Разработка урока
план-конспект урока по краеведению (8 класс)

урок по основам православной культуры "Оборона Смоленска в 1609 - 1611 годах и церковь"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Оборона Смоленска в 1609-1611 годах и церковь»

Автор-разработчик: учитель Равзенкова Светлана Петровна

Цели урока:

  • показать роль церкви в обороне Смоленска и всей Русской земли от польских захватчиков;
  • развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;,самостоятельной работы с текстом, дополнительной литературой и документами;
  • формировать жизненные ценности на примере верности убеждениям, самоотверженности и патриотизма священнослужителей и защитников города Смоленска.

Мотивация:

     а) побудить жажду знаний учеников;

б) выработать у них положительное отношение к учению;

в) формировать целостность личности, основанную на гуманистических началах.

Оборудование:

ТСО: магнитофон, компьютер, мультимедийная установка, экран.

Инструменты и материалы: рабочие листы бумаги, кроссворд, доска (возможны магниты)

Зрительный ряд: изображение Смоленской крепостной стены, портреты митрополита Филарета и патриарха Гермогена, карта Смоленской обороны 1609-1611 годов, опорные слова: 20 месяцев, 14 тысяч, 6 тысяч, 400 защитников.

Музыкальный ряд: Духовное песнопение в исполнении хора Казанской Свято-Амвросиевой пустыни (аудиокассета).

Дополнительные печатные материалы: жизнеописания митрополита Филарета и патриарха Гермогена, Смоленская грамота.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Тип урока: комбинированный.


Эпиграф урока:

                                                                  От каждого камня

                                                                        Здесь мужеством веет

Дней наших и дней старины.

                                                                                  И если ты хочешь

                                                                   Стать духом сильнее,

                                                                               Побудь у Смоленской стены.

А.Бодренков

Ход урока

Актуализация знаний.

На экране изображение Смоленской крепостной стены (См. в ПРИЛОЖЕНИИ к уроку) со словами: «Построим мы такую красоту неизглаголенную, что подобно ей не будет во всей поднебесной: однех башен на стене 38 и поверху ея свободно поезжай на тройке. Как на важной боярыне красиво-то лежит многоцветное ожерелье, прибавляя ей красоты и горделивости, так Смоленская стена станет теперь ожерельем всея Русии Православной на зависть врагам и гордость Московского государства». (Борис Годунов) (Учитель читает эти слова в сопровождении тихого звучания музыки.)

Учитель: Так писал боярин Борис Годунов русскому царю Фёдору Ивановичу, сыну Ивана Грозного, в 1596 году. Стена эта строилась, напомните мне, пожалуйста, сколько лет? Когда было закончено её строительство? Правильно, в 1602 году. Борис Годунов сравнивает крепостную стену с ожерельем на зависть врагам и гордость Московского государства. Получается, что крепостная стена была построена для украшения города Смоленска. Но только ли для украшения города Смоленска она была построена? Были ли другие причины? Кто может ответить? (Ответы учеников.)

Учитель: Верно. Многие государства в разные периоды времени посягали на русские земли. Это были и монголо-татары, и шведы, и литовцы, и поляки, и французы, и немцы. И на пути у всех наших врагов стоял город Смоленск. Он первым встречал врагов и давал отпор завоевателям. Смоленская каменная крепостная стена была построена вместо деревянной, чтобы быть надёжной защитой жителей города от врагов.

Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, какую роль сыграла крепостная стена во время обороны Смоленска от польских войск в 1609-1611 годах и оправдала ли она надежды жителей города.

Запишите тему урока: «Оборона Смоленска в 1609-1611 годах и церковь». Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать на уроке? (Ответы учащихся.)

Корректировка учителя: Цель урока: показать роль церкви в обороне Смоленска от польских захватчиков в 1609-1611 годах.

Изучение нового материала

Слово учителя

 Давайте сначала выясним, каковы были причины нападения польского короля Сигизмунда III на русские земли.

Инсценировка: К доске выходят 3 учащихся.

1 ученик: Начало XVII века. 1609 год, сентябрь. Главная площадь города.

2 ученик: Смоляне! Польский король Сигизмунд перешёл русскую границу и подошёл к нашему городу!

3 ученик: Вы знаете, он послал воеводе Шеину грамоту!

2 ученик: А что в грамоте?

3 ученик: Да как же, сдаться предлагает, обещает веру нашу православную сохранить.

2 ученик: Но нельзя полагаться на обещания Сигизмунда! А что же Владыка ответил?

3 ученик: «Люди русские! Постоим за веру православную, за святые церкви, за царя нашего, за крестное целование, а польскому королю и его панам не поклонимся!»

Учитель: И, действительно, хотя в начале своего похода Сигизмунд III и обещал в своей грамоте смолянам сохранить православную веру, но, как говорит Соловьев, «трудно было полагаться на обещания самого Сигизмунда, который, уверяя смолян, что будет охранять их веру, в Польше объявил, что начал войну преимущественно для славы Божией, для распространения католической религии».

Получив отказ смоленского гарнизона о сдаче города, Сигизмунд приступил к его осаждению.

Итак, назовите причины нападения польского короля Сигизмунда III на русские земли. (Ответы учащихся.)

Корректировка учителя: Причинами нападения польского короля Сигизмунда III на русские земли были: 1) желание захватить новые территории;

2) распространение католической веры.

Слово учителя

Руководил обороной Смоленска воевода Михаил Борисович Шеин. Не оставались в стороне и священнослужители. Не только словом, но и делом показывали они пример героизма, любви к родному Отечеству.

Работа в группах. Кто и как помогал в обороне Смоленска, мы с вами сейчас будем выяснять, работая в группах.

Класс делится на 3 группы.

1-ая группа работает с текстом учебника – с.116-117 – первый абзац. У вас информация о Смоленском архиепископе Сергии.

2-ая группа работает с текстом о митрополите Филарете. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

3-ья группа работает с текстом о патриархе Гермогене. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

В каждой группе будет консультант, изучивший этот материал дома. Задача консультантов: помочь ученикам в группе найти нужную информацию для ответов. Группы могут задавать друг другу вопросы после прослушивания информации.

Вопросы, на которые вы должны найти ответы в течение 5 минут:

  1. Какую роль сыграл каждый из служителей церкви в обороне Смоленска?
  2. Какими личностными качествами они обладали?

(Звучит тихая музыка. Учащиеся работают с текстами в течение 5 минут.)

Ответы учащихся.

Слово учителя

 Какое же качество объединяет архиепископа Сергия, митрополита Филарета и патриарха Гермогена? – Любовь к Родине. Патриотизм.

ВЫВОД: Благодаря духовному единению всей Руси, народа и церкви, защитники Смоленска в течение 20 месяцев отстаивали свой город. Но силы были неравные. (Карточка 20 месяцев прикрепляется к доске.)

Посмотрите на карту обороны г. Смоленска. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ №3)

Вы видите, что Смоленск со всех сторон был окружён польскими лагерями. Это крепостная стена. Благодаря её толстым стенам, поляки были задержаны у Смоленска. Но какими бы толстыми ни были стены, численность войск была больше у поляков. У польского короля Сигизмунда III численность армии составляла 14 тысяч человек, а у Михаила Шеина – 6 тысяч. В конце осады у Шеина вообще осталось всего 400 защитников. (Эти слова вывешиваются на доску.)

Слово учителя

 В январе 1611 года прозвучал набатом призыв защитников Смоленска к русским людям Москвы и других городов. «Господам братьям нашим всего Московского государства, - так начиналась эта грамота. – Братия есми и сродницы, понеже от святыя купели святым крещением породнихомся.» Изнемогающие защитники «Ключ-города» умоляют москвичей: «Душами и головами станьте с нами обще против врагов Креста Христова… и сю нашу грамоту и свой совет отпишите во все городы». Вдохновляет авторов письма вера в заступничество Божьей Матери Владимирской, а также московских чудотворцев. Особо выделена в грамоте патриотическая позиция патриарха Гермогена. Он «прям как пастырь душу свою за веру Крестьянскую полагает несомненно; а ему все Крестьяне православные последуют».

В полночь 3 июня 1611 года начался последний штурм. Вот как описывает взятие Смоленска и деятельность духовенства во время уничтожения города поляками Костомаров:

«Толпы народа бежали в соборную церковь. Владыка смоленский Сергий во всем облачении стоял пред престолом и гласно молился за души погибших и готовых погибать. Тогда русские, видя, что все уже пропадает, зажгли пороховой склад под домом Владыки. Владычные палаты с громом полетели на воздух: треснула и отвалилась одна стена в соборе. Жолнеры ворвались в полуразрушенные стены собора: там, среди развалин и дыма лежала, склонив головы, толпа народа, женщин и детей, над ними стоял в царских дверях в блестящем облачении Владыка. Враги были поражены его видом; он был прекрасен, с белокурыми волосами, с окладистой бородой. Первая ярость прошла, поляки не стали более умерщвлять никого, но сами русские, предводимые священниками и монахами, бросались в огонь, решаясь лучше погибнуть, чем терпеть поругания и унижения от победителей».

