Конспект открытого занятия на тему "Туристские ресурсы Северского района"
план-конспект занятия по краеведению (6 класс) на тему

Павлова Галина Зиновьевна

На занятии "Туристские ресурсы Северского района" учащиеся знакомятся с классификацией туристских ресурсов и в ходе поисково - исследовательской деятельности выявляют туристские ресурсы своего района, распределяют их на основные группы. В ходе изучения этой темы они расширяют свой кругозор, лучше узнают свой край и убеждаются в том, что именно каждый человек несет ответственность за состояние окружающей природы и обязан беречь и сохранять ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

Раздел программы: «Общая характеристика края»

Тема: Туристские ресурсы Северского района.

Тип занятия – изучение нового материала

Цель занятия: Познакомить учащихся с туристскими ресурсами Северского района.

Задачи:

Образовательные: познакомить  учащихся с  классификацией  туристских ресурсов  и  сформировать у  них  представление  о туристских ресурсах Северского  района.

Развивающие: развивать навыки поисково-исследовательской деятельности учащихся, умение работать в команде.

Воспитательные: повысить интерес к изучению малой Родины, воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: осуществление потребности в творческой деятельности, проявление интереса к новому.

Регулятивные УДД: определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога.

Познавательные УДД: ориентация в своей системе знаний: - умение отличать новое от уже известного; формирование умения добывать новые знания – находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную на занятии информацию; формирование умения перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других – грамотно выражать свою мысль в устной или письменной речи, слушать и понимать речь других; использование навыков взаимодействия в команде.

Форма работы: индивидуальная и групповая - перед началом занятия учащиеся делятся на 3 группы по 4 человека.

Методы: Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, деятельностный метод – поисково – исследовательская работа учащихся.  

Материал и оборудование: карты Краснодарского края и Северского района, буклеты, наборы открыток, книги  про Северский район.

Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор.

Этапы урока:

  1. Оргмомент. Объявление  темы занятия. Вступительная беседа.
  2. Изучение нового материала.
  1. Классификация туристских ресурсов.
  2. Характеристика туристских ресурсов Северского района.
  3. Групповая работа учащихся.

III.  Подведение итогов занятия. Рефлексия. Домашнее задание.

Ход    занятия.

I этап - Оргмомент. Приветствие. Вступительная беседа. Создание проблемной ситуации. Определение темы занятия.      

Педагог: Здравствуйте, юные туристы-краеведы! Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: "В чем отличие между туристами-краеведами и просто краеведами?" (Основное отличие между ними в том, что туристы-краеведы изучают свой край в основном непосредственно  в походах и путешествиях.)

Сегодня у нас  урок - путешествие, мы с вами будем путешествовать по родному району. Основным символом  нашего занятия будет дорога (На доске вывешивается фотография дороги). Дорога нужна, чтобы двигаться по ней к своей цели. Перед вами открытая, неизведанная дорога. Над вашей головой   -  высокое, голубое  небо.

- Какие чувства наполняют вас, когда вы шагаете по дороге? (Бодрость, свежесть, сила)

Путешественник внимательно, мудро, спокойно всматривается в гармоничную картину природы. Главные его черты - внимание и чуткость к миру. Путешественник - самый свободный человек на земле. В песне "Люди идут по свету"  ( сл. И. Сидорова, муз. Р. Ченборисовой)  есть  такие  строки "Счастлив, кому знакомо  щемящее  чувство дороги" ( Звучит песня «А люди идут по свету») .Символу нашего занятия - дороге - посвящено много стихов, песен.

 - Какие стихи или песни о дороге вы знаете?

Создание проблемной ситуации. Определение темы занятия.

- Каждое путешествие или поход имеют свои цели. А как определить цель нашего занятия -  путешествия по родному району? Что для этого нужно знать?    (Чтобы определить цель  нашего путешествия по родному району  нужно знать, какими туристскими ресурсами он обладает?)

