Интеллектуальное и духовно-нравственное развитие обучающихся образовательных организаций Республики Калмыкия средствами краеведения
опыты и эксперименты по краеведению

Надбитов Руслан Константинович

Школьное краеведение является одним из самых эффективных средств обучения и воспитания учащихся в Республике Калмыкия. Творческий, созидательный характер краеведческой деятельности способствует  формированию у подрастающей личности духовных ценностей, морально-нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedcheskaya_statya_2020_g.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

-

Сведения об авторе:

Надбитов Р.К., кандидат исторических наук,

методист бюджетного учреждения дополнительного образования детей

«Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения»

        «Интеллектуальное и духовно-нравственное развитие обучающихся образовательных организаций Республики Калмыкия средствами краеведения»

        

   Школьное краеведение является одним из самых эффективных средств обучения и воспитания учащихся в Республике Калмыкия. Творческий, созидательный характер краеведческой деятельности способствует  формированию у подрастающей личности духовных ценностей, морально-нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

    В ходе работы школьных музеев, факультативов, кружков осуществляется учебно-воспитательная деятельность школы, создается широкая возможность для разнообразных форм и методов работы с учащимися, а так же для самостоятельной научно - поисковой деятельности школьников. Диапазон практической деятельности юных краеведов  чрезвычайно широк: от записи воспоминаний участников и очевидцев различных событий до подробного изучения истории; от ознакомления с памятниками истории и культуры края до участия в их охране и реставрации.

   Важнейшую роль в развитии школьного краеведения в нашей республике играет туристско-краеведческое движение учащихся «Бичкн Торскм» («Моя малая Родина»). Зародившись в 1998 году, движение «Бичкн Торскм» оказало существенное влияние на совершенствование системы дополнительного образования  школьников в Республике Калмыкия, на вовлечение в краеведческую деятельность большего количества детей, на развитие у них стабильного познавательного интереса к истории своего края.

    Опыт показал, что программа «Бичкн Торскм» была принята учащимися и родителями. Она показала свою востребованность и актуальность прежде всего тем, что вводит растущего человека в поле родной культуры, традиций того места, с которого начинается его судьба. Сделана попытка всем арсеналом доступных образованию средств, в том числе краеведением и туризмом, помочь учащимся приобщиться к национальной культуре, наследовать и знать традиции, обычаи, военное прошлое народа, имена защитников Родины.

      Большую помощь в создании программы «Бичкн Торскм» оказали ученые Калмыкии. Один из них – Николай Цеденович Биткеев, доктор филологических наук, профессор Калмыцкого государственного университета. В своей рецензии к программе он отметил, что «туризм и краеведение - действительно мощное средство обучения и воспитания подрастающего поколения в духе любви к Родине».

   Основным направлением туристско-краеведческого движения «Бичкн Торскм» является развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению истории, культуры и традиций родного края. Учебно-исследовательская краеведческая деятельность школьников является особой формой организации учебного процесса, в основе которой лежит самостоятельная поисковая работа, направленная на приобретение новых знаний и умений, а также способствующая формированию опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

   Ежегодно учащиеся общеобразовательных организаций Калмыкии выступают со своими учебно-исследовательскими работами на секциях краеведческой республиканской конференции. Накопленный опыт учебно-исследовательской деятельности учащихся может стать добротной базой для формирования новых подходов к организации образовательного процесса, мотивирующих формирующуюся личность юного гражданина России к самоопределению.

   Пока еще не оценен по достоинству тот вклад, который внесли юные краеведы Калмыкии в дело изучения истории культуры региона. Учебно-исследовательские работы детей разных лет хранятся в архиве Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения г. Элисты, являясь объектом внимания со стороны ученых, журналистов и специалистов учреждений культуры и науки республики.

   Следует отметить, что за годы проведения краеведческого конкурса «Бичкн Торскм» учащиеся и педагоги Республики Калмыкия добились высокой результативности, неоднократно представляя научно – исследовательские работы детей на всероссийском уровне. Труд молодых исследователей – краеведов и их наставников позволяет  соприкоснуться с наследием наших предков,  проследить славный путь  героев – земляков, выявить интересные факты и события из жизни многонациональной  Калмыкии.

