Из опыта работы по краеведению
статья по краеведению

Подчасова Ольга Анатольевна

В статье представлен материал по направлениям деятельности: краеведение, поисково-исследовательская деятельность, социальные праекты, руководство поисковым отрядом и другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы Подчасовой Ольги Анатольевны,

учителя технологии, математики

МБОУ «Алексеевская СОШ» Благовещенского района Алтайского края

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дмитрий Сергеевич Лихачёв отмечал, что «культура человечества движется вперёд не путём перемещения в пространстве времени, а путём накопления ценностей. Ценности не сменяют друг друга, новые не уничтожают старые, а, присоединяясь к старым, увеличивают их значимость для сегодняшнего дня». Молодое поколение должно проникнуться ответственностью за доверие, оказанное потомками в плане сбережения и обогащения национальной культуры. Мы никак не должны быть «Иванами не помнящими родства».

Но чтобы хранить, нужно понимать то, что тебе доверили. А это требует знания, уважения и гордости. Поэтому большое место в моей работе занимает просветительская деятельность.

Краеведческая деятельность

Огромную воспитательную роль играет краеведение, позволяющее растить патриота и гражданина с чувством хозяина; бережного отношения к природе, памятникам  старины;  уважения  к  старшим  на  примерах   жизни  родителей,  односельчан,  на событиях  из  истории  своего  села. Краеведческая работа многогранна, так как по ходу её открываются всё новые и новые факты, которые необходимо обработать и включить в работу, донести новую информацию до жителей.

За последние годы возрос интерес к истории края, района, отдельных населенных пунктов. О далеком прошлом своего села мы, в основном, знаем только по рассказам его старожилов. Ликвидировать дефицит информации, которым отличалось недавнее прошлое, объективно освещать события вчерашнего дня и передавать информацию людям – моя главная задача просветительской деятельности, которая ведется на протяжении многих лет.

Будучи патриоткой своей страны, я много сил отдаю делу гражданско-патриотическому воспитанию и возрождения национальных русских традиций в современном обществе.

Я всю жизнь прожила на территории Алексеевского сельского совета. Поселок Александровка – моя малая родина, а Алексеевка – настоящее место жительства. (Расстояние между ними 5 километров). Здесь я успела увидеть кипучую деятельность совхоза на территории Совета и его окрестностей. Была свидетелем и самым активным участником работы сельского совета, многочисленных общественных организаций в культурной жизни села.

Но 90-е годы прошлого столетия повернули жизнь села, к сожалению, не в лучшую сторону. Жизнь в деревне стала «замирать»: нужно было научиться не просто - выживать, но и жить в новых условиях. На второй план отодвинулась общественная жизнь – теперь «каждый за себя». Труднее стало достучаться до человека. Но именно тогда я поняла, что необходимо заставить односельчан поверить, что всё зависит от нас самих – жителей села.

Моя малая родина. Школа, клуб, магазин, молодёжь, работа у людей – всё было…. Мы любили свой родной уголок и с ним связывали своё будущее.

Сейчас в селе проживает 31 человек: 22 пенсионера, 1 ребенок и 8 человек трудоспособного населения. Всего 18 дворов. Самому старшему жителю села 93 года, а самому младшему - 36 лет. Село вымирает.

Восемь лет назад я спешила туда с воспитанниками, чтобы встретиться с его долгожителями, узнать историю села, успеть записать и сохранить то, что помнят его жители, запечатлеть деревню, её облик.  

 Возникла идея собрать всех жителей поселка, земляков, которые проживают в разных уголках России и за малым рубежом на столетний юбилей поселка Александровка.  Мою идею поддержал Совет ветеранов, Глава Алексеевской администрации, Совет депутатов. Глава Алексеевской администрации оказал помощь в предоставлении транспорта для поездок по селам Благовещенского района на встречи с бывшими жителями Александровки. Таким образом, мы собрали ценнейший материал для летописи Александровки. Создала актив по подготовке и проведению мероприятий праздника: спортивные соревнования, конкурсы усадеб и цветников, семейных блюд, стихов и частушек, выставка народного творчества. Мы оформили большую фотопанораму о жизни села за все годы.

Впервые за всю историю маленького поселка состоялся большой праздник. Это сплотило всех земляков, заставило более полно ощутить чувство патриотизма и единства, причастности каждого к истории своей малой Родины. В праздновании юбилея приняло участие около 700 человек.

Любовь к малой родине я старалась привить и своим воспитанникам. В результате нашей совместной краеведческой деятельности выпущен диск с видео о праздновании юбилея села, созданы презентации о селе.  Содержание их можно определить по названию: «История села», фотоальбом «Александровка вчера», «Александровка сегодня», «Дом родной», «Участники Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.», «Начальная школа», «Столетний юбилей села».  

Воспоминания старожила села, участника Великой Отечественной войны, Балабы Николая Ивановича об истории поселка Александровка я отправила на краевой конкурс «Алтайская деревня в рассказах её жителей». История поселка Александровка начинает одноименную книгу.  

Стареет и Алексеевка, центральная усадьба Алексеевского сельского совета. Здесь я живу уже 38 лет. Молодежь покидает село. Мы с учащимися сделали приложение к летописи Алексеевки, фотоальбом «Село, в котором я живу». К работе привлекла юных фотографов и взрослых. Фотоальбом был создан в электронном варианте в виде слайдовой презентации. Этот альбом вручаем выпускникам школы на празднике Последнего звонка, чтобы они не забывали малую родину. Находясь вдали от родного дома, они имеют возможность визуально побывать в родном селе. Поступают заказы на такой альбом и от земляков, которые теперь живут в других населенных пунктах.

Наши фотографии украшают интерьер Алексеевского дома культуры. Проект «Село, в котором я живу» на краевом конкурсе «Твори добро на благо людям» получил Диплом Лауреата данного конкурса.         

Мои воспитанники на основе собранного материала или проведенного мероприятия создают видео зарисовки о селе (https://ok.ru/video/78685669986), видео «Герои, живущие рядом» (об афганцах-земляках https://ok.ru/video/235391814237 ), «День Победы» (https://ok.ru/video/737864518382). Эти видео выставляем в сети Интернет, отправляем на районные конкурсы: «Узнают моё село», «Сказание о земле Благовещенской», «Наследники Победы» и занимаем призовые места. Творческие работы учащихся об истории села участвуют во Всероссийских конкурсах «Моя малая Родина».

Организовала группу ребят для исследования национального состава села. Мы выяснили, что коренное население в нашем поселке составляют в основном русские. Собрали богатый материал о русском народе: песни, пословицы, поговорки, обычаи, отображающие характер русского народа, высказывания выдающихся людей о русском человеке. Выявили распространённые имена жителей нашего села, а также происхождение и толкование этих имён. Разучила с учащимися любимые русские народные песни, и в минуты отдыха мы поем их. Воспитанники узнали о русских национальных костюмах в разные эпохи. Девушки изготовили кукол в русских костюмах, которые участвовали потом в муниципальном конкурсе «Кукла в национальном костюме». На основе собранного материала я подготовила и провела в школе мероприятие «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Весь материал оформили в папку «Русский национальный костюм» и передали в Алексеевскую сельскую библиотеку.

Организовала учащихся 5-11 классов для участия в краевом конкурсе «Живая старина» по темам: «Русская изба», «Свадебные обряды», «Всякая душа празднику рада…». Благодаря этим конкурсам, учащиеся, их родители, я и мои коллеги изучили много литературы по данным темам, а полученные знания применяем в жизни, в проведении школьных мероприятий.

Поисково-исследовательская деятельность по увековечиванию имен солдат-земляков ВО войны 1941-1945 годов

 «Памятник нашего села»

Особенностью краеведческой работы является то, что она ставит учителя и учащихся в положение исследователей, поисковиков. Это очень важно, так как ребята учатся не только приобретать готовые знания из краеведческой литературы, учебных пособий и лекций учителя, но и вести самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя. Исследовательский метод вырабатывает у учащихся умение анализировать исторические факты, стремление к самостоятельному поиску и критическое отношение к собранному материалу.

        В каждом российском городе и селе напоминанием о мужественных и отважных защитниках нашей Родины в тяжелые для нее годы Великой Отечественной войны возвышаются строгие обелиски, на которых скупо перечислены имена бесстрашных героев. Меня заинтересовало, знают ли наши воспитанники историю памятника в селе погибшим землякам в годы Великой Отечественной войны. Предложила детям викторину по теме «Памятник нашего села». На часть вопросов дети не смогли ответить, и тогда они решили отыскать ответы самостоятельно. В ходе исследовательской работы учащиеся узнали историю создания памятника в с. Алексеевке. Так реализовался мини-проект «Памятник нашего села». Продуктом проекта стали сочинения учащихся. Отправили фото и рассказ о памятнике погибшим землякам на Всероссийский сетевой межшкольный проект «Карта Памяти» Теперь на карте России отмечен и наш памятник.  

Мои воспитанники, волонтеры Победы, круглогодично ухаживают за памятником, стоят в Почетном карауле в День Победы, возлагают Гирлянду памяти. У памятника волонтеры проводят День Памяти и Скорби (22 июня) и День Неизвестного солдата (3 декабря), привлекая к этим мероприятиям младших школьников, местных жителей. Успешно участвуют в региональных и Всероссийских конкурсах: «Поиск. Находки. Открытия.», «Дорога Памяти», «Без срока давности», «Наша общая Победа», «Письмо солдату» и другие.

«Школа поисковика»

Для меня, как руководителя поискового отряда, поисковая деятельность важна потому, что это часть моей жизни. Я с уважением отношусь и к героическому и трагическому прошлому моей страны, и надеюсь на перспективное будущее и страны, и народа, потому что самое главное наше богатство -  наш народ, без него не может быть ни страны, ни государства. Уходят из жизни ветераны Великой Отечественной Войны, вдовы, старожилы поселков. А сколько неустановленных имен погибших и имен вернувшихся с победой домой солдат?! Вот поэтому и был создан в 2010-2011 учебном году школьный поисковый отряд «Звезда», как одно из направлений патриотического воспитания молодежи.

   Актуальность и правильность этого направления деятельности детских и молодежных объединений подтвердило время. В.В. Путин в своем выступлении о событиях в Кандапоге отметил, что это стало возможно из-за потерь и утрат в патриотическом воспитании, когда не только внешние, но и внутренние радикально настроенные националистические и религиозные организации и сообщества стараются вбить клин между нациями, национальностями и республиками. А это подрывает сами устои нашего государства, Российской Федерации. Любовь к Родине, стремление к ее процветанию и защите - главные ценности патриота и гражданина. Совместно с семьей, школа должна помочь молодому человеку определить нравственные ориентиры: веру в добро и справедливость, товарищество и дружбу, гордость за страну, умению самоопределиться, реализоваться. Воспитывать эти качества у подрастающего поколения необходимо на лучших примерах и традициях нашего Отечества (подвиг в годы Великой Отечественной войны, служение воинскому долгу наших современников – участников боевых действий в Афганистане и территории Северного Кавказа).

В состав поискового отряда вошли 10 человек из числа добровольцев 8-11 классов, среди которых распределены обязанности в отряде. Мною разработана программа «Школа поисковика».

Достижение цели и решение задач Программы реализуется через систему мероприятий на основе взаимодействия с социальными партнерами, общеобразовательными учреждениями различных типов и видов.

  1. Работа подростков в клубах, кружках, отряде. Работа с педагогически запущенными подростками
  2. Работа с музеями и в музеях.
  3. Работа подростков в составе поискового отряда.
  4. Работа с ветеранами, общественностью, СМИ.
  5. Работа в архивах.
  6. Слеты поисковых отрядов Благовещенского района, Алтайского края, выставки, спортивные соревнования.
  7.  Изучение военно-прикладных видов спорта.
  8.  Проведение дней памяти поколений, дней воинской славы России. Участие в конкурсах гражданско-патриотического направления.

Программа «Школа поисковика» способствует формированию у поисковиков опыта работы с архивными документами, с населением, умения анализировать и аккумулировать информацию. Учащиеся получают навыки ведения поисковой работы, благодаря соблюдению технологии поиска, если воин вернулся живым, убит, умер в госпитале, погиб в плену, пропал без вести. Самые активные поисковики отмечены Благодарностью.

Подводя итоги проделанной работе, на заседании поискового отряда ребята высказали свое мнение о проекте «Никто не забыт, и ничто не забыто!». Все пришли к единому мнению – работа была проделана нужная и важная как для самих ребят, так и для их родственников, особенно пожилых: ведь всё, что сохранено в семьях бабушками и дедушками небезразлично молодому поколению, а значит - будет жить в их памяти.

Для членов поискового отряда «Звезда» приобретена атрибутика одежды: футболка и бейсболка, на которые нанесена эмблема отряда. Теперь поисковики с честью и достоинством выступают на патриотических мероприятиях, участвуют в краевых и межрегиональных слетах поисковых отрядов: «Доброволец Алтая», «Молодое поколение – сила Сибири». 

Мои воспитанники – поисковики участвуют во Всероссийском конкурсе творческих работ «Поиск. Находки. Открытия», где описывают деятельность своего отряда. По итогам этого конкурса двое учащихся в 2018 году были приглашены в ВДЦ «Орленок» (бесплатные путевки) на Слет поисковых отрядов школьников России.   В 2019 году Хомкин Вадим стал призером (3-е место) этого конкурса и участником Слета поисковых отрядов в ВДЦ «Орленок». 

Воспитанники   продолжают поисково-исследовательскую деятельность, потому что эта работа не заканчивается, пока живы свидетели войны и «пока не похоронен последний солдат».

Социальные проекты:

Проект «Дерево Победы»

Мне всегда казалось немножко несправедливым, что имена победителей, вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны, мы не так знаем и помним, как имена погибших во время войны.

Готовясь к празднованию 72-ой годовщины Великой Победы, у меня возникла идея изготовить с волонтерами символическое Дерево Победы Алексеевского сельского совета, на котором будут увековечены имена земляков, солдат-победителей. Основой Дерева Победы послужила молодая береза (символ России), на которой размещены силуэты белоснежных голубей (птицы Мира), с именами и фото солдат-земляков, принесших победу нашей стране и Европе в 1945 году. Крону Дерева обвивает Георгиевская лента (символ воинской славы и доблести). Таким образом, Дерево Победы объединило символы: Россия, Мир, Победа, Слава, Память. К созданию этого символа Победы привлекла не только весь коллектив школы, но и родителей, жителей села, которых пригласила на час Мужества в школу на День Победы. Присутствующие на мероприятии поочередно брали «голубя» и с гордостью, трепетом шли к Дереву, чтобы его там водрузить. Таким образом, каждый участник церемонии принял непосредственное участие в создании Дерева Победы. Потом учащиеся с гордостью несли Дерево Победы, возглавляя колонну Бессмертного полка, шествующего по улице села Алексеевки к памятнику погибшим воинам, где состоялся митинг посвященный Дню Победы.   В настоящее время Дерево Победы хранится в Алексеевской сельской библиотеке на самом почетном месте. Каждый посетитель, житель села, гости - могут посмотреть имена и лица героев-победителей. При праздновании 9 Мая Дерево обязательно присутствует на уличной сцене села во время проведения митинга.

Проект «Дерево Победы» на Всероссийском конкурсе на знание государственной и региональной символики Российской Федерации занял 1-е место на краевом этапе, а затем в Москве на очном этапе его защищала член поискового отряда, ученица 9 класса Передереева Анастасия и получила высшую оценку - Лауреат (1-е место).

   Проект «Герои, живущие рядом» - это творческий коллективный проект, патриотической направленности, посвящённый очередной годовщине выводу советских войск из Афганистана.

 Четыре выпускника нашей школы служили в Афганистане. Теперь это уже взрослые мужчины, у которых сыновья уже отслужили в армии.  Мы решили выяснить, знают ли сегодняшние школьники их имена, об их выполненном интернациональном долге в Афганистане, знакомы ли им песни, которыми жили и дышали воины-афганцы, песни, которые пели солдаты Афганской войны в часы затишья.

В день вывода войск из Афганистана, 15 февраля, мы провели встречу с афганцами. Своим проектом мы сказали участникам Афганской войны о том, что гордимся ими, слушаем и поем их любимые песни, рожденные на афганской земле. Они почувствовали, как нам интересны их рассказы о той войне, о солдатской дружбе, о стойкости и героизме.  По материалам этой встречи создали видео – ролик «Герои, живущие рядом!

Проект «Вместе мы - сила!».

Ежегодно наша страна отмечает День Победы. Проводится множество мероприятий, посвященных этому дню. В таких мероприятиях обязательно есть организаторы праздника, участники и зрители. Но есть люди, которые остаются равнодушными к таким событиям. Их тоже не мало, и они есть повсеместно как среди детей, так и среди взрослых. Они не скрывают свое равнодушие. Спокойно относятся к тому, что портрет их прадедушки несут совершенно чужие люди.

В 2019 году мы решили исправить такую ситуацию в нашей школе, реализовав проект «Вместе мы - сила!»

Цель проекта: 

  1. создание условий для повышения активности школьников и взрослых в праздновании Дня Победы;
  2. сохранение и передача современным детям живой памяти о Великой Отечественной войне и формирование понимания, ЧТО мы празднуем в День Победы.

Результаты проекта:

- Повысился уровень осведомлённости школьников и их родителей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны 1945-1945 годов;

- учащиеся расширили репертуар песен времен ВОВ на военную тематику.

-  98% коллектива школы приняли участие в акции «Символы и атрибуты Дня Победы».

- участники проекта объединились общей идеей и почувствовали ощущение  причастности к великому и важному делу патриотической направленности;

- осуществлено толерантное общение школьников со взрослыми и сверстниками через совместную деятельность;

- учащиеся испытали себя в различных видах деятельности и остались удовлетворенными результатами своего труда;

- коллектив школы (100%) и односельчане проявили активность в участии празднования Дня Победы;

- родители удовлетворены новой деятельностью своих детей, поддерживают их выбор;

- в сознании участников проекта укрепилась значимость Великой Победы Советской Армии и советского народа, они прониклись уважением к героическому прошлому своей семьи, народа, любви к Родине.

Изготовлено:

  • Гирлянда Памяти,
  • 50 значков «Я помню! Я горжусь!»  
  • 30 гвоздик
  • Добавлено 6 портретов для Бессмертного полка
  • Реконструировано 10 портретов  
  • «Голубь Мира» 25 шт.

Вся информация, фото и видео материала о проведенных мероприятиях по подготовке к празднованию 74-й годовщины Победы размещена на сайте школы

Поисково-исследовательская работа

 «Никто не забыт, и ничто не забыто!»

На памятнике погибшим землякам скупо перечислены имена погибших или пропавших без вести, 181 бесстрашных героев. Как звучат их полные имена? Из какого они поселка? Как погибли? И много других вопросов я себе задавала. И если я не знаю на них ответы, значит, молодое поколение тем более не знает.

Я решила устранить эти пробелы и совместно с поисковым отрядом посвятить землякам-героям долгосрочный проект (10 лет) «Никто не забыт, и ничто не забыто», вовлекая в эту деятельность родителей, педагогов, население Алексеевского поселкового совета. 

         Составили лист – опросник. Поисковая работа шла в четырех направлениях:

 первое; работа с Книгой Памяти Алтайского края. Здесь узнавали полные имена солдат, дату и место его гибели,

– второе; работа с Хозяйственными книгами Алексеевского сельского совета. Поисковики узнавали полные имена призывников на фронт по каждому селу: Алексеевка, Александровка, Калиновка и двух исчезнувших поселков: Полыновка и Лабзоватый.)

– третье; работа с населением, то есть с участниками войны, старожилами сёл, родственниками участников войны. Использовались все виды связи: сеть Интернета, мобильная связь, почтовая переписка, собеседование. Узнав о нашем проекте, к нам приезжали родственники участников войны из других мест, привозили фотографии солдат, фронтовые письма, похоронки, рассказывали о боевом пути солдата, о его деятельности в мирное время.

– четвертое; работа с интернет-сайтами: ОБД «Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа». Установили точные даты и обстоятельства гибели отдельных солдат. Скопировали наградные листы, анкеты некоторых участников войны.

Проведя поисково-исследовательскую работу, мы узнали и установили полностью имена всех земляков-солдат войны, их звания, род войск, собрали большое количество фотографий.

Работа по сбору материала длилась около десяти лет. Было выявлено, что не все имена (а именно 12 человек), погибших и пропавших без вести, занесены в Книгу Памяти Алтайского края, а также нет этих имен на плитах у памятника погибшим на фронте Алексеевского сельского совета. В настоящее время ведется работа по включению имен этих солдат в списки погибших.

 Книга Памяти «Никто не забыт, и ничто не забыто!»

Когда поисковая работа подходила к завершению, весной 2017 года, я подала заявку на участие в конкурсе социальных проектов на предоставление гранта Губернатора Алтайского края, и мой проект «Никто не забыт, и ничто не забыто!» получил грантовую поддержку в размере 28000 тысяч рублей.    Благодаря гранту и спонсорской помощи главы Администрации Благовещенского района (28000 руб), главы Администрации Алексеевского сельского совета (3000 руб.), издана Книга Памяти тиражом 100 экземпляров объемом в 134 страницы формата А4. Данная книга вместила в себя более трехсот имен земляков – всех участников Великой Отечественной войны 1941-1945г.г., с указанием даты жизни, их военной и послевоенной биографией, боевые награды. Сведения о ветеранах войны составлены по каждому поселению отдельно: Алексеевка, Александровка, Калиновка, Полыновка, Лабзоватое. Книга иллюстрирована большим количеством фотографий участников войны, размещены копии наградных листов, анкеты, фронтовые письма, похоронки.

Содержание Книги Памяти:

  1. Информация о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
  2. Список солдат, пропавших без вести.
  3. Список солдат, погибших на войне.
  4. Списки солдат, вернувшихся с войны в поселки: Александровка, Лабзоватый, Алексеевка, Калиновка, Полыновка.
  5. Копии солдатских писем с фронта.
  6. Копия похоронок.
  7. Обращение к читателю.

Почти во всех семьях сведения о родственниках были собраны. Имена, военная судьба, подвиги прадедов и дедов не исчезли, а сохранились, и будут передаваться потомкам. Мне земляки при встрече выражают слова благодарности за Книгу, за её уникальность, что ей нет аналогов в Алтайском крае.

В Книге помещено стихотворение местного автора Кастусева Г.П. о памятнике погибшим землякам и стихотворения других авторов. Включила в Книгу работы учащихся Передереевой Анастасии, Липского Степана победителя и призера краевого конкурса «Наша общая Победа» в номинации «Фотоколлаж».

        Провела презентацию Книги Памяти «Никто не забыт, и ничто не забыто!» с приглашением представителей всех категорий населения, учащихся из трех соседних средних школ (около 100 чел.). Книгу вручила участникам ВОВ 1941-1945 г. г., вдовам, детям войны, сельским библиотекам Благовещенского района, музею р. п. Благовещенка. Несколько экземпляров Книги передала Алексеевской сельской и школьной библиотекам.

Реализация проекта освещалась в СМИ: статья «Будем помнить ваши имена» в газете «Родная сторона» Благовещенского района, видео-материал «В Алексеевке издали Книгу памяти» - на сайте Благовещенского районного информационного центра http://r-storona.ru/2017/11/08/v-alekseevke-izdali-knigu-pamyati, на сайте «Алтай молодой» http://altaimolodoi.ru/sections/granty/, на сайте Управления по образованию Благовещенского района и сайте Алексеевской средней школы.

Практическая значимость работы состоит в воспитании уважения к    предшествующим поколениям. Материалы Книги Памяти   коллеги используют для бесед с учащимися на классных часах, Уроках Мужества, учащиеся - для написания исследовательских работ, сочинений, жители села -при написании родословной семьи, создании семейного архива.

         Книга очень востребована. Материалы Книги односельчане копируют и пересылают своим родственникам, живущим за пределами Благовещенского района, Алтайского края (г. Москва, Новосибирская обл., Тюменская обл., Кемеровская обл., Казахстан, Германия и т.д.)

Поиск судьбы воина – достаточно длительное и нелегкое дело, которое не всегда приводит к достоверным и конкретным результатам. Но даже крупицы нового знания о человеке всегда ценны. Было решено продолжить работу, чтобы обогатить героическую летопись книги новыми фактами, новыми свидетельствами мужества, благородства, патриотизма и верности её защитников

Внеклассное мероприятие «Фронтовые письма о любви и о войне»

Фронтовые письма тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания - учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни. Нужно хорошо знать и помнить свою историю, хотя бы для того, чтобы испытать уважение к своим предкам. А из уважения родится любовь к каждому человеку, только тогда не будет войн.

Я часто посещаю сельскую библиотеку, интересуюсь новинками, делюсь книгами, журналами из домашней библиотеки, наработанными материалами. Меня заинтересовала книга в библиотеке «Фронтовые письма о любви и о войне». Прочитав ее, я подумала: «Имеются ли в семейных архивах земляков письма с фронта?».

Появилась идея провести в школе мероприятие «Фронтовые письма о любви и о войне»

Задачи мероприятия:

- провести поисковую работу по сбору фронтовых писем из семейных архивов земляков;

- расширить представление учащихся о любви между юношей и девушкой на примере фронтовых писем;

- укрепить в сознании участников мероприятия значимость Великой Победы Советской Армии и советского народа;

- способствовать привитию уважения к героическому прошлому своей семьи, народа, любви к Родине;
-  привлечь ветеранов, вдов, общественность к решению проблем духовно- нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи;
- создать условия и учить передавать собственные чувства, развивать умение понимать чувства других.

Началась поисковая работа. И фронтовые письма нашлись.

В них земляки писали о том, как воюют, как скучают по своим родным, по дому, землякам, интересовались, какая погода, какой урожай вырос. И таким теплом веяло от этих писем!    

 Истертые со временем фронтовые письма я заламинировала, чтобы они еще дольше послужили будущим поколениям, копии оставила для Книги Памяти.

Я удовлетворена результатами проведенного мероприятия. Учащиеся узнали, что чувствовали наши герои перед лицом смерти, как дорожили своими чувствами, как трогательно умели писать о них. Узнали, что в нашем селе жили женщины – вдовы, сохранившие верность своим погибшим мужьям: Климова Мария Ивановна, Рыбина Софья Гавриловна.  

Отклики об этом мероприятии получили большой резонанс, и меня с учащимися пригласили выступить с фрагментами этого мероприятия на районной историко-краеведческой конференции «Патриотизм и его истоки». Выступили мы и на праздновании 9 Мая в Алексеевском СДК. О том, как шла подготовка к мероприятию и описание этого мероприятия, мы с активом детской организации «Алые паруса» отправили на краевой конкурс моделей органов самоуправления среди школьников и студентов Алтайского края в номинации «Мы это сделали первый раз» и заняли 3-е место. 

Бессмертный полк

Ежегодно организую и провожу на селе акцию «Бессмертный полк».

     В нашей школе под моим началом и силами учащихся изготовлена фотогалерея из 78 героев-земляков Великой Отечественной войны для участия в шествии Бессмертного полка. Ежегодно наш «полк» шагает 9 Мая по Центральной улице села к памятнику погибшим солдатам-землякам, где проходит митинг, посвященный празднованию Великой Победы. Но с каждым годом количество учащихся в школе сокращается. Сейчас в школе 35 учащихся, поэтому каждый участник несет по 2-3 портрета.

Численность села Алексеевки около 300 человек. Население вяло принимало участие в шествии «Бессмертного полка», просто созерцало происходящее. Необходимо было провести разъяснительную работу среди односельчан.  Так был реализован проект «Под знаменем Бессмертного полка». С волонтерами Победы выступили перед жителями села с агитацией пополнить ряды участников акции «Бессмертный полк». Для учащихся школы, учителей, жителей села волонтерами Победы были изготовлены и вручены закладки для книг об истории появления акции «Бессмертный полк».   В результате реализации данного проекта количество участников акции «Бессмертный полк» увеличилось в несколько раз.

Ежегодно количество портретов нашего Бессмертного полка пополняется, обновляется, реконструируется волонтерами Победы. Хранятся портреты в школьной библиотеке на почетном месте.

Волонтёрская деятельность

Сегодняшние волонтёры в традициях «тимуровцев» встречаются с ветеранами войны и труда (Логоминовым В.И., Михайлик Е.П.,  Марченко А.А., Будянской Е.С., Шишкиным И.В. и другими), оказывают им посильную помощь, поздравляют с праздниками, устраивают встречи. Трудовое и теплое участие учащихся пробуждают добрые чувства в сердцах стариков. Итогом встреч становятся слова признательности и благодарности в адрес воспитанников и их наставников.

Популярными стали акции: «Поможем ветерану», «Доброе сердце», «Неделя добра», «Ветеран живёт рядом», «Здесь живет ветеран», «Дом, где жил ветеран» и другие.

Волонтеры Победы ухаживают за памятником села, за могилками участников ВОВ в с. Алексеевке, п. Калиновке, п. Александровке.

Общественная деятельность

Участвую в ветеранском движении Алексеевского сельского совета. Готовясь к конкурсам ветеранских организаций, составляю сценарий, сочиняю частушки о преобразованиях в селе, в районе, которые исполняются потом на сцене, публикуются в местной газете.

 Люблю путешествовать с детьми, изучая родной край, ездить на туристические слеты.  Побывали с детьми на Калывани, г. Барнауле, в краеведческих музеях Славгородского округа.

Я счастлива, что моя просветительская деятельность находит отклики в душах воспитанников, жителей поселков, коллег. Повышается уровень сознательности и активности земляков, происходит переоценка видения окружающего мира. Люди не равнодушны, круг заинтересованных расширяется, их это радует, значит это стоит того, чтобы продолжать данную работу. Да и сама я радуюсь новым открытиям, новым фактам, новым впечатлениям. Чувствуешь удовлетворение от проделанной работы, осознания того, что это пригодится не одному поколению.

Мои воспитанники растут настоящими патриотами. Это отмечают не только сельчане, но и гости: «Приятно смотреть в глаза учеников вашей школы, в них столько серьезности, вдумчивости, доброты, ясности!»

Знание своей истории, любовь к своей семье и своей Родине, развитие творческого потенциала личности может стать залогом здоровой нации, крепкой основой нашего будущего, и в этом весомую роль играет учитель-наставник-просветитель. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по предмету "Духовное краеведение Подмосковья"

Преподавание духовного краеведения началось в нашей школе с кружка, затем был создан отряд "Славяне и "Наследники". Дети знакомились с историей родного края, совершали маршруты духовного краеведения. ...

Описание опыта работы по теме "Географическое краеведение в патриотическом воспитании школьников"

Краеведческий материал помогает обучающимся установить связи родного края, села с большой Родиной, почувствовать к ней причастность каждой семьи, признать своим долгом, честью стать достойным наследни...

Статья по краеведению "Из опыта работы учителя".

Методика работы по краеведению....

Статья из опыта работы по теме " Школьное историческое краеведение в модели современной школы"

На современном этапе государство уделяет  особое внимание, патриотическому воспитанию подрастающего поколения, считая формирование гражданского сознания благоприятным условием д...

Из опыта работы музея краеведения. Подготовка к смотру-конкурсу музеев.

Добрый день, уважаемые коллеги! Руководитель краеведческого объединения «Уголок России», учитель истории и обществознания Алёхина А.И. Краеведческий музей ГБОУ СОШ пос. Кировский действует 15 лет. Хоч...

Из опыта работы по краеведению и просветительской деятельности на селе.

Данный материал - это представление опыта работы по краеведению, просветительская деятельность на селе. Материал предназначался как представление работы претендента для участия в конкурсе на соискание...

Приложения к статье "Из опыта работы по краеведению и просветительской работе на селе"

Материалы созданы на протяжении многих лет работы в школе и общественной работе на селе. Данный фотоотчёт служит доказательной базой к статье "Из опыта работы по краеведению и просветительской работе ...