Исследовательская работа по творчеству Л.Д. Тапхаева
творческая работа учащихся по краеведению (11 класс)

Янданова Туяна Пурбоевна

Исследовательская работа по творчеству  Л.Д. Тапхаева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issled._rabota_taphaev_l.d.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования Администрации МО «Тункинский район»

МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа»

Районная научно-практическая конференция

«Я пою о Тунке», посвященная 75-летию

 со дня рождения Л.Д. Тапхаева и Году литературы

Исследовательская работа о творчестве Л.Д. Тапхаева

                                   Выполнила Зарбуева Аюна,

                                                                          ученица 8 класса МБОУ «Торская СОШ»,

                                                                      Руководитель: Янданова Туяна Пурбоевна,

                                                                  учитель бурятского языка и литературы

2015 г.

Оглавление.

  1. Введение…………………………………………………………………………. с.3
  2. Основная часть…………,,,,………………………………………………………с.3
  1. Биография…………………………………………………………………….с.3
  2. Особенности творческого пути поэта………………………………………с.4

      3.    Заключение……………………………………………………………………….с.8

      4.  Список используемой литературы………………………………………………..с.8

1.Введение.

    Начиная говорить о личности незаурядной, известной, популярной в литературном обществе, приходится обращать внимание на самые незначительные детали в его жизни и творческой деятельности, изучать все материалы, так или иначе связанные с его биографией, дорогой, которую он выбрал.

    Но самое интересное то, что чем глубже познаёшь этого человека, тем больше открываешь для себя неизведанного, ещё не прочитанного.

         Так случилось и с исследованиями, связанными с жизнью и творческим путём Лопсон Дунзыновича Тапхаева. В ходе исследовательской работы я узнала, что Л. Тапхаева называли словесным живописцем. И не случайно. В этом человеке удивительно гармонично сочетаются многие качества настоящего творческого человека.

      Целью моей сегодняшней  работы будет исследование жизни и творчества  моего земляка - поэта Лопсон Дунзыновича Тапхаева. Объектом исследования является творческий путь писателя. Предметом - его поэзия. Главной задачей я считаю познакомиться с основной тематикой стихотворений автора, с его жизненной позицией, вызвать интерес к личности поэта и вовлечь читателей в размышление. Всё это поможет расширить наши представления о родном крае и лучше понять самобытную культуру бурятского народа, которая находит отражение в литературе, в частности в поэзии.

Актуальность данной работы состоит в том, что изучение жизни и творчества местного поэта  поможет лучше понять культуру нашего Тункинского района.

2. Основная часть.

2.1. Биография.

Тапхаев Лопсон Дунзынович — поэт, родился 22 мая 1940 г. в  с. Хужиры Тункинского района Республики Бурятия. Закончил историко-филологический факультет Бурятского государственного педагогического института им. Д. Банзарова (1964). Работал в районной газете «Саяны», литературным консультантом в Союзе писателей Бурятии, заведующим сектором печати Бурятского обкома КПСС, главным редактором Бурятского книжного издательства. В течение многих лет руководил районным литературным объединением  им. Мунко Саридака.
Л. Тапхаев — один из характерных представителей поколения поэтов 1960-х годов — широко эрудированный, тонко чувствующий красоту и богатство родного языка. Автор поэтических сборников «Мундаргын сэсэгүүд» (В гольцах цветы) (1966), «Зангилаа» (Узел) (1973), «Хэнгэргэ» (Кынгерга) (1976), «Алтан үндэһэн» (Золотой корень) (1981), «Гол харгы» (Главная дорога) (1984), «Угай бэшэг» (Родословная) (1988) и др. В русском переводе В. Бояринова, Ю. Кузнецова в Москве изданы книги стихов и поэм «Сияние в Саянах» (1976), «Золотой корень» (1981), «Наследство» (1985).

2.2.  Особенности творческого пути поэта

Свой след

Я родился весной,

Поднебесною трелью

Меня встретили птицы

В голубой тишине.

А в долине трава

Расстилалась постелью.

И веселое солнце

Опускалось ко мне.

Я пою о горах,

О своей колыбели

Эту песню Иркут

Подсказал берегам.

Эту песню мне деды

Когда-то пропели.

Эту песню я внукам своим

                                                                  Передам.

      Это строки из книги нашего земляка Лопсона Тапхаева «Сияние в Саянах». Название очень точное: стихи сборника пронизаны солнцем. Свет высоких снежных вершин знаменитого горного хребта сияет автору с детства. У подножия Саян, в живописной Тункинской долине, он родился и вырос. Здесь увидел поэт то, о чем только и можно рассказать стихами,- буйные краски степи гор, людей, полюбивших этот край.

    Родина в поэзии всегда понятие нравственное. Родине – имеет ли поэт в виду негромкий край, где родился, или большую Отчизну – он доверяет самое сокровенное в душе, несет сомнения и радость, любовь и тревогу. Лопсон Тапхаев рассказывает о ней то романтически приподнято, то по-сыновьи застенчиво и негромко, то горячо и благодарно. Послушайте- эти строки лучше высвечивают характер лирического героя, его судьбу:

Горы словно оживают-

Так прекрасен грозный вид!

А над снежными гольцами

В синеве орел парит.

Мне бы в тот простор подняться

И кружить там много дней;

Землю всю увидеть разом

И потом пропеть о ней!

    Благодарность родным горам и долам окрашена здесь печалью не случайно. В первые годы войны на фронте погиб отец Лопсона Тапхаева. По стихам поэта хорошо представляешь его детство: как голодный мальчишка ожидал в нетопленной избе мать, как весною искал на оттаявшем поле случайные картофельные клубеньки, как утирал слезы, видя счастливого ровесника с отцом. Но, может быть, тем дороже в этих воспоминаниях радости детства – их-то и дарили родная земля, щедрые люди: веселое купание в реке, праздник сенокоса, когда «пахнет расплетенная коса васильковым цветом и полынью», тепло приютившего дома, где ждал «с запахом хлебным дымок».

                                                          Я не остался без родственной ласки,

                                                           Не перекатная голь,-

Это мог сказать лишь человек, не обделенный теплом Родины. Многие поэты-ровесники Лопсона Тапхаева: Георгий Дашабылов, Мэлс Самбуев, Владимир Липатов и др. вновь и вновь возвращаются ко времени омраченного войной детства. Почему же они пишут о войне? Чтобы вызвать у читателя жалость? Ничуть. Они обращаются к тем годам для того, чтобы уяснить для себя, какая сила, стойкость, доброта помогли одолеть невзгоды и были завещаны им. Вот и Лопсон  Тапхаев признается:

                                                    Я в глубины гляжу бездонные,

                                                    не мигая и не дыша.

                                                    Вспоминаются люди добрые,

                                                    И оттаивает душа.

    Могучие, гордые вершины Саян, стремительные, чистые воды родной реки потому и овеяны особой красотой, что они как бы повторяют людскую силу и гордость, неуемность человека, чистоту его души. В книгах Лопсона Тапхаева  «Сияние в Саянах», «Золотой корень», «Главная дорога»  образ отчего края неизменно сливается с образами земляков. Эти люди придут на помощь любому, они обрадуются цветам летнего луга и детскому смеху, разделят чужую печаль. Рассказывая о них, Л. Тапхаев утверждает лучшее в человеческой душе, обращается к нашей совести:

Тому, кто в жизни одинок,

Чье счастье призрачно и зыбко,

нужна, как ступит за порог

хотя б случайная улыбка.

А если гостя свалит сон-

Теплей укрой его одеждой.

Пусть будет тихо. Завтра он

Проснется с новою надеждой.

      Ни теплом, ни надеждой не обделила судьба самого поэта. Он закончил педагогический институт, вернулся в родные места и долгие  годы работал журналистом районной газеты. Теперь уже к нему шли люди за участием. И он мог с полным правом написать:

Я тоже обычай храня,

В родной привечал стороне

Людей, что не знали меня,

Но  очень нуждались во мне.

Приведу лишь один факт из биографии поэта. Почти пятнадцать лет Лопсон Тапхаев руководил в Тункинском районе литературным объединением имени Мунко Саридака – самым крупным и творчески активным объединением начинающих писателей в Республике Бурятия. С помощью поэта молодые авторы взяли немало творческих высот. В течение многих лет Лопсон Тапхаев помогал начинающим авторам в качестве литературного консультанта Союза писателей Бурятии.

       Имеет ли отношение этот факт к творчеству поэта? Да. Притягательная сила стихов Лопсона  Тапхаева увеличивается оттого, что строки его подтверждены собственной жизненной позицией:

На веку у любого из нас

И невзгоды, и срывы бывали.

И товарищи наши не раз

Руку помощи нам подавали.

Мы пройдем сквозь тревожные дни

Мы пройдем сквозь ненастную полночь,

Памятуя, что мы не одни

И кому-то нужна наша помощь.

    Выше шла речь о созвучности, тематической перекличке стихов поэтов того поколения, к которому принадлежит  Л. Тапхаев. Теперь самое время подчеркнуть, что при всем этом голоса не похожи друг на друга. У каждого из поэтов – свой жизненный опыт, свое осмысление пережитого, своя манера общения с читателем, свой темперамент, словом, свой голос.

Лопсон    Тапхаев умеет говорить и горячо, и застенчиво, негромко, он может выразить мысль публицистически заостренно и как бы «растворить» ее в образной и красочной картине. В большинстве его стихотворений мысль и чувство имеют ту глубину, ту неоднозначность, которые открываются каждому читателю по своему и всякий раз по-новому. Возможно, строки, которые приводились мною, не показывают этого качества так ярко: ведь цитата, пусть она и несет основную смысловую нагрузку, всегда беднее содержания стихотворения.  Поэтому хочется привести полностью хотя бы одно короткое стихотворение:

Годы

Будто чайки прокричали

И растаяли вдали –

Годы счастья и печали

Вереницею прошли.

Чистым полем пролетели

Вслед за топотом коней.

Плачут белые метели

Над следами от саней.

Пролетели молодые

За родимое село.

Стали волосы седые-

Будто снегом замело.

     Каждый из нас  по-своему вспомнит прошедшие  «годы счастья и печали».   Каждая душа по-своему откликнется на строки поэта…

      «Я хотел бы, -делился Л.Тапхаев своими раздумьями,- соединить в стихах образную энергию, красочность, афористичность бурятского народного слова и современность тематики, гражданственность поэзии».

       Путь этот плодотворен. И поэт всегда шел по этому пути.

Я мудрость постигну

Крылатого слова,

Я в мире сказаний

Уйду с головой,

Протяжною песней

Заслушаюсь снова,

Сыграю на струнах

Реки голубой….

Так  пусть и любовь

Меня не забывает,

И тихая песня

От сердца идет.

Без корня

Прекрасных цветов не бывает,

А корень

В таежных глубинах растет!

      3.    Заключение

Л.Д. Тапхаев прожил достойную жизнь, сделав многое для развития культуры бурятского народа. В ходе исследовательской работы я выяснила, что поэт в  своих стихах так трепетно пишет о природе своего родного края, о своих горах, реках, и о людях, живущих на тункинской земле. Много исследовательских работ было проведено о творчестве Л. Тапхаева: защищали диссертацию по творчеству поэта, многие студенты БГУ писали дипломные работы.  В год его юбилея, мне бы очень хотелось, чтобы добрая слава о Лопсон Тапхаеве не кончалась в грядущих веках!

Изучив творчество Лопсона Тапхаева, я сделала выводы: познакомилась с поэтом-земляком, изучила его творчество, задумалась о поэзии в современном мире, о том, что стихи нашего земляка затрагивают струны нашей души, о том влиянии, которое она может оказывать на формирование взглядов читателя, повысила навыки в исследовательской деятельности.

  1. Список используемой литературы:
  1.  «Сияние в Саянах», Л. Тапхаев,1976
  2. «Золотой корень» Л. Тапхаев, 1981
  3. «Главная дорога», Л. Тапхаев, 1984
  4. «Родословная», Л. Тапхаев,  1988
  5. Писатели Тунки, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Исследовательская работа "Пейзажная лирика в творчестве Л.Тапхаева"

Исследовательская работа "Пейзажная  лирика в творчестве Л.Тапхаева"...

Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...