КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
план-конспект по краеведению

Пихиенко Ольга Юрьевна

Конспект открытого занятия 

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи:

• закрепить знания детей об уже известных им зимующих птицах и познакомить с новыми птицами;

• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

• обобщить  и расширить знание детей о зимующих птицах;

• формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

• изготовить паспорт зимующих птиц.

 

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование,  презентация «Зимующие птицы»; видеоролик «Видеописьмо»; макет  паспорта зимующих птиц, карточки, игровые задания, корм для птиц.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_konspekt.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЮНИТЭР»

РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ НА  ТЕМУ:

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Подготовила и провела:

Пихиенко О.Ю

МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР»

Рузаевского МР

Рузаевка

2020 г.

   

Конспект открытого занятия  

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи:

• закрепить знания детей об уже известных им зимующих птицах и познакомить с новыми птицами;

• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

• обобщить  и расширить знание детей о зимующих птицах;

• формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

• изготовить паспорт зимующих птиц.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование,  презентация «Зимующие птицы»; видеоролик «Видеописьмо»; макет  паспорта зимующих птиц, карточки, игровые задания, корм для птиц.

Ход занятия

I..Орг.момент.

Актуализация знаний.

Создание игровой мотивации.
-Ребята, чтобы узнать о чём мы с вами сегодня побеседуем, нам необходимо отгадать загадку.

Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом,
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимою покормите. Дети, кто мы? Назовите.   (Птицы)

-Правильно, ребята сегодня мы поговорим о птицах.

(Звучит звук письма)

-Что это за звук? Правильно нам пришло письмо. Как вы думаете от кого оно? (Ответы детей)

-Ребята, давайте посмотрим видеописьмо.

(На презентации видеописьмо)

Видеописьмо:"Ребята, мы, гуляли  на прогулке видели разных птиц, слышали их голоса. У нас возникло много вопросов. Нам хотелось бы помочь птицам, подкормить их, но мы мало о них  знаем. Мы просим вас рассказать нам о птицах, ведь вы самые старшие  и мы знаем, что вы занимаетесь в кружке.

На вас вся надежда."
-Ребята, так кто же прислал нам письмо? (Ответы детей)

- Правильно, его прислали дети, которым нужна помощь.
- Что они хотят узнать? Сможем ли мы им помочь? Что мы можем сделать, чтобы им помочь?(Ответы детей).

-Ребята, а вы знаете, кто занимается изучением птиц? (Ответы детей)

- Правильно, изучением птиц занимаются орнитологи.

-А кого называют орнитологом? (Орнитолог - это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке.)

-Давайте и мы с вами сегодня станем орнитологами. Ведь мы тоже с вами наблюдали за птицами, изучали их и многое узнали о них.

-Ребята, когда орнитологи заканчивают работу по изучению данных птиц, они пишут статью, проекты, работу или книгу, а мы с вами сделаем паспорт зимующих птиц для детей. Это будет наш с вами мини-проект. Я думаю он поможет им узнать о зимующих птицах и помочь им.


II. Основная часть.

1. Беседа о зимующих птицах

-Прежде чем составлять паспорт зимующих птиц, давайте вспомним кто такие птицы? (Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями, у них есть крылья)

-Какие ещё части тела есть у птицы? (Голова, клюв, туловище, лапы, крылья).

-Какая часть тела есть только у птиц? (Крылья.) Что умеют делать только птицы? (Летать.)

-Каких птиц мы называем зимующими? Почему они остаются зимовать с нами?

-Чем люди могут помочь зимующим птицам?

- Правильно, ребята. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещинах коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов, птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью, и мы с вами можем помочь пережить зиму пернатым друзьям.

- А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой? (Да.)
-Как же птицы согреваются в морозы? (Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается. И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.)
- Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее: холод или голод?
-Почему? (Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.)

-Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм?
- Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.

2. Составление паспорта зимующих птиц.

-Давайте попробуем узнать, что за птицы прилетают на участок, где гуляют дети? И расскажем о них?

-Вот, что о них рассказали дети во время наблюдений:

ВОРОБЕЙ

-Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

(Ответы детей)

-Воробей.  Это самые распространенные в России птицы. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. У нас обитают два вида: Домовый и полевой воробьи.

Домовый воробей. Бойкая, энергичная, задиристая птичка. Держатся домовые воробьи стайками. Могут даже выгонять скворцов из скворечников. Издаёт разнообразный щебет, чириканье. Питается семенами, в меньшей степени насекомыми. 

(Наклеивают на подготовленную основу изображение воробья, текст рассказа).

СИНИЦА

-Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое.

(Ответы детей).

-Правильно это синица. У нас обитает большая синица и синичка Лазоревка.

- Это оседлая птица. Синицы строят гнёзда в дуплах деревьев, в норах, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. Живут они стайками по 10 – 15 шт. Гнездо синички состоит из тонких сухих стебельков трав, веточек,, мха, лишайников. Синицы очень полезны в природе. За сутки они поедают столько насекомых, сколько весят сами. Летом обитает в лесах разных типов, вне населённых пунктов, в больших парках. Зимой - прилетает поближе к людям. Зимой синицы держатся стайками 6-16 особей. Синичку можно узнать по её писку «синь-синь-синь». Кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Около кормушек ведет себя достаточно осторожно.  Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Чаще всего именно синицы посещают зимой кормушки.

(Наклеивают на подготовленную основу изображение, текст рассказа, название).

ДЯТЕЛ

-У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Если он рядом можно услышать вот такой звук : Тук-тук (Ответы детей). Большой пёстрый дятел.

- Дятел необыкновенно полезная и красивая птица. У него крепкий клюв и длинный язычок. Большую часть времени он проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дятел извлекает из под коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором. Дупло в стволе служит гнездом. С наступлением весны у дятла в дупле появляется потомство: крошечные слепые птенцы. Обитает в различных лесопарковых зонах. Зимой кормится семенами сосны и ели, частый посетитель птичьих кормушек в парках. Он ест семена сосны и ели. Он срывает шишку и летит с ней к своей столовой. Забивает шишку в щель и стучит по ней сильным клювом, доставая семена.

(Наклеивают на подготовленную основу изображение, текст рассказа, название).

ГОЛУБЬ

-У этой птицы туловище светло- или тёмно-серое, с беловатым надхвостьем и двумя тёмными полосами на внешней стороне крыльев. Вот такой звук она издаёт. Гули-гули. Сизый голубь.

-Это самые многочисленные городские птицы, произошли они от дикого сизого голубя. Эти птицы селятся большими стаями. Голуби очень хорошо запоминают места, где их подкармливают. Голуби обладают прекрасным зрением - различают цвета радуги. Питаются растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев.

(Наклеивают на подготовленную основу изображение, текст рассказа, название).

СНЕГИРЬ

-У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета.(Снегирь.)

Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки сами по себе намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая. Снегири – это осёдлые птицы, они распространены в Европе, Азии. Сады, парки, леса, подлески, низменные территории, горные леса, лесостепные зоны,  хвойники и смешанные леса .

(Наклеивают на подготовленную основу изображение, текст рассказа, название).

-Молодцы, ребята, всех птиц вы узнали.

 

Но к нам на участок полакомиться рябиной прилетают птички, которых мы ещё не знаем. Это  дрозд - рябинник.

ДРОЗД

Дрозд-рябинник

- Внешний вид птицы довольно узнаваем. Размер взрослой особи 25-29 см, средний вес 105 г, но может достигать и 130 г. Размах крыльев составляет чуть более 40 см.

Окрас дрозда-рябинника также привлекает внимание: голова и надхвостье серые, спина и крылья окрашены в темно-коричневые оттенки, хвост – угольно-черный. Брюшко белое, грудь – пестрая, основной оттенок охристый, пестрины более темные, коричневые. Поясница сизая. Этот вид дроздов встречается в природе довольно часто, а потому хорошо известен любителям природы.

(Наклеивают на подготовленную основу изображение, текст рассказа, название).

А ещё в нашем парке есть интересные птицы. Послушайте рассказ о них.

ПОПОЛЗЕНЬ

Обыкновенный поползень.

Поползень — размером с воробья, внешним видом похож на миниатюрного дятла, а любопытен как синица. Уникальность этой птицы заключается не только в быстром передвижении по гладкому стволу в разных направлениях, но и в умении висеть вниз головой на ветках.
Большое распространение в России получил обыкновенный поползень, вес которого достигает 25 г, а длина тела — 14,5 см. В народе птицу называют волчок, ямщик, поползушка, Верх тела чаще серый или голубоватый, брюшко белое. Голова крупная, шею почти невидно. От массивного острого клюва до задней части головы через глаз проходит чёрная полоса.
Летает ямщик быстро и прямо при коротких перелётах, на дальние дистанции — волнами. Без остановок преодолевает расстояние не больше 1 километра.

3. Физкультминутка:

-Ребята, вы очень много знаете о птицах. А давайте мы с вами ненадолго превратимся в птиц и поиграем.

Музыкальная  физкультминутка:

"ПТИЧКИ".

-А теперь давайте снова превратимся в учёных орнитологов. Мы с вами составили паспорт зимующих птиц. Но чего-то в нём не хватает. Чего? (Ответы детей)

-Правильно, ребята. Ещё необходимо указать, чем можно подкармливать этих птиц.

4. Беседа о видах корма.

-Ребята, а как вы думаете, можно ли подкармливать птиц пищей с нашего стола? (Ответы детей)

-Правильно, еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: семечки подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, овёс, пшено, хлебные крошки, несолёное сало, ягоды рябины, облепихи.

5.Дидактическая игра «Птичья столовая»

- А теперь подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы.

(На подносе картинки  с различным кормом для птиц. Среди них конфеты, хлеб, печенье, капуста свежая, сало).

-Давайте подберём различные виды корма, которые предпочитают наши зимующие птицы.

(Дети выбирают подходящую картинку «Лучший корм для птиц»  и наклеивают на паспорт зимующих птиц) пшено, просо, овёс, крошки белого хлеба, пшеница, семечки подсолнечника, арбуза, пшеничные отруби, несолёное сало жёлуди, шишки, орехи.

-А чем нельзя подкармливать птиц? (Ответы детей)

-Молодцы.

- А чем нельзя кормить птиц зимой?

Категорически запрещено кормить птиц жареными, солёными, кислыми продуктами. Нельзя давать свежий белый хлеб, а особенно чёрный хлеб, который начинает бродить в зобу, и в нём много соли, которая плохо влияет на почки и печень птиц. Так же нельзя кормить птиц цитрусовыми, кожурой бананов, молоком, арахисом и пряными продуктами, кусочками пирожков и беляшей, чипсами, картофелем.

 Я заранее подготовила вам памятку :«Как подкармливать птиц».

(Наклеивают на подготовленную основу памятку «Как подкармливать птиц».)

Теперь наш паспорт зимующих птиц готов.

Памятка

“Как подкармливать птиц”

1. Кормушки лучше делать самые простые :

  • из пакетов из–под молочных продуктов,
  • из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4. Кормушки нужно держать в чистоте.

5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6. Помните, что основные зимние корма:

  • семечки арбуза, дыни, тыквы,
  • пшеничные отруби, овсяные хлопья,
  • пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные),
  • сушёные ягоды боярышника, шиповника,
  • крошки белого хлеба,
  • несолёное свиное сало, говяжий жир.

 Нельзя давать чёрный хлеб.

6.Игра «Разрезные картинки».

-Ребята, а сейчас я вам предлагаю собрать птиц, и назвать, у кого какая получилась.

- Молодцы, хорошо справились с заданием.

III. Рефлексия.

-Кем мы с вами сегодня были?

Кому мы помогали?

-Что мы сделали для младших детей?

Для чего им пригодится паспорт зимующих птиц? (Ответы детей)

Чтение стихотворения А.Яшина. «Покормите птиц зимой»

Александр Яшин :

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

-Давайте передадим им "Паспорт зимующих птиц, который мы составили"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР на тему « Зимующие птицы»

Конспект данного занятия разработан для старшей группы логопедического сопровождения  детей с ОНР....

План-конспект урока природоведения "Зимующие птицы"

Обобщающий урок по теме "Зимующие птицы и условия их питания зимой" для 3 класса школы 1 вида7 Составлен с учётом требований к формированию универсальных учебных действий....

План-конспект урока природоведения "Зимующие птицы"

Обобщающий урок по теме "Зимующие птицы и условия их питания зимой" для 3 класса школы 1 вида7 Составлен с учётом требований к формированию универсальных учебных действий....

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме: "Зима. Зимующие птицы".

Данный конспект способствует активизации словарного запаса по лексическим темам: "Зима", "Зимующие птицы". Формирует у детей умение составлять предложения с предлогами на, под. Будет полезен в работе ...

Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Зима (характерные признаки зимы)", "Зимующие птицы" (февраль)

В данных разработках  представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику,  двигательную  координацию, стимулировать двигательную актив...

Акция "Покормите птиц зимой" , Проект " Поведение зимующих птиц на кормушке".

МКОУ «Дарьинская основная общеобразовательная школа»Суджанского района, Курской области  Проект    «Поведение зимующих птиц нашего края на кормушках»  Проект ра...

конспект урока "Помощь зимующим птицам"

конспект урока "Помощь зимующим птицам"...