Краеведческая игра для обучающихся 14-15 лет. «Счастливый случай»
классный час по краеведению (9 класс) на тему

Дубинчина Людмила Николаевна

Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения истории родного края в процессе изучения истории Отечества через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения.
Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа.
Саратовская  область многонациональна — на ее территории проживает более 30 народов. Любой народ — явление уникальное. Каждый внес что-то свое — неповторимое — в цивилизацию. Учить учащихся культуре этнического общения, уважения к языку, быту, традициям, религии народов, населяющих наш край, гордости за трудолюбие — вот задача изучения истории родного края.
Работа может помочь учителю в поиске исторических сведений о родном крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedcheskaya_igra.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия
по краеведению  9-х классов

Краеведческая игра

для обучающихся 14-15  лет.

«Счастливый случай»

Тема: «Край родной, навек любимый»

Автор разработки:
Автор:  Дубинчина Людмила Николаевна, учитель истории и обществознания  МБОУ «СОШ им.М.М.Рудченко с.Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Цель: воспитание патриотизма, любви к малой Родине.  

Задачи:

- формирование интереса учащихся к истории Саратовского края, своего посёлка, к памятникам, национальной культуре, традициям;

- развитие познавательных и  творческих способностей учащихся;

- развитие умения работать в команде;

- систематизация знаний учащихся по истории  родного края.

Оборудование:

  • ноутбук
  • мулитимедийный проектор
  • экран
  • книжная выставка
  • запись музыки к телеигре «Счастливый случай»

 

Подготовительный этап игры:  формируются 2  команды по 5-6 человек из обучающихся двух  классов (9 а или 9 бкл.), им объясняется содержание игры и дается домашнее задание: придумать название команды, девиз,  подготовить по 3 вопроса команде соперника.

Ход мероприятия:

Ведущая: Здравствуйте, дорогие зрители, гости, а также суперактивные болельщики    команд. Мы рады вас видеть в этом уютном классе.  

Сегодня мы будем говорить о родном крае и  проверим знания по его истории. Узнаем, насколько вы знакомы с Саратовским краем, с нашим  селом Перелюб, в котором вы родились и живете, с которым связана ваша судьба, ваша жизнь. Игра состоит из пяти геймов. (Слайд с названиями геймов).

Для победы в нашей игре нужно много знать, а самое главное – это дружба и хорошее настроение.

Ведущая представляет команды. Команды приветствуют друг друга.

Ведущий представляет жюри.

Ведущий: Наша сегодняшняя игра немного похожа на известную телевизионную игру «Счастливый случай». Конечно, правила немного  изменены, но каждому из вас в процессе  игры будет предоставлен «счастливый случай» - показать свои знания и умения.

Итак, начинаем игру. Кто же будет первым? Начинает та команда, которая быстрее назовёт фамилию боярина, воеводы, который руководил строительством Тамбовской крепости  и был первым наместником Тамбова  (Воевода Роман Федорович Боборыкин).


Ведущий: Быстрее ответила команда …, она будет первой отвечать на вопросы 1 гейма.

I гейм – «Дальше, дальше».  В течение 90 секунд командам предлагается ответить на вопросы по истории Саратовского края. Если команда не знает ответа на вопрос, она говорит: «Дальше». Количество баллов за первый гейм зависит от количества правильных ответов.

Ведущий  задаёт вопросы команде №1

 
1.
Культура,  названная по обряду погребения в простых ямах /ямная/.

2. Село, близ которого было открыто погребение девушки, её портрет восстановил по черепу антрополог Герасимов /Бережновка/.

3.Укрепленные деревянным частоколом поселения /городища/.

4. Название племен, считающихся предками мордовского и марийского народов /городецкие/

5. Антрополог, скульптор, восстановивший облик древних людей по черепу /Герасимов/.

6.Древнегреческий географ, рассказавший нам о жизни сарматов /Страбон/.

7 Государство  монголо-татар  в  Нижнем течении Волги. /Золотая Орда./

8. Первая столица Золотой Орды. /Сарай-ал-Махруса – Дворец Богохранимый./

9. Поздняя столица Золотой Орды. /Сарай-ал-Джидит  – Новый дворец./

10 Что означает слово «Увек»? /башня./

Команда набрала ______ очков.

Ведущий  задаёт вопросы команде №2

1. Культура, названная по обычаю выкладывать стенки  могилы бревнами /срубная/.

2. Первоначальное название сарматов /савроматы/.

3. Местное население, жившее в нашем крае до прихода савроматов /буртасы/.

4. Древнегреческий историк, описавший торговые связи Нижнего Поволжья /Геродот/.

5.Характер скотоводства у срубных племен /придомный/.

6.Так называли первых волжан,  жителей балки Сухая Мечетка /неандертальцы/.

7.  Кто впервые назвал Увек городом? /Марко Поло./

8. Кому  принадлежат слова,  что Увек – город «средней величины, но красивой постройки, с обильными  благами  и сильной стужей»? /арабскому путешественнику Ибн Бату./

9. На каком языке были сделаны надписи на монетах Увека? /арабском./

10. Название горы, у подножья которой стоял Увек. /Каланча./

 

Команда ответила на___ вопроса, набрала ___очков. 

Ведущий: Итак, 1-й гейм вами успешно пройден.  Начинаем второй гейм.

II гейм – «Заморочки из бочки».   Командам предлагается доставать по очереди вопросы из бочки.  На слайде показывается вопрос, соответствующий выпавшему номеру. Время на обдумывание – 10 секунд. В гейме всего 8 вопросов, по 4 вопроса каждой команде. За каждый правильный ответ – 2 очка.   В одном из вопросов спрятана подкова. Команде, выбравшей номер с этим вопросом, достаётся Счастливый случай – поощрительные 3 балла.

2 ГЕЙМ - ТОПОНИМИКА КРАЯ.
   Вопрос  к болельщикам: что такое топонимика? (Это наука, изучающая географические названия, от греческого “топос”— место, местность, “онома” — имя).
  Ведущий: интересно и поучительно проникновение в тайну названий.
Как и откуда возникли они? По какому поводу даны? Что означают? Вопросы всегда живые и увлекательные. Топонимика объясняет, как возникли географические названия, какой заключен в них смысл и как они изменяются.

- топонимы, указывающие на деятельность поселенцев: ойконимы Перекупное (первопоселенцы сделали запруду – перекопали –  на реке М.Узень, в результате чего образовалась большая плотина), Садовое (указывает на большое количество садов);

- топонимы, указывающие на род занятий местного населения: ойконимы Каменка (добыча и обработка известнякового камня), Красный Текстильщик (текстильная фабрика), Ямское (жители выполняли ямскую повинность: перевозили почту, казенные грузы, должностных людей, были кучерами);

- топонимы, имеющие историческую этимологию: ойконимы Советское (здесь были расстреляны 11 коммунистов, геройски погибших за Советскую власть в 1921 году), Первомайское (в честь советского праздника 1Мая);

-  топонимы, получившие название по первопоселенцам: ойконимы Бурасы (или бурацкая слобода от названия вольных казаков, или от названия многочисленного тюркского народа буртасы, или название связано с занятием бортничеством - пчеловодством), Синодское (первыми поселенцами были несколько семей синодских крестьян), Монахов (хутор основан монахами – членами религиозной общины) и т.д.

Топонимы, имеющие антропонимическое происхождение (от имен и фамилий)

-  топонимы, получившие название по фамилиям первопоселенцев: Ивановка, Жадовка, Куриловка, Мокроус, Палассовка, Семеновка, Сторожевка;

- топонимы, получившие название от фамилии владельцев земель: Полчаниновка, Ртищево  (помещики Полчанинов, Ртищев), Кологривовка (по фамилии саратовского воеводы);

- топонимы-мемориалы, увековечивающие память о видных исторических деятелях: Калининск (в честь М.И.Калинина, видного партийного и государственного деятеля советской эпохи), Маркс, Энгельс, названные в честь основоположников марксизма-ленинизма; об исторических лицах — Петровск, Пугачев; о выдающихся писателях — Новопушкинское;  о тех, кто сыграл особую роль в развитии населенного пункта: Ершов (по фамилии инженера, строившего дорогу, станцию, поселок) и т.д.

