Читательская конференция "Корабли мечты В.М. Мухиной-Петринской"
методическая разработка по краеведению (8 класс) на тему

Санина Алла Михайловна

Мероприятие разработано для учащихся 7-9 классов.

Читательская конференция - эта форма работы все реже и реже используется в школьных библиотеках для привлечения детей к чтению, так как  основой мероприятия является чтение того или иного произведения, возможно даже нескольких книг одного автора или объединенные общей темой.

Только прочитав книгу, возможно рассуждать о прочитанном, т.е. читательская аудитория предворительно должна изучить тему, а затем уже обсуждать ее. Поэтому читательская конференция - мероприятие, которое требует предварительной подготовки не только готовивших её, но и аудитории с которой планируется обсуждение произведения.

 Данное мероприятие можно разделить на три этапа:

подготовительный:

- выбор темы,

- прочтение произведения читательской аудиторией,

- знакомство с творчеством писателя;

основной:

- презентация произведения

- обсуждение произведения;

рефлексия: 

- подведение  итогов,

- основные выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы по роману Валентины Михайловны Мухиной-Петринской «Корабли Санди»

  1. Назовите полное имя главного героя романа.   (Александр Дружников)
  2. Как звали родителей Александра Дружникова? (Мама – Виктория Александровна; папа – Андрей Николаевич)
  3. Как звали друга  Санди? ( Ермак Зайцев)
  4. Как звали родителей Ермака? (Мама – Гертруда Ивановна, отец – Станислав Львович)
  5. В каких отношениях были Ермак и Ата? (В родственных; они были братом и сестрой)
  6. В каком классе учились мальчики? ( В 7 «Б»)
  7. Кто был старостой класса? (Ляля Рождественская – дочь директора школы)
  8. Кем с детства мечтал быть Санди? (Строить корабли и ходить на них в море)
  9. Кем по профессии были родители Санди?  (Отец – летчик; мать – медсестра в глазной больнице)
  10. Как назывался корабль, на котором ушёл в плавание Санди? («Дельфин»)
  11. Кем по профессии были дедушки Александра  Дружникова? ( Александр Кириллович – мастером кораблестроительного завода; Николай Иванович – профессор, доктор наук и директор филиала научно-исследовательского института Академии наук)
  12. Какой второй профессией удалось овладеть отцу Санди, Андрею Николаевичу? (Он стал главным инженером кораблестроительного завода)
  13. Чем занимался отец Ермака Станислав Львович Зайцев? (Всем понемногу: рисовал, писал поэмы, ваял, занимался цветной фотографией, кибернетикой, судостроением, археологией  и палеонтологией.)
  14. В какой битве Санди впервые одержал очень важную для него победу? ( Учитель зоологии Мария Федоровна принесла в класс разрезанную лягушку, с удаленным головным мозгом, с целью показать наглядно, как много значит головной мозг в жизни живого существа, но ученики не смогли спокойно наблюдать за мучениями лягушки и Санди, схватив дощечку и лягушкой убежал во двор и закопал её)
  15. Когда, при каких обстоятельствах Санди впервые услышал имя Филипп Мальшет? (За чаем Николай Иванович, дедушка Санди, рассказывал об способном учёном, который наверняка не согласится уйти со своего Каспия, чтобы трудиться  в научном институте под руководством академика Дружникова.)
  16. Кем был Иван Баблак и кем стал? (Был – вором и отбывал заключение в тюрьме, а стал – инженером кораблестроительного завода)
  17. Что случилось с Ермаком в конце романа, кто помог ему?  (Ермака арестовали по подозрению в преступлении, а Санди , с помощью следователя и друзей, доказал его невиновность)
  18. Как назывался остров, куда шёл на исследование «Дельфин»? (Остров Морлоу)
  19. Какими словами заканчивается роман? («Счастливого плавания!»)



Предварительный просмотр:

Читательская конференция

«Корабли мечты В.М. Мухиной-Петринской»

У каждого – свой тайный личный мир,

Есть в мире этом самый лучший миг,

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это всё неведомо для нас.

Е.Евтушенко

Эти слова Е. Евтушенко В. М. Мухина-Петринская взяла эпиграфом к своей  книге «Планета Харис». Они как нельзя лучше  подходят к её судьбе. Ведь Валентина Михайловна не могла и предположить, что её жизнь будет такой сложной, что ей придётся перенести множество испытаний. И никто не мог ей сказать, когда всё это закончится. Но в любой ситуации В.М.Мухина-Петринская оставалась человеком с необыкновенно чистой душой и светлым разумом.

Валентина Михайловна Мухина-Петринская родилась 7 февраля 1909 года в приволжском городке Камышине в семье рабочего сталелитейного завода. С детства любила читать. И сочинять начала рано – в девять лет. Как вспоминает Мухина-Петринская, с детства она твердо знала, чего хочет, – стать писателем: «Вся моя биография и заключается в страстном стремлении к этой цели, несмотря на все препятствия, вырастающие передо мной, как крутые горы».

В семье любили и ценили книгу, приобщая детей к чтению. Стремление к творчеству, к литературе рано осознается будущей писательницей как призвание, как дело всей жизни. Мать сохранила первый рассказ Валентины Михайловны — повествование о беспризорном мальчике, написанное под влиянием Диккенса. В школьные годы Валентина Михайловна сочиняет пьесы, даже организует детский театр.

После окончания школы Валентина Михайловна поступила на исторический факультет, но институт окончить не удалось: тяжело заболел отец, и надо было работать, заботиться о семье. Прежде чем стать профессиональной писательницей, В.М. Мухиной-Петринской пришлось пройти трудный жизненный путь: были наветы и арест в том памятном для Отечества 37-ом, следствие и безжалостный приговор (10 лет тюремного заключения), ГУЛАГ и последующее запрещение жить в Саратове. Она устояла и не изменилась. В оттепель 60-х и после ее били критической дубинкой, шельмовали, рассыпали набор ее книг. Но она оставалась сама собой.

Первые публикации Валентины Михайловны относятся к тридцатым годам, но затем наступил вынужденный перерыв в работе, и по-настоящему ее творческие возможности раскрылись в 60-90-х годах. Писательница словно старалась наверстать упущенное, работая исключительно много и плодотворно вплоть до своей смерти в 1993 году. Книги, как бы дождавшиеся, наконец, своей “очереди”, выходили одна за другою, то подряд, то с небольшими перерывами через один-два года.

Писательницу привле-кает образ ученого-перво-открывателя, человека целе-устремленного и самоот-верженного, живущего в мире высоких духовных интересов и стремлений. Таков океанолог Филипп Мальшет — любимый герой В.М.Мухиной-Петринской. Рассказ о нем является сюжетным и идейным цент-ром “Смотрящих впе-ред” и “Обсерватории в дюнах”, затем этот герой появляется и в других произведениях (“Корабли Санди”, “Океан и кораблик”).

Мотив жизненного призвания является основным в романе “Утро. Ветер. Дороги”. Призвание — это цель и смысл жизни, но порою люди представляют его однобоко и извращенно. 

В критике не раз отмечалась романтическая настроенность творчества В.М. Мухиной-Петринской, его несомненные связи с традициями А. Грина. Конечно, традиции романтизма проявляются не только и не столько в отдельных “гриновских” именах и названиях (корабль “Ассоль”, имя мальчика Санди, названного так в честь Санди Прюэля), сколько в самом видении мира, приподнятом, ярком, романтизированном. Писательница любит контрастные образы, сталкивает полярно противоположные характеры, переданные через обостренное юношеское восприятие.В романтической литературе особое место занимает мечта. Именно мечта освещает мир любимых героев Мухиной-Петринской. Мечта вдохновляет, дает цель жизни, делает ее интересной, наполненной, яркой. Отказ от мечты равносилен отказу от жизни творческой и означает серое, бессмысленное существование обывателя.

Мечта о будущем воплотилась в романе “Планета Харис”. Действие романа происходит в 2009 году и на Земле, и на Луне, и на планете Харис, находящейся в антигалактике. Столкновение людей с инопланетянами, сопоставление двух цивилизаций позволяют писательнице поставить значительные общественные и моральные проблемы.

        “Планета Харис” — первый научно-фантастический роман В.М. Мухиной-Петринской. Здесь центр тяжести переносится с характера героя на сюжет,  его перипетии и неожиданные повороты.  Гуманистическая мысль автора  определяет сюжет, жизненные пути  и                  перепутья персонажей, порой  проскальзывает в репликах ее любимых  героев, питает главную концепцию произведения.

Гуманистическая направленность творчества писательницы, вера в Человека и его неисчерпаемые возможности близки молодежи. А это значит, что интерес к творчеству Валентины Михайловны Мухиной-Петринской никогда не иссякнет…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения беседы/мастер-класса с воспитанниками семьи Добряковых на тему: "Мечта мечте навстречу"

Учить детей слышать и понимать аргументы других людей. Формировать сочувствие и желание принимать и понимать людей, отличающихся от других. Развивать эмоциональную честность и саморегуляцию поведения....

Читательский дневник: книги из серии детской литературной премии «Заветная мечта»

В конце августа 2005 года Благотворительный фонд «Заветная мечта» объявил о создании одноименной литературной премии, которая ежегодно будет присуждаться авторам лучших прозаических произв...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

Докла "Читательские интересы современных школьников и проблемы формирования читательской компетенции"

В докладе рассматриваются проблемы формирования читательской компетенции современных школьников...

Урок литературы 6 класс Алые паруса как символ воплощения мечты. Победа романтической мечты над реальностью жизни.

В ходе урока учащиеся познакомятся с жизнью А.Грина, его произведением "Алые паруса". Работа с текстом помогает учащимся представить разных героев произведения, увидеть их отношение к жизни....