Так смоленский святитель своим примером вместе с духовенством поддерживал мужество своих пасомых.

Воеводу Шеина после пыток вместе с архиепископом Сергием поляки отправили в Польшу как пленников.

Вот так печально закончилась 20-ти месячная оборона нашего города. Смоленск более чем на 40 лет оказался под властью Речи Посполитой. Но это уже тема следующего урока.

Рефлексия.

1). Какое значение имела героическая оборона Смоленска для судьбы нашего государства? (Записать в тетради)

2). Какова роль церкви в обороне Смоленска?

3). Назовите имена духовных наставников защитников города Смоленска.

(Ответы учащихся.)

ВЫВОД:

Оценивая героическую оборону Смоленского гарнизона, можно сказать, что он у стен города на много месяцев задержал продвижение основных войск интервентов в глубь страны, дав тем самым возможность объединиться русскому народу для предстоящей решающей борьбы с иноземцами и сохранить все государство от окончательного порабощения, которое могло еще совершиться в 1609-1611 гг. Мы сохранили свою православную веру. Смоленск ещё раз доказал, что «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет».

Слово учителя 

Эпиграфом нашего урока являются строки из стихотворения Алексея Бодренкова о стойкости духа и мужестве смолян в разные исторические эпохи России. Давайте послушаем его полностью.

Ученик читает стихотворение Алексея Михайловича Бодренкова.

Тогда ещё не было русской державы,

Дымились леса на заре.

И прежде, чем встали московские главы,

Смоленск возвели на холме.

Не раз и не два заслонял он собою

Просторы великой страны.

И прежде, чем быть Бородинскому бою,

Был бой у смоленской стены.

Не раз было небу от пламени жарко:

Ключ-город в осаде пылал.

И прежде, чем выступил Минин с Пожарским,

Атаки Смоленск отбивал.

От каждого камня здесь мужеством веет

Дней наших и дней старины.

И если ты хочешь стать духом сильнее,

Побудь у смоленской стены.

Домашнее задание:

§3 с.116-118, ответить на вопросы к документу и на вопросы №1 и №2 к параграфу №3.

Составить синквейн к слову «оборона». (по желанию)

Решить кроссворд. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ №4) (по желанию)

Индивидуальное задание, предваряющее тему следующего урока. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ №5)

Подведение итогов работы учащихся, выставление оценок.

Литература:

  1. Андрицова М.Ю., Валуев Д.В., Довгий Т.П. История православной культуры земли Смоленской: Учебное пособие. – Смоленск: Издательство СОИУУ, 2002.
  2. Преображенский А.А. Веков связующая нить… – М.: ООО «Русское слово - учебная книга», 2002.
  3. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. Составитель О.А. Платонов. – М.: Православное издательство «Энциклопедия русской цивилизации», 2000.
  4. Терлецкая И.П. История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца XVII века: Учебно-методическое пособие. – Смоленск: СОИУУ, 2002.
  5. Школьная энциклопедия «Руссика». История России 9-17 вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Филарет (в миру – Романов Фёдор Никитич) (около 1554-01.10.1633 гг.) – политический и церковный деятель, патриарх Московский и всея Руси с 1619 года, отец царя Михаила Фёдоровича Романова.

Сын Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, родного брата Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, первой жены Ивана IV Грозного. Был женат на Ксении Ивановне Шестовой. В 1587 году получил боярский чин. Боярин, приближённый царя Фёдора Ивановича, после смерти которого был одним из претендентов на престол. Около 1600 года попал в опалу и был сослан в Сийский Антониев Троицкий монастырь, расположенный в Архангельской земле. По приказу царя Бориса Годунова в июле 1601 года Фёдор Никитич насильно пострижен в монахи под именем Филарета.

После воцарения в 1605 году Лжедмитрия I Филарет возвращён в столицу и рукоположен в сан митрополита Ростовского и Ярославского. Несмотря на это, он участвовал в заговоре и свержении самозванца.

В 1608 году отряды нового самозванца Лжедмитрия II захватили и разграбили Ростов Великий, а митрополита пленили и отвезли в Тушинский лагерь. По приказу самозванца Филарет возведён в сан Московского патриарха. Он входил в состав правительства Лжедмитрия II.

После бегства самозванца в Калугу и распада его лагеря Филарет 4 мая 1610 года вернулся в Москву, участвовал в низложении царя Василия Шуйского.