Ведущий:  Команды успешно справились со всеми «заморочками» из бочки, пришло время начать третий гейм, который называется «Тёмная лошадка».

III гейм – «Темная лошадка». 

Ведущий: Я хочу представить вам человека, который любит книги и учит нас любить их. Мы часто обращаемся к ней за помощью, и она всегда рада нам помочь. Это наш школьный библиотекарь  – …….. Она проведёт с вами конкурс на знание различных фактов истории Саратовского края и нашего  Перелюбского района.  А чтобы вам было легче справиться с заданиями, для Вас подготовлена книжная выставка. В этих книгах вы найдёте ответы на все вопросы. Удачи!

Школьный библиотекарь задаёт командам вопросы, они ищут ответы на них в книгах, представленных на выставке.

1. Почему мордовское население перестало заниматься  своим  привычным  делом – сбором меда  диких  пчел  и  перешли  к занятию земледелием? /Леса вырубались/.

2. О ком сложена эта песня:

«...  И хотя каждый год
По церквам на Руси
Человека того проклинают,
Но приволжский народ
О нем песни поет
И с почетом его вспоминает», /о С. Разине./

Исторические деятели

О ком идет речь:

1. Принадлежал к домовитому казачеству, родился около 1630 года, закончил свою жизнь на плахе – был казнен на Красной площади а Москве /С. Разин/.

2. Он был крупный военачальник, опытный градостроитель, с его именем связано окончательное закрепление Русского государства на Волге /Г. Засекин/.

3. Возглавив народное восстание, он выдавал себя за «царевича Петра» якобы сына Федора Ивановича /Илейка Муромец/.

4. Ему было поручено в 1623 г. отправиться по Волге в Астрахань и дальше в Персию и описать пройденный путь. Он составил письменный доклад «О ходу в Персидское царство» /Котов/.

5. Родился в германском герцогстве Саксонии. Получил приглашение принять участие в поездке голштинского посольства в Персию, в качестве секретаря /Адам Олеарий/.

6. Валы и башни, поставленные по его проекту, давно исчезли, ров засыпан. Он спланировал когда-то самую первую саратовскую площадь, нынешнюю Музейную, наметил главные улицы нынешние Московскую, Чернышевского и Лермонтова /Ал-р. Шель/.

7.  Кому принадлежат слова:

а)  ...в письме к своему брату отзывался о С. Разине как о «единственном поэтическом лице русской истории» /Пушкин/.

б)   ...  напротив  считал,  что  «это  был выродок  неудачного  склада  общества» /Костомаров/.

в)  ...теперь охотно умру, удостоившись у великого  императора  столь  любезного его разговора /хан Аюка/.

г)  ...кто хочет Богу, да Государю служить, да  и  великому  войску...  и  я  выслал казаков и вам бы за одно изменников выводить и мирских кровопивцев выводить». /С. Разин/.

Ведущий: Ещё один гейм пройден. Переходим к следующему этапу нашей игры.  Командам было дано домашнее задание – подготовить по 3 вопроса для своих соперников. Послушаем их вопросы и ответы.

IV гейм – Ты – мне, я – тебе.

Вопросы команды №1  команде  №2

 1. О каком событии идет речь в народной песне? Когда это могло произойти?

Как поймали добра молодца
Белы рученьки связали,
Резвы ноженьки сковали,
Посадили меня, молодца,
На мирские подводы,
Повезли меня, молодца,
Во город Саратов
Во городе во Саратове
Бреют кудри не жалеючи
Приводили молодца в приемную.
Становили разудалого
Под меру казенную
И обрили добру молодцу
Кудри русые.
/Забирали в рекруты. XVIIIв./

2. В каком году и кем был составлен герб Саратова /1724–1727гг., итальянским графом Франциском Санти/.

3. В каком произведении А.С. Пушкина описываются события крестьянской войны под предводительством Пугачева? /Капитанская дочка/.

4. В 60-е годы обычными для Саратовского Заволжья «были беспрерывные обозы, взад и вперед идущие, и вся почти степь покрыта была пасущимися волами» – О чем идет речь? /О перевозке соли/.

5. Что называют «Эрмитажем Поволжья»? /Музей им. Радищева./

6. Кого Екатерина II назвала бунтовщиком хуже  Пугачева? /А.С. Радищева/.

Вопросы команды №2 команде  №1

1 . Какое событие, объявленное губернатором Поливановым, вызвало у дворян и богатого купечества Саратова неописуемую радость? /Объявление наместничества губернией/.

2. Какое событие получило название «кубанского погрома»? /Нападение кубанских татар на Саратов и Петровск/.

3. Слобода, основанная на Волге чумаками /Покровская/.

4. Человек, наладивший «соляное дело» /полковник Чемодуров/.

5.  Кого называли «мужицким  царем»?  /Е. Пугачева/.

6. Кто известен в истории как «российский Прометей»? /Н.Г. Чернышевский./

Команды по очереди отвечают на  вопросы соперников. Если дети знают ответа на вопрос, то могут воспользоваться помощью своих болельщиков, но только 1 раз.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги  предыдущих геймов, я предлагаю болельщикам показать свои знания по истории родного края.  Команды в это время будут набираться сил перед последним решающим геймом.

Игра с болельщиками

Пока жюри подводит итоги предыдущих конкурсов, ведущий проводит игру с болельщиками. Все вопросы  представлены на слайдах. За правильный ответ выдаётся бумажная подкова.  Ученик, набравший несколько подков, получает приз.

1.Какую улицу называют «Саратовским Арбатом»? Проспект Кирова./

2. Он  пробыл в одиночном  каземате Петропавловской крепости около 2-х лет, а затем сослан на каторжные работы в Нерчинск,  после  7  с  половиной  лет каторги, отправлен на вечное поселение в Якутию, город Вилюйск, годе он провел 2 0 лет.  Последние б  лет он  прожил  в г.Саратове, где  и  родился. /Н.Г. Чернышевский./

3. Был командиром дивизии, Бородинском сражении, там ему оторвало ногу. Его имя упоминается в произведении А. И.  Герцена в «Былое и думы» /Бахметьев/.

4. Уроженец Аткарского уезда кавалерист, ротмистр,  за мужество,  проявленное в Бородинском  сражении,  был  награжден орденом, а за бой под местечком Красное – золотой шпагой с подписью «За храбрость». В его эскадроне служила единственная женщина-офицер русской армии Н.А. Дурова /П.С. Подъяпольский/.

Жюри объявляет результаты предыдущих геймов.

Ведущий: Командам осталось преодолеть последнее испытание, пожелаем им удачи.

IV гейм – «Гонка за лидером». 

Начинает гейм та команда, у которой меньше очков по результатам предыдущих конкурсов.   Команде задаётся 10 вопросов подряд.  За правильный ответ команда получает 1 балл. Если был дан неверный  ответ, то ведущий зачитывает правильный ответ и задает следующий вопрос.

1. «Один-то сын у старого барина при царе служил в министрах, а другой жил ... будто беспаспортный. Сын этот против царя шел, поэтому   никуда   нельзя   было   ему выезжать».  /А.С. Норов – министр, В .С. Норов – декабрист/.

2. По свидетельству М. Бестужева, «братья,  не числившиеся в членах общества, были настоящими декабристами из бывших на  Сенатской  площади»  /А.П.  и  П. П. Беляевы/.

3. В 1906г. писатель И. Коновалов утверждал: «После того, как начали разбирать хутора, стало ясно, что бедноте этого дела не одолеть». О чем идет речь? Почему Коновалов стоял на такой формулировке? /разрушение крестьянской общины по Столыпинской реформе/.

4. «Беспорядки подавляйте решительно, не стесняясь при крайности действовать огнем». «немедленно арестовывайте виновных» /Столыпин П.А./

5. Через 2 дня после начала войны в составе санитарного отряда добровольцев Российского общества Красного Креста выехал из столицы в Порт-Артур ... будущий первый ректор Саратовского университета /С.Р. Миротворцев/ .

6. О каких событиях начала XX века идет речь в сатирическом   стихотворении:

Скажи-ка, дядя,  ведь недаром,
Подобно ракам и омарам
В душе с отвагой, в сердце с жаром,
Мы пятились назад?
И что при каждой нашей схватке
Мы от …………. без оглядки,
Но в полном боевом порядке
Бежим,  бежим  во  все лопатки,
Пускай нам целят в зад .... /Японская война/.

7. Всей стране известно имя генерал-майора ...,  чья родина г. Петровск. В боях за Москву его дивизия  разгромила 5 фашистских дивизий и одной из первых была удостоена звания гвардейской. /И.В. Панфилов/.

8. В  октябре 1941 г.  в  г.  Энгельсе сформированы 3 женских авиаполка – 586-й – истребительный, 587-й – бомбардировочный, 588-й – ночных бомбардировщиков под командованием Марины Расковой – Героя Советского Союза. Как немецкие фашисты называли летчиц? /Ночные ведьмы/.

9. Некоторые улицы Саратова носят имена саратовцев – Героев Советского Союза ? Какие это улицы? /Марины  Расковой -  командира женской   эскадрильи, А.Хользунова – 265 боевых вылетов, сбил12 самолетов, В.С. Зарубина – 215 штурмов командир эскадрильи, Д.В.Емлютина – командира партизанского отряда на Бряншине, И.В. Панфилова – командира 318 дивизии/.

10. 12 апреля 1961 г. на Саратовской земле приземлился  1  космонавт Земли  – Юрий Алексеевич Гагарин. Назовите это село. /с. Семеновка Энгельского района/.

Команды ответили на все вопросы гейма, жюри подводит итоги игры.

Ведущий  задает вопросы, побуждающие к рефлексии:

  • Что для вас в этой  игре было главным?
  • Что было наиболее интересным?
  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Чему вы сегодня  научились?

Подведение итогов


Жюри объявляет  команду, одержавшую  победу в игре.  Командам вручаются дипломы за победу и за участие, призы.

Ведущий: Ребята, мы благодарим вас за  игру, в которой  вы  показали хорошие знания по истории родного края.  Приятно отметить, что вы  работали дружно и сплочённо, проявляли находчивость и смекалку.   Надеемся, что  заряд   бодрости  и  хорошего настроения получил каждый.   Как правило, в любой игре или в соревновании бывает только один победитель.  Но проигравшим расстраиваться не надо.  Ведь  если сегодня счастливый случай улыбнулся  одному, то в следующий раз он обязательно улыбнется  другому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс

"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...

Игра " Счастливый случай"

Целью игры является активизация познавательной деятельности ребят. В процессе игры у ребят  формируются чувства партнёрства наряду с чувствами индивидуализма, как свойств личности, умения применя...

интеллектуальная игра "Счастливый случай" для обучающихся 9-11 классов

Для того, чтобы повысить интерес к учебному предмету химии необходимо разнообразить формы работы с обучающимися. я разработала интеллектуальную игру "Счастливый случай", где ученики смогут про...

Краеведческая игра "Счастливый случай"

Краеведческая игра «Счастливый случай» проводится с целью воспитания патриотизма, любви к малой Родине.Данное мероприятие нацелено на решение таких задач, как: формирование интереса учащихся к истории...

Игра "Счастливый случай" для обучающихся 6-7 классов

Урок-игра это соревнование, где каждый может проявить свою смекалку, сообразительность. В игре принимают участие три команды по 8 человек.Урок-игра это соревнование, где каждый может проявить свою сме...

Дидактическая игра "Знатоки планиметрии" в форме игры Счастливый случай.

Игра была проведена в рамках недели математики в школе....