Этнокультурная программа «Овгортский школьный чум – от мечты к реальности».
учебно-методический материал по краеведению на тему

Украинцева Ольга Викторовна

Восстановление и сохранение традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, приобщения детей к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, защите исконной среды обитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovgortskiy_shkolnyy_chum-ot_mechty_k_realnosti.docx54.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Овгортская

 школа-интернат среднего  общего образования  

Рассмотрено                                      Согласовано:                                                         Утверждаю:

На заседании МС                             зам. директора по УВР                               директор МБОУ ОШИСОО

«___» сентября 2016г                               «__1_» сентября 2016г                                        «_1__» сентября 2016г

________/О.В.Украинцева/                            _________/М.И.Должикова/                           _________/И.И.Яхин/

Этнокультурная программа

« Овгортский школьный чум: от мечты к реальности »

                    Авторы:   Н.Д.Вальгамова, учитель родного языка,  

                                               О.В.Украинцева, учитель немецкого языка                                

           ,  

                                                                                     с. Овгорт, 2016 г.

                                                                                                Пояснительная записка 

        Анализ Федерального закона "Об образовании" показал, что в нем отсутствует достаточно четкий механизм реализации этнокультурной направленности и деятельности национальной школы в таком многонациональном федеративном государстве каким является  Российская Федерация. В Законе «Об образовании» нет определений национального образования, национального измерения образования, национальной школы в многонациональном государстве, не содержится механизма построения баланса образовательных интересов этносов и многонациональной Федерации. Мы считаем  не справедливым, что  в Федеральном законе "Об образовании" нет раздела, посвященному национальному образованию, а ведь   в настоящее время   проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций,   нравственных ценностей народа является актуальной. Количество часов в учебном плане на изучение родного языка резко снижено. В этой связи  возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ этнокультурной направленности.  «Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда” [2]. Мы помним историю проекта «Красный чум»,  когда в 30-е годы в тундру отправились    комсомольцы      ликвидировать безграмотность среди кочевого населения тундры. Сегодня мы хотим вспомнить хорошие традиции прошлого и использовать уже школьный чум для  проведения  различных внеклассных мероприятий, способствующих восстановлению и сохранению традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, приобщению детей к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, защите исконной среды обитания, а также для привития трудовых навыков,  потому что молодежь, воспитанная в ИСТ, не только не хочет заниматься традиционными отраслями производства, но и практически утрачивает связь с родителями.

. 

Общая характеристика программы

Данная программа детализирует и раскрывает содержание общей стратегии обучения, воспитания и  развития учащихся   в соответствии с целями изучения хантыйского языка, которые определены Законом о языках ЯНАО. Программа отвечает требованиям времени, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение и воспитание в средней школе.

Этнокультурная программа   представляет собой целостный документ, включающий в себя 7 разделов: титульный лист, пояснительную записку, общую характеристику программы, содержание разделов и тем программы,  тематическое планирование с указанием основных видов внеурочной деятельности, описание   учебно-методического и материально-технического обеспечения программы, планируемые и итоговые результаты.

Дополнительная образовательная этнокультурная программа «Овгортский школьный чум – от мечты к реальности» способствует формированию нового, просвещенного поколения, знающего и способного любить культурное наследие края, которое необходимо беречь и преумножать, так как без него не может быть светлого будущего.

 Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.  

          Этнокультурная программа «Овгортский школьный чум – от мечты к реальности» разработана и реализуется в рамках инновационного образовательного проекта «Сезонная кочевая начальная  школа», который воплощается в МБОУ «Овгортская ШИСОО». Одним из воспитательных аспектов проекта   является   воспитание личностных качеств (трудолюбия, активности, коммуникабельности и т.д.), ответственности перед обществом. Очень важна  необходимость передачи учащимся этнопедагогической культуры народа, воспитание в детях чувство глубокого уважения к родителям, людям пожилого возраста. В данной программе предусмотрены и практические виды деятельности учащихся. Дети знакомятся с различными приемами художественной обработки материалов разных видов (меха, сукна, бересты, глины, соломы, дерева), со специальными и технологическими знаниями по изготовлению национальной одежды, орнамента, украшений из бисера, сувениров, поделок, аппликаций. Работа в этом направлении  полностью основывается на национальных традициях народа ханты.  В рамках данного проекта  разработана программа ««Овгортский школьный чум – от мечты к реальности»,    особенностью которой является   направленность на формирование нравственного сознания у школьников в единстве с трудовым поведением человека, как части природы. Теоретическая и практическая значимость занятий состоит в том, что расширяется кругозор    детей об обычаях своего народа, его культуре, образе жизни, истории, что способствует   уважительному отношению к взрослым, формированию чувства гордости за свой род, уважению к своим предкам, желанию быть достойными их. "Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации".             

