Дополнительная образовательная программа по историческому краеведению
учебно-методический материал по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Данная образовательная программа имеет большую значимость в деле личностного развития гражданина России, готового принять традиции, ценности, особенности культурно-исторической и духовной жизни его родного города, района, области. Духовно-нравственная направленность программы, ее научно-познавательный характер во многом обеспечивают решение воспитательных задач в современной школе. Актуальность программы объясняется тем, что изучение истории своего родного края позволяет прежде всего решать задачи формирования личности подростка и направлено на воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважения к прошлому своего и других народов, формирование у них понимания необходимости исторической преемственности поколений, сохранения исторической памяти. Во время изучения истории края учащиеся приобщаются к основам духовных, нравственных, художественных, материальных и других культурных традиций региона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №18
Дополнительная образовательная программа по историческому краеведению.
(5-9 классы)
Составила: Людмила Васильевна Куц
ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ Приказом от «__»______20___г. Директор МАОУ лицея №18 _____________И.А.Теличко |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа имеет большую значимость в деле личностного развития гражданина России, готового принять традиции, ценности, особенности культурно-исторической и духовной жизни его родного города, района, области. Духовно-нравственная направленность программы, ее научно-познавательный характер во многом обеспечивают решение воспитательных задач в современной школе. Актуальность программы объясняется тем, что изучение истории своего родного края позволяет прежде всего решать задачи формирования личности подростка и направлено на воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважения к прошлому своего и других народов, формирование у них понимания необходимости исторической преемственности поколений, сохранения исторической памяти. Во время изучения истории края учащиеся приобщаются к основам духовных, нравственных, художественных, материальных и других культурных традиций региона.
В последние годы значительно вырос интерес к культуре, истории, традициям родного края и поэтому краеведению отводится огромная роль в деле воспитания, обучения и социализации учащихся. В реализации этих задач педагогу во многом может помочь школьный музей.
Музей в школе – это центр музейно-педагогической и краеведческой работы, средство творческой самореализации школьников. Музей инициирует личностно-ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, посильно участвуя в формировании музейного фонда страны.
Программа не ставит своей целью дублировать содержание курса «История западной России. Калининградская область», главное – осуществлять взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности современного школьного образования.
Главная цель программы - дать учащимся расширенные знания об истории края и поддерживать интерес к изучению у школьников такого предмета как история, способствовать формированию социальной активности учащихся, их интеллектуальному развитию путем вовлечения в поисково-исследовательскую, проектную и краеведческую деятельность.
Задачи программы:
- Воспитание чувства патриотизма, уважения к истории и традициям своей малой родины;
- Изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;
- Овладение умениями работать с разными источниками информации;
- Применение знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- Повышение интереса к изучению истории родного края, своей школы и своей семьи;
- Знакомство учащихся с историей музеев;
- Создание условий для самореализации учащихся;
- Участие школьников в краеведческих конкурсах, смотрах, проектах.
В настоящее время растёт количество и доступность краеведческой литературы, научной и популярной; имеются возможности для посещения экспозиций музеев Калининграда и области, работы с историческими источниками; много интересной информации есть на электронных носителях. Поэтому реализация программ предполагает организацию посещений музеев, библиотек, виртуальных экскурсий, выходов для изучения важных исторических и природных объектов.
Большое значение в успешной реализации программы имеет использование различных методов создания положительной мотивации обучаемых, учета их возрастных особенностей. Программа рассчитана на учащихся 5- 9 классов.
Сроки реализации программы: пять лет.
Формы и режим занятий: лекции, экскурсии, практикумы, подготовка исследовательских работ.
Программа рассчитана на 34 часа в год. Практические занятия составляют большую часть учебного времени. Режим работы группы – один час в неделю.
К ожидаемым результатам освоения дополнительной образовательной программы следует отнести следующее:
учащийся научится:
- использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий истории нашего края;
- осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять ее в виде рефератов, презентаций и др.
- рассказывать о природе и основных событиях истории края;
- объяснять, в чем заключается назначение и художественные достоинства памятников культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям в истории края;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия прошлого;
- объяснять назначение музеев как хранителей исторической памяти;
- проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края;
- совершенствовать навыки исследовательской и проектной деятельности.
Итогом работы группы станет подготовка и участие учащихся в городском конкурсе знатоков родного края, а также разработка и защита проектов на лицейской проектной конференции.
II. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения. 5 класс.
№ п/п | Тема | Теория | Практика |
I. Введение 2 часа | |||
1 | Вводное занятие: «Что такое краеведение?» | 1 ч. | |
2 | Экскурсия в школьный музей | 1 ч. | |
II. Объекты краеведения 9 часов | |||
1 | Природа как объект краеведческой деятельности | 1 ч. | Экскурсия в парк Центральный – 1 ч. |
2 | Население и хозяйство края как объекты краеведческой деятельности | 1 ч. | Работа с документами и картой области- 1ч. |
3 | История края как объект краеведческой деятельности | 1 ч. | |
4 | Культурное наследие края как объект краеведческой деятельности | 1 ч. | Виртуальная экскурсия «Архитектура Кенигсберга» 1 ч. |
5 | История Янтарной комнаты | 1 ч. |
|
6 | Проведение настольной игры «Янтарный край» - 1 ч. | ||
III. Источники краеведения- 16 часов | |||
1 | Что мы понимаем под источниками краеведения | 1 ч. | |
2 | Краеведческая библиография | 1 ч. | Практикум. Работа с библиотечкой краеведческой литературы -1 ч. |
3 | Археологические раскопки на территории области | 1 ч. | |
4 | Топонимика в краеведении | 1 ч. | Работа с топонимами города и края – 1 ч. |
5 | Архивные источники | 1 ч. | Работа с архивными источниками школьного музея – 1 ч. |
6 | Картографические источники | 1 ч. | Конкурс « У карты области» - 1 ч. |
7 | Устные источники. Знакомство с легендами Пруссии. Легенды о янтаре. | 1 ч. | Чтение и обсуждение легенд – 1ч. |
8 | Памятники истории культуры как источник краеведения | 1 ч. | |
9 | Кафедральный собор как главный памятник архитектуры прошлого | 1 ч. | Экскурсия на о. И. Канта – 2 ч. |
IV. Музеи как хранители памяти. Школьный музей боевой славы – 5 часов | |||
1 | Как появился музей. Из истории музеев мира | 1 ч. | Путешествие по музеям мира. -2 ч. ( презентации, подготовленные учащимися) |
2 | Из истории музеев России. Кунсткамера. Эрмитаж. | 1 ч. | |
3 | Школьные музеи. История нашего музея | 1 ч. | |
V. Экскурсионная работа, организация походов, участие в краеведческих конкурсах , конференциях, смотрах школьных музеев 3 часа | |||
1 | Участие в проектах | ||
2 | Участие в областной Неделе смотра школьных музеев | ||
3 | Участие в городском конкурсе знатоков родного края | ||
4 | Участие в конкурсах по краеведению | ||
Второй год обучения. 6 класс. 34 часа. | |||
№ п/п | Тема | Теория | Практика |
I. Введение 3 часа | |||
1 | Вводное занятие. Задачи курса. | 1ч. | |
2 | История края и ее периодизация | 1ч. | Работа с «линией времени» -1ч. |
II. Как начиналась история нашего края - 12 часов | |||
1 | Древнейшая история края | 1 ч. | |
2 | Первые письменные сведения о нашем крае | 1ч. | Работа с историческими источниками-1ч. |
3 | Переселение народов на территории Прибалтики | 1 ч. | |
4 | Общественное устройство прусского общества | 1 ч. | |
5 | Религия древних пруссов | 1 ч. | Чтение легенд о богах пруссов-1 ч. |
6 | Ведение хозяйства пруссов. Торговые отношения с соседними государствами и народами | 1 ч. | |
8 | Жилище древних пруссов. Быт и нравы пруссов | 1ч. | |
9 | Границы Пруссии в XIII в. и ее соседи | 1ч. | Работа с картой по истории средних веков- 1ч. |
Тема III. Завоевание Пруссии Тевтонским орденом - 7 часов | |||
1 | Начало христианизации | 1ч. | |
2 | Путь Тевтонского ордена в Пруссию | 1ч. | Подготовка презентаций и их представление-1ч. |
3 | Начало завоевания Пруссии | 1ч. | |
4 | Основание Кёнигсберга | 1ч. | Экскурсия «Историческое сердце города» - 1 ч. |
5 | Восстание 1260-1283 г.г. Поражение пруссов | 1ч. | |
IV. Тевтонский орден в Пруссии – 12 часов | |||
1 | Орденское государство | 1ч. | |
2 | Торговля в орденском государстве | 1ч. | Викторина «Орден и Ганза» -1ч. |
3 | Соседи орденского государства | 1ч. | |
4 | Великая война 1409-1411 г.г. Грюнвальдское сражение | 1ч. | Просмотр видеофрагмента и его обсуждение -1ч. |
5 | Кризис Орденского государства | 1ч. | |
6 | Тринадцатилетняя война 1454-1466 г.г. | 1ч. | |
7 | Тевтонский орден и Московская Русь | 1ч. | Работа с письменными источниками-1ч. |
8 | Последние годы Тевтонского ордена | 1ч. | |
9 | Итоговое занятие | 1ч. | |
Третий год обучения. 7 класс. 34 часа | |||
№ п/п | Тема | Теория | Практика |
I. Введение-1ч. | |||
1 | Вводное занятие. Новая история края | 1ч. | |
Тема II. Герцогство Пруссия - 9 часов | |||
1 | Кризис Орденского государства | 1ч. | |
2 | Образование герцогства в Пруссии | 1ч. | |
3 | Рыцари, крестьяне, горожане | 1ч. | |
4 | Лютеранская церковь в Пруссии | 1ч. | |
5 | Деятельность герцога Альбрехта | 1ч. | Работа с источниками – 1 ч. |
6 | Открытие Альбертины | 1ч. | Подготовка презентаций и их просмотр -1ч. |
7 | Герцогство после смерти Альбрехта. Объединение Бранденбурга и Пруссии | 1ч. | |
Тема III. Превращение Пруссии в провинцию - 24 часа | |||
1 | Пруссия при курфюрсте Георге Фридрихе | 1ч. | |
2 | Развитие Пруссии при Фридрихе Вильгельме. Внешняя политика. | 1ч. | |
3 | Переселение и отношения с соседями | 1ч. | |
4 | Великое Московское посольство 1697 г. | 1ч. | |
5 | Петр I в Кенигсберге и Пиллау. | 2 ч. | Игра «Прусские маршруты Петра I» - 1 ч. |
6 | Создание королевства Пруссия | 1ч. | |
7 | Борьба королевства за укрепление своих позиций в Юго-Восточной Прибалтике | 1ч. | |
8 | Ликвидация последствий чумы 1709-1710 г.г. | 1ч. | |
9 | Северная война 1700-1721 г.г. Визиты Петра I в Кенигсберг. | 1ч. | Экскурсия на о. Канта -2ч. |
10 | Из истории Янтарной комнаты | 1ч. | |
11 | Русские студенты в Кенигсберге | 1ч. | |
12 | Кенигсбергские ученые в Российской академии наук | 1ч. | |
13 | Семилетняя война 1756-1763 г.г. Россия и Пруссия в войне. | 1ч. | |
14 | Пруссия – провинция России. Российские губернаторы. | 1ч. | |
15 | Петр III и выход России из войны | 1ч. | |
16 | Разделы Польши и образование провинции Восточная Пруссия | 1ч. | |
17 | Просвещение в Пруссии. Просветители и Альбертина | 1ч. | |
18 | Знаменитые русские люди в Кенигсберге | 2ч. | Мини - конференция |
19 | Итоговое занятие | 1ч. | |
Четвертый год обучения. 8 класс. 34 часа. | |||
№ п/п | Тема | Теория | Практика |
I. Введение-1час | |||
1 | Вводное занятие. Восточная Пруссия от Наполеона до Первой мировой войны | 1ч. | |
Тема II. Восточная Пруссия в начале XIX в. - 12 часов | |||
1 | Восточная Пруссия и наполеоновские войны | 1ч. | |
2 | Русские войска в Восточной Пруссии в войне 1806 -1807 г.г. | 1ч. | Мини-конференция «Победы русского оружия» -1ч. |
3 | Оборона Кенигсберга русскими войсками | 1ч. | |
4 | Имя королевы Луизы на карте города и области | 1ч. | Просмотр и обсуждение презентации-1ч. |
5 | Тильзитский мир | 1ч. | Работа с источниками-1ч. |
6 | Восточная Пруссия в 1807-1812 г.г. | 1ч. | |
7 | Прусские военные реформы | 1ч. | |
8 | Участие Пруссии в наполеоновском походе против России в 1812 г. | 1ч. | |
9 | Поход русской армии в Пруссию в 1812-13 г.г. | 1ч. | |
Тема III. Восточная Пруссия в середине века - 13 часов | |||
1 | Административное деление Восточной Пруссии. Образование единой провинции | 1ч. | |
2 | Развитие экономики. Сельское хозяйство. Промышленность. Транспорт. | 1ч. | Работа с картой -1 ч. |
3 | Торговые отношения с Россией | 1ч. | |
4 | Общественные отношения в Пруссии | 1ч. | |
5 | Наука и образование | 1ч. | |
6 | Вклад ученых Альбертины в развитие науки | 1ч. | Мини-конференция -2ч. |
7 | Российские астрономы в Кенигсберге | 1ч. | |
8 | Российские литераторы и Кенигсберг | 1ч. | Работа с источниками-1ч. |
9 | Региональная культура. К. Донелайтис. Э.Т.А. Гофман | 1ч. | |
IV. Восточная Пруссия - форпост королевства на границе с Россией - 8 часов | |||
1 | Строительство оборонительных сооружений в Кенигсберге | 1ч. | |
2 | Место Пруссии в подготовке Германии к войне | 1ч. | |
3 | Начало Первой мировой войны. Восточно-Прусская операция 1914 г. | 1ч. | |
4 | Гумбинненское сражение | 1ч. | Практикум «Памятники Первой мировой войны в нашей области» -1ч. |
5 | Последствия войны для Пруссии | 1ч. | |
6 | Влияние революционных событий на жизнь в провинции | 1ч. | |
7 | Версальский мир 1918 г. Итоги революции. | 1ч. | |
Пятый год обучения. 9 класс. 34 часа. | |||
№ п/п | Тема | Теория | Практика |
I. Введение-1час | |||
1 | Вводное занятие. Новейшая история края | 1ч. | |
Тема II. Восточная Пруссия между двумя мировыми войнами – 4 часа | |||
1 | Восточная Пруссия в период Веймарской республики | 1ч. | |
2 | Экономический спад в Восточной Пруссии | 1ч. | |
3 | Приход к власти нацистов | 1ч. | |
4 | Подготовка и начало Второй мировой войны | 1ч. | |
Тема III. Создание и развитие Калининградской области – 29 часов | |||
1 | Восточно-Прусская операция Красной армии | 1ч. | |
2 | Штурм Кенигсберга | 1ч. | Тематическая экскурсия в школьном музее -1ч. |
3 | 1ч. | «Вечная слава героям» - мини-конференция | |
4 | Международно-правовые основы создания Калининградской области | 1ч. | |
5 | Первые шаги советских военных властей | 1ч. | |
6 | Экономическое состояние области. Судьба немецкого населения | 1ч. | Работа с документами -1ч. |
7 | Образование области | 1ч. | |
8 | Планы экономического возрождения области | 1ч. | |
9 | Политика переселения | 1ч. | Работа с документами-1ч. |
10 | Экономическое развитие региона в50-е-середине 60-х годов | 1ч. | |
11 | Развитие рыбной отрасли | 1ч. | |
12 | Развитие транспорта и связи | 1ч. | |
13 | Состояние сельского хозяйства | 1ч. | |
14 | Социально-культурное развитие области. Образование, культура, искусство | 1ч. |
III. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Понятие краеведения. Объекты краеведения. Природа как объект краеведческой деятельности. Изучение климатических условий, растительного, животного мира. Население и экономика края как объект краеведческой деятельности. Экономическое краеведение, его значение и сущность. История как объект краеведческой деятельности. Историческое краеведение, его значение и сущность. Памятники истории и культуры как объект краеведческой деятельности. Искусство края как объект краеведческой деятельности. Искусствоведческое краеведение, его значение и сущность. Археологические раскопки на территории области.
Подготовка к конкурсам по краеведению (занятия-лекции, выполнение тестовых и проблемных заданий).
Источники краеведения (краеведческая библиография, печатные источники, статистические источники, картографические источники, архивные источники, устные источники, памятники истории и культуры как источника краеведения). «Сам себе архивариус»: изучение принципов создания домашнего архива, домашнего музея; изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности.
Понятие «Музей». Социокультурная функция музеев. Основная музейная терминология. История музеев, типы и виды современных музеев. Музей как научно-исследовательское учреждение. Направление и тематика научно-исследовательской работы музеев. Экспозиции и выставки как итог музейной работы. Понятие фондов музея.. Экскурсовод и его деятельность. Подготовка и проведение экскурсий в школьном Музее боевой славы для учащихся лицея. Подготовка выставок, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы.
Экскурсионная работа. Экскурсии в историко - художественный музей, музей янтаря, музей Мирового океана, музей И. Канта, музей «Фридландские ворота», музей «Королевские ворота», музей-блиндаж О. Ляша, Художественную галерею.
Участие в конкурсах, смотрах и других мероприятиях краеведческой направленности. Вовлечение учащихся в проектную деятельность.
История края и ее периодизация. Появление человека на территории края. Появление индоевропейцев. Деление на славян и балтов. Эстии. Историки античности о древних жителях края. Местное население и Великое переселение народов. Происхождение пруссов. Расселение прусских племен. Занятия, быт, нравы, верования. Управление. Отношения с соседями. Первые попытки христианизации пруссов. Путь Тевтонского ордена в Пруссию. Война Тевтонского ордена и пруссов. Крестовый поход 1255 г. Основание Кенигсберга. Прусское восстание. Вожди пруссов. Причины поражения пруссов. Создание государства Тевтонского ордена. Территория, административное деление, управление. Орден и местное население. Привилегии городов. Экономическое развитие государства. Орден и Ганза. Торговые связи с Россией. Прусская культура. Внешняя политика ордена. Войны Ордена с Польшей и Литвой. «Великая война» 1409-141г.г. Сражения у Грюнвальда. Тринадцатилетняя война 1454-1466 г.г. Поиски союзников. Первые контакты с Московской Русью. Посольство Д. Шонберга в Москву. Договор 1517 г. Кризис орденского государства в начале XVI в. Конфликт сословий. Распространение лютеранства. Конец Тевтонского ордена. Отношения с Польшей. Краковский мир 1525 г. Образование герцогства Пруссия. Отношения сословий. Лютеранство в Пруссии. Правление герцога Альбрехта. Управление, политика, экономика. Развитие образования. Открытие Альбертины. Государство после смерти Альбрехта. Регентство. Объединение Бранденбурга и Пруссии. Пруссия при первых курфюрстах. Внешняя политика Бранденбургско - Прусского государства. Поиск союзников. Отношения с Московским государством. Пруссия в конце XVII в. Переселение в провинцию. Отношения с соседями. Великое Московское посольство 1697 г. Петр I в Кенигсберге и Пиллау. Договор с Россией 1699 г. Коронация Фридриха I в Кенигсберге в 1701 г. Северная война 1700-1721 г.г. и Пруссия. Визиты Петра I в Кенигсберг. Выход Пруссии из Северного союза. Внутриполитическое развитие Пруссии. Чума 1709-1710 г.г. Политика переселения и возрождение провинции. Русские в Восточной Пруссии. Российские студенты в Альбертине. Кенигсбергские ученые в Российской академии наук. Пруссия и Россия в Семилетней войне 1756-1763 г.г. Походы русской армии в Пруссию. Восточная Пруссия под российской короной. Российские губернаторы. Петр III и выход России из войны. Пруссия и разделы Польши. Образование провинции Восточная Пруссия. Развитие экономики. Развитие культуры и науки в Восточной Пруссии. Распространение идей Просвещения. И. Кант, И. Гердер, И. Гаман. Знаменитые русские люди в Кенигсберге. Пруссия и антинаполеоновские коалиции. Участие Пруссии в войнах против наполеоновской Франции.Русские войска в Восточной Пруссии в войне 1806-1807 г.г.Сражение при Прейсиш-Эйлау. Сражение у Фридланда. Оборона Кенигсберга. Александр I, Фридрих Вильгельм III, королева Луиза. Тильзитский мир. Восточная Пруссия в 1807-1812 г.г. Прусские военные реформы. Участие Пруссии в военном походе против России. Вступление русских войск в Пруссию. Тауроггенская конвенция 30 декабря 1812 г. Калишский договор 26 февраля 1813 г. Кенигсберг-тыловая база русской армии. Административное деление Восточной Пруссии. Образование единой провинции. Развитие экономики. Сельское хозяйство-ведущая отрасль хозяйства. Промышленность. Транспорт. Развитие морской торговли. Торговые отношения с Россией. Общественное движение в Восточной Пруссии. Либералы и социал-демократы. Наука и образование. Кенигсбергский университет. Ф. Бессель, Г. Гельмгольц. Российские астрономы в Кенигсберге. К. Бэр. Российские литераторы и Кенигсберг. Региональная культура. Превращение Восточной Пруссии в форпост прусского королевства на границе с Россией. Строительство оборонительных сооружений в Кенигсберге. Восточная Пруссия в составе Германской империи. Подготовка к войне. Начало Первой мировой войны. Восточно-Прусская операция 1914г. Гумбинненское сражение. Разгром русских войск. Новое наступление русской армии в конце 1914 г. Последствия войны для Пруссии. Начало революции. Выступления в провинции. Итоги революции. |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Ядром программы являются четыре основные темы: краеведение, объекты краеведения, источники краеведения, музей. Программа направлена как на развитие общеинтеллектуальных умений школьников, так и на развитие специальных навыков исследовательской и проектной деятельности при проведении занятий - практикумов, выполнении творческих заданий и подготовки проектов. При изучении курса важно использовать современные информационные ресурсы, материалы сети Интернет. С учетом возрастных особенностей учащихся упор будет делаться на игровые формы познавательной деятельности, развитие самостоятельности и ответственности (мини - конференции, презентации, проекты, организация ролевой игры). Большая часть учебного времени отводится на проведение практических занятий, экскурсий и походов, что позволит учащимся более детально ознакомиться с памятниками истории и культуры нашего края. В обеспечении программы важно место занимает использование следующего оборудования:
- Обучающая настольная игра «Мой янтарный край». Серия краеведческих и тематических игр «Я живу в России», 2004.
- Калининградская область: географический атлас /гл. ред. В. Орленок. – Калининград: Мастерская «Коллекция», 2011.
- Учебные настенные карты Калининграда и области.
- http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ваулина В.Д. Наш край.- Калининград,2008.
2.Гальцов В.И. Кенигсбергский Нестор.- Калининград,2002.
3.География Янтарного края России.- Калининград,2008.
4.Губин А., Строкин В. Крепости и замки Восточной Пруссии.- Калининград,2008.
5.Калининград: фотоальбом.- Калиниград.2006.
6.Колобовский Е.Ю.Изучаем природу в городе.- Ярославль, 2006.
7.Кретинин Г.В. Прусские маршруты Петра I.- Калининград,1996
8.Лавринович К. Альбертина. - Калининград,1995.
9.Миловский В.А. 60 краеведческих маршрутов по Калининградской области. - Калининград, 2010.
10.Овсянов А. Янтарная комната.- Калининград,2004.
11.Очерки истории Восточной Пруссии.- Калининград,2006.
12.Строкин В.Н. Памятники ратного прошлого.- Калининград,1995.
13. Федоров Г.М. Знаете ли вы Калининградскую область?- Калининград, 2009.
14.Храппа В. Сказки и саги Витланда.- Калининград,1996.
15.Хрусталёв И. Увековечены на нашей земле. - М.,1999.
16.Штурм Кенигсберга.- Калининград,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по Историческому краеведению
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» Возраст обучающихся: 14-15 лет Срок реализации программы: 1 год Курс содержит материалы по истории...
Урок исторического краеведения по теме "Тамбовская епархия в XIX- начале XX в.: служение вере или народу?"
Тип урока: урок-исследование.Целью данного урока является исследование обучающимися истоков деятельности Тамбовской епархии в XIX – начале XX вв. и выбор наиболее значимых из них для понимания её сущн...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/15/picture-33731.jpg)
Система исторического краеведения в современной школе
Поисковые и исследовательские модели обучения школьников на уроках краеведения и во внеурочное время в сельской малокомплектной школе с использованием местного материала...
Доклад для участия в международной научно-практической конференции уроки истории: школа, общество, жизнь (в рамках реализации ФГОС ООО) Секция 8. Родной край в историческом ракурсе: вопросы исторического краеведения, музейной педагогики и исследовательс
Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет кор...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-567044-1421569503.jpg)
Развитие базовых компонентов учащихся в историческом краеведение как в системе исторического образования
Перед учителем истории стоит сложная задача выбора: как найти необходимые инструменты для работы с обучаемыми, чтобы не только передать нужные знания, но и заинтересовать учащихся. На мой взгляд, боль...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/24/picture-1244008-1587710683.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа «Историческое краеведение «Моя Бурятия»»
Дополнительная общеразвивающая программа «Историческое краеведение «Моя Бурятия»»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/23/picture-1210369-1579762597.jpg)
Программа дополнительного образования "Историческое краеведение"
Программа «Юный краевед» разработана на основе программы по краеведению «Дзержинск – наш дом», С.М.Шальнов, педагог дополнительного образования высшей квалифицированной к...