А сердце память бережет
творческая работа учащихся по краеведению на тему

Ромова Любовь Николаевна

Работа построена на краеведческом материале.

Аменицкий Роман, ученик Костровской средней школы - погиб в Афганистане

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_serdtse_pamyat_berezhet.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Секция: Военная история России.

Автор: Герасимова Елена

Место учебы: ученица 8 класса, МОУ «Костровская СОШ» Истринского района Московской области

Научный руководитель: Ромова Л.Н.

Место работы: учитель истории, руководитель школьного музея боевой славы Костровской средней общеобразовательной школы, высшей категории.

Аннотация на работу:

«А сердце память бережет…»

Афганистан…  Как много споров сейчас о том, нужна ли была эта война, споров, так больно ранящих сердца воинов – афганцев. И пусть спорят историки, политики, журналисты, но война была. И подвиги наших ребят не вычеркнуть из истории, из памяти людей…

Данная работа направлена на изучение исторического события «Война в Афганистане». Сегодняшние войны не всегда логичны, порой за чуждые нам идеи воюют обреченные. Уцелевшим, вернувшимся с войны двадцатилетним ветеранам не всегда удается вписаться в новую действительность. Тогда безвольно задаешься вопросом, так какой же итог войны: бессмысленность боевых сражений? Ошибка ценою смерти 14 тысяч человек? Или победа? Гордость за попытку распространить мир ценою тысяч покалеченных судеб.

Целью данной работы является сохранение памяти о наших земляках, воинах-интернационалистах. Поэтому необходимо не только осмыслить воспоминания воинов-интернационалистов об Афганистане, но и выяснить отношения старшеклассников   к советско-афганской войне, к воинам интернационалистам.

В работе представлены исследования автора о том, как относятся старшеклассники МОУ «Костровская  СОШ» к Афганской войне, что они знают об этом событии.

Основным методом изучения данной темы является социологический опрос среди учащихся 9-11 классов, анализ ответов, самостоятельно сделанные выводы.

Вопросы, заданные при встречи с воинами – интернационалистами, а также изучение школьного и поселкового краеведческого материала помогли выяснить отношение самих участников к советско-афганской войны.

В конце исследовательской работы сделан вывод о том, что нельзя забывать те ошибки, из-за которых сотни, тысячи молодых ребят лишились жизни. Чтобы не повторять их, надо помнить об этом. Об этом забыть нам просто нельзя!

Материалы данной работы будут интересны старшеклассникам школы, классным руководителям, учителям истории школ, краеведам.

Номинация:  Военная история России

«А память сердце бережет…»

Автор:

Герасимова Елена  Сергеевна,

8 класс,

Муниципальное образовательное учреждение

«Костровская СОШ»

Московская область

143522

Истринский район

Д.Кострово,

Ул.Центральная, д.16

Руководитель:

Ромова Любовь Николаевна,

учитель истории МОУ «Костровская СОШ»

Истринского района,

руководитель школьного краеведческого объединения.

Содержание.

Введение……………………………………………………………..        с. 1-2

  1. Цель и задачи работы
  1. Методы исследования
  2. Гипотеза. Актуальность
  3. Практическая значимость
  1. Основная часть…………………………………….…….        с. 2-4

Заключение…………………………………………………………        с. 4-5

Литература и источники .………………………………………….        с. 6

Приложение.

 

Наша память и боль: Афганистан.

Где только нет сынов твоих, Россия!

Они сражались, побеждая зло…

В Отечественной скольких покосило.

В войне Афганской сколько полегло!

