Из опыта туристско – краеведческой деятельности
статья по краеведению

Леонова Анна Николаевна

Одной из главных  задач современного общества и государства является воспитание ответственного, творческого, инициативного, всесторонне развитого  гражданина России. Туристско-краеведческая деятельность способствует этому в полной мере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Краеведческая деятельность23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта туристско – краеведческой деятельности в

МБОУ «Рыбковская СОШ» Сафоновского района Смоленской области

       Одной из главных  задач современного общества и государства является воспитание ответственного, творческого, инициативного, всесторонне развитого  гражданина России. Туристско-краеведческая деятельность способствует этому в полной мере. Начинается развитие  духовно-нравственной  личности в семье. А школа способствует становлению особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни гражданина,  и начинается это с его малой родины – села, города, края. Наша малая Родина – это деревня Рыбки Сафоновского района Смоленской области. Наши Рыбки богаты историческим прошлым, природной красотой, сельскохозяйственными  угодьями, развитой инфраструктурой, культурными объектами. У нашей деревни есть будущее. Дети, которые живут в Рыбках и учатся в нашей школе, знают такие понятия как Родина, Великая Отечественная война, патриотизм, память, дружба не понаслышке.  Одним из источников их развития, социализации, патриотичности является туристско-краеведческая деятельность, через которую    приобретается полезный жизненный и социальный  опыт.

 В нашей школе проводятся следующие формы туристско-краеведческой  направленности:

  1. Многие годы в школе работает   кружок «Юный краевед».  Он предназначен  для изучения основ краеведения, что  позволяет обучающимся расширить свой кругозор, с любовью относится к истории родного края,  увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. На кружке   проводится работа по изучению истории малой Родины, собран большой краеведческий материал (документы, воспоминания, фотографии, предметы материальной культуры), ведётся летопись села и школы, создан музей.

  1. Школьный историко-краеведческий музей, который преобразовался из краеведческого уголка в 2004 году, о чём имеется соответствующее свидетельство. На сегодняшний день в школьном историко-краеведческом музее находится 617 экспонатов основного фонда. В нашем музее работа ведется в  нескольких направлениях. Это краеведческо - поисковая работа,  пополнение музейного фонда,   оформление экспозиций и выставок, экскурсии, участие в школьных и районных мероприятиях.  Эти формы деятельности включают не только расширение знаний по истории родного края и страны, но и  сопереживание, соучастие в событиях прошлого и настоящего, дети видят связь времен и свое место в ходе исторического процесса, гордятся подвигом предков, учатся чтить традиции прошлого, уважать и ценить людей, любить малую родину.  В музее есть следующие разделы:  
  • Великая Отечественная война на рыбковской земле
  • Быт смоленских крестьян
  • Крупицы духовной мудрости
  • Советский период в истории России
  • Наш адрес: Смоленск, Сафоново, Рыбки
  • Летопись школы
  • Жертвам политических репрессий посвящается…

Все экспонаты данных разделов поступили в музей через краеведческо – поисковую деятельность, которая подразумевает туристические походы, беседы с населением, участие в поисковой работе на Вахтах Памяти. Каждый экспонат имеет свою маленькую историю. Особенно ценны экспонаты, принесенные в музей детьми, т.к. это позволяет ребенку соприкоснуться с историческим прошлым как его семьи, так и Родины  в целом.

    В школьном музее в разделе «Летопись школы» хранятся дневники туристических походов с техническими отчетами за несколько лет. К ним прилагаются маршрутные ленты, фотографии, описание каждого дня походов. Маршруты походов охватывали населенные пункты Вяземского, Ярцевского и Сафоновского районов. В каждом походе ребята посещали места боевой славы, собирали краеведческий материал, искали неучтенные захоронения советских воинов, проводили раскопки, изучали особенности ландшафта родного края, беседовали с местными жителями. В результате этой туристско – краеведческой работы был собран богатый материал, который послужил основой для написания творческих и исследовательских работ по следующим темам:

  1. Сын смоленской земли М.Н. Тухачевский
  2. Вознесется рушник аркой – радугой
  3. Нам надо знать свою Россию
  4. Великая Отечественная война на рыбковской земле
  5. Родник моего детства
  6. Я убит за деревней…
  7. Подвиг Александры Постольской
  8. Вадинский партизанский край
  9. Военные страницы Смоленщины: люди, события, судьбы
  10. Поэты Смоленщины
  11. История родного края в лицах
  12. Они защищали Рыбки

Многие из этих работ были представлены на районные, областные и всероссийские конкурсы и заняли достойные места, о чём имеются соответствующие грамоты.  

3. Кружок «Я – турист».  Программа кружка включает информацию по различным областям знаний, просматриваются межпредметные связи  с базовыми учебными курсами по географии, биологии, истории, экологии, основам безопасности жизнедеятельности, физическому воспитанию.  Много времени  уделяется проведению  практических работ как в помещении, так на местности.  На занятиях ребята   учатся пользоваться картой и компасом, ориентироваться на местности, учатся выбирать место для привала, разводить костер, ставить палатку, готовить на костре пищу, оказывать первую помощь при травмах и внезапных заболеваниях. К сожалению, в последние годы не получается пойти в многодневный поход, но туристические прогулки совершаются регулярно. План занятий составлен так, чтобы перед кружковцами всегда стояла ближайшая и доступная им цель - экскурсия на природу,  участие в туристских соревнованиях, туристическая прогулка по местам боевой славы – Белый ров, Дедов лес, высота за деревней Рыбки.

 

4. В нашей школе стало доброй традицией в  последний учебный день  проводить  "Туристический квест". Обычно это мероприятие осуществлялось за пределами деревни. Но в  этом году в связи с некоторыми ограничениями он проходил на территории  школы. Каждому классу необходимо было пройти заранее разработанный маршрут по стациям и заработать там букву одного из оговоренных цветов (красная - все верно, зеленая - есть ошибки и синяя - все неверно). На финише из них надо было собрать кодовое слово. Дети показали свои знания по краеведению, правилам дорожного движения, топонимическим знакам, определению лекарственных растений,   пели туристические песни, а также показали свою сноровку по прохождению «болота» и «переправы». По окончании всех ждал туристический обед!   Проигравших не было! А победители получили грамоты и положительные эмоции! Данное мероприятие было  приурочено к Международному Дню Защиты детей!

 5. Участие в Вахтах памяти.      Давно закончилась Великая Отечественная война. Не стреляют, не бомбят.  Кажется, пора забыть о ней. Но мы -  люди, живущие сегодня, часто приходим туда, где  увековечен подвиг человека, защитившего свою Родину.  Вот и у нас в Рыбках есть замечательный мемориал – братская могила, в которой захоронено более двух тысяч погибших в районе деревни Рыбки советских воинов. На рыбковской земле проходили тяжелые бои. Враг шел к Москве, а советские войска сдерживали его на Смоленщине. Более чем  два года наша земля находилась в оккупации. Но самые ожесточенные боевые действия проходили здесь в августе 1943 года. 7 августа   начался второй этап освобождения Сафоновского края в рамках Смоленской наступательной операции «Суворов». Обошёлся этот этап нашим воинам большой кровью. Более тридцати лет на местах боев проходят раскопки. В некоторых из них принимали  участие  обучающися нашей школы.   Сколько же в наших лесах и полях поисковики находят снарядов! Некоторые фрагменты боевого оружия  и личных вещей погибших воинов  выложены в   витринах школьного историко-краеведческого музея.

Интерес к богатству многовековой истории России, ее культурному и природному наследию становится отличительной чертой нашего времени. Разрушение культурного наследия ведет к утрате преемственности поколений, негативным процессам в общественном сознании и воспитании молодого поколения. В сбережении народной памяти, сохранении подлинной, неискаженной истории немалая роль принадлежит краеведению.   Важно, что юные краеведы относятся к этому с огромным чувством понимания значимости своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития туристско-краеведческой деятельности

Целью настоящей программыявляется создание условий для развития и расширения туристско-краеведческой деятельности учащихся города как комплексного средства формирования здорового образа жизни молодежи...

Туристско-краеведческая деятельность – педагогический ресурс развития личности подростка в воспитательной системе школы

В своей внеурочной деятельности использую такие формы изучения родного края как экскурсии.Об этом делюсь опытом в своей статье....

« Роль туристско-краеведческой деятельности УДО и школ в создании единого образовательного пространства в станице Медведовской».

Работа туристско-краеведческого объединения прививает любовь к родному краю, формирует патриотические чувства и способствует укреплению межшкольных связей не только одной станицы, но и края....

Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности. Туристские игры.

Туристские игры. Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности...

Нравственно-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста посредством туристско-краеведческой деятельности. Из опыта работы.

Из опыта работы педагога доплнительного образования МБУ ДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий" по социаализации и воспитанию нравственно-патриотических чувств  детей начальных класс...

Обобщение опыта туристско-краеведческой и экскурсионной работы.

Туристско-краеведческая деятельность является одним из приоритетных направлений структурного подразделения, реализующего общеобразовательные программы дополнительного образования детей «Центр внешколь...

Презентация "Из опыта туристско-краеведческой работы"

Одной из главных  задач современного общества и государства является воспитание ответственного, творческого, инициативного, всесторонне развитого  гражданина России. Туристско-краеведческая ...