Из опыта работы по краеведению и просветительской деятельности на селе.
статья по краеведению на тему

Данный материал - это представление опыта работы по краеведению, просветительская деятельность на селе. Материал предназначался как представление работы претендента для участия в конкурсе на соискание премии Губернатора Алтайского края имени С.П. Титова в номинации:просветительская работа в области литературы, искусства, истории и культуры Алтая, краеведение и музееведение.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_po_kraevedeniyu.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация: просветительская работа в области литературы, искусства, истории и культуры Алтая, краеведение и музееведение.        

           Село моё родное... отсюда меня ещё ребёнком увезли в город. И вот через 18 лет я смогла вернуться на свою малую родину, в село Пещёрка. Туда, где я родилась и с чем чувствовала свою неразрывную связь на протяжении всех этих лет. Здесь я ещё успела увидеть кипучую деятельность совхоза на территории села и его окрестностей. Была свидетелем и самым активным участником работы сельского совета, многочисленных общественных организаций в культурной жизни села.

            Но история  повернула круто в 90-е годы прошлого столетия и, к сожалению, не в лучшую сторону. Жизнь в деревне стала «замирать»: нужно было научиться не просто - выживать, но и жить  в новых условиях. На второй план отодвинулась общественная жизнь – теперь «каждый за себя». Труднее стало достучаться до человека. Но именно тогда я поняла, что необходимо заставить односельчан поверить, что всё зависит от нас самих – жителей села. Необходимо сделать всё возможное, чтобы  сохранить село для себя, своих детей и внуков. Ведь  к этому  времени, за последние 30-40 лет, с карты Залесовского  района  исчезло много сёл в результате административных  реорганизаций. И сегодня с грустью приезжают односельчане бывших деревень в родные места, поросшие бурьяном, чтобы встретиться как одна семья.

           Мы часто говорим, что важно вырастить детей не «Иванами, не помнящими родства», а знающими свои корни, свою родину. Понятие  «Родина»   в детском   возрасте  ассоциируется с местом, где его родной  дом, школа, село. А от того, насколько хорошо они знают и любят  историю  своего  края,  зависит  и глубина патриотического чувства молодого поколения.  Детям свойственно  чувство  гордости   за свою малую родину.  Они  часто стремятся обосновать свой патриотизм  какими-то сведениями  и примечательными   событиями  из  истории  края.  Эти  сведения  становятся  особенно прочными,  если  ученики  сами  участвовали  в  их  сборе, готовились  к  вечеру, празднику  села, писали исследовательскую  работу.

Сегодня,  когда  растрачены  прежние  духовные   ценности  и  идеалы,   многим людям  в  России  приходится  делать  выбор  между  материальными  и  духовными  ценностями.  И  сохранность  духовности   общества   зависит  от  моральной  стойкости  каждого  отдельного  человека.  

В  этих  условиях  огромную  воспитательную    роль  может  сыграть  краеведение,  которое позволяет  растить  патриота и гражданина  с чувством  хозяина;  бережного  отношения  к  природе,   памятникам  старины;  уважения  к  старшим  на  примерах   жизни  родителей,  односельчан,  на событиях  из  истории  своего  села. Именно эти условия позволят продолжить жизнь нашей общей малой родины. Эта цель является главной для всех жителей села: взрослых и детей, работающих и пенсионеров, людей разных национальностей, проживающих на территории села, разного социального положения.

Как историк я отчётливо понимаю, насколько велик потенциал краеведческой работы, и на протяжении ряда лет поиска   пришла к выводу, что наиболее приемлемыми  и удачными  стали следующие направления:

1)  сбор, систематизация и хранение материала         (Приложение № 1)

       Благодаря моей совместной работе с учащимися по краеведению, кабинет истории пополнился следующими материалами:

             •   Об участниках Великой Отечественной войны и тружениках  

                 тыла (личные письма с фронта, наградные материалы);

  • Об участниках освоения целинных земель;
  • О репрессированных немцах;
  • История исчезнувших сел с карты района;
  • Материалы об истории производственных объектов и
    учреждений (история дома - интерната, совхоза «Правда», школы)
  • Об интересных людях села;
  • История появления улиц села и их жителей.

          Таким образом, накоплен богатый материал для создания на базе кабинета истории школьного музея села. Материалы музея  можно будет использовать при проведении школьных и сельских мероприятий.

2)  научно – исследовательская работа                  (Приложение № 2)

   Изучение истории малой родины – это огромное поле деятельности для научно-исследовательского поиска.

         С 2004 года в Залесовском районе  стала входить в практику работы учителей истории научно – практическая конференция. Я со своими учениками сразу же подключилась к этому виду деятельности, и первая  исследовательская работа ученицы 11 класса Татьяны Дорожкиной  «Вчерашний  и  завтрашний  день  села  Пещёрка» была отмечена грамотой победителя в номинации «Актуальность проблемы».

          В 2006 году учащаяся 11 класса Лапшина Евгения представила исследовательскую работу на тему «Вклад  жителей  села  Пещёрка  в  победу  в  Великой  Отечественной  войне» на краевую историко – краеведческую Олимпиаду, где заняла   второе  место. В этом же году  приняла участие в краевом конкурсе «Будущее Алтая» и была отмечена Похвальным листом за успешное выступление.

           В 2007 году Сергеева Ирина, ученица 11 класса, выступила на районной конференции с работой на актуальную тему исчезнувших сёл «Деревни исчезли, а люди остались» и заняла второе место. Эта работа участвовала на краевой историко – краеведческой  Олимпиаде, где была отмечена Дипломом за третье место.

         Учащиеся нашей школы многие имеют немецкие корни. С 2007 года по 2009 год работала над своим исследованием «Судьбы репрессированных немцев в годы Великой Отечественной войны села Пещёрка» Протасова Анастасия. История её семьи - из Поволжья. Выступив с собранным материалом в первый год, Настя получила второе место в районной научно - практической конференции. На следующий год она  выступила с исторической темой, близкой предыдущей – «Национальная политика в советском государстве 20-40-х годов 20 века» и была отмечена третьим местом. В 2009 году выпускница Протасова Анастасия на основе собранного за два года материала представила работу на краевую  историко – краеведческую  Олимпиаду и по итогам конкурса получила Диплом 2 степени. В апреле этого же года Анастасия была приглашена  на IV Открытую региональную научно – практическую конференцию школьников Сибирского регионального округа «Эврика», где была отмечена Благодарственным письмом руководителя департамента образования Новосибирской области. А в  мае 2009 года работа Протасовой Анастасии  была отмечена грамотой за участие в краевой научно – практической конференции «Будущее Алтая».

         Многие родители моих учеников трудятся целыми династиями в доме – интернате, который находится на территории села. Вместе с ученицей 8 класса Гавриловой Марией  мы представили на конкурс работу «История  Пещёрского  дома – интерната».  В 2008 году  она заняла второе место в районной конференции.     

Интересной, на мой взгляд, была тема о живущих в селе  старообрядцах. Исследовательскую  работу «Современный  этап  в  жизни  старообрядчества  с. Пещёрка» писала Успехова Вера, ученица из такой семьи. В 2009 году  на районной конференции работа была отмечена Дипломом в номинации «Личная позиция».  В  этом же году  Вера участвовала  в  районном  конкурсе исследовательских  работ  по  краеведению  и  литературоведению  «Ступени», где  заняла  3  место.

      Как руководитель методического объединения учителей истории и обществознания в районе мной и моими коллегами  в 2012 году была проведена     научно-практическая конференция «Формирование навыков исследовательской деятельности обучающихся в рамках исторического краеведения». Это было своеобразным подведением итогов за весь период исследовательской деятельности в районе.

 В конференции приняли участие  представители зонального Заринского округа, представители Администрации Залесовского района, представители школ района.

       На конференции прозвучали выступления докладчиков, которые представили обобщение и распространение опыта учителей истории Залесовского района в организации научно-исследовательской деятельности обучающихся.

        Всеми участниками конференции было отмечено, что  поставленные задачи достигнуты и данное мероприятие способствовало популяризации педагогических инноваций учителей истории Залесовского района. Учителя были награждены грамотой районного Комитета образования за исследовательскую деятельность и высокие результаты в работе.

3)  коллективные проекты                        (Приложение № 3)

      Ничто так не объединяет, как общий труд, совместные дела. И поэтому особое внимание я уделяю именно им.

Операция «Забота» - это ежегодная акция помощи пожилым людям, уборка территории к сельским праздникам, чистка памятников героям Гражданской  и Великой Отечественной войны.

Операция «Звезда» - это уборка могил ветеранов, обновление и установление красных звёзд на надгробных памятниках ветеранам войны.

Операция «Дети войны» - к  2007 году в селе не осталось ветеранов войны, мало остаётся и тружеников тыла. Эти обстоятельства натолкнули меня на мысль обратиться к сельскому совету с предложением: пещёрцам, рождённым в период с 1933 по 1945 годы присвоить статус «Дети войны»  (односельчанам до 1932 года рождения  присвоен статус «Труженик тыла»).  Теперь их тоже навещают и поздравляют ученики, приглашают на праздники в школу и сельский дом культуры.

       После принятия Закона о статусе "Дети войны" Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 05.05.2015 № 127 -  я поняла, что это стало актуальной темой, и была рада за нашу передовую инициативу.

Операция «Победа» - это вручение подарков, сделанных руками детей, поздравление с праздником, вручение пригласительных открыток на праздники в День победы.

Операция «Бессмертный полк» - современное звучание приняла эта операция в 2015 году как новый образ памяти о погибших и умерших солдатах Великой Отечественной войны. Сбор фотографий, оформление, работа с родными солдата, формирование полка, участие в митинге ко Дню победы.

 4)  общие сельские мероприятия                     (Приложение № 4)

   Самый положительный результат, я считаю, приносит работа по краеведению, направленная на вовлечение в общие сельские праздники как можно большего числа людей разных возрастов, статусов, интересов. Огромная подготовительная работа накануне праздников способствует сплочению, единению, развитию многогранного творческого потенциала всех участников, именно эта работа приносит мне наибольшее удовлетворение.

-   «Селу Пещерка - 210 лет» Значимое мероприятие для всех жителей села. Выставляется исторический материал школьного музея как оформление зала. Участвуют в выставке творческие работы мастеров и умелиц села. Звучат со сцены дома культуры воспоминания о главных вехах села, об интересных людях и исторических личностях.

-   Народный фестиваль сельских улиц села Пещерка:

    «Улица широкая моя», «О, край родной, всегда любимый». В 2006 году я обратилась в сельский совет с предложением провести праздник «Улица широкая моя» и нашла поддержку.  Это был настоящий праздник творчества жителей улиц села. Задания раздавались заранее. Выступление,  в виде визитной карточки улицы, было разным по форме: выступление агитбригады, рассказ о жителях улицы в стихотворной форме, песни, пляски, собственные стихи. Огромные развёрнутые плакаты о жителях улицы с фотографиями. Праздник собрал полный зал зрителей дома культуры. Впечатления переполняли, праздник продолжался до позднего вечера.  Следующий этап уже ждали другие улицы.

- Вечер памяти самодеятельного артиста: «От всей души». Он посвящён был памяти бывшего директора дома культуры,  самодеятельной исполнительницы народных и лирических песен. Воспоминания о ней тепло согревали мою душу. Многим по душе пришлась и моя задумка. Вспоминали общие дела, концерты, песни. Слова песен раздали залу, чтобы вместе с нами односельчане могли их исполнить. Отзывы были тёплыми.

- Этот вечер был проведён силами вокальной группы «Берегиня». Родилась эта группа накануне 70-летия Победы. У меня было большое желание по - особенному запоминающимся сделать этот праздник и думаю, что это удалось. В начале марта 2015 года я пригласила женщин пенсионного и предпенсионного возраста на репетицию. Они с желанием откликнулись на моё предложение. Коллектив подобрался из хороших народных талантов села. Кроме вечера памяти, мы принимали участие в  народном празднике «Русская масленица», на концерте села в честь 70-летия Победы. Певческий коллектив приглашался для выступления в районном центре, на фестиваль солдатской песни, на День пожилого человека.

        День Победы – праздник, пожалуй, для каждого из жителей нашей страны самый главный, самый любимый и трепетный. От того  этот праздник привлекает так много участников и желающих внести свой вклад в его подготовку. На мероприятиях всегда много зрителей, задействованы все: школа, клуб, библиотека, депутатский корпус, работники сельского совета и других учреждений  села. Приводятся в порядок  улицы, украшаются флажками, обновляются памятники, высаживаются  цветы, идут операции школьников по подготовке к празднику.

-  «Чествование тружеников тыла»  (Приложение № 5), вручение юбилейных медалей в честь   годовщины Победы в Великой Отечественной войне (2005 г,  2010 г)  

Самым впечатляющим моментом этого чествования были воспоминания ветеранов  о трудном детстве и юности, а  дети заботливо угощали стариков конфетами и сладостями - тем, чего они не видели, рано повзрослев  в годы  войны.  Сценарий праздника для тружеников тыла я создала по просьбе главы Администрации сельского совета. Выполнять эту работу было приятно.  А пожилым было ещё приятнее от того, что им оказано  внимание и взрослых и детей. Медали принимали со слезами на глазах и со словами благодарности.

  -     Митинги  (Приложение № 6), посвящённые годовщинам победы в Великой Отечественной войне, готовлю из года в год на протяжении многих лет. Мною накоплен богатый опыт проведения подобных мероприятий. Сценарии митингов никогда не повторяются. Ведущие – дети и учителя. Причем поколения детей меняются, а учителя остаются те же, каждый раз оттачивая своё мастерство в проведении подобных мероприятий.

   -   Маёвка   (Приложение №7) – это новая идея, которая родилась в 2005 году. Старшему поколению известно это название, потому что проводилась она в советский период жизни нашего государства, накануне 1 мая, Дня солидарности трудящихся в борьбе за свои права. И примечательным  было то, что отмечалась она под вечер грандиозным зрелищем – факельным шествием. Теперь этот огонь мы зажигаем в свечах памяти погибшим и ушедшим  из жизни фронтовикам. Проходит это событие 8 мая, накануне  радостного праздника Победы. Когда готовлю сценарий маёвки, стараюсь также не повторяться и вносить каждый раз какую-то новую «изюминку». Это и вызывает интерес у односельчан.

На маёвке 2005 года свечи стояли в центре зрительного зала, имитируя костёр, а люди расположились по кругу этого импровизированного «костра». Каждая улица исполняла свою песню военных лет. Так получилась маёвка с таким звучанием – вечер фронтовой песни «За край родной!».

 2006 год – маёвка «Дальнее эхо войны». Звучал рассказ от жителей села – то, что донесли до своих родных и близких солдаты, вернувшиеся с войны, то, что хранят в каждой семье как реликвию. Дети заслушивались историями, как спасся солдат при форсировании Днепра, ухватившись за плывущее дерево, как боролись с «бандеровцами» после войны на территории Украины, как наша жительница села служила в СМЕРШе телефонисткой и другое.

2007 год – «Бухенвальдский набат» - эта тема маёвки была созвучна материалам, которые были найдены в ходе поисковой работы. В нашем селе проживали фронтовики, которые были в застенках фашистских концлагерей и чудом остались живы.

2008 год – «Праздник Белых журавлей» - маёвка, которая просветила не только детей, но и взрослых: как возник этот праздник. Расул Гамзатов посетил Японию и увидел памятник жертвам атомной трагедии в виде белых журавликов, взмывающих в небо. Это зрелище натолкнуло поэта на мысль, создать песню «Журавли». А в Дагестане, на родине Гамзатова в связи с этим появился День светлой памяти всех погибших на войне. Этот праздник был созвучен нашим маёвкам – а у меня  родилась ещё одна тема.

2009 год – «Пусть сбудутся волшебные мечты, что снились им когда-то

в 45-м» Центральной темой была женщина на войне. Чествование героической землячки Вотяковой (Плотниковой) Лидии Григорьевны.

2010 год – «Женщины – труженики тыла». Тема очень близкая односельчанам, ведь в селе ещё остались женщины, которые вынесли войну на своих плечах, работая в тылу.

2011 год – «Я шлю тебе письмо из 45-го» - сама тема маёвки говорит за себя. Я вместе с ребятами и учителями, коллегами добывали письма у своих родных и близких, у односельчан, и с их разрешения они были озвучены на празднике. Стиль письма поражал молодое поколение: сколько стойкости, уверенности в победе, описания героических событий, гордости за Родину и свой народ!

2012 год – «Мы знаем о войне не понаслышке». Маёвка посвящена великим битвам    Второй мировой войны и солдатам – участникам этих сражений.

 2013 год – «Детство, опалённое войной» - эта тема также оказалась близкой нашим односельчанам. Трудное, голодное детство детей, а для эвакуированных немецких семей из Поволжья к нам в село - ещё  и сиротское. У некоторых из них обоих родителей отправили в трудармию, а детей оставили  на родственников и соседей. Но всех объединило общее горе – война и лишения.

2014 год – «У войны не женское лицо». На маёвке звучали слова признательности от детей войны женщине – матери, вынесшей на плечах тяготы войны, но спасшей детей от голодной смерти, болезней. Женщине, умеющей ждать, хранить семейный очаг.

2015 год – юбилейный знаменательный год, поэтому тема охватывала широкий спектр военных событий. «Философия войны» - такой стала тема маёвки. Старшее поколение с гордостью наблюдало за своими детьми, внуками, как ребята грамотно отвечают на вопросы, принимают участие в разговоре о войне. Значит все предыдущие праздники, школьные уроки и внеклассные мероприятия не прошли даром.

             Опыт работы позволил мне сделать вывод о моей краеведческой просветительской деятельности в селе как благоприятном влиянии на подрастающее поколение. Стали теплее взаимоотношения между людьми, вырос мой личный авторитет, который заработан большим трудом и стараниями многих лет.  Появились единомышленники и взаимопонимание со стороны жителей села.  На это хочется ответить ещё большим  старанием в работе,  продолжать  намеченную цель – как можно дольше продлить жизнь села, как можно больше сплотить вокруг  этой цели земляков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы методиста по теме: "Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса"

"Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса" обобщение опыта работы методиста...

Обобщение опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности на уроках ОБЖ"

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом,...

Статья из опыта работы "Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении химии посредством проектно-исследовательской деятельности"

Проектная деятельность способствует формированию нового типа обучающихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом са...

Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."

Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся.    Задачи опыта: Раскрыт...

Из опыта работы музея краеведения. Подготовка к смотру-конкурсу музеев.

Добрый день, уважаемые коллеги! Руководитель краеведческого объединения «Уголок России», учитель истории и обществознания Алёхина А.И. Краеведческий музей ГБОУ СОШ пос. Кировский действует 15 лет. Хоч...

Приложения к статье "Из опыта работы по краеведению и просветительской работе на селе"

Материалы созданы на протяжении многих лет работы в школе и общественной работе на селе. Данный фотоотчёт служит доказательной базой к статье "Из опыта работы по краеведению и просветительской работе ...

Из опыта работы по краеведению

В статье представлен материал по направлениям деятельности: краеведение, поисково-исследовательская деятельность, социальные праекты, руководство поисковым отрядом и другое....