   Исследования юных краеведов Калмыкии высоко оценили представители литературной, научной и педагогической общественности. Бережно хранить традиции – основное предназначение поколения нынешнего поколения. Благодаря кропотливому труду и неравнодушному отношению ребят сегодня можно с уверенностью сказать, что нынешнее поколение готово сохранить прошлое, объединяющее настоящее и будущее.
 
   Региональная программа «Бичкн Торскм» является действительно эффективным методом обучения учащихся, взращивания интереса к научной деятельности, воспитания любви и уважения к истории родного края. Участники туристско – краеведческого движения «Бичкн Торскм» совершают экскурсии, походы и экспедиции по родному краю, местам боевой славы; ведут описание памятников истории, культуры и природы, оказывают посильную помощь в их сохранении, собирают информацию о событиях прошлого и их очевидцах, пропагандируют материалы поисково – исследовательской деятельности в печати, на радио и телевидении

   Лучшие работы призеров республиканской конференции «Бичкн Торскм» направляются на заочный отборочный тур всероссийской конференции «Отечество». По результатам отборочного тура в Москву приглашаются дети из разных школ нашей республики. успешно защищают свои  учебно – исследовательские работы, получают высокие оценки жюри.    

         Так, после выступления учащейся Многопрофильной гимназии г.Лагани Нарановой Айсы председатель жюри Сергей Иванович Савинков, главный редактор журнала «Юный краевед», высказал слова благодарности по работе девочки: «Вы делаете большое нужное дело, благодаря таким детям память о героях жива…».

   В подготовке участников конференции в Москве приняли участие многие люди. Это и их непосредственные руководители – учителя, благодаря усилиям которых дети смогли провести плодотворные исследования, родители, оказавшие своим детям моральную и материальную поддержку, спонсоры, проявившие заинтересованность в организации поездки и, конечно же, сотрудники Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения.

   Зарождая в детях зерно любопытства, пробуждая в них интерес к окружающему миру, мы продолжаем развивать традиции любви, бережного отношения к родному краю, своей малой родине, важных и актуальных для всех поколений.

   В маленькой школе поселка Хар-Булук Целинного района, где всего около 70 школьников,   всё делается для того, чтобы подготовить учащихся к восприятию научных знаний, которыми они будут овладевать в дальнейшем.

   «Одним из приоритетных направлений развития  Хар-Булукской школы является учебно-исследовательская деятельность учащихся.   Если проанализировать участие воспитанников Хар-Булукской школы в конференциях «Бичкн Торскм» и «Отечество», то можно видеть, как возрастает с каждым годом мастерство детей, уровень их работ, усложняется тематика исследований, повышается научность исследований.

      Успехи воспитанников Хар-Булукской школы стали возможными благодаря высокому мастерству педагогов: Коксуновой Н.Б., Лиджиевой Т.В., Гюнзиковой О.Ф., Мучкаевой Е.Ч., Эрендженовой Л.Д., Отчиевой Б.М., Бадгаевой Т.Е., Хулаевой Ц.Б., Сарановой Э.Б., Эрендженовой Э.Б., Сухинко Л.А..

    В ходе краеведческой  работы они учат школьников главному: не потеряться в жизни, отстоять свое мнение, умению общаться со сверстниками, коллегами, создают облик современного человека. Все это помогает им в дальнейшем, при обучении в ВУЗах, где они успешно обучаются.  

     Закономерным итогом краеведческой деятельности в школах становится создание музеев и выставок. Школьные музеи являются основой воспитательной работы образовательных учреждений, здесь широко используются экспонаты, имеющие важное значение для духовно – нравственного становления личности юного гражданина.    

   В системе общего образования Республики Калмыкия действуют 75  паспортизированных музеев и 83 музейных формирования. Наиболее распространенными являются музеи историко-краеведческой направленности, боевой и трудовой Славы. Кроме того, в школах республики функционируют 49 комнат, 6 залов, 28 уголков боевой и трудовой славы.

    Школьные музеи являются основой воспитательной работы образовательных учреждений, здесь широко используются экспонаты, имеющие важное значение для духовно – нравственного становления личности юного гражданина. На базе музея проходит учебный процесс, широко используются экспонаты, документы, макеты, видео, которые имеют большое значение для воспитания подрастающего поколения. Изменяются и усовершенствуются формы и методы работы с учащимися: клубы, научные общества.

    Для среднего школьного звена более характерна познавательно – поисковая деятельность. Ребята встречаются с ветеранами войны и труда, ведут переписку с ними. Педагоги организуют тематические экскурсии, выставки, классные часы, вечера и многое другое.

    Старшеклассники овладевают приемами самостоятельной научно – исследовательской работы. На базе школьных музеев успешно действуют детские объединения, клубы, поисковые отряды. На сегодняшний день их 91 с охватом учащихся около 950 учащихся.

   В фондах школьных музеев республики насчитывается более 15040 тысяч музейных предметов (в том числе 11163- подлинных).  Многие школьные музеи республики стали настоящими творческими лабораториями по приобщению учащихся и учителей к исследовательской деятельности. Современные условия характеризуются большим подъемом краеведческой и музейной работы в образовательных учреждениях Республики Калмыкия. Развитие музейного дела можно считать чрезвычайно актуальным. Вместе с тем, музеи образовательных учреждений продолжают испытывать серьезные трудности организационно-методического и материального обеспечения.

    Работа педагогов – энтузиастов музейного дела не всегда находит поддержку со стороны администрации и руководителей образовательных учреждений. Не везде удается организовать подготовку и повышение квалификации кадров руководителей музеев, обеспечение сохранности и учета собранных материалов.

         Естественная привязанность к родным местам, родному языку, национальным традициям - это одна из граней патриотизма. Именно краеведение имеет в своем арсенале те нужные составляющие, которые могут оказать необходимое воздействие на воспитание патриотического сознания у детей - любовь к Отечеству, родным местам, родному языку, уважение к истории своей Родины, культуре и традициям своего народа. Краеведческая деятельность позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на «родном» материале, на примерах из истории малой родины.

       Жизнь меняется кардинально, сейчас в школе проходят обучение дети с новым миропониманием. Поэтому сегодня очень важно использовать методы и средства, имеющие наибольшее воздействие на подрастающее поколение. Особенно ценны такие формы работы, в которых обеспечивается совместное участие учителей и учащихся.

  Средствами краеведческо - исследовательской деятельности создаются условия для эффективного героико-патриотического воспитания детей, утверждается уважительное отношение к культурному и историческому наследию нашего народа.

    Навыки поиска информации и эффективного ее использования лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.

       Целеустремленность в овладении навыками учебно-исследовательской деятельности, самостоятельная работа с библиографическими источниками, публичные выступления развивают уверенность в реализации личностных качеств: содействует раскрытию творческого потенциала обучающихся, развивает интерес к изучению истории нашей Родины.

     Учащийся Хар-Булукской школы Аль-Килани Валерий подготовил учебно-исследовательскую работу «Погребенный медсанбат», главной целью которой являлось восстановление имени одного из бойцов 28-й армии, погибшего в годы Великой Отечественной войны на территории Яшкульского района Калмыцкой АССР. Юный исследователь принял активное участие в Вахте Памяти в составе объединенного поискового отряда на территории поселка Хулхута, работал в фондах Центрального архива Министерства Обороны, вел переписку для розыска родственников солдата, установил точное место его гибели. В результате проделанной работе была увековечена память Ивана Захаровича Мирошниченко, а его останки с воинскими почестями были перезахоронены на родине – в Омской области.

       В п. Зунда – Толга Ики-Бурульского района многие годы активно работал кружок «Торскн газр». Целью кружка являлось углубление и расширение знаний учащихся по истории родного села, развитие у них творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания, приобщение детей к поисково-исследовательской деятельности.         Руководитель кружка Бембеева Юлия Александровна научила детей обосновывать выбор темы учебного исследования, актуальность, ставить цели и задачи, раскрывать источниковедческую базу, отражать личное участие в краеведческом поиске, создавать презентации своих работ. Ребята учатся видеть историко-культурный контекст окружающих их вещей, т.е.оценивать их с точки зрения развития истории и культуры, обучаются активным формам деятельности в обстановке насыщенной работы, что способствует высокой мотивации в познавательной деятельности и практическом использовании полученных знаний.  

   С помощью поисково-исследовательской работы педагог помогает ребенку осознать многообразные связи, существующие между нами и нашими предками. Лишь тогда становится понятной и важной задача - не растерять огромный историко-культурный опыт, накопленный и оставленный нам в наследство нашими предками.

  Особенно успешными можно считать результаты воспитанницы кружка Бембеевой Буйнты. ». Ее работа «Мой край родной - частица Родины большой» уже в 2013 г. заняла 1 место на республиканской конференции в номинации «Летопись родного края». Для работы Буйнта использовала разные источники: историко-краеведческую литературу, справочники, энциклопедии, различные словари, журнальные и газетные статьи, Интернет. Девочка самостоятельно училась делать обобщения, выводы. Работа интересная, обширная, творческая. Итогом исследования явились экспозиции «Энкр мини Зунда» («Дорогая сердцу Зунда»), «Дурта мини школ» (Моя любимая школа), «Мана бахмж» («наша гордость») в школьной музейной комнате, разработанные экскурсии для зала «История Зунды и зундинцев», публикации в журнале «Байр», газетах «Рассвет».

 В 2014 г. Буйнта принимала участие в работе секции «Военная история» всероссийского конкурса «Отечество». Она посетила экскурсии в Центральном музее Вооруженных сил, работала в Российском комитете ветеранов войны под руководством Шелковина Д.Т. Ее исследовательская работа «Памятник от слова «память»» была посвящена установлению жизненного и боевого пути солдата, чья могильная плита была обнаружена на берегу Чограя во время одного их походов. Ею была организована переписка с родными Фоменко И.Т., которых она нашла через газету «Степные зори» Ипатовского района Ставропольского края, с помощью различных электронных баз данных (ОБД «Мемориал, «Элар.ру», «Солдат.ру», Календарь Победы и др.), электронных архивов, архива ЦАМО, Санкт-Петербургского архива военно-медицинских документов был собран обширный материал о судьбе младшего сержанта.

   В республиканских СМИ исследование Бембеевой Буйнты имело широкий резонанс: прошел сюжет в новостных выпусках, ВГТРК Калмыкии был снят документальный фильм «Ицл» («Надежда») об авторе и истории солдата, появились публикации в газете.

      В итоге работы школьная музейная комната пополнилась экспозицией, посвященной судьбе солдата, а на сайте «Кремник.ру» создана карточка участника Великой отечественной войны Фоменко И.Т. с полными данными о нем. Члены краеведческого кружка стали участниками акции «Мемориал» телепрограммы «Жди меня». В рамках телепроекта «Никто не забыт, ничто не забыть» идет сбор информации о воинских захоронениях по всей России. Отныне во Всероссийском перечне воинских захоронений числится могила нашего земляка.

      Использованные формы и способы построения учебно-исследовательской краеведческой деятельности способствуют выявлению и развитию интеллектуальных, творческих способностей детей. Учат их делать самостоятельный выбор, помогают каждому ребенку осознать себя патриотом Отечества.    Таким образом, краеведческая деятельность имеет большие возможности для успешной реализации социально-педагогических моделей деятельности, что способствует накоплению детьми опыта гражданского поведения, обеспечению духовного и творческого развития, осознанному выбору профессии и социализации.

Список использованной литературы:

  1. Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика. //Управление школой. – 2006. - № 20. – с. 33-36.
  2. Громова Т. Научить ставить вопросы и искать решения. //Управление школой. – 2006.  - № 1. – с. 14-16.
  3. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование. //Школьные технологии. – 2006. - № 3. – с. 91 – 95.
  4. Озеров А.Г. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся. Подготовка исследовательских краеведческих работ. // Краеведческий альманах. – 2010.- № 4.- С. 3-16.
  5. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Владос, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ. Интеллектуальное и духовно-нравственное развитие. Из опыта работы

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11354334","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 336px; height: 480px; float: left;","width":"336"}}]]Психологич...

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно нравственной культуры личности обучающегося»

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыкиМОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики Мордо...

Статья "Организация духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения"

Организация духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...

Информация о работе школы интеллектуального и духовно-нравственного развития детей "Юный краевед-исследователь"

В 2018 г. методисты Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения и республиканское общественное движение «Школа безопасности» участвовали в конкурсе Фонда президентских ...

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...

Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

   Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...