                        В. Дорожкина

25 лет назад закончилась та война…. Война, к которой до сих пор нет однозначного отношения. Одни считают, что наши парни выполняли интернациональный долг, другие – вмешивались во внутренние  дела чужой страны, третьи считают, что наши ребята принесли в жертву свои жизни или  здоровье в угоду  политикам и их непонятным целям. Как бы кто не высказывался, в любом случае, правда в том, что наши  солдаты, наши мальчишки не посрамили чести и достоинства  русского воинства… Чудеса мужества, храбрости, силы духа, братства показали наши воины. Они еще раз доказали, что в любых условиях, в любой ситуации, даже в условиях жесточайшей войны можно оставаться  Человеком   исповедовать  настоящие,  мужские, человеческие ценности.  Как быстро повзрослели наши мальчишки-афганцы. Как грустны их глаза, познавшие что-то, что и объяснить-то словами невозможно.

Цель работы:

-        изучить биографию Аменицкого Романа Вячеславовича;

-        способствовать сохранению исторической памяти о событиях войны в Афганистане, о подвиге жителей Истринского района, исполнявших свой воинский долг.

Работа посвящена этапам становления личности  воина интернационалиста Р.Аменицкого.

Задачи:

1.  Собрать материал о судьбе Р. Аменицкого.

2. На основе  анализа воспоминаний  одноклассников, учителей,  записать историю жизни Романа.

Объект исследования: судьба  Романа Аменицкого.

Методы исследования: анкетирование, интервьюирование, изучение архивных и музейных документов, анализ литературы.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что судьба Романа Аменицкого может служить примером для подрастающего поколения.

Актуальность:  современная молодёжь мало знает об участии советских солдат в боевых действиях за пределами Отечества.

Практическая значимость данной работы в том, что проанализированный материал может быть использован на внеклассных мероприятиях для патриотического воспитания.

В ходе работы мы изучили архивные документы, провели анкетирование учащихся, интервьюирование,  проанализировали литературу.

Всё дальше уходит в историю афганская война, но время бессильно ослабить память  о суровом величии военных лет, стойкости, мужестве и героизме нашего народа.

15 февраля в России отмечается  День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Именно пятнадцатого февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана. Закончился счет потерям наших солдат.  Этот день- День памяти о воинах – интернационалистах.  Важно, чтобы моё поколение помнило о десятках тысяч  советских солдат и офицеров, не вернувшихся с афганской  войны.

Многие называют эту войну самым жестоким и кровопролитным полем боя, развернутым после Великой Отечественной войны. Действительно, сколько жизней унесла афганская война, сколько было пролито слёз скорбящих матерей!

Я считаю, что поколению, к которому принадлежу я, повезло, так как мы можем узнать о той войне не из документов, а из уст её участников и очевидцев. В нашей стране есть много семей, которых эта война не обошла стороной. Среди воинов-афганцев есть и ученики нашей Костровской школы. Об одном  воине-интернационалисте я хочу  рассказать сейчас.

Роман Аменицкий родился 14 сентября 1965 года в городе Покров Владимирской области. В 1972 году поступил в первый класс нашей школы. Учился на «4» и «5». С пятого класса занимался в художественной школе, в эстрадном и духовом коллективах. Все школьные годы был хорошим учеником и ответственно относился к выполнению своих поручений. В 7-ом классе был председателем совета отряда, в 8-ом классе - физоргом класса. Романа любили все ребята в классе, все учителя, соседи по дому, где он жил.

Вот что вспоминает о нем учитель истории Родина Валентина Григорьевна: « Для нас, учителей, наши ученики навсегда остаются в памяти мальчиками и девочками. Рома так и остался в моей памяти мальчиком с умными выразительными глазами, с ласковой улыбкой. Скромный, всегда аккуратный. Любил уроки истории. Всегда внимательно слушал, особенно, когда рассказывали о героических подвигах русских воинов. Всегда приходил в школу с радостью, от него шел какой-то яркий лучик, освещая всем дорогу к знаниям. Мы все жалели, когда семья Аменицких переехала в Истру».

 Рома - веселый, задорный, подвижный. Он всегда занимался полезными, интересными делами. Всегда спешил на помощь, если кому-то трудно. Много читал, любил рассказывать друзьям прочитанные книги. Любил свой родной край. Любил труд. В своем сочинении о хлебе, о земле он писал: «Этот хлеб с таким трудом выращивал хлебороб. А может, даже отдал свою жизнь, спасая хлеб от пожара».

