Проектная работа в 9 классе о Чехове
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Данный проект осуществлен при изучении творчества А.П. Чехова в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_proekta.doc51 КБ
Microsoft Office document icon urok-zachyot.doc39 КБ
Office presentation icon vstuplenie.ppt1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Мини-проект

Тип проекта: информационный (с элементами исследовательской и творческий деятельности)

Педагогическая цель: привлечение  внимания к личности А. П. Чехова

Предметная цель: подготовка к изучению  творчества А. П. Чехова в старших классах

Учебная цель: знакомство с фактами биографии А. П. Чехова через самостоятельную исследовательскую деятельность

Технологическая цель: подготовить и представить мультимедийные презентации, сообщения

Тема: Избранные страницы жизни А.П. Чехова

По профилю знаний: Монопроект в рамках учебного предмета «Литература»

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: история,  изобразительное искусство, музыка, информатика
Руководитель проекта: Голещихина Алевтина Анатольевна
, учитель литературы.
Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 15 – 16  лет
По характеру контактов между участниками: внутриклассный  

Участники: ученики 9 класса.
Состав проектной группы:

Антонова Екатерина

Антонова Наталья

Кривошеина Елена

Петлина Вероника

Савельева Евгения

Стрельцова Анастасия

Хренюк Владимир

Продукты проекта: мультимедийные презентации, сообщения

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Аннотация

Антон Павлович Чехов - это трогательная страница русской культуры, нежной и изящной, которой мы справедливо гордимся, как драгоценным и неотъемлемым достоянием русского духа и русского народного гения.

Этот год объявлен ЮНЕСКО годом А. П. Чехова. Каким человеком  был великий писатель? – этот вопрос интересует всех, кто любит и читает Чехова. Поэтому мы решили обратиться к страницам его биографии.

Данный проект осуществлен при изучении творчества А.П. Чехова в 9 классе. Он соответствует современным требованиям к содержанию образования, отраженного в Федеральном компоненте государственного стандарта основного  образования, Примерной программе основного образования по литературе на базовом уровне. Проект представляет собой знакомство с избранными страницами жизни А. П. Чехова. В 2010 году исполнилось 150 лет со дня рождения великого мастера художественного слова. Этот год объявлен ЮНЕСКО годом А. П. Чехова. Участники проекта решили открыть для себя А. П.Чехова-человека.

Размышляя над биографией А.П.Чехова, читая воспоминания о нём, изучая его произведения, мы приходим к пониманию, что личность писателя сложна и многогранна. Чтобы разобраться в этом, мы выдвинули гипотезу: если  в Чехове сочетаются такие противоречивые черты характера как  доброта и требовательность к себе и другим, гостеприимство и внутреннее одиночество, сердечность и твердость, даже суровость и беспощадность, то как происходило формирование его личности?

Взаимодействие учителя и обучающихся было очным. Цели и задачи были сформулированы на этапе планирования.

Основные цели проекта: овладение определённой системой знаний о жизни Антона Павловича Чехова, овладение навыками работы с большим объёмом информации формирование  информационной и коммуникативной компетентности,  компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Задачи:

  • совершенствовать умения и навыки работы в сотрудничестве, навыки  работы в парах;
  • формировать навыки исследовательской и творческой  деятельности, публичного выступления;
  • cовершенствовать  навыки использования новых технологий;
  • формировать ценностные ориентации, культуру общения и поведения в социуме
  • содействовать развитию творческих способностей учащихся

      Компетенции, развивающиеся во время подготовки проекта:

  • ценностно-смысловая;
  • общекультурная;
  • информационная;
  • интеллектуальная;
  • коммуникативная;
  • компетенция личного самосовершенствования;
  • операциональная

Основополагающий вопрос: Каким человеком  был великий писатель?

 Вопросы проекта:

  1. В какую эпоху формировался А.П. Чехов как личность и писатель?
  2. Какую роль в формировании личности писателя сыграла семья?
  3. Каким Чехов был в дружбе?
  4. Почему так не понравился писателю наш областной город Томск?

Результаты исследования оформлены в виде мультимедийных презентаций, устных сообщений и других работ, основанных на предварительном изучении литературно-критических источников. 

Структура проекта

  • 1 этап – постановка проблемы (создать  мультимедийные презентации к уроку «Избранные страницы жизни А.П. Чехова», подготовить сообщение по выбранной теме)
  • 2 этап – планирование (распределение участников проекта)
  • 3 этап – поиск информации (поиск, обработка, создание продукта)
  • 4 этап – презентация (проведение урока с использованием мультимедийных  презентаций)

План проведения проекта

Подготовительный этап. Планирование проекта

1 марта - организационное занятие. Вопросы для обсуждения: актуальность темы проекта;  формирование групп;  постановка проблемы;  определение целей и задач;  предварительное планирование работы над проектом

Основной этап. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий

Составление плана работы. Работа с литературно-критическим материалом.  Поиск информации в Интернете. Консультация учителя.   Подготовка к защите

Заключительный этап. Итоги

Творческая защита проекта в рамках  конкретного урока  (Урок-зачёт)

Продукты проектной деятельности учащихся:

Представлены самостоятельные исследования групп учащихся по темам:

  • Семья  Чеховых
  • Чехов и его друзья (Чехов и Левитан)
  • Чехов в Томске

Практическое назначение работы: 

  • материалы презентаций учащихся останутся в копилке наглядных материалов кабинета литературы;
  • результаты данного проекта представляют интерес для преподавателей литературы, музыки, ИЗО и МХК.



Предварительный просмотр:

Урок-зачёт в форме защиты творческих работ учащихся

Тема урока: Избранные страницы жизни А. П. Чехова

Цель урока: углубление знаний учащихся о личности А. П. Чехова

Задачи:

  • Формировать личностный подход к изучению литературы, навыки проведения исследовательских и поисковых работ
  • Развивать творческие способности учащихся,  умения работать в парах
  • Совершенствовать  навыки использования новых технологий
  • Воспитывать толерантность, нравственность на примере  личности великого писателя

Урок построен в виде защиты творческих работ учащихся (мультимедийных презентаций) на выбранную тему. В ходе урока у учеников должно сложиться собственное представление о личности А. П. Чехова. Учащиеся должны попытаться ответить на вопрос:  «Каким человеком был великий писатель?»  Данный урок усиливает мотивацию учебной деятельности, способствует формированию навыков проведения исследовательских и поисковых работ и позволяет учителю реализовать метод проектов, обеспечивающий развитие творческого потенциала учащихся.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, портрет А. П. Чехова.

Ход урока

  1. Слово учителя.  Целеполагание.

      Антон Павлович Чехов - это трогательная страница русской культуры, нежной и изящной, которой мы справедливо гордимся, как драгоценным и неотъемлемым достоянием русского духа и русского народного гения.

    Современники Чехова говорят нам о нем как о натуре исключительной мягкости, о человеке целомудренной скромности и простоты. Это, несомненно, так, но несомненно и то, что этими покоряющими чертами не исчерпывается большой, сложный характер Чехова.

    Мягкий Чехов обладал вдохновенной силой воли, умением делать только то, что желал делать как художник, — он был всегда последователен и настолько суров к себе, к своей писательской работе, к своему общественному поведению, что только редкие деятели литературы могли в этом отношении стать с ним в ряд.

     Этот год объявлен ЮНЕСКО годом А. П. Чехова. Само Время поместило имя Чехова в первый ряд русских гениев.

    У каждого - свой Чехов. Одни говорили о нем как о «хмуром» писателе, «певце сумеречных настроений», другие видят в нем нежность, грусть, теплоту и любовь к человеку.

    Каким человеком  был великий писатель? – этот вопрос интересует всех, кто любит и читает Чехова. Поэтому мы  с вами решили обратиться к страницам его биографии.

      Размышляя над биографией А.П.Чехова, читая воспоминания о нём, изучая его произведения, мы приходим к пониманию, что личность писателя сложна и многогранна. Чтобы разобраться в этом, мы выдвинули гипотезу: если  в Чехове сочетаются такие противоречивые черты характера как  доброта и требовательность к себе и другим, гостеприимство и внутреннее одиночество, сердечность и твердость, даже суровость и беспощадность, то  как происходило формирование его личности?

    В течение месяца мы  с вами работали над проектом «Избранные страницы жизни Антона Павловича Чехова».  Сегодня у нас заключительный этап работы над проектом:  подведение итогов вашей исследовательской и творческой деятельности, т. е. представление продуктов проекта – мультимедийных презентаций и сообщений по выбранным темам.

Вы готовили самостоятельные исследования  по темам:

  • Семья  Чеховых
  • Чехов и его друзья
  • Чехов в Томске

Прежде всего,  давайте вспомним, что представляла собой   чеховская эпоха. Небольшой экскурс для нас сделает Антонова Екатерина.

  1. Презентативная деятельность обучающихся.

 Прежде всего,  давайте вспомним, что представляла собой   чеховская эпоха. Небольшой экскурс для нас сделает Антонова Екатерина.

  • Семья  Чеховых (Петлина Вероника и Стрельцова Анастасия)
  • Чехов и его друзья (Кривошеина Елена и Савельева Евгения)
  • Чехов в Томске (Антонова Наталья и Хренюк Владимир)

  1. Подведение итогов урока.  Можете ли теперь вы ответить на  основополагающий вопрос нашего проекта: Каким человеком был великий писатель А. П. Чехов?
  2. Д/З: написать эссе, сочинение-миниатюру «Мой Чехов»

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа 10 класса по теме "National Geographic Channel"

Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы. Именно на завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное и...

Проектная работа 9 класса по теме "Clothing as self-expression".

Мультимедийный  исследовательский проект 9 класса по теме "Clothing as self-expression".  Данный проект можно использовать для выступления на научно-практических конференциях....

Н. С. Лесков. Проектная работа, 10 класс

Паспорт проекта с примерами работ детей, 10 класс....

Проектная работа 9 класс

Проектная работа для 9 класса....

Шотландия — страна доблести и славы, тайн и загадок. Проектная работа, 6 класс.

Расширение культуроведческих представлений о стране изучаемого языка — Шотландии....

«Расчет корреляционных зависимостей. Проектная работа» 11 класс Семакин

laquo;Расчет корреляционных зависимостей. Проектная работа» 11 класс Семакин...