- В каком районе мы живем? (В Северском.)

- Значит, что мы должны определить? ( Какими туристскими ресурсами обладает Северский район.)

- Тема нашего сегодняшнего занятия "Туристские ресурсы Северского района". На этом занятии мы узнаем, на какие группы делятся туристские ресурсы и какими из них обладает Северский район.

           II этап - Объяснение   нового учебного материала.

 1.Ознакомление с классификацией туристских ресурсов.

Педагог (дает объяснение понятию "Туристские ресурсы"): Туристские ресурсы - это условия для удовлетворения туристских потребностей человека: сочетания компонентов природы, социально-экономических условий и культурных ценностей. (На экране демонстрируется таблица "Туристские ресурсы". Демонстрация  таблицы  сопровождается  рассказом  педагога.)

Педагог: Обратите внимание на таблицу на экране. Тут представлены основные группы туристских ресурсов:

  • природные ресурсы;
  • культурно-исторические ресурсы;
  • социально-экономические условия.

Каждая группа ресурсов подразделяется на отдельные виды, которые мы сейчас рассмотрим.

Туристические ресурсы

Природные

  • климатические
  • водные
  • геоморфологические (рельеф)
  • растительный мир
  • животный мир
  • особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки

Культурно-исторические

  • культурные
  • исторические
  • этнографические

Социально-экономические

  • экономико-географическое положение
  • транспортная сеть

  • уровень экономического развития
  • трудовые ресурсы

2.Характеристика туристических ресурсов Северского района.

 - А теперь, опираясь на эту таблицу, давайте охарактеризуем туристические ресурсы Северского района. Для характеристики ресурсов мы должны дать ответы на следующие вопросы:

  1. В какой части края расположен Северский район?(Юго-западной части)
  2. На каком склоне Главного Кавказского хребта он расположен?(Северо-западном)
  3. На какие зоны делится территория района по рельефу? (Равнинная часть и горная)
  4. Какую часть территории занимают леса?(Половину)
  5. Какие реки протекают по району  и какие водоемы имеются? (Реки Шебш, Афипс, Убин, Иль, Крюковское водохранилище и множество прудов)
  6. С какими административными районами граничит Северский район? (Абинский,Геленджикский,Туапсинский,Горячеключевской,Красноармейский и Тахтамукайский Адыгеи)
  7. Как развита дорожная сеть? (Через район проходит федеральная трасса Краснодар-Новороссийск и железная дорога)
  8. Какие погодно-климатические условия в районе? (Климат умеренно-влажный, продолжительность туристического сезона 7-9 месяцев)
  9. Какие достопримечательности Северского района вы знаете? К какой группе туристических ресурсов они относятся?(Стоянка первобытного человека, курганы, дольмены относятся к археологическим ресурсам; горы Собер, Папай, скалы "Желтые монастыри являются памятниками природы, также относятся и  к геоморфологическим ресурсам; Наташкины водопады и Запорожские источники---водные ресурсы; Северский историко-краеведческий музей, обелиски, мемориалы и памятники в честь защитников Отечества---культурно-исторические ресурсы; Турбазы "Крымская поляна","Филя",базы отдыха "Дубрава","Сосновая роща" относятся к социально-экономическим ресурсам).
  10. Как вы думаете, что является главной достопримечательностью района? (Уникальный природный ландшафт и живописные места для отдыха)
  11. Какими видами туризма и отдыха можно заниматься в нашем районе?(Познавательный,экологический,спортивный(пешеходный),велосипедный,конный,джиппинг,рыбалка,сбор грибов и ягод и т.д.)

Вопросы проецируются на экран. На доске вывешиваются карты Краснодарского края и Северского района. Учащиеся вместе с педагогом находят ответы на вопросы.

Обобщение .

-  Давайте обобщим наши ответы. Туристические ресурсы Северского района представлены всеми видами ресурсов, но преобладающее значение имеют природные и культурно - исторические ресурсы.