Роман всегда с удовольствием участвовал в спортивных и трудовых делах класса, школы. Дружил со своими одноклассниками.

« Все свободное время Рома посвящал занятиям спортом, играл в духовом оркестре, очень любил играть на гитаре. Выступал в составе вокально-инструментального ансамбля «Школьные годы», созданного учениками школы. Роман всегда был веселым и общительным, имел много друзей не только среди одноклассников»,- рассказывает выпускник школы Царев Александр.

 Очень любил свою школу и учителей. Неслучайно в одном из сочинений о людях, которые являются примером, он написал об учителе школы, участнике Великой Отечественной войны Иванове Петре Алексеевиче.

В детстве каждый мечтает быстрее стать взрослым. А дни и годы тянутся долго потому, что в том возрасте хочется объять необъятное, устремиться навстречу своей мечте. Все незнакомо: мир, люди, события. После окончания восьмого класса Роман поступил в Красногорский оптико-механический техникум. Семья Романа переехала в Истру. Но почти каждый свободный вечер он приезжал в родное Кострово к своим друзьям.

После окончания техникума Роман работал техником- механиком на оптико-механическом заводе города Красногорска. И в техникуме, и на заводе Романа приметили как человека с активной жизненной позицией, с ответственностью к делу, которое выполняет.

21 октября 1984 года Роман был призван в ряды вооруженных сил СССР. Службу проходил сначала в Фергане, а с апреля 1985 года в Демократической Республике Афганистан. Рядовой. Стрелок парашютно-десантной роты 350 гвардейской парашютно-десантной дивизии.

Из архивной справки: « За этот период зарекомендовал себя с положительной стороны. Участвовал в одной боевой операции по уничтожению бандформирований мятежников. С 22 по 25 мая 1985 года принимал участие в боевой операции по уничтожению банд мятежников в провинции Кунар. 25 мая рота выполняла задачу по блокированию указанного района. Во время выдвижения на рубеж блокирования взвод, в котором действовал рядовой Аменицкий Р.В. попал под огонь снайперов противника. В первые минуты боя рядовой Аменицкий Р.В. был ранен в бедро, но проявляя мужество, несмотря на полученное ранение продолжал вести огонь по мятежникам. При попытке сменить огневую позицию, он был убит, до конца исполнив свой воинский долг…»

За личное мужество и отвагу Аменицкий Роман награжден Орденом Красной Звезды (посмертно) и медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа»

27 апреля 2010 года в  нашей  школе открыта  памятная  мемориальная доска  в память о гвардии рядовом Романе  Аменицком, геройски погибшем в Афганистане. На открытии мемориальной доски собрались старшеклассники, одноклассники и друзья Романа, бывшие воины афганцы во главе с председателем районного отделения всероссийской организации «Боевое Братство» Н. Гиревым. Приехала из Истры и мама Романа – Лариса Петровна.. Она  рассказала  нам  о  том,  каким  он  был,  о чём  мечтал, о  чём  писал  в  письмах, каким он был сыном?

В памяти остались  письма и фотографии:  вот стоит он во весь рост на фоне заснеженных гор, в парадной форме… Смотрит он  с фотографии молодой, навеки оставшийся двадцатилетним.

Пламенеть бы ордену Красная звезда на груди у Романа  за его стойкость, мужество, отвагу. Но упала Красная звезда в ладони матери – Ларисы Петровны на вечное хранение.

Я очень горжусь тем,  что  учусь  в той  же  школе, откуда  выходят  такие  герои! Горжусь  тем, что сегодня, также бережно сохраняется память о воинах-интернационалистах.

Заключение.

Афганистан. Для нашей страны, десятков тысяч ее граждан это не просто географическое название. Афганистан стал для многих рубежом, разделившим их жизнь на две половины, до и после. На афганской земле каждый солдат честно выполнил свой долг, был верен Присяге, данной Родине, в ожесточенных боях проявил беспримерную стойкость и мужество, прославился несгибаемым боевым духом и храбростью.

Подвиг героев-земляков афганской войны неподвластен времени. И поэтому мы всегда будем помнить павших сынов России и воздавать дань уважения ветеранам-афганцам. Страна гордится этими подвигами, которые служат для молодого поколения примером храбрости и патриотизма, хранит светлую память о тех, кто погиб вдали от Родины.

Время, как известно не стоит на месте, но для тех, кто потерял свое самое дорогое – детей, родных, – оно как будто остановилось. Навсегда. Навеки. Люди не имеют морального права забывать тех, кто отдал свою жизнь за наше мирное будущее. Мы должны сохранить память навечно! «Если мы войну забудем, вновь придет беда». Должны жить и помнить о тех, кто «уже не придет никогда». Сегодня мы славим Российского солдата – защитника Отечества. Того самого, кто подарил нам счастливое детство и мирное небо над головой. И мы должны знать, что думали воевавшие люди? Во что они верили? За что сражались, за что погибали и за что убивали? Мы не будем давать ответов. Они – в их подвигах. Подвиг воина- это подвиг верности, долга, присяги.

Войны не заканчиваются тем моментом, когда смолкает оружие. Они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал. Российские солдаты, вернувшиеся из Афганистана, принесли с собой как бы обновлённую любовь к Родине. Они в какой-то мере вернули высокое понятие патриотизма, мужества, воинского и человеческого долга. Пройдут годы. Многое со временем, конечно, забудется. Затянутся раны, напоминая о себе к непогоде. Потускнеют боевые ордена, у солдат вырастут дети. Но эта война останется в памяти народа. Останутся стихи и песни, рождённые на войне, рассказывающие о силе духа и мужества российского солдата.

Чем дальше в глубь истории отходит Афганская война, тем значительнее воспринимаются эти потери. Мы говорим им, погибшим на родной и чужой земле, выжившим в неравных боях: “Спасибо! Мы будем помнить о вас!”

Группа «Поиск» Костровской школы благодарит Гирева Николая Николаевича, председателя Истринского районного отделения «Боевого братства» за помощь в сборе материала.

Источники и литература.

  1. Афганистан болит в моей душе…: Воспоминания, дневники советских воинов, выполнявших интернациональный долг в Афганистане. М., 1990.
  2. Вопросы для интервью с участниками вооруженных конфликтов 20 века. //История, №41, 2004.
  3. Материалы школьного музея боевой и трудовой славы Костровской школы.
  4. Фотодокументы из архива семьи Аменицкого Р.В.
  5. Помним тебя, солдат. // Боевое братство, № 1 (110), январь 2010.
  6. Истринские вести от 15 февраля 2002 г.
  7. Молодая Истра №15 от 29 апреля 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"А память сердце бережет"

Сценарий  открытого  мероприятия про  Афганистан....

Урок мужества "А память сердце бережет". Авторская разработка Толмачевой Людмилы Владимировны

Урок мужества "А память сердце бережет". Авторская разработка Толмачевой Людмилы Владимировны...

"А память сердце бережет"

Воспитательный час, посвященный дню вывода войск из Афганистана «А память сердце бережет!»...

Память сердце бережет

Внеклассное мероприятие ознакомит воспитанников с причинами ввода советских войск в Афганистан, ходом войны. духовно обогащает воспитанников поэтическим и песенным наследием воинов-интернационалистов,...

"А память сердце бережет..."

Уроки ПобедыСценарий мероприятия, посвященного75-летию Победы в Великой Отечественной войне «А память сердце бережет…»  Учитель истории и обществознания: Яковлева Н.И...

Внеклассное мероприятие "Память сердце бережет", освященное выводу войск из Афганистана

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного выводу войск из Афганистана...