На современном этапе развития общества молодежь коренных народностей Севера, имея высокий уровень условий жизни в современных благоустроенных ИСТ, зачастую отчуждена от основных этнических ценностей, подрываются корни исторической памяти народа и его духовной культуры; нарастает угроза  исчезновения традиционной культуры и народных промыслов коренных малочисленных народов Севера, что приводит к необратимым негативным процессам. Поэтому организация обучения и воспитания детей в условиях, приближенных к семье (а чум и поныне самое совершенное жилище в тундре), углубленное изучение родных языков в естественных жизненных условиях, в процессе труда и традиционного образа жизни, ознакомление с живыми народными традициями, обычаями родителей, привитие ценностей этнической культуры народов приведет к спасению от ассимиляции в новых исторических условиях.

Занятия   для детей - это путь вхождения в мир, в общественные отношения через полезную деятельность, через социально приемлемые формы самоутверждения, они способствуют трудовому, эстетическому воспитанию детей, расширению их кругозора, повышению интереса к своей культуре, профессиональной ориентации.  

  Важно, чтобы эта деятельность осуществлялась в традиции развития народного искусства, в определенной местности, в процессе творческого ручного и механизированного труда мастеров народных художественных промыслов. 

 Программа ориентирована на обучающихся МБОУ «Овгортская ШИСОО» и воспитанников ИСТ.  В качестве средства воспитания данной этнокультурной программы является   использование переносного жилища (чума) в образовательном процессе. 

  

 Цели настоящей программы:

  •   восстановление и сохранение традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, приобщения детей к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, защите исконной среды обитания.

 Задачи:

  •  воспитывать любовь к семье, национальным традициям, малой Родине, природе родного края;
  • обеспечить педагогов этнокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренний потенциал ребенка;
  •  создать единый этнокультурный аспект воспитания и общения в школе и семье, повышать педагогическую культуру родителей;
  • привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

 Методы работы:

​ Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

​ Частично-поисковый (в форме игры, конкурса);

​ Исследовательский ( расширение и углубление знаний и умений);

​ Беседы, диалоги;

​ Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);

​ Репродуктивный (воспроизводящий);

​ Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).

Формы проведения занятий:

​ Коллективное творчество (парное, микрогрупповое, групповое, межгрупповое взаимодействие)

​ Индивидуальная работа;

​ Экскурсии;

​ Праздники;

  • Мастер-классы;
  • Беседы;
  • Классные часы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

- Развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),

- Формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…"), переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий .

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Содержание программы призвано   формировать  у учащихся   любовь  к родному краю, её истории, расширение кругозора, сформировать коммуникативные умения. Формирование   способности и готовности осуществлять  на хантыйском языке  межличностное и межкультурное общение с носителями языка. В материал внеклассных занятий включены разнообразные сведения о сферах жизни народа: традиции и обычаи, связанные с воспитанием культуры поведения, знакомство с временами года и их особенностями;   расширение знаний о животном мире: боровая дичь; птицы, зимующие на Севере; хищные птицы, перелетные птицы, в том числе знакомство с птицами Севера, занесёнными в Красную книгу.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 

Возраст обучающихся – 7-11 лет. Программа рассчитана на 1 год.    

Программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования или во внеклассной работе общеобразовательных школ.

  В процессе  реализации   программы используются разнообразные методы обучения и воспитания: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый.

Содержание разделов и тем программы 

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч.)

Цель и задачи  курса Режим работы. План занятий. Краткие сведения о народах, ведущих кочевой образ жизни. Образ жизни и занятия коренных народов ЯмалаПравила техники безопасности, ПДД, ППБ.

2. Чум- традиционное жилище оленеводов(2 ч).

Чум и его назначение, правила сборки и разборки чума. Хантыйский, ненецкий  чум. Различия жилищ и названий оленеводов Севера и Дальнего Востока. Внутреннее обустройство чума. Правила жизни в чуме. Мужские и женские обязанности. Приём гостей.

 3. В оленеводческом стойбище (5ч.) Подворье оленеводов: место для заготовки дров, нарты, место для изготовления нарт, домашней утвари, инструменты. Виды нарт. Известные оленеводы-мастера по изготовлению нарт

4. Мастерство женщин в изготовлении одежды(2 ч.)

Особенности национальной одежды. Мужская, женская, женская одежда. Зимняя и летняя одежда. Обувь, виды сумок.Украшения одежды и его символика. Виды орнаментов.Дать понятия :декоративно-прикладное искусство, мозаика, аппликация, орнамент.

5.Традиционная кухня (4 ч.)

Особенности национальной кухниПриготовление пищи. Названия мясных, рыбных блюд, хлебо-булочных изделий. Рецепты приготовления блюд. Правила приема пищи и запреты. Стихотворение Р.Ругина «Строганина»

6. Народные и профессиональный праздники (4 ч.)

Профессиональный праздник- День оленевода .Обряды и обычаи при проведении праздников. Виды состязаний на празднике День оленевода. Стих. Р.Ругина «День оленевода».Праздник весны- Вороний день. Приметы, поговорки о Вороньем празднике. Древний праздник- День середины лета «Луњкутапхатљ». Связь праздников с циклами природной и хозяйственной жизни

8. Игра как важнейший компонент культуры (4 ч.)

Зарождение национальных видов спорта. Виды игр (метание тынзяна, прыжки через нарты, скачки на оленях, силовые единоборства и т.д.Настольные игры, головоломки. Изготовление игрушек.Значение куклы в жизни девочек. Кукольное хозяйство и кукольный гардероб.

7. Фольклорные произведения (8 ч.)

УНТ о чуме. В чуме у огня. Особенности хантыйского  фольклора (коллективный характер творчества,  опора на традицию,вариативность…) Познакомить с особенностями  малых  жанров УНТ- загадки, пословицы, заповеди. Рассказать о заповедях, в основе которых есть числительные.В гостях у сказки. Ненецкая сказка «Старик- соломенный чум». Хантыйская сказка«Лонверты ими» / Старуха, выделывающая жилы». Идея, герои сказки.

9. Литературные произведения  о труде оленевода (3 ч.)

Поэзия  о жизни и труде оленеводов. Л.В.Лапцуй. Поэма «Эдейка» Любовь к родной природе. Р.П.Ругин «Каслания», «Пастух». Тема и идея стихотворений.

10.Экологический календарь оленеводов (1ч.)

Е.Г.Сусой – составитель обэкологического  календаря  ненцев. Экологический календарь ненцев Названия месяцев, виды работ оленеводов в зависимости от времени года

11. Итоговое занятие (1 ч.)

Проведение викторины по теме «Чум- жилище оленеводов». Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

        Тематическое планирование

П/п

ТЕМА занятия

     Цели  и задачи  занятия

Вид деятельности

Форма занятий

1.

Вводный урок.  Культура народа ханты.

Познакомить с целями и задачами программы «Овгортский школьный чум- от мечты к реальности»

Вводное занятие

2

Чум- традиционное жилище оленеводов, рыбаков

Пробудить интерес к жилищу, знать его устройство

Изготовление чума из бумаги

Экскурсия

3

В гости в чум. Гостевой этикет

Познакомить с мужскими и женскими обязанностями, приёмом  гостей

Разыграть ситуацию «К нам приехали гости»

игра

4

В стойбище

Дать представление об общих порядках в стойбище

Вырезать из картона макет стойбища

Практическое занятие

5

Подворье стойбища. Аргиш

Познакомить с видами нарт, их устройстве

Лепка нарт из пластилина

Практическое занятие

6

Мастер по изготовлению нарт

Познакомить с мастерами- оленеводами по изготовлению нарт

Нарисовать разные виды нарт

Конкурс рисунков

7

Оленеводческая культура и быт семей оленеводов

Расширить представления уч-ся о культуре взаимоотношений в стойбище.

Описать действия-  заготовка дров

Просмотр слайдов

8

Кочевье оленеводов

Расширить представление о кочевьи оленеводов, об обязанностях членов семей во время каслания

Нарисовать сюжетные рисунки по теме «Ловля оленей для каслания»

Беседа, просмотр презентации

9

Мастерство женщин в изготовлении одежды

Рассказать об особенностях национальной одежды.

Изготовление по шаблону ягушки, малицы

Беседа,  просмотр презентации

10

Украшения одежды и его символика

Показать  разнообразные приемы украшения национальной одежды

Нарисовать орнаменты

Экскурсия в музей

11

Традиционная кухня

Познакомить с особенностями  традиционной кухни народа ханты

Разыграть ситуацию «Приготовление обеда»

Беседа, просмотр презентации

12-13

Рецепты хантыйской кухни

Научить описывать рецепты мясных и рыбных блюд

Мастер-класс по приготовлению  шумаха

14

Р.Ругин Стих. «Строганина»/песня в исполненииВ.Вальгамова

Познакомить уч-ся со стих. поэта Р.Ругина, прослушать песню В.Вальгамова

Выразительное чтение стих.

Разучить песню

15

Профессиональный праздник- День оленевода

Раскрыть своеобразие  праздника, который демонстрирует трудолюбие, силу, ловкость оленеводов и мастерство женщин-чумработниц.

Конкурс чтецов выраз. чтения

Беседа, просмотр презентации

16

Виды состязаний на празднике День оленевода. Стих. Р.Ругина «День оленевода»

Показать уч-ся разные виды игр, соревнований на праздничных мероприятиях

Занятие-игра

Беседа

17

Праздник весны- Вороний день

Показать особенности праздника, обычаи и приметы, связанные с данным праздником

Конкурс знатоков примет, поговорок и пословиц

Беседа, просмотр презентации

18

Древний праздник- День середины лета «Луњкутапхатљ»

Показать связь праздников с циклами природной и хозяйственной жизни

Занятие-конкурс

Экскурсия в музей

19-20

Виды игр (метание тынзяна, прыжки через нарты, скачки на оленях, силовые единоборства и т.д.

Расширить представления уч-ся об играх детей-оленеводов

Занятие-конкурс

Беседа, просмотр презентации

21

Настольные игры, головоломки

Познакомить с настольными играми, головоломкой, их особенностями

Изготовление настольных игр по образцу

Практическое занятие

22

Значение куклы в жизни девочек

Познакомить с разными видами кукол и их назначением

Мастер-класс по изготовлению куклы/ акань

Беседа

23

УНТ о чуме. В чуме у огня.

Расширить представление о фольклоре КМНС, особенностях фольклора (коллективный характер творчества,  опора на традицию,вариативность…)

Нарисовать сюжетные картинки к сказке «Идэ»

Беседа

24

Игрища загадок

Раскрыть особенности малого жанра- загадки, составить словарь загадок о предметах быта стойбища

Конкурс загадок

Беседа

25

Пословицы

Познакомить с хантыйскими пословицами о труде, качествах характера человека

Иллюстрации к пословицам

Беседа

26

Приметы как обобщение многовекового опыта и наблюдений за явлениями природы, животными

Показать своеобразие примет, связанных с кочевым образом жизни

Составление проекта о приметах

Беседа

Сбор примет

27

Заповеди оленевода

Познакомить уч-ся с заповедями оленеводов, выработанными веками

Беседа, обсуждение заповедей

28

Арифметика оленевода

Познакомить с заповедями оленевода , в основе которых заложены числительные

Схематично нарисовать иллюстрацию с числит.и прокомментировать

Беседа, анализ

29

В гостях у сказки. Ненецкая сказка «Старик- соломенный чум»

Познакомить с содержанием сказки, выявить идею, составить план содержания сказки

Инсценирование фрагмента сказки

Беседа, выразительное чтение

30

Хантыйская сказка

«Лон верты ими» / Старуха, выделывающая жилы»

Познакомить с содержанием сказки; выявить идею  сказки

Инсценирование  фрагмента сказки

Беседа, выразительное чтение

31-32

Л.В.Лапцуй. Поэма «Эдейка»

