Программа кружка "Основы музееведения"
материал по краеведению (8, 9 класс) на тему

Хижняк Анна Викторовна

Важной частью школьной жизни, эффективным средством воспитания и обучения является школьный музей. Музей – это особый мир, особая атмосфера. Деятельность музея сплачивает детей и взрослых, придаёт воспитательному процессу совершенно новое качество. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому, целостное отношение к культурно – историческому наследию. Музей можно сравнить с книгой памяти, ведь собранные в них документы и предметы хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времён и поколений. Это расширяет возможности учебно – воспитательной работы с учащимися, так как является одной из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей поставленные воспитательные задачи, специфику работы и возрастные особенности учащихся. Именно использование краеведения поможет учащемуся стать настоящим гражданином своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_osnovy_muzeevedeniya.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

 «Основы музееведения»

Классы: 8-9

Автор-составитель: Хижняк Анна Викторовна

учитель истории и обществознания

МБОУ Милютинской СОШ

ст. Милютинская,

Милютинский район,

Ростовская область

ст. Милютинская

2014 год

1. Пояснительная записка

     Важной частью школьной жизни, эффективным средством воспитания и обучения является школьный музей. Музей – это особый мир, особая атмосфера. Деятельность музея сплачивает детей и взрослых, придаёт воспитательному процессу совершенно новое качество. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому, целостное отношение к культурно – историческому наследию. Музей можно сравнить с книгой памяти, ведь собранные в них документы и предметы хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времён и поколений. Это расширяет возможности учебно – воспитательной работы с учащимися, так как является одной из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей поставленные воспитательные задачи, специфику работы и возрастные особенности учащихся. Именно использование краеведения поможет учащемуся стать настоящим гражданином своей страны.

     Музей даёт огромные возможности для решения не только воспитательных задач, но и образовательных и развивающих, сочетать несколько видов работы, проводить комбинированные занятия. В процессе реализации всех форм учебной и воспитательной работы с привлечением музейной педагогики достигается главная цель – воспитание гражданина и патриота. Так, человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством. Программа направлена на неустанную работу по созданию у учащихся чувства гордости за свою родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.

     Актуальность данной программы заключается в том, что современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике.

     Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

     Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

Цель программы: ознакомление учащихся с основами музееведения, Цель программы – формирование культурной и исторической памяти учащихся как граждан России, жителей Ростовской области и станицы Милютинской.

Задачи программы:

  • получить представление об основах музейного дела;
  • сформировать практические навыки работы в музее;
  • привлечь учащихся к работе по организации поиска материалов для формирования и пополнения музейного фонда;
  • исследовать, систематизировать и обобщить материалы, связанные с историей школы и станицы Милютинской;
  • воспитывать патриотизм и чувства сострадания к землякам и людям, живущим рядом, посредством изучения их традиций, обычаев и религии;
  • публично представить результаты своей работы.

Принципы программы:

  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов образования;
  • системная организация управления учебно-воспитательным процессом принцип опоры на российские духовные традиции и культурно-нравственные ценности, предполагающий изучение определенного набора нравственных ориентиров, которые исторически сложились в результате взаимодействия народов, населяющих Россию;
  • принцип гуманизма, отражающий право каждого ребенка на выражение собственного мнения, полное равенство в отношениях с взрослыми, за исключением случаев, юридически ограниченных действующим законодательством, свободу выбора сфер деятельности;
  • принцип вариативности, дающий возможность использования в краеведческой деятельности для достижения поставленной цели различные формы учебной и внеурочной деятельности;
  • принцип социальной актуальности, т.е. выделение в качестве социально приоритетных в современных условиях направлений деятельности, позволяющих практически решать вопросы гражданского воспитания подростков, их социализации. Занятия с учащимися краеведческими исследованиями позволяют ученикам осознать необходимость проделанной работы и на её основе осуществляют:
  • написание работ по историческому краеведению, раскрывающих неизвестные ранее факты региональной истории (доклады, рефераты, буклеты, газеты и т.д.).
  • оформление стендов или уголков в школе.
  • создание слайдовых презентаций.

Реализация данных принципов осуществляется через разнообразные формы краеведческой работы: кружки, конкурсы, соревнования, экскурсии, встречи с ветеранами войны и труда, почётными гражданами района.

Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Посещая кружок, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях у учащихся раскрываются такие способности, как организаторские, творческие, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Программа кружка  «Основы музееведения» предназначена для учащихся 8-9 классов  (70 часов, 1 час в неделю в течение 2-х лет).

Программа включает учебно-тематический план, содержание тем курса, список рекомендуемой литературы. Программа включает 5 модулей:

1.        Музей в пространстве культуры.

2.        Научно-фондовая работа музея.

3.        Экспозиционно-выставочная работа музея.

4.        Образовательная и культурно-досуговая деятельность музея.

5.        Научно-исследовательская деятельность музея.

Модуль 1. Музей в пространстве культуры.

1.1. Понятие о музее, функции и профили музея.

Первоначальное представление о музее. Назначение музеев в обществе как хранителей предметов прошлого и центров научно-исследовательской деятельности. Разнообразие профилей музеев их особенности.

1.2. Из истории музеев. Известные музеи России и мира.

Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных раритетов. Оружейная палата — государева сокровищница XVI—XVII вв. Зарождение первых музеев в России. Кунсткамера. Эрмитаж. Их роль в становлении российских музеев. Начало провинциальных музеев. Музеи первой половины ХIХ в. Формирование сети музеев России. Музейная сеть России к концу XIX в. Развитие музеев в начале XX в. Влияние революционных событий 1917 г. на музеи. Становление советской системы музеев. Новая сеть советских музеев. Изменение роли музеев в постсоветском обществе. Восстановление традиций и принципов работы музеев. Развитие музейной сети. Виды и типы музеев нового периода развития страны. Музеи к началу 1990-х гг. Причины музейной реформы 1990-х гг. Музеи России сегодня и перспективы их развития. Музеи, имеющие мировое значение.

1.3. Многообразие музеев Ростовской области.

Тематика музеев и их специфика. Основные направления деятельности музеев города. Фонды музеев. История станицы Милютинской  в экспозициях районного музея.

1.4. Серия экскурсий в местные музеи.

Проведение экскурсий или виртуальных экскурсий  в музеи области.

1.5. Понятие о школьном музее.

Признаки школьного музея. Задачи школьного музея. Жанры школьного музея. Принципы организации и деятельности школьных музеев. Основные направления оформления музея по истории школы. Этапы создания музея в школе.

Модуль 2. Научно-фондовая работа музея.

2.1 Фонды музея и их характеристика.

Понятие фонды музея. Организация фондов. Фонд музейных предметов. Фонд научно-вспомогательных материалов: их состав и роль в фондах. Научная классификация фондовых материалов. Основной и вспомогательный фонды.

Практические занятия: работа по классификации фондовых материалов, имеющихся в школе.

2.2 Основной и вспомогательный фонд.

Виды материалов основного фонда. Критерии отбора материалов в основной фонд.

Практические занятия: отбор материалов в основной фонд.

2.3.Учет и научное описание музейного фонда. Хранение фондов.

Комплектование фондов. Вещь музейного значения — музейный предмет — экспонат. Цели учета материалов. Основным документом учета и охраны материалов музея. Инвентарная книга и правила ее заполнения. Книга учета научно-вспомогательного фонда. Справочные и инвентарные карточки. Акт приема-передачи и его форма. Инвентаризация музейных предметов. Библиотека музея. Режим хранения. Требования к фондовым помещениям. Требования к температурно-влажностному, световому, биологическому и другим режимам хранения. Хранение экспонатов в экспозициях и на выставках. Основные условия их безопасности. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов.

Практические занятия: комплектование и обработка материалов для выставки.

2.4. Шифрование предметов

Шифр. Правила шифрования предметов. Требования к шифрованию предметов. Схемы описания музейных предметов.

Практическая работа: описание и шифрование музейных предметов.

Модуль 3. Экспозиционно-выставочная работа музея

3.1. Экспозиционный план.

Экспозиционное оборудование. План работы над созданием экспозиции. Разработка тематико-экспозиционного плана. Основные принципы размещения экспонатов в экспозиции. Требования к экспонированию предметов.

Практическая работа: составление плана экспозиции.

3.2. Виды текстов. Этикетаж.

Оглавительный, ведущий и объяснительный текст.

Одиночный и «пучковый» этикетаж. Требования к составлению этикеток. Особенности этикетажа различных музейных предметов.

Практическая работа: изготовление этикеток и проведение этикетажа имеющихся музейных экспонатов.

3.3. Музейные выставки.

Виды выставок. Характер выставок. Требования к созданию фондовой выставки. Практическая работа: разработка и создание тематической фондовой выставки.

Модуль 4. Образовательная и культурно-досуговая деятельность музея.

4.1. Виды экскурсий. Методика подготовки экскурсии.

Обзорные, тематические, учебные экскурсии. Составляющие части экскурсии и их особенности. Памятка экскурсовода. Методика подготовки экскурсии в музеях.

4.2. Подготовка и проведение пробных экскурсий 

Основные этапы подготовки музейной экскурсии. Определение целей и задач, изучение и накопление материалов по теме, выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, обход маршрута экскурсии, составление текста экскурсии, рецензирование текста, проведение пробной экскурсии и утверждение на совете музея.

Практическая работа: составление маршрута экскурсии, отработка маршрута и проведение пробной экскурсии.

4.3.Массовые мероприятия в музее.

Проведение дня музея. Участие в краеведческих викторинах, конкурсах, олимпиадах. Встреча с интересными людьми, имеющими отношение к истории школы.

Практическая работа: проведение дня музея в школе и организации встречи с педагогами ветеранами и выпускниками школы.

        Модуль 5. Научно-исследовательская деятельность музея.

5.1 Подготовка  каталогов коллекций, путеводителей по экспозициям и выставкам и другие издания музеев также являются результатом этого направления деятельности музея. Одна из важных составляющих научно-исследовательской работы - научные конференции, регулярно организуемые музеями.

5.2. Участие в краеведческих конференциях.

Учебно-тематическое планирование.

Тема

Теоретические занятия

Практические занятия

Итого

Введение

1ч.

Модуль 1. Музей в пространстве культуры.

1.1.

Понятие о музее. Функции и профили музея.

1.2.

Из истории музеев. Известные музеи России и мира.

1.3.

Многообразие музеев Ростовской области

2ч.

2ч.

1.4.

Экскурсии в музеи Ирбита.

1.5.

Понятие о школьном музее.

Модуль 2. Научно-фондовая работа музея.

2.1

Понятие «фонд». Виды и характеристика фондов.

2.2

Основной и вспомогательный фонды.

2.3

Учет и научное описание музейного фонда. Хранение материалов.

2.4

Шифрование предметов.

Модуль 3. Экспозиционно-выставочная работа музея

3.1

Экспозиции музея. Тематико-экспозиционный план.

3.2

Виды текстов. Этикетаж

3.3

Музейная выставка.

Модуль 4. Образовательная и культурно-досуговая деятельность музея.

4.1

Виды экскурсий. Методика подготовки экскурсии.

2ч.

4.2

Подготовка и проведение тематической экскурсии .

6ч.

4.3

Массовые мероприятия в музее.

7ч.

Модуль 5. Научно-исследовательская деятельность музея.

5.1

Подготовка  каталогов коллекций, путеводителей

1ч.

2ч.

2ч.

5,2

Участие в краеведческих конференциях

2ч.

2ч.

ИТОГО

22ч.

48ч.

70ч.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны уметь:

  • правильно пользоваться музейной терминологией;
  • работать с основной документацией при подготовке научной концепции выставки.
  • умело пользоваться терминологией и правильно заполнять документацию при проектировании выставки.
  • работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проекта выставки.
  • ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;
  • строить коммуникацию, вести диалог со слушателями.

Реализация Программы позволит заложить основы:

- достижения заданного качества гражданско-патриотического воспитания;

- обновления содержания воспитательной и развивающей работы школы;

- обеспечения преемственности и непрерывности воспитания и развития учащихся.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандартывторого поколения). ― ISBN978-5-09-022138-2
  2. Ванслова Е. Г.  Музей и культура. Экспериментальное методическое пособие Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.
  3. Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Эстетическое воспитание подрастающего поколения в музеях различных профилей//Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1999.
  4. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. 13. «Музейная экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции) под редакцией М.Т. Майстровской, М.: 1997
  5. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964
  6. Музееведение. На пути к музею 21 века: музейнаяэкспозиция.М.,1996
  7. Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988.
  8. Музейный мир России. — М., 2003.
  9. Музейные экспозиции и выставки / Музейное дело России М., 2003.
  10. Музей и школа. Пособие для учителя. М., 1985.
  11. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?). М., 2003.
  12. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001.
  13. Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников: В 3 т. — М., 1998. Т. 1, 2. 1991-1996; М., 2001. Т. 3. 1997-2000. Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004.
  14. Фролов А.И. Музеи Москвы. — М., 2003.
  15. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. — М., 2003.
  16. Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2003.
  17. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике / М-во культуры. РФ. Российского института культурологии. – М., 2001. – 223 с.

Интернет-ресурсы:

  • http://www.museumforum.ru/index.php   Музейный форум
  • http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp  Российская музейная энциклопедия
  • http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива " Музееведение"

Программа факультатива "Музееведение"...

Программа кружка " Музееведение"

Пояснительная записка...

Образовательная программа кружка "Музееведение"

Рабочая программа кружковой деятельности в школе....

Дополнительная образовательная программа предметно-практической деятельности учащихся "Школа музееведения".

        Программа "Школа музееведения" предназначена для дополнительного образования учащихся основной школы. ...

Программа кружка "Музееведение"

Программа кружка "Музееведение"...

Рабочая программа кружка «Музееведение»

Рабочая программа "Музееведение"...

Программа кружка "Музееведение" для учащихся 5-8классов

Программа кружка "Музееведение" для учащихся 5-8 классов, рассматривает историю культуры и промыслов Вятского края второй четверти ХIХ начала ХХ веков. В данном контесте учащиеся имеют возмо...