Краеведческий компонент в гражданском образовании школьников: опыт ЦГО и языкового клуба.
статья по краеведению на тему

Томилина Елена Николаевна

 Использование краеведения способствует решению задач социальной адаптации учащихся школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем родном городе, участвовать в его развитии, социально культурном обновлении, воспитывает гражданско-патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведческий компонент в гражданском образовании школьников: опыт ЦГО и языкового клуба.

 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?» (Д.С. Лихачев).

Гражданское образование в Центре гражданского образования «Успех» в МАОУ МОШ № 32 – это формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, своей стране, мире в целом через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха, формирование навыков ответственного поведения через включение в образовательные события. Активное и деятельное участие в жизни местного сообщества является одним из путей реализации гражданственности, поэтому ее формирование не может быть успешным без всестороннего постижения школьником социально-экономической и культурной ситуации своего города, своей «малой Родины»

Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в нашем городе и за его пределами. Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой может осуществляться процесс воспитания гражданственности учащихся.

Поэтому с каждым занятием Центра, слушатели становятся наиболее успешными как в личностном развитии, так и социальном.

ЦГО использует комплексный подход к гражданскому образованию.

Так одной из форм организации деятельности ЦГО «Успех» был выбран формат языкового клуба, так как в настоящее время иностранному языку отводится существенная роль в обеспечении условий для формирования у школьников адекватной современному уровню знаний картины мира и их интеграции  в систему мировой и национальной культур.

Наш Языковой клуб является одной из форм реализации модуля программы ЦГО «Эффективные коммуникации», где участники центра не только участвуют в дебатах, обсуждая значимые для них проблемы, но и занимаются  проектно-исследовательской. Данный  модуль программы реализуется  в формате сетевых образовательных событий, заседаний клуба, а также секций научного общества в рамках школьного Фестиваля проектных идей и Дня Науки. Для этого эффективно используются ресурсы музеев школы и города. Так создаются условия  для расширения информативно-коммуникативной  среды развития учащихся  средствами образовательного туризма, музейной педагогики и краеведения.

Обращение к материалам краеведческого характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают её с родной культурой.

Интересным в этом плане стало заседание клуба, проведенное в рамках совместного сетевого образовательного события нашей школы, ОГБУ РЦРО и сетевых партнеров, Открытых Музейных краеведческих чтений в феврале этого года. Ребята представили проекты и исследовательские работы о Томске и Томской области, а также достопримечательностях других стран на английском языке.

Таким образом,   использование краеведения способствует решению задач социальной адаптации учащихся школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем родном городе, участвовать в его развитии, социально культурном обновлении, воспитывает гражданско-патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся. Поэтому можно смело сказать, каждый слушатель центра сегодня - школьник, завтра – социально активный гражданин России. Наше будущее – в наших руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Правовая культура, одна из составляющих гражданского образования школьников.

Слово «культура» в переводе с латинского - это «возделывание», «выращивание». Недаром трудясь над огромным растением, добиваясь повышения уровня его плодородия, употребляют понятие «окультуриват...

Статья по праву на тему: Правовая культура, одна из составляющих гражданского образования школьников

Слово «культура» в переводе с латинского - это «возделывание», «выращивание». Недаром трудясь над огромным растением, добиваясь повышения уровня его плодородия, употребляют понятие «окультуриват...

Возможности краеведческого компонента в формировании гражданско-патриотических качеств личности как составляющей духовности.

Материал рассказывает об особенностях формирования патриотических и гражданских качеств через краеведческий материал, приводятся примеры из педагогической деятельности, приемы использования краеведчес...

Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания. Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания

    Я убеждена, что общественные науки существуют не для того, чтобы их изучать в подростковом возрасте, а для того чтобы учёные-обществоведы, используя научные знания о социуме, ввод...

АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРАЕВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Целью работы является оценка параметров педагогических моделей, используемых для обучения современных школьников предмету «Математика» по результатам педагогического эксперимента, организ...

«Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания»

Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания...