Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме

Викулкина Елена Сергеевна

Планирование литературы для 6-7 классов по учебникам Меркина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_6_klassy._vikulkina.doc221.5 КБ
Microsoft Office document icon literatura_7_klass.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Рабочая программа по литературе для учащихся 6 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе к учебникам 5-9 классов под редакцией Г. С. Меркина, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Российской Федерации, 2009 год.

К программе прилагается учебник «Литература 6 класс» под редакцией Г. С. Меркина, а также методические пособия: «Литература 6 класс, методические советы для учителя», М.: «Просвещение», 2009 год, автор В.И. Коровина, «Нетрадиционные уроки», изд-во «Учитель», Волгоград, 2009 год, «Литература», издательский дом «Первое сентября», 2009 год, а также журнал «Литература в школе», 2009 год. Цель этих пособий - помочь учителю грамотно построить урок для достижения успешных результатов.

Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, на ее изучение отводится 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Цель уроков литературы - способствовать формированию нравственных позиций, эстетического вкуса и совершенному владению речью.

Задачи уроков литературы для учащихся 6 класса:

  • формирование у учащихся представления о художественной литературе как искусстве слова;
  • освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению художественных произведений;
  • использование   различных форм  общения  с  искусством  слова  для совершенствования собственной речи.

Специфика данного курса заключается в том, что он воспроизводит литературный процесс в последовательности от мифологии до литературы 20 века; дает основные базовые понятия: сюжет - жанр - автор предстают во взаимной связи, хотя в центре внимания - жанр.

Программа последовательно обращает внимание на вопросы теории литературы. В каждой теме обозначено ведущее литературоведческое понятие, важное для изучения. Накопление теоретических сведений осуществляется постоянно.

Данная программа составлена с учетом преемственности с программой предшествующего курса и направлена на продолжение работы по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, формирование умений читательской деятельности, восприятия интереса к чтению и книге.

Особенности изучения данного курса в том, что каждое произведение обращено к вечным ценностям. Ученик постигает категорию добра, справедливости, чести, любви к человеку. Знание литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащихся. Литературное образование способствует формированию их речевой культуры. Литература тесно связана с русским языком. Содержание обоих курсов

предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.

Как русский язык, так и литература формируют  коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература связана с дисциплинами  художественного цикла - музыкой, ИЗО.

Основными формами и методами работы на уроках литературы в 6 классе являются нестандартные формы обучения, использование технологии    дифференцированного, проблемного обучения, технологии критического мышления.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы способствуют развитию аналитического и образного мышления учащихся. Контроль за деятельностью учащихся на уроках литературы будет  осуществляться через организацию и проведение творческих заданий, тестов, через учет и оценку знаний, умений и навыков по изученному материалу.

Основным критерием оценки деятельности учащихся на уроках литературы  является качество обучения.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

*воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

*развитии устной и письменной речи учащихся;

*освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

*овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

*выявления в произведениях конкретно – исторического и общечеловеческого содержания;

*грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики.

На уроках литературы учащиеся:

*формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

*осознают своеобразие и богатство литературы как искусства

*осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

*овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.

 Решение названных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценности окружающего мира.

 В 6 классе ученики продолжают постигать принципы построения курса литературы, Продолжается практическое знакомство с путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров. Поскольку учеников более всего интересуют события, которые происходят на страницах произведения, его сюжет, то в 6 классе особое внимание уделяется сюжету. Возможности творческой работы с сюжетом уже на первых уроках дают мифы. Возможность осознать связь различных жанров предоставляют уроки по изучению фольклора. Эти наблюдения дают убедительное представление о жизни искусства слова. Таким образом, набор основных понятий: сюжет - герой-жанр-автор предстает в их взаимных связях.

От класса к классу возрастают требования к формированию умения анализировать произведение искусства. Этим определяется и разнообразие видов деятельности учащихся на уроках: словарная работа, сопоставление произведений, разного рода пересказы, в том числе и сжатые, и с изменением лица рассказчика, составление планов, устное словесное рисование, поиск музыкальных и живописных ассоциаций.

 В программе выделены уроки развития речи. При планировании этих уроков в каждом классе учитывается принцип поступательности и преемственности в овладении речевыми умениями. Индивидуальная характеристика героя, сравнительная характеристика, групповая; ответ на вопрос проблемного характера; отзыв – главные умения, определяющие свободное владение речью.

Содержательная сторона программы отражает необходимость рассмотрения всех основных потоков литературы 19-20 веков как высокого патриотического и гуманистического единства.

Любовь к России и человеку – вот главный нравственно-философский стержень курса, определяющий его образовательно-воспитательную ценность.

Важнейшими умениями в 6 классе являются следующие:

  • правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных произведений;
  • выразительно читать произведения  или отрывки из них наизусть;
  • анализировать изучаемое произведение
  • уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика);
  • уметь обосновывать свое суждение, давать характеристику героям;
  • уметь выявлять роль героя, портрета, описания, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
  • уметь составлять простой и сложный план изучаемого произведения;
  • уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  • уметь высказывать собственное суждение о прочитанном произведении.

Учебно-тематический план по литературе

№ п/п

Раздел  курса

Всего часов

Теоретическая  часть

Практическая часть

1

Введение. Книга и её роль в жизни человека.

                    1

                     1

2

Мифы о героях.

                    3

                     2

                  1

3

Из славянской мифологии.

                    1

                     1

4

Из устного народного творчества.

                    3

                     2

                  1

5

Из древнерусской литературы.

                    1

                     1

6

Из литературы 18 века.

                    1

                     1

7

Из литературы 19 века.

                   29

                    23

                  6

8

Из литературы 20 века.

                   19

                    13

                  6

9

Зарубежная литература.                                                                        

                   10

                    10

10

Урок-викторина.

                     1

                   

                  1

11

Читаем летом.

                     1

                      1

                                 ИТОГО:

70

                    55  

                 15

       

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Количество часов

Дата/ план

Дата/ факт

Планируемые результаты

Методы контроля

 

Образовательный продукт

Подготовка к ЕГЭ

Освоение предметных знаний

(формирование базовых понятий, умений, навыков)

Универсальные учебные действия

1.

Введение. Книга и её роль в жизни человека

1

Умение работать с учебником литературы

Правильно оформлять и вести тетрадь

Творческая работа

Доклад

Пересказ эпизода

Мифы о героях 3 часа

2.  

Из греческой мифологии

1

Знать все о гласных и согласных звуках

Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем

Тестирование

Сообщение

Портрет героя

3

Мифы о героях. Мифологический сюжет

1

Чтение, пересказ

Высказывать суждения, подтверждать их фактами

Аналитическая работа с художественным текстом

Сочинение мифа

Определение сюжета

4.

Мифы о героях. Мифологический сюжет

1

Чтение, пересказ

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать

Самостоятельная работа

Иллюстрация

Определение сюжета

Из славянской мифологии  -  1 час

5.

Мифы о богатырях

1

Цитатный план

Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами

Мифы

Из устного народного творчества – 3 часа

6.

Предания

1

Чтение, пересказ

Правильно оформлять и вести тетрадь

Аналитическая работа с художественным текстом

Презентация

Определение

7.

Сказки. Сюжет и герои

1

Уметь выделять мифологические элементы

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Контрольные вопросы

Сюжет

8.

Сказки. Сюжет и герои

1

Уметь выделять мифологические элементы

Высказывать суждения, подтверждать их фактами

Тестирование

Иллюстрация

Сюжет

Из древнерусской литературы – 1 час

9.

Жанры древнерусской литературы

1

Знать и отличать жанры древнерусской литературы

Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами

Доклад

Жанры

Из литературы 18 века –   1час

10.

Михаил Васильевич Ломоносов

     1

Выразительное чтение

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Самостоятельная работа

Уметь составлять рассказ

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА – 29   ЧАСОВ.

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ – 2 ЧАСА

11.

Василий Андреевич Жуковский. Баллады

     1

Выразительное чтение

Сравнивать, классифицировать, обобщать

Биография

12.

Василий Андреевич Жуковский. Баллады

1

Выразительное чтение

Высказывать суждения, подтверждать их фактами

Контрольные вопросы

Сочинение

Уметь составлять рассказ

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН – 6 ЧАСОВ

13.

Лицей в жизни и творческой биографии поэта  

1

Выразительное чтение

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать

Самостоятельная работа

Презентация

Биография

14.

Лирика природы.

1

Выразительное чтение

Правильно оформлять и вести тетрадь

Аналитическая работа с художественным текстом

Эпитет

15.

Роман «Дубровский»

1

Выразительное чтение

Высказывать суждения, подтверждать их фактами

Самостоятельная работа

Доклад

Роман

16.

«Дубровский». Сюжетные особенности незавершённого произведения

1

Выразительное чтение

Вступать в учебное общение, организовывать свою работу в малых группах

Тестирование

Иллюстрация

Композиция

17.

Судьбы героев романа

1

Чтение глав романа

Сравнивать, классифицировать, обобщать

Самостоятельная работа

Образ героя

18.

Судьбы героев романа.

1

Чтение глав романа

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать

Аналитическая работа с художественным текстом

Презентация

Образ героя

19.

Вольнолюбивые мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова

1

Письменный отзыв о прочитанном, выразительное чтение

Вступать в учебное общение, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества.

Контрольные вопросы

Доклад

Биография

20.

Урок-конкурс выразительного чтения стихотворений М.Ю.Лермонтова

1

Выразительное чтение

Вступать в учебное общение, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества.

Самостоятельная работа

Иллюстрация

Эпитет, метафора

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ - 3 ЧАСА

21.

Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

    1

Комментирован-ное чтение

Вступать в учебное общение, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества

Презентация

Биография

22.

Тарас Бульба, Остап и Андрий – характеры главных героев повести

     1

Комментирован-ное чтение, выразительное чтение отрывка

Правильно оформлять и вести тетрадь

Самостоятельная работа

Сочинение

Образ героя

23.

Тарас Бульба, Остап и Андрий – характеры главных героев повести.

1

Комментированное чтение, выразительное чтение отрывка

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Тестирование

Мини-проект

Характерные особенности героя

ИВАН  СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ - 3 ЧАСА

24.  

Тема любви в лирике И.С.Тургенева

1

Комментирован-ное чтение

Сравнивать, классифицировать, обобщать

Аналитическая работа с художественным текстом

Иллюстрация

Биография

25.

Рассказ И.С.Тургенева «Бирюк»

1

Цитатный план, образ рассказчика

Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами

Самостоятельная работа

Повесть рассказ

26.

Рассказ И.С.Тургенева «Бирюк»

1

Цитатный план, образ рассказчика

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать

Контрольные вопросы

Сюжет

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ - 2 ЧАСА

27.

Темы народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта

1

Выразительное чтение наизусть

Высказывать суждения, подтверждать их фактами

Презентация

Лирическое произведение

28.

Темы народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта

1

Выразительное чтение наизусть

Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами

Самостоятельная работа

Доклад

Жанр стихотворе-ния

ЛЕВ  НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ - 4 ЧАСА

29.

Автобиографическая трилогия «Детство. Отрочество. Юность»

1

Цитатный план, пересказ

Правильно оформлять и вести тетрадь

Аналитическая работа с художественным текстом

Иллюстрация

Автобиогра-фическая повесть

30.

Главы из повести «Детство

1

Комментирован-ное чтение

Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами

Анализ

31.

Главы из повести «Детство

1

Комментирован-ное чтение

Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами

Контрольные вопросы

Презентация

Пейзаж и приемы его воспроизве-дения

32.

Главы из повести «Детство

1

Комментирован-ное чтение

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Тестирование

Мини-проект

Герой и сюжет

В.Г. Короленко – 3 часа

33.

Краткие сведения о писателе

Комментирован-ное чтение

Правильно оформлять и вести тетрадь

Самостоятельная работа

Биография

34.

Повесть «В дурном обществе»

Составление вопросов для обсуждения, пересказ

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать

Аналитическая работа с художественным текстом

Иллюстрация

Диалог в прозе

35.

Повесть «В дурном обществе»

Составление вопросов для обсуждения, пересказ

Сравнивать факты, явления, события по заданным критериям

Тестирование

Пейзаж и приемы его воспроизве-дения

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ - 4 ЧАСА

36.

Краткие сведения о писателе

1

Составление вопросов для обсуждения

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать

Биография

37.

Ранние юмористические рассказы

1

Выразительное чтение, подбор афоризмов и крылатых фраз

Высказывать суждения, подтверждать их фактами

Контрольные вопросы

Доклад

Рассказ

38.

Ранние юмористические рассказы

1

Выразительное чтение, подбор афоризмов и крылатых фраз

Анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными,

выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе

Самостоятельная работа

Иллюстрация

Юмор

39.

Образы главных героев рассказов

1

Выразительное чтение, подбор афоризмов и крылатых фраз

Анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными

Тестирование

Презентация

Поступки героев и их характер

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА- 30 ЧАС.

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН - 2 ЧАСА

40.

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина

1

Чтение наизусть

Правильно оформлять и вести тетрадь

Сюжет в лирическом произведении

41.

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина

1

Чтение наизусть

Сравнивать, классифици-ровать, обобщать

Контрольные вопросы

Сочинение

Пейзаж и приемы его воспроизве-дения

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН - 2 ЧАСА

42.

Рассказ А.И.Куприна «Тапёр»

1

Пересказ, ответы на вопросы

Сравнивать факты, явления, события по заданным критериям

Аналитическая работа с художественным текстом

Презентация

Виды жанра рассказа

43.

Рассказ А.И.Куприна «Тапёр»

1

Пересказ, ответы на вопросы

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать

Тестирование

Мини-проект

Герой и автор

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН - 2 ЧАСА

44.

Одухотворённая природа - один из основных образов творчества С.А.Есенина

1

Выразительное чтение наизусть

Правильно оформлять и вести тетрадь

Доклад

Пейзаж и приемы его воспроизве-дения

45.

Одухотворённая природа - один из основных образов творчества С.А.Есенина

1

Выразительное чтение наизусть

Сравнивать факты, явления, события по заданным критериям

Самостоятельная работа

Иллюстрация

Лирический герой

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ПРИШВИН - 4 ЧАСА

46.

Слово о писателе

1

Пересказ, ответы на вопросы

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать

Биография

47.

Сказочные и мифологические мотивы в «Кладовой солнца»

1

Пересказ, ответы на вопросы

Высказывать суждения, подтверждать их фактами

Контрольные вопросы

Сказка

48.

Сказочные и мифологические мотивы в «Кладовой солнца»

1

Пересказ, ответы на вопросы

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать

Аналитическая работа с художественным текстом

Пейзаж и приемы его воспроизве-дения

49.

Образы главных героев

1

Составление характеристик героев

Сравнивать, классифицировать, обобщать

Тестирование

Иллюстрация

Герой литератур-ного произведения

В.К.ЖЕЛЕЗНИКОВ - 3 ЧАСА

50.

Краткие сведения о писателе

1

Ответы на вопросы, беседа

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Презентация

Биография

51.

Рассказ «Трой»

1

Написать рассказ по данному сюжету

Владеть различными видами пересказа

Самостоятельная работа

Герой литератур-ного произведения

52.

Рассказ «Трой»

1

Написать рассказ по данному сюжету

Сравнивать факты, явления, события по заданным критериям

Сочинение

Пейзаж и приемы его воспроизведения

НИКОЛАЙ РУБЦОВ  - 2 ЧАСА

53.

Лирика природы в стихотворениях Н.М.Рубцова

1

Выразительное чтение наизусть

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Сюжет в лирическом произведении

54.

Лирика природы в стихотворениях Н.М.Рубцова

1

Выразительное чтение наизусть

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Мини-проект

Метафора

эпитет

ПРОИЗВЕДЕНИЯ  О  ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ    ВОЙНЕ -     4 ЧАСА

55.

Лирика военных лет. Стихотворения Д.С.Самойлова, М.В.Исаковского и других поэтов

1

Выразительное чтение наизусть

Сравнивать полученные результаты с учебной задачей

Аналитическая работа с художественным текстом

Иллюстрация

Сюжет в лирическом произведении

56.

Лирика военных лет. Стихотворения Д.С.Самойлова, М.В.Исаковского и других поэтов

1

Выразительное чтение наизусть

Владеть различными видами пересказа

Контрольные вопросы

Метафора

эпитет

57.

Проза о войне. В.П.Астафьев

1

Пересказ

Правильно оформлять и вести тетрадь

Тестирование

Презентация

Герой литератур-ного произведения

58.

Урок-конкурс «Огненные сороковые…»

1

Выразительное чтение наизусть

Высказывать суждения, подтверждать их фактами

Самостоятельная работа

Сюжет в лирическом произведении

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА - 10 ЧАСОВ

59.

Марк Твен.  «Приключения Гекльберри Финна»

1

Чтение отрывков с комментариями

Сравнивать полученные результаты с учебной задачей

Герой литератур-ного произведения

60.

Марк Твен.  «Приключения Гекльберри Финна».

1

Чтение отрывков с комментариями

Владеть различными видами пересказа

Контрольные вопросы

Сочинение

Портрет героя

61.

О. Генри. Новелла «Вождь краснокожих»

1

Чтение отрывков с комментариями

Сравнивать полученные результаты с учебной задачей

Аналитическая работа с художественным текстом

Иллюстрация

Портрет героя

62.

О.Генри. Новелла «Вождь краснокожих»

1

Чтение отрывков с комментариями

Владеть различными видами пересказа

Самостоятельная работа

Презентация

Новелла

63.

Ханс Кристиан Андерсен. Литературная сказка «Чайник»

1

Пересказ, план

Выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи

Биография

64.

Ханс Кристиан Андерсен. Литературная сказка «Чайник»

1

Пересказ, план

Владеть различными видами пересказа

Аналитическая работа с художественным текстом

Герой литератур-ного произведения

65.

Джек Лондон. Повесть «Любовь к жизни»

1

Пересказ, составление плана

Владеть различными видами пересказа

Презентация

Повесть, рассказ

66.

Джек Лондон. Повесть «Любовь к жизни»

1

Пересказ, составление плана

Выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи

Контрольные вопросы

Доклад

Повесть, рассказ

67.

Антуан де Сент  Экзюпери. «Мы в ответе за тех, кого приручили…» Сказка «Маленький принц»

1

Пересказ, составление характеристик.

Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами

Аналитическая работа с художественным текстом

Иллюстрация

Повесть, рассказ

68.

Антуан де Сент  Экзюпери. «Мы в ответе за тех, кого приручили…» Сказка «Маленький принц»

1

Пересказ, составление характеристик

Владеть различными видами пересказа

Тестирование

Мини-проект

Герой литератур-ного произведения

69.

Урок-викторина на основе изученных произведений

1

Применение ЗУН на практике

Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами

Викторина

Презентация

Викторина

70.

Читаем летом

1

Подготовка к обучению в 7 классе

Роман


Прогнозируемые результаты учащихся 6 класса по литературе:

Ученик должен знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов героев, произведений - литературных героев.

Ученик должен уметь:

  • характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения.
  • владеть приемами анализа образа,   используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды,   речевую характеристику;  
  • использовать различные формы пересказа;
  • создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя;
  • отличать стихи от прозы;
  • работать со справочными материалами.

        

Список    литературы  для учащихся

  1. В.А. Скрипкина «Контрольные и проверочные работы п о литературе»  М.: «Дрофа», 2010.
  2. Н. Н. Коршунова  «Тесты по литературе 5 – 8 класс» М., 2009.

           

Список  литературы  для  учителя

  1. Программа для общеобразовательных учреждений 5 -11 классы «Дрофа», М., 2008.  
  2. Уроки литература в 6 классе.  Издательство «КЛИО», 2009.
  3. С. А. Аникина. «Поурочные разработки по литературе»  6 класс, М., 2008.
  4. Тесты по литературе к школьному курсу 6 класс. М., 2010.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса  составлена на основе Федерального государственного стандарта Примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе к учебнику 7 класса Г.С. Меркина в двух частях, рекомендованной  Министерством образования Российской Федерации, 2009 год.

К программе прилагается учебник литературы для 7 класса под редакцией Г.С. Меркина, 2010 год; методическое пособие «Литература в 7 классе урок за уроком» М., «Русское слово»,2010 год и методический журнал «Литература в школе» издательства «Первое сентября» за 2009-2010-2011 г. Цель этих пособий  - помочь учителю в построении современного урока.

 Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации.

Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования в 7 классе на уроки литературы отводится 2 часа в неделю.

Данная программа  построена на хронологической основе с выходом на линейное рассмотрение историко-литературного материала в старших классах.

С 5 класса ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы 20 века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов.

Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

Основной целью литературного образования  является формирование нравственных позиций, эстетического вкуса,  совершенного  владения речью.  Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы.

На этих уроках ученики:

- формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;

- осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладевают знаниями и умениями аналитического характера;

- используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

 В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра: эпос, лирика и драма предстают в многообразии жанров. Речь идет не только о богатстве жанров, но и  том, как они рождаются, видоизменяются, угасают. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова: как от древности до сегодняшнего дня сменялись различные жанры эпоса, лирики, драмы.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в  7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Преобладающими формами текущего контроля выступают устные ответы, составление сложных планов, цитатных планов, написание сочинений, эссе, выполнение  тестов.

Учебно-тематический план

РАЗДЕЛ

ВСЕГО ЧАСОВ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

ЧАСТЬ

РАЗВИТИЕ

РЕЧИ

1. Любите читать

1

1

2. Из устного народного творчества

5

5

3.  Из древнерусской литературы

2

2

4. Из русской литературы 18 века

7

6

1

5. Из русской литературы 19 века

27

24

3

6. Из русской литературы 20 века

25

22

3

7. Из зарубежной литературы

3

3

ВСЕГО

70

63

7

Календарно-тематическое планирование

пп

Тема раздела

Тема урока

К-во

часов

Дата по

программе

Дата с учетом

корректировки

Освоение предметных знаний

УУД

Форма контроля

Образовательный продукт

Подготовка к ГИА, ЕГЭ

1.  

Введение в курс русской литературы

1

Своеобразие курса

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Устный ответ

Движение жанров

2.

Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1

Отражение в былине народных представлений о нравственности

Классифицировать материал, умение планировать свою работу при решении задач

Устный ответ

Иллюстрации

Особенности жанра

3.

Русские народные песни

1

Многозначность поэтического образа

Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами

Устный ответ

Доклад

Своеобразие поэтического языка.

Древнерусская литература

4

Поучительный характер древнерусской литературы. Из «Повести временных лет»

1

Прослеживать преемственность поколений, патриотизм

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать

Подробный пересказ

Анализ текста

5

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Жанровое своеобразие

1

Жанровое своеобразие

Сравнивать полученные результаты с учебной задачей

Выразитель-ное чтение

Изложение с элементами сочинения

Анализ эпизода

Литература 18 века

6

М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного

1

Особенность поэтического языка оды

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Письменная работа

Сочинение с элементами рассуждения

Сочинение с элементами рассуждения

7

Теория о «трёх штилях»

1

Значение теории о стилях

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

Ответы на вопросы

Доклад

Особенности поэтического языка.

8

Г.Р.Державин. Тема поэта и власти

1

Своеобразие стихотворении поэта

Систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи

Письменная работа

Письменная работа

Тематика и проблематика произведений

9

Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»

1

Своеобразие драматургическ-ого произведения

Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами

Устное сочинение

Устное сочинение

Устное сочинение

10

Образы комедии «Недоросль»

1

Теория литературы

Сравнивать полученные результаты с учебной задачей

Чтение по ролям

Иллюстрации

Анализ образов

11

Социальные вопросы в комедии

1

Литературное направление (первичные представления)

Классифицировать материал, планировать свою работу при решении задач

Ответы на вопросы

Устное сочинение

Литература 19 века

12

А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта

1

Творческая история создания произведений

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать

Различные виды чтения

Сообщение

Анализ лирики

13

«Песнь о вещем Олеге»

1

Летописный текст и баллада А.С.Пушкина

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать

Различные виды чтения

Сообщение

Различные виды чтения

14

Поэма «Полтава»

1

Гражданский пафос поэмы

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Сочинение с элементами рассуждения

Сочинение с элементами рассуждения

15

М.Ю.Лермонтов. Родина в лирических и эпических произведениях

1

Жанры лирики.

Сравнивать, классифицировать, обобщать

Рассказ о событии

Рассказ о событии

16

«Песня про царя Ивана Васильевича…»

1

Вымысел и верность исторической правде

Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами

Ответы на вопросы

Характеристика

Характеристики персонажей

17

Художественное богатство «Песни…»

1

Вымысел и верность исторической правде

Сравнивать полученные результаты с учебной задачей

Пересказ

План устного ответа

Рецензия

18

Н.В.Гоголь в Петербурге

1

Новая тема – изображение  чиновничества и жизни «маленького» человека

Классифицировать материал, планировать свою работу при решении задач

Презентация

Презентация

Подбор цитат для характеристики персонажа

19

Повесть «Шинель». Основной конфликт

1

Авторское отношение к героям и событиям  

Высказывать суждения, подтверждать их фактами

Пересказ

Написание рассказа по заданному сюжету.

20

И.С.Тургенев. «Записки охотника»

1

Сложные социальные отношения в деревне.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Ответы на вопросы

Иллюстрации

Портрет и характер.

21

Тематика и художественное богатство стихотворения в прозе «Нищий»

1

Многообразие характеров крестьян в изображении автора

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать

Выразите-льно6е чтение

Выразительное чтение

Теория литературы

22

Н.А.Некрасов. Краткие сведения о поэте

1

Своеобразие поэтической музы поэта

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Характерис-тика героев

Выписки для характеристики героев

23

Поэма «Русские женщины». («Княгиня Трубецкая».)

1

Основная проблематика произведений

Сравнивать, классифицировать, обобщать

Ответы на вопросы

Цитатный план, элементы тезисного плана

24-25

Проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Жанровые особенности

2

Проблематика сказок

Решать проблему, взаимодействовать в группе

Иллюстрации

Различные виды пересказа

26

Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов 19 века

1

Своеобразие поэтических произведений

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать

Исследовате-льская работа

Исследователь-ская работа

Выразительное чтение наизусть

27-28

 «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого. Особенности жанра

2

Литература и история

Планировать свою работу, четко ставить систему задач, вычленять среди них главные, избирать рациональные способы решения, быстро вносить коррективы в свою работу

Пересказ

Цитатный план

Составление цитатного плана

29

Н.С.Лесков. Повесть «Левша»

1

Образный мир произведения

Анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале её, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения

Пересказ

Комментирован-ное чтение

Анализ эпизода

30

Русская природа в стихотворениях А.А.Фета

1

Общечеловече-ское в лирике

Ставить учебную задачу, участвовать в учебном диалоге

Чтение наизусть

Чтение наизусть

Чтение наизусть

31-32

Своеобразие рассказов А.П.Чехова. Автор и его герои

2

Социальная направленность рассказов

Оценивать свою деятельность и деятельность других, задавать уточняющие вопросы, аргументировать, доказывать

Пересказ

Иллюстрации

Создание психологического портрета

33

Произведения русских поэтов 19 века о России

1

Общечеловече-ское в лирике

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Исследовате-льская работа

Исследователь-ская работа

Выразительное чтение наизусть

Литература 20 века

34

Автобиографическая проза и рассказы М.Горького

1

Проблематика произведений М.Горького.

Решать проблему, взаимодействовать в группе

Цитатный план

Цитатный план

Цитатный план

35

Основные сюжетные линии «Легенды о Данко»

1

Роль лексики в создании типов речи.

Систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Ответы на вопросы

Различные виды пересказа

36

Человек и природа в стихотворениях И.А.Бунина

1

Своеобразие поэзии

Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами.

Чтение наизусть

Выразительное чтение

37

Смысл названия рассказа И.А.Бунина «Кукушка»

1

Основные проблемы рассказа

Сравнивать полученные результаты с учебной задачей.

Вопросы для дискуссии

Подготовка вопросов для дискуссии

38-39

Рассказы А.И.Куприна «Куст сирени», «Allez!» Сюжетная линия, подтекст, художественная идея

2

Рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе

Выполнять работу по несложному алгоритму; совместно ставить новую задачу, определять последовательность действий по её решению

Мини-исследование

Мини-исследование

Подготовка вопросов для дискуссии

40-41

Проблематика стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче». Новаторство поэта

2

Автобиографические мотивы в лирических произведениях

Пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка)

Мини-исследование

Мини-исследование

Теория литературы

42-43

Тематика лирических стихотворений С.А.Есенина. Лирическое «я» и образ автора

2

Человек и природа, чувство родины

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

Ответы на вопросы

Иллюстрации

44

Художественная идея рассказа И.С.Шмелёва «Русская песня»

1

Национальный характер в изображении автора

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать

Анализ эпизода

Анализ эпизода

Теория литературы

45

Родина, человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Москва-река»

1

Тема и основная мысль в рассказе.

Систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи

Устный ответ

Анализ эпизода

Теория литературы

46-47

Человек и природа в повести К.Г.Паустовского «Мещёрская сторона». Лиризм повести

 2

Малая родина

Пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка)

Анализ эпизода

Иллюстрации

Отзыв о прочитанном

48

Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться»

1

Тема и идея стихотворения

Выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально или совместно (всем классом) ставить новую задачу, определять последовательность действий; доводить начатую работу до конца

Выразитель-ное чтение

Выразительное чтение

Составление тезисов

49

Мотивы военной лирики А.Т.Твардовского

1

Поэтический синтаксис

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

Выразитель-ное чтение

Изложение с элементами рассуждения

50-51

Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны. Голос сердца в произведениях

2

Основные мотивы военной лирики

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать

Исследовате-льская работа

Исследователь-ская работа

52

Рассказ Б.Л.Васильева «Экспонат №…»

1

Художественная идея произведения.

Систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи

Письменная работа

Письменная работа

Составление словаря лексики

53

Отчий край в рассказах В.М.Шукшина

1

Нравственная высота героев В.Шукшина

Выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально ставить новую задачу, определять последовательность действий по её решению; доводить начатую работу до конца

Мини-сочинение

Мини-сочинение

Теоретические сведения

54-55

Русские поэты 20 века о России. Любовь к родине – основа творчества

2

Особенности восприятия действительности.

Пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка)

Чтение наизусть

Различные виды чтения

Зарубежная литература-10 часов

56

«Вечные» темы в сонетах          У.Шекспира

1

Поэтический синтаксис.

Выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка

Письменная работа

Письменная работа

Письменный отзыв

57

Народное представление о    добре и силе в стихотворениях  Р.Бёрнса

1

Основные мотивы стихотворений.

Планировать свою работу, четко ставить систему задач, вычленять среди них главные, избирать рациональные способы решения, быстро вносить коррективы в свою работу

Устный ответ

Мини-исследование

Различные виды чтения

58

Проникновенный лиризм стихотворений Ш.Петёфи

1

Особенности восприятия действительности

Умение анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале её, выявлять причины отклонений

Письменная работа

Письменная работа

Различные виды чтения.

59-60

Роман Р.Л.Стивенсона «Остров сокровищ». Приёмы создания образов

2

Приключенческая литература

Устанавливать причинно-следственные связи

Мини-сочинение

Мини-сочинение

Различные виды чтения.

61-62

А.К.Дойл и его герой – Шерлок Холмс. Особенности жанра

2

Детективная литература

Классифицировать материал, умение планировать свою работу

Исследовате-льская работа

Исследователь-ская работа

Различные виды чтения

63-64

Антуан де Сент-Экзюпери и его герои. Основные события и позиция автора

2

Лирическая проза.

Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами

Презентация

Презентация

Сочинение-эссе

65

Знакомство с поэзией Мацуо Басё

1

Особенности хокку (хайку)

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать

Письменная работа

Сочинение-эссе

Сочинение-эссе

66-67

Судьба белорусского народа в поэзии Я.Купалы. Духовность произведений

2

Духовность произведений поэта

Сравнивать полученные результаты с учебной задачей

Мини-сочинение

Мини-сочинение

Различные виды чтения

68-69

Повторение, систематизация и обобщение изученного за курс 7 класса. Читаем летом

2

Фольклор, русская и зарубежная литература от древности до 20 века.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

70

Резервный урок

1


Требования к уровню подготовки  обучающихся  7 класса по литературе

К концу 7 класса обучающиеся должны:

- иметь представление об отличии художественной литературы от научно- популярной; письменной литературы от произведений УНТ

- практически освоить понятия, связанные с изображением героя в художественном произведении (портрет, авторская характеристика,

   эпизод, сюжет, изобразительно-выразительные средства языка;

- практически освоить понятия, характеризующие стихотворную речь (строфа, рифма, стихотворные размеры, ритм).

 В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:

- выделять эпизод и определять связь его с предыдущими и последующими событиями в произведении;

-характеризовать героя произведения на основании его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, его речи и авторской характеристики;

- сопоставлять героев произведения в соответствии с поставленной учителем проблемой;

-различать тему и основную идею художественного произведения;

- объяснять роль некоторых изобразительно-выразительных средств языка (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение);

- практически определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов и жанров;

- пользоваться справочным аппаратом книги, словарями и школьной справочной литературой;

- выразительно читать изученные произведения или их фрагменты;

- читать наизусть произведения или их фрагменты, указанные учителем;

-пересказывать устно и письменно (изложение – подробное, выборочное, сжатое) эпические произведения или их фрагменты;

- составлять простой и сложный план своего выступления и сочинения;

- давать устный и письменный развернутый и обоснованный ответ на вопрос;

- писать сочинение по литературным произведениям (рассказ о герое с элементами его характеристики), по иллюстрациям и произведениям живописи в связи с литературными произведениями;

- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.


Перечень  учебно-методического обеспечения по литературе для 7 класса

Для учащихся:

1.Учебник /Литература для 7 класса в двух частях. Автор- составитель Г.С.Меркин М. «Русское слово», 2010.

2.Школьный словарь литературных терминов. автор О.М.Бушко, М., Материк-Альфа, 2007.

3. Литература Тесты. 5-7 классы, В.В.Леднева, М., «Дрофа», 2009.

4. Произведения художественной литературы, предусмотренные программой для 7 класса.

Для учителя

1. Коровина В.Я. Литература. Методические советы. М., Просвещение, 2009.

2. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной  школы. Авторы-составители: Г.С. Меркин,С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.

3. Турьянская Б.И. Литература в 7 классе. Урок за уроком. М.: «Русское слово», 2009.

4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе для 5-9 классов. «ВАКО», М., 2009.

5. Бушко О.М. Школьный словарь литературных терминов. М., Материк-Альфа, 2008.

6. Литературные вечера и викторины в школе. Издательство «КЛИО», М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...