Вызвать интерес к творчеству ненецкого поэта Л.Лапцуя. Показать экологическую направленность поэмы: любовь и бережное отношение к родной природе

Нарисовать иллюстрации к главам поэмы

Беседа, чтение  и анализ поэмы

33

Р.П.Ругин «Каслания», «Пастух»

Познакомить  с лирическими   произведениями Р. Ругина о труде  оленеводов

Написать отзыв о стихотворении

Беседа, выразительное чтение

34

Экологический календарь оленевода

Познакомить с экологическим календарём оленеводов, с названиями месяцев

Проект «Весенний просчет оленей»

Беседа

35

Итоговое занятие

Конкурс «Что нам стоит чум построить»

 

 

Учебно-методическое  и материально-техническое обеспечение программы

 

Помещение для проведения занятий   отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.

В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения, обеспечивающая нормальные условия работы,   не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в чуме  поддерживается в пределах от +17 до +200С при влажности 40-60 %.

Оформление:

​ таблицы и плакаты постоянного пользования (по безопасности труда, производственной санитарии, материаловедению и т. д.);

​ сменная экспозиция (наглядные пособия, дидактический материал);

Большое значение придается художественному оформлению чума для занятий. В нем есть постоянные и сменные экспозиции. Украшением   служат изделия, изготовленные обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты, которые   являются   и наглядным пособием.

Обеспечение программы:

  1. Необходимые материалы, инструменты и приспособления приобретаются за счет школы, есть компьютер, презентации:  «Чум- жилище оленеводов»,    «День оленевода»,   «Ворнга», «Ханты мир", «Игры и игрушки»,  проект «Марутлам», диск «Ханты арат», книги, слайды, предметные картинки, цветная бумага, клей и т.д.

 Планируемые и итоговые   результаты освоения программы     

  • Активизация учебно-исследовательской, учебно-познавательной деятельности;
  •  Возможность   восстановления и сохранения традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, приобщения детей к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, защите исконной среды обитания.
  • Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
  • Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
  • Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
  • Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
  • Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;
  • Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
  • Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
  • Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

  Основной инструментарий для оценивания результатов

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- Удовлетворенность учеников, посещающих внеклассные занятия;

- Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

 

Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения и воспитания учащихся:

-тестирование;

-анкетирование;

-​ демонстрации;

- выставки творческих работ.

 

Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося. Портфель достижений – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы от А до Я: Пособие для учителя.- М., Просвещение, 2006.
  2.  Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.
  3. Медведев, Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] / Д.А. Медведев. URL: http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php (дата обращения 24.08.2011)
  4. Стебунова С.Ф. Комплексная программа «Культура быта». // В помощь учителю http://center.fio.ru/som/items.asp?id=10001621 
  5. Стебунова С.Ф. О работе творческого объединения «Культура быта» на Станции юных техников ЦДО «Созвездие» г.Воронежа. // Всероссийский августовский Интернет-педсовет 2004г. http://pedsovet.alledu.ru/files0/files1/files853/files856/docs/kb.ppt
  6. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт НОО и ООО   [Электронный ресурс] / URL: www.firo.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. «Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль».

Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XXвека и как начало формирования на...

Конспект урока по литературе в 11 классе по теме "Мечта и реальность в рассказе "Огонь и пыль"

 Материал представляет собой конспект урока, посвященный изучению творчества Т.Толстой. Рассказ небольшой по объему, но в нём дана оценка современной жизни, человека. Предусмотрена группов...

Круглый стол "Успех - мечта или реальность" 11 класс

Данное мероприятие использовалось как отчетное после классно-обобщающего контроля в 11 классе.Участниками круглого стола стали: учащиеся йй класса, родители, классный руководитель, учителя-предметники...

Статья учителя русского языка и литературы ГБОУ школы 593 Некрасовой О.Н. «ЕГЭ на 100 баллов – мечта или реальность?»

Анализ педагогической деятельности за 2013-2014 уч. год (результаты ЕГЭ 2014 года по русскому языку). Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ....

Урок литературы 6 класс Алые паруса как символ воплощения мечты. Победа романтической мечты над реальностью жизни.

В ходе урока учащиеся познакомятся с жизнью А.Грина, его произведением "Алые паруса". Работа с текстом помогает учащимся представить разных героев произведения, увидеть их отношение к жизни....