С приходом к власти Семибоярщины, избравшей новым московским государем польского королевича Владислава, Филарет возглавил Великое посольство к королю Сигизмунду III под Смоленск, целью которого было заключить мирное соглашение, однако отказался подписать окончательный вариант соглашения. После безуспешных переговоров Филарет вместе с другими членами посольства был взят под стражу и в 1611 году отправлен в Польшу в качестве военнопленного. В плену он узнал об изгнании поляков из Москвы и об избрании царём его сына Михаила Фёдоровича.

В 1619 году, после заключения Деулинского перемирия Филарет вернулся в Москву. 24 июня поставлен на патриаршество иерусалимским патриархом Феофаном, получил титул «Великого Государя».

Все последующие годы, вплоть до самой своей кончины, патриарх Филарет был руководителем и наставником сына в деле управления государством.


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 Гермоген, Ермоген (в миру Ермолай) (около 1530-17.02.1612 гг.) – святой, духовный писатель, патриарх Московский и всея Руси с 1606 года.

Первые сведения о будущем патриархе относятся к 1579 году, когда в Казани произошло явление чудотворной иконы Божией Матери. В то время Ермолаю было уже 50 лет, и он был приходским священником церкви святого Николая в Гостинном Дворе. Ермолай торжественно перенёс явленную икону в церковь святого Николая Тульского, а позже составил «Краткое Сказание о явлении чудотворной иконы и о чудесах от неё» и передал его царю Ивану IV Грозному.

В 1587 году Ермолай принял монашество под именем Гермогена в Чудовом монастыре в Москве. Вскоре получил сан игумена, а затем архимандрита – настоятеля Казанского Спасо-Преображенского монастыря. В 1589 году Гермоген возведён в сан епископа Казанского.

В 1605 году занявший русский престол самозванец Лжедмитрий I пожаловал Гермогену звание сенатора и вызвал в Москву. Накануне брака Лжедмитрия и полячки Марины Мнишек Гермоген настаивал на предварительном крещении невесты по православному обряду. В результате он попал в опалу, был возвращён в свою епархию и заточён в одном из монастырей.

Новый царь Василий IV Шуйский вновь вызвал Гермогена в Москву. 3 июля 1606 года собор русских епископов избрал его патриархом «всея Руси». Патриарх Гермоген боролся за сохранение единого Российского государства и сразу же занял непримиримую позицию по отношению к многочисленным мятежникам. Не признал он и законности Лжедмитрия II.

В 1610 году Василий Шуйский был свергнут и власть в Москве перешла в руки Семибоярщины. Боярское правительство разместило в городе польский гарнизон и призвало на трон польского королевича Владислава. Патриарх Гермоген отказался целовать крест польскому королю и велел москвичам, собравшимся в Успенском соборе Московского Кремля, «королю крест не целовать». Патриарх Гермоген встал на защиту государства и православных святынь. Он стал рассылать грамоты с призывом «идти на Москву и страдать до смерти…» На этот зов откликнулись рати из Рязани и Нижнего Новгорода, Ярославля и Костромы, Суздаля и Калуги. В 1611 году к стенам Москвы подошло Первое ополчение во главе с воеводой Прокопием Ляпуновым.

Изменники-бояре требовали от Гермогена «унять» поднявшиеся по его слову русские полки. Но ответом им было: «Да будут благословенны те, которые идут для очищения Московского государства, а вы, изменники, будьте прокляты!» 16 января на патриаршем дворе была поставлена стража, не допускавшая к Гермогену даже его дворовых слуг. Вскоре со старца силой сняли святительские одежды и заключили в подземную тюрьму Чудового монастыря, где патриарх умер голодной смертью.

Останки Гермогена были погребены в Чудовом монастыре. Царь Алексей Михайлович повелел перенести его тело в Успенский собор.

Спустя 200 лет после мученической кончины Гермогена, во время Отечественной войны 1812 года, французы, занявшие Москву, выбросили его останки из гроба, и только после освобождения первопрестольной столицы России они вновь были помещены в гробницу.

Ещё через 100 лет, в мае 1914 года, произошло торжественное открытие мощей Гермогена, причисленного к лику святых.

Имя Гермогена стало символом свободолюбия и твёрдости духа. «Непоколебимым столпом благочестия, предивым хранителем христианской веры, крепким твёрдым адамантом» называет его современник. О деятельности патриарха, его стойкости и мужестве говорится в целом ряде повестей Смутного времени, таких как «Новая повесть о преславном Российском царстве и Великом государстве Московском», «Повесть о некоей брани», «Повесть князя Ивана Андреевича Хворостинина», «Летописная книга», «Сказание о Гришке Отрепьеве».

Патриарху Гермогену принадлежат следующие произведения: «Сказание о явлении и чудесах иконы Казанской Богоматери», редакция «Повести о житии Петра и Февронии», «Слово» об обретении мощей митрополита Алексия, грамоты и речи.

Дни памяти: 17 февраля (1 марта), 12 (25) мая и 5 (18) октября.



ПРИЛОЖЕНИЕ №3


ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Решите кроссворд:

1п

…….…о….……

д

к

о

п

2……б….…...

о

й

н

и

ц

а

3п

р

……….о….……

л

о

м

4ш

т

у

……….р….……

м

5с

……….о….……

л

ь

6с

и

г

и

з

м

у

……….н…….…

д

7о

с

а

д

…………а………

1

……….….……

2…....….…...

3

………..………

4

………..………

5

………..………

6

………..………

7

……….…….…

  1. Поляки рыли стены … .
  2. Отверстие в стене для установки орудия.
  3. После взрыва в стене появлялся… .
  4. Пятый … оказался последним.
  5. В городе не хватало хлеба и … .
  6. Жигимонт или … .
  7. Польская армия была не готова к … .

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Как говорит профессор Духовной Академии М. Коялович, «... самое сильное освящение безотрадного положения России и новых ожидающих ее бедствий последовало из Смоленской области, из той самой области, где, как и прежде, лучше могли оценивать польскую цивилизацию». Он цитирует грамоту, в которой смольняне писали: «Ведомо вам смертная наша погибель, как мы и вы дались без всякого противления литовским людем, во своих городех и уездех, и принесли есма свои головы и животы к ним для избавления душ своих, чтоб не отбыть православнаго крестьянства в латынство и в конечной погибели, и в посеченье, и во плененье разведенным не быть; и мы все изо всех городех и из уездех, без остатка и без всякого пощажения погибли, и ни малыя милости и пощажения не нашли. Во всех городех и уездех, где завладели литовские люди, не поругана ли наша крестьянская вера и не разорены ли Божия церкви? Не сокрушены ли и поруганы злым поруганием и укоризною Божественныя иконы Божий и Божие образы? Все то зрят очи наши. Где наши головы, где жены и дети, и братья и сродницы, и друзи? Не остались ли есмя от тысящи десятой, или ото ста един, токмо единою душею и единым телом? И та вся нашедшая нам смертная наша погибель неведомо вам: пришли есмя из своих разоренных городех и из уездех к королю в обоз под Смоленском, и живем туто не мало, иной больше году живет, иной мало не год, чтоб нам выкупити от плену из латынства и от горькия смертныя работы бедных своих матерей и жен и детей, и никто не смилуется, и никто не пощадит; а многие из нас ходили в Литву, в Польшу для своих матерей, и жен, и детей, и те свои головы потеряли; и собрано было Христовым именем окуп, и то все разграбили, и никто, ни един человек от всех литовских людей, над бедными пленными людьми, над православными крестьяны и беззлобивыми младенцы не смилуется, и вси порабощены смертною работою и в латынство отдашеся... Польские и литовские люди дали вам веру крестным целованием всей земле Московской, а что на их вере вправду устояло? Не помните того и не смышляйте никоторыми делы, что быть у нас на Москве королевичу государем: первое за то, что видят на Москве над лучшими людьми непостоянство, во всем крестопреступление, да за то, что все люди в Польше и в Литве никак того не поступятся, что дати королевича на Московское государство мимо своего государства. Много о том было у Литвы на соймище думы со всею землею, да и положено на том, чтоб вывесть лучших людей и опустошить всю землю и владети всею землею Московскою. Зде мы не мало время живем и подлинно про то ведаем, для того и пишем вам. Для Бога положите о том крепкий совет меж себя: пошлите в Новгород и на Вологду и в Нижний нашу грамотку, списав, и свой совет к ним отпишите, чтоб всем было ведомо, всею землею обще стати за православную крестьяцкую веру, покаместа еще свободны, а не в работе и в плен не разведены».

В качестве вывода: Так эта Смоленская грамота ярко освещала тяжелое положение Московского государства, издевательство над Православной верой польских захватчиков и указывала на грядущие ожидающие бедствия. Всякий, читающий эту грамоту, мог понять, что Православию, народу и государству грозит серьезная опасность от иностранных поработителей. И тогда национальное народное чувство заговорило громче и сильнее. Угроза родине и вере вызвала необычайный подъем патриотического движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...