Разработка урока
методическая разработка (литература, 10 класс) по теме

Привезенцева Татьяна Петровна

Методическая разработка урока для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Конспект урока по литературе в 10 классе, проведенного

с использованием ЭОР

Духовные искания,

поиски подлинного места в жизни

Пьера Безухова.

(По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

        Использование современной образовательной технологии:

                        исследовательские методы в обучении

        Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР):

  • DVD- диск (лицензионный) 4 в 1, художественные фильмы,                         

фильм «Война и мир» режиссера С.Ф.Бондарчука.

  • Презентация к уроку, автор – учитель Привезенцева Т.П.

                        Автор – Привезенцева Татьяна Петровна,

                                учитель русского языка и литературы

                                                      ГОУ лицей № 329

                                 Невского района г.Санкт-Петербурга.

                                        Урок на тему

        «Духовные искания, поиски подлинного места в жизни Пьера Безухова»

                        (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

     

Цель урока:

1. Наблюдение за поисками смысла жизни героя романа на фоне исторических процессов, происходивших  в стране.

2. Создание  рабочего  плана к сочинению по данной теме.

3. Проведение исследовательской работы с опорой на текст по теме урока.

Задачи урока:

1.Развивать умение работы с текстом в режиме отбора необходимого материала.

2.Развивать навык грамотной устной и письменной речи.

3.Прививать любовь к русской литературе.

     

Оборудование:

1.Портреты Пьера Безухова и Андрея Болконского в изображении художников Боклевского, Шмаринова, Рудакова, портрет Л.Н.Толстого.

2.Художественный фильм «Война и мир» режиссера С. Бондарчука. (DVD-диск,  лицензионный, 4 в 1).

3.Презентация по теме урока (автор - Привезенцева Татьяна Петровна).

4.Выборочный план по теме урока. ( Распечатка у каждого ученика).

5.Толковый словарь.

                                 

                                           Ход урока

1.Вступительное слово учителя. Вовлечение учащихся в беседу.

Ученики – помощники представляют героев, изображенных на портретах художников.

        II том романа «Война и мир» Л.Н.Толстого.  Жизнь героев в период между 1806 –1812гг.   Толстой противопоставляет бессмысленности и бесчеловечности войны 1805 года ту жизнь, которую называют «настоящей».

        Это желанный мир, любимые и любящие люди, русская зима, развлечения, музыка, балы. Но не все так мирно и счастливо в этой жизни. Мир для героев начинается не только с радости, но и с неудач и трагедий (проигрыш Николая Ростова, большое горе князя Андрея, дуэль Пьера Безухова и Долохова…)

Герои Толстого совершают ошибки, мучаются этим, знают порывы ввысь и поддаются влиянию низких страстей. Таких противоречий, высот и срывов полна жизнь Пьера в момент его возвращения в Россию.

   

         Интересно познакомиться с портретами героев, изображенных  разными художниками.

        Рассказы учащихся с домашней подготовкой:

1-й ученик:         

        Художник Боклевский Пьера Безухова изображает, как и Л.Н.Толстой. У него Пьер некрасивый, неуклюжий, массивный, тучный, даже толстый. Человек он высокий, с огромными руками, полным лицом. Художник удачно передал умный, естественный взгляд Пьера, «отличавший его от всех в гостиной Анны Павловны  Шерер».

 В выражении лица много простодушия, приветливости, доброты, открытости, в фигуре мягкотелость, просматривается некое безволие. В то же время чувствуется и цельность натуры, твердость характера, отчего внешне уступчивый Пьер остается самим собой в мире душевных переживаний и невзгод.

2-й ученик:    

        Художник Шмаринов рисует Пьера Безухова в наиболее характерном для него состоянии напряженного раздумья над большими вопросами смысла человеческой жизни, будто он сам себе задает вопросы. Это человек умный, с глубоким внутренним миром.

3-й ученик:  

        Художник Рудаков передает в портрете князя Андрея сложность и богатство духовного мира, высокую интеллектуальность и обаяние этого человека. Острый цепкий взгляд помогает передать остроту ума князя Андрея Болконского.

        Обмен мнениями учащихся.

2. Учитель просит обобщить итоги исследования, проведенного на предыдущем уроке.

В какой момент жизни мы знакомимся с Пьером Безуховым?

Что присуще герою? Что его отличает? Что для него является главным?

        Возможные ответы учащихся:

- богатый наследник;

- его отличает пустое времяпровождение;

- принимает участие в забавах, кутежах игорного общества;

- не умеет распоряжаться деньгами и полученным наследством;

- духовно одинок в светском обществе, которое ему чужое;

- его отличает от других представителей света наивность, детскость. добродушие, открытость. Они делают Пьера уязвимым;

- женитьба на Элен Курагиной ( брак, подстроенный князем Василием Курагиным);

- Пьера обманывают, и он готов обманываться;

- он считает себя виноватым, что женился не любя, что солгал сам, сказав Элен «Я вас люблю»;

- живет без определенной цели, в окружении светских сплетен;

- сталкивается с Долоховым на дуэли, на которой чуть не убивает человека;

- не знает, к чему приложить богатырскую силу, пока она бесцельна;

- много и положительного в герое:

Избыток жизненной силы, это его большое преимущество перед мертвенным светом

 ( князь  Андрей о Пьере – единственный «живой человек»).

В Пьере живут особые душевные и умственные запросы, поэтому в друзья он выбирает

князя Андрея. Но желания в нем распылены.

Пьера отличает жизненная энергия, чувственность, человеческая бