Выступление на РМО
статья по краеведению на тему

Хасанова Эльвира Сайфутдиновна

Школьный музей играет огромную роль в воспитании у подрастающего поколения таких качеств, как гражданственность и патриотизм, способствует развитию их гражданской компетентности, самостоятельности. Главное, что дает школьный музей, духовное, нравственное воспитание, чего так не хватает сегодня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на РМО учителей истории и обществознания

 

Тема:

«Актуальные возможности музея сельской школы»

                                                 Подготовила: учитель истории

                                                                         МОБУ  СОШ д.Тереклы

                                                                         Хасанова Э.С.

«Изучая предков, узнаем самих себя,

 без знания истории мы должны

 признать себя случайностями, не

 знающими, как и зачем пришли

 в мир, как и для чего живем,

 как и к чему должны стремиться»

(Ключевский В.О.)

Понятие «Родина», чувство любви к ней человек познает с детства, со школьной скамьи. За годы обучения в школе мы должны научить ребенка не только грамотному письму, математике, истории и другим школьным предметам, но и открыть  для него ещё одну науку – науку  любви к Родине.

 Одной из таких форм воспитания патриотизма и гражданской позиции является работа школьного  музея.

           Школьные музеи играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры, в формировании идейно-нравственных качеств, активной жизненной позиции учащихся. Они могут иметь профили: исторический, этнографический, археологический, комплексный, краеведческий. Для музея сельской школы самым приемлемым вариантом, на мой взгляд, является краеведческий и исторический, включающие отделы природы, экономики, истории и культуры родного края.

Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края. Он, как и государственный, выполняет образовательные и социальные функции. Поэтому занятия с детьми, впервые попавшими в музей, должны носить научный характер. Это настроит их на серьезность и ответственность деятельности. Важно, чтобы учащиеся обладали музейной терминологией, изучили официальные материалы "О музейном фонде Российской Федерации", принятые Государственной Думой 24 апреля 1996 года, примерное положение "О музее образовательного учреждения". При подготовке к научно-исследовательской деятельности следует научить ребят вести документы, такие, как полевая опись, полевой дневник, справочная карточка, тетрадь записи воспоминаний и рассказов.

С теоретически подготовленными учащимися ведется работа, которая зависит от профиля музея. В основном, конечно, школьные музеи носят направление краеведения, поэтому и научно-исследовательскую деятельность следует направить по этой теме. Начать эту деятельность необходимо с составления летописи своего поселения. Летописный свод должен иметь справочный аппарат, алфавитные и предметные указатели, хронику основных событий. В форме бесед, интервью, опросов, анкетирования старожилов дети под руководством педагога пишут летописный свод села согласно общепринятым нормам. Записи воспоминаний должны вестись без редактирований, даже если речь кажется безграмотной. Они должны отражать тот словарный запас, которым обладает рассказчик. Непонятные слова, если таковые встретятся в ходе беседы, уточняются, выясняется их лексическое значение. Создание летописи родной деревни  является не только посильной и благородной задачей преподавателя истории и его учеников, это будет серьезной научной работой. Думаю, что  в  каждой  школе  организована  целенаправленная  работа  по фиксированию воспоминаний соотечественников по различным проблемам истории  и считаю, что нужно  создать уникальный источник по истории XX века.

Результатом такой работы должно быть не только написание летописного свода, но и формирование информационных банков по разным темам (Раскулачивание, создание колхозов, война и наше село, укрупнение и ликвидация неперспективных сел и т.д.), материал которых можно использовать для написания докладов, рефератов, при подготовке, к урокам, внеклассным мероприятиям.

Наш школьный музей является историческим.    Свидетельство выдано 22 апреля 2010 года. Находится в отдельном помещении. Площадь музея: 18 кв.м. С сентября 2012 года руководителем является  Хасанова Э.С.  Основной аудиторией школьного музея являются учащиеся. Краеведение  в системе образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания у школьников любви к родному краю.

В музее школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальным учебным подразделением общеобразовательной школы, школьный музей выступает как своеобразная часть музейной сети страны.   Ребята занимаются в краеведческом кружке «Патриот» по  авторской программе, проводят следующую работу в соответствии с данной программой:

-изучают литературно-исторические и другие источники;

-систематически пополняют фонды музея путем активного поиска в  походах, экскурсиях;

- обеспечивают сохранность музейных предметов, организуют их учет в инвентарной книге музея;

-создают и обновляют экспозиции, выставки;

-проводят экскурсионно-лекторскую работу для учащихся и населения;

-оказывают содействие в использовании экспозиций и фондов музея в учебно- воспитательном процессе;

-организуют и проводят мероприятия, коллективно-творческие дела, праздники;

- участвуют в районных,  республиканских и всероссийских  творческих конкурсах.

  На занятиях кружка ребята учатся работать с источниками и литературой, архивами, музейным материалом, обрабатывать полученную информацию, проводить исследовательскую работу, готовить компьютерный вариант презентации проекта. Знания и умения, приобретенные в кружке, а также материал, полученный в ходе исследования, учащиеся используют на уроках истории.

За последние годы юные краеведы достигли больших результатов в поисково-исследовательской деятельности. Проект «По малой родине моей» дал возможность учащимся изучить историю села и выступить на научно-практических  конференциях.

Перспективы школьного музея огромны, важно лишь желание наставников и их умение заинтересовать учащихся и привлечь к работе. Правильно организованная работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения посредством исследовательской работы в музее. Кем бы ни стали в дальнейшем наши ученики, прошедшие школу краеведения, они всегда будут ощущать свою причастность к родному краю. Научными руководителями должны выступать все учителя-предметники, а не только историки.

Музейная деятельность влияет не только на качество исторических знаний школьников, но и на их общее интеллектуальное развитие. Школьные музеи способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению практическими навыками поисковой исследовательской работы.

Таким образом, именно школьный музей играет огромную роль в воспитании у подрастающего поколения таких качеств, как гражданственность и патриотизм, способствует развитию их гражданской компетентности, самостоятельности. Главное, что дает школьный музей, духовное, нравственное воспитание, чего так не хватает сегодня, учит не быть «Кем-то, не помнящим родства», любить свои корни, свою Родину, гордиться подвигами своих земляков и брать с них пример. Помогает ребенку прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, помогает задуматься над тем, что его окружает: над семейной реликвией и собственной родословной, кто он есть и зачем живет, что он оставит своим потомкам.

Школьный музей МОБУ СОШ д. Тереклы является историческим. Свидетельство выдано 22 апреля 2010 году. Находится в отдельном помещении. Площадь музея: 18 кв.м. С сентября 2012 года руководителем является Хасанова Э.С.

 Оборудование музея: Стенды, шкаф  для хранения запасного фонда.

Разделы экспозиции:  «Наши земляки», «Уголок боевой славы», «Родословие», «Культура и быт башкирского народа».

Актив музея: Юсупова Алина, Абкадырова Розалина, Нафиков Азамат,   Халилова Ирина, Хусаинов Ильсур.

 Количество подлинных музейных предметов, их краткая характеристика. Основных фондов – 114  (Медали, фото, военные документы, вещи). Вспомогательных фондов – 50. В экспозициях представлены, окаменелые останки дерева, кости крупных животных, предметы быта крестьян XIX-XX века: глиняная посуда, детали ткацкого станка, орудия труда  из железа  (топоры, молотки, серп и т.д.). Большинство экспонатов, данных экспозиций, было найдено  на реке Басу  и окрестностях деревни.

Наличие книги учета музейных предметов:  имеется

 Наличие книги отзывов: имеется

 Количество экскурсий за последний (полный) учебный  год: 14

 Количество экскурсантов: 4

Формы работы музея: экскурсии, лекции, консультации, научные чтения (конференции, сессии, заседания и т.п.); организация краеведческого кружка; конкурсы (викторина, олимпиада и т.д.); вечера встреч, музейный праздник, музейные игры, выездные дни музея.

Заключение комиссии

Музей  МОБУ СОШ д. Тереклы     соответствует требованиям Положения о музеях  образовательных учреждений. Комиссия по паспортизации  музеев ОУ  ходатайствует перед Центром детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования Российской Федерации о присвоении  звания «Музей  образовательного учреждения» данному музею.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...