Технологическая карта занятия "История профессионального образования в Санкт-Петербурге (XVIII-XIX век)"
план-конспект занятия по краеведению (9 класс)

Тушнова Ольга Михайловна

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности предметной области «История и культура Санкт-Петербурга». 8-9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_ikspb_vneurochka.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности

предметной области «История и культура Санкт-Петербурга». 8-9 класс

Тема занятия

История профессионального образования в Санкт-Петербурге (XVIII-XIX век)

Тип занятия

комбинированный

Информационно-

методическое

обеспечение

педагогической

системы урочной

деятельности

Литература:

  1. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.1, 2  (XVIII век, XIX века). – СПб. СМИО Пресс. 2011
  2. История и культура СПб. Атлас с контурными картами в 2-х частях – СПб, изд-во ЗАО «Карта».

Интернет-ресурсы:

  • YouTube. Видеосюжет «Музей истории профессионального образования Санкт-Петербург»;
  • Википедия: свободная энциклопедия;
  • Unico-unicornio.livejournal.com: Прогулки по Санкт-Петербургу.

План занятия

1. Проблемы профессионального образования в начале XVIII века.

2. Первые профессиональные учебные заведения Санкт-Петербурга:

  • Главное немецкое училище (Петершуле) (1709 г.);
  • Академия морской гвардии (1715 г.);
  • Школа Феофана Прокоповича (1721 г.);
  • Малые народные училища (с 1786 г.).

3. Развитие профессионального образования Санкт-Петербурга в XIX в.

       

Цель занятия

Создать условия для ознакомления обучающихся с историей профессионального образования в Санкт-Петербурге

Формы и методы

обучения

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы обучения: проблемный и частично-поисковый, репродуктивный

Основные понятии

Профессиональное образование, Морская академия, народные училища, устав.

и термины

Планируемые образовательные результаты

Объём освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентного опыта/приобретённая компетенция

Научатся: осуществлять поиск информации, анализировать объекты, находить причинно-следственные связи; систематизировать полученную информацию; отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения.

Получат возможность научиться: ориентироваться на успех в учёбе, анализировать и прогнозировать собственный образовательный маршрут.

Целостно-смысловая компетенция

Умеют: определять понятия; вступать в речевое общение; работать с информационными источниками; делать выводы

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

  • Общеучебные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения познавательной задачи; ориентируются в информационном материале, словаре; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий;
  • Логические: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о профессиональном образовании; проводят анализ и систематизацию полученных знаний по теме «История профессионального образования в Санкт-Петербурге»

Коммуникативные:

Оформляют диалогические высказывания; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера; выстраивают процесс взаимодействия при работе в парах.

Регулятивные:

Принимают и удерживают учебную задачу в течение занятия; планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; распределяют объем работы в парах; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

Личностные:

Мотивируют свои действия; проявляют интерес к новому материалу; развивают способность к самооценке; оценивают собственную учебную деятельность.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этапы урока

Время (мин.)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

  1. Мотивация к учебной деятельности

4

  1. Подготовка к занятию
  2. Просмотр видеофрагмента «Современное профобразование»
  1. Проверяет готовность учащихся к занятию.

  1. Концентрирует внимание на просмотре видеоматериала
  1. Рассаживаются по группам (согласно предварительному распределению).
  2. Просматривают видеофрагмент

Фронтальная

  1. Актуализация знаний

5

Беседа по содержанию видео фрагмента

Вопросы:

  • Как вы думаете, по каким местам Санкт-Петербурга мы будем сегодня совершать экскурсию?
  • Когда (в каком веке) в Санкт-Петербурге впервые зайдет речь о профессиональном образовании?
  • Почему это стало так актуально именно в тот момент?

Высказывают свое мнение, формулируют тему и цель урока

Фронтальная

Беседа

  1. Изучение нового материала

15

10

  1. Подготовка основы кластера.
  2. Презентация «Профессиональное образование в Санкт-Петербурге (XVIII-XIX век)» (прил. 1).
  3. Работа со справочными материалами.
  4. Работа с кластером «Профессиональные учебные заведения XVIII века».
  1. Предлагает составить план описания ПУ XVIII века.
  2. Фиксирует выработанные совместно пункты плана на доске.
  3. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу.
  4. Показывает и комментирует слайды презентации.
  5. Акцентирует внимание на высказываниях известных деятелей культуры, связанных с изучаемой темой.
  6. Предлагает на основе собранного в кластеры материала разработать эмблему для каждого из описанных учебных заведения или группы заведений.
  1. Высказывают свои мнения по поводу того, что им было бы интересно узнать о профессиональных учреждениях прошлого.
  2. Просматривают презентацию, делают записи в ходе просмотра.
  3. Самостоятельно работают со справочным материалом.
  4. Формируют кластер согласно совместно разработанному плану.

  1. Создают по одной эмблеме на группу (согласно свободному жребию)

  1. Фронтальная

  1. Индивидуальная

  1. Групповая
  1. Записи в тетради

  1. Создание кластера
  1. Первичное закрепление и осмысление изученного

7

  1. Беседа.
  2. Анализ особенностей профессионального образования Санкт-Петербурга и России в целом на ранних стадиях возникновения.
  1. Предлагает обозначить на карте Санкт-Петербурга места, где находились первые учебные заведения
  2. Предлагает проанализировать описания учебных заведений по кластерам:
  • В чем особенности каждого из учебных заведений.
  • Можно ли их назвать профессиональными с нашей современной точки зрения? Аргументируйте свой ответ.
  • Было ли профессиональное образование XVIII системным? Почему?
  1.  Работа с картой Санкт-Петербурга: эмблемы, созданные группой размещаются по соответствующим адресам.

  1. Анализируют информацию, зафиксированную в кластерах. Формулируют ответы на вопросы. Подбирают аргументы.

Индивидуальная

Устные ответы

  1. Итоги урока. Рефлексия

4

Обобщающая беседа

Вопросы:

  • Как вы думаете, какие проблемы в области профессионального образования предстояло решать российскому обществу в XIX в.?
  • Существуют ли подобные проблемы в настоящее время?
  • Какая информация об особенностях профессионального образования прошлого вам показалась наиболее интересной.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: история Санкт-Петербурга и искусство (разновозрастная аудитория).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: история Санкт-Петербурга и искусство (разновозрастная аудитория). Урок проводился в рамках дня науки, как лаборатория для учащихся разных классо...

Санкт-Петербург в XVIII веке

Санкт-Петербург в XVII веке...

Технологическая карта к уроку по теме Санкт- Петербург – город императорских театров

Тематическая разработка урока для учащихся 8-х классов по предмету История и культура Санкт- Петербурга...

Организация дистанционного обучения в условиях обновления образования в Санкт-Петербурге

Информатизация образования является неотъемлемой составляющей формирования информационного общества в Российской Федерации, важным направлением развития всей системы российского образования. В ра...

Технологическая карта урока "Профессиональное образование"

Ознакомление с системой профессиональной подготовки кадров в России, с понятиями «рынок труда» и «конъюнктура  рынка»...

Методическая разработка "Технологическая карта урока Истории и Культуры Санкт-Петербурга на тему: Об истории города напоминают..."

Технологическая карта урока составлена в соответствии с УМК Ермолаевой Л.К.  Цель урока:  Познакомиться с основными периодами развития города Санкт-Петербурга.Задачи: Узнать,  как...

Технологическая карта урока «Профессиональное образование. Пути освоения профессии»

Цели обучения:Образовательная: ознакомление учащихся с  новыми предметными знаниями в области профессионального образования, основными  понятиями: профессия, специальность, квалификация, сис...