы влияния официальной православной церкви, приверженцы «старой веры» быстро распались на различные направления и течения («толки», как тогда говорили). Самое главное различие было между «поповским» и «беспоповским» толком.
Различие заключалось в том, что первые признавали чин священства и монашества, вторые — не признавали и в их общинах главными были не священники, и выборные лица из числа мирян. В свою очередь от этих толков отпочковались другие направления и секты. Что касается Нижегородского края, то нижегородские старообрядцы в большинстве своем принадлежали к «поповщине» и признавали священников и монахов. Именно об этих старообрядцах в основном и пойдет речь.

В конце 17 века, спасаясь от преследований, нижегородские раскольники уходили в глухие леса, за Волгу, где ставили свои скиты (объединение нескольких старообрядческих обителей-монастырей). Особенно много их поселилось на берегах реки Керженец.
С тех самых пор староверов в Нижегородском крае стали называть «кержаками», а слово «кержачить» стало означать «придерживаться старой веры». Жили кержаки по разному: относительно мирные времена сменялись на периоды жестоких репрессий. Особенно сильными преследования были в то время, когда епископом Нижегородским был назначен Питирим. При нем начался знаменитый «разгон» Керженца или Питиримово разорение

3.Сообщение о Питириме

4. Почему время, когда епископом Нижегородским был Питирим вошло в историю как «питиримово разорение»

  Сообщение:  Но вот в 1719 году Питирим становится епископом Нижегородским и Арзамасским, фактически "подвинув" с этой должности прошлого епископа-консерватора, Филарета. С этих самых пор начинаются наиболее грандиозные в то время гонения на старообрядцев. До сих пор остается загадкой, почему же сам Питирим, будучи выходцем из традиционной старообрядческой семьи, а также видным деятелем старообрядчества на Ветке (один из религиозных центров, граница с Польшей), практически "сменил" веру.

    Деятельность Питирима в должности епископа и послужила поводом для ненависти со стороны старообрядчества. Будучи близок с сестрами Петра, он поддерживал сообщение с самим Императором. Именно Питирим предложил Петру проект реформ по устранению раскола, причем этот проект пришелся ко времени и к месту, так как Россия была истощена войнами и нуждалась в пополнении казны. Основным, и наиболее важным аспектом реформ стало введение двойного налога по отношению к старообрядцам (Указ от 8 января 1716 года). Проводником этой политики в Нижегородском Поволжье и стал Питирим, активно использовавший светскую власть в лице нижегородского вице-губернатора Ю.А. Ржевского для искоренения «раскола».

    Методы нового епископа были довольно интересны. Поочередно он вызывал к себе всех священнослужителей области и просил их написать списки "раскольников", состоящих в их приходах, для последующего обложения их двойным налогом. Священники, само собой, отказывались. Тогда Питирим сажал их в камеру при монастыре и держал там до того, пока они не напишут необходимые списки. Причем, бывало, Питирим пускал в ход не только молитву и доброе слово для убеждение попов, но и собственные кулаки. Зачастую настоящих раскольников в приходах не было, тогда священники "закладывали" обычных прихожан, внося из в списки как "раскольников". Тех, конечно, облагали двойной податью, за что прихожане не были благодарны своему священнику. Но самое интересно заключалось в том, что Питирим обещал оставлять на своих местах "покаявшихся" священников, а на деле сразу после написания признательной их отправляли в ссылку. Потому что по действующему тогда законодательству укрывание раскольников каралось весьма жестко.

    Такая политика Питирима имела несколько важных последствий.

1) Уже через 3 года служить в храмах было просто некому. Сослано было большинство служителей, а выпускники семинарий других городов и весей не спешили в нижегородчину.
2) Соответственно, Питирим предпринимает весьма грамотные шаги в разрешении сложившейся проблемы дефицита кадров: он открывает Нижегородскую семинарию и ряд приходских школ для подготовки собственных кадров. И это внесло определенный вклад в развитие образования Нижегородской области.
3) Под страхом разорения от двойного налога все большее число крестьян переходит в официальное православие, а самые принципиальные старообрядцы бегут в соседние области и даже за Урал.
4) Активность Питирима укрепляет позиции нижегородской епархии, которая в начале своего существования считалась беднейшей в России.

    Сообщение: Начались массовые преследования старообрядцев. С 1718 по 1725 гг. в нижегородской епархии открыто было раскольников до 47 тысяч человек; из них до 9 тысяч приняли православие; часть записалась в двойной оклад, так что за 1718 и 1719 гг. Ржевский собрал с 19 тысяч человек около 18 тысяч рублей; упорных монахов ссылали на вечное заточение в монастыри, а мирян наказывали кнутом и отправляли в каторжную работу. В леса посылались воинские команды, которые силой выгоняли из скитов раскольников, а сами скиты уничтожали. Одним из способов противостояния произволу церковных и гражданских властей были самосожжения — когда раскольники, священники и миряне с женами и детьми, запирались в каком-то здании, чаще всего в деревянной церкви, и поджигали сами себя. Несколько таких случаев было зафиксировано и на территории Нижегородского края.
Но более распространенными были побеги, когда раскольники снимались со своих насиженных мест и бежали куда глаза глядят, чаще всего в Сибирь, куда они и принесли свое прозвание. Поэтому до сих пор в Сибири раскольников называют «кержаками» - слишком много выходцев с Керженца переселилось туда в начале 18 века.  

Нижегородское старообрядчество в наши дни 
 
90-е годы прошлого века справедливо называются временем религиозного возрождения в России и на всем постсоветском пространстве. Не остались в стороне от этого процесса и нижегородские раскольники. Возникли новые приходы, кое-где были воздвигнуты новые старообрядческие храмы.
   При Успенской древлеправославной церкви в г.Городце действует воскресная школа для детей старообрядцев. Сейчас на территории Нижегородской области проживает несколько десятков тысяч старообрядцев, как поповцев, так и беспоповцев. Главные организационные структуры поповцев — Русская православная старообрядческая церковь и Русская Древлеправославная церковь; беспоповцев — Древлеправославная Поморская Церковь.
  В Н.Новгороде с 1995 года издается газета «Старообрядецъ. Газета для старообрядцев всех согласий», помещающая на своих страницах как историко-краеведческие материалы, так и информационные заметки, посвященные жизни основных старообрядческих согласий.
Кроме того, нижегородские старообрядцы продолжают собираться на своих праздниках в дорогих для их памяти местах Нижегородской земли.
Мы идём.
И рука в руке,
И шумит молодая смородина.
Мы на Керженце, на реке,
Где моя непонятная родина...
И на каждой лесной версте,
У любого кержачьего скита
Русь, распятая на кресте,
На старинном,
На медном прибита.

3. Закрепление:

Составить синквейн со словом «Питирим»

4. Домашнее задание

   Представьте, что Вы живете в Нижегородском крае в 30 годы 18 века и принадлежите к старой вере. У вас есть возможность обратиться к Питириму с челобитной. Изложите вашу просьбу.

5. Итог урока, выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...