Обобщающий  рассказ педагога и презентация слайдов с достопримечательностями района.

-  Послушайте, пожалуйста, общую характеристику Северского района.

Северский район основан в 1924 году, включает в себя 12 сельских и поселковых округов,46 населенных пунктов. Территория района 212,2  тыс.га ,из них 108 тыс.занимают леса. Численность населения 107 тыс.человек. Северский район расположен в юго-западной части Краснодарского края в левобережье реки Кубань на северо-западном склоне главного Кавказского хребта. Климат района умеренно-влажный, осадки 700-800 мм в год. Продолжительность курортно-туристического сезона---7-9 месяцев. Он граничит с 6 административными районами:Абинским,Геленджикским,Туапсинским,Горячеключевским,Красноармейским и Тахтамукайским районом Республики Адыгея. Рельеф района представлен равнинной частью и лесной(горной)зоной. Самая высокая вершина ---гора Убин-су высотой 875 м.Визитная карточка района ---гора Собер-Оашх, которая видна со всех точек района. Это ближайший к столице края предгорный район: расстояние от Северской до Краснодара 37 км., до морского порта Новороссийск--110 км. Через территорию района проходят федеральная трасса Краснодар-Новороссийск и железная дорога. Водные ресурсы представлены реками Шебш, Афипс, Убин, Иль, Крюковским водохранилищем и многочисленными прудами, минеральными источниками. Поймы рек и берега прудов являются прекрасными местами отдыха и рыбалки. Туристические ресурсы Северского района представлены всеми видами ресурсов. Главной достопримечательностью является уникальный природный ландшафт и живописные места для отдыха. На территории района имеются памятники природы--уникальные природные объекты: скалы, растительные сообщества и др.По территории нашего района проложены туристические маршруты к природным и культурно-историческим достопримечательностям. Для любителей пикников на лоне природы, рыбалки и активного отдыха в районе построено немало турбаз, отелей и гостевых домов. В Северском районе можно заниматься познавательным,экологическим,спортивным(пешеходным),велосипедным,конным туризмом, джиппингом, рыбалкой, сбором грибов и ягод и т.д.Северский район является перспективным районом Краснодарского края по развитию туризма.

Физминутка.  Игра "Горы, скалы, водоемы".

Педагог называет  достопримечательности Северского района, а учащиеся выполняют движения: горы - руки вверх треугольником, водоемы - руки в стороны, скалы - приседания.

3.Групповая работа учащихся.

Для проведения групповой работы учащимся предоставляются карты, буклеты, информационный справочник, наборы открыток, книги по  Северскому  району, доступ в интернет.

Беседа о сохранении и бережном отношении к природному и культурному наследию родного края

Педагог: Общую характеристику туристических ресурсов Северского района мы с вами дали. Мы показали, что  наш район  располагает всеми видами туристических ресурсов и имеет большие возможности для развития сферы туризма и отдыха. Но вместе с развитием туризма возрастает и антропогенное воздействие на природные и культурно-исторические достопримечательности, актуализируются проблемы сохранения этих ресурсов.

- Как сегодня складываются отношения человека с окружающей средой?

- Знакомы ли вам случаи разрушительного и вредного воздействия человека на природу? Приведите примеры.

- Что мы можем сделать для улучшения окружающей среды?

 Вывод: Сохранение, бережное отношение к природному и культурному наследию родного края---дело каждого человека,  особенно туриста-краеведа.  Помните это всегда сами и напоминайте другим!

Работа в группах.

- Теперь предстоит вам настоящая поисково-исследовательская работа краеведов. Каждая группа будет исследовать определенный вид  туристических ресурсов района и подготовит рассказ об этом. В вашем распоряжении имеются книги, карты, схемы, буклеты, наборы открыток, информационный справочник по Северскому району, интернет. Сопровождение своих  рассказов демонстрацией фотографий, иллюстраций приветствуется. На подготовку даю 10 мин.

1-ая группа---водные ресурсы,

2-ая группа---лесные(рельеф, флора, фауна)

3-я группа---культурно-исторические.

Рассказы групп о своих ресурсах. В ходе рассказов составляется таблица  "Достопримечательности  Северского района."

Достопримечательности Северского района

Водные ресурсы

Лесные ресурсы

Культурно-исторические

Наташкины водопады

Скалы "Золотые камни"

Стоянка первобытного человека

Папайские водопады

Скалы "Желтые монастыри"

Дольмены в долине р.Убин

Озеро Лох-Несси

Гора Папай--памятник природы

Дольменная группа" Собер-Оашх"

Запорожские источники

Гора Собер-Оашх

Северские курганы

Смоленский серебряный источник

Гора Бараний Рог

Северский историко-краеведческий музей

Азовский минеральный источник

Гора Белолистка

Северский парк отдыха и культуры

Водопад "Утаенный" на г. Собер -Оашх

Гора Артиллерийская - памятник природы

Памятник экипажу самолета Б 3, погибшему на южном склоне г. Собер - Оашх

Водопады в окрестностях пгт. Ильского на притоках реки Иль

Красные (Наумовские ) скалы

Памятник на месте гибели Героев Советского Союза братьев Игнатовых в пос. Баки

Крюковское водохранилище

Теснина " Волчьи ворота" в верховьях ручья Б. Чибий

Обелиск в честь защитников Отечества в ст. Смоленской

Реки Афипс, Убин, Иль, Шебш.

Гора Ламбина

Нефтяная скважина "Бабушка"

Карские водопады

Горячеключевской заказник

Львовский краеведческий музей

III этап - Подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание.

Подведение итогов

Педагог: На сегодняшнем занятии мы познакомились с классификацией туристских ресурсов и узнали, какими туристскими ресурсами обладает наш Северский район.

- Богат ли Северский район туристическими ресурсами?

- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии о своем районе?

- Захотелось ли вам посетить какие-нибудь достопримечательности Северского района?

- Появилось ли у вас чувство гордости за свой район?

Рефлексия. Прием "Плюс - минус - интересно"

+

-

?

В графу "+" учащиеся записывают все, что понравилось на занятии, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу "-" записывают все, что не понравилось, показалось скучным, осталось непонятным. в графу "?" (интересно0 вписать интересные факты, о которых узнали на занятии и о чем бы еще хотелось узнать по данной теме.

 Задание на дом : Подготовить рассказ об одной достопримечательности Северского района.

Прощание с учащимися.

Педагог: Наше занятие заканчивается, на прощание я включаю вам песню "У похода есть начало" из кинофильма "Завтрак на траве." Кто ее знает, подпевайте.

Звучит песня  "        У  похода есть начало".(муз. В. Шаинского, сл.М.Львовского). Демонстрация слайдов с фотографиями походов объединения " Туристско - краеведческий".

Литература:

  1. В.Харченко, А.Харченко, А.Кистерев  У подножия Собера .История Северского района Краснодарского края(с древнейших времен до наших дней),2005 г.
  2. В.и  А.Харченко, А.Кистерев  Между Илем и Шебшем.1993 г.
  3. Информационный справочник 2013-2014 Северский район
  4. Самойленко А.А. Маршруты выходного дня в окрестностях Краснодара.2003 г.
  5. Ковешников В.Н.Путешествия по красавице Кубани.2012 г.
  6. Отдых и путешествия на Кубани.Энциклопедия.Краснодар-2010 г.
  7. План-схема "Северский район"
  8. План-схема " Собер-Оашх"
  9. План-схема  "Горный массив Папай"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

Конспект открытого занятия "Туристские достопримечательности Северского района".

Конспект содержит информационный материал по ознакомлению детей с туристскими достопримечательностями, районна, а также игры на тему туризма....

Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)

Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»»  (с использованием современных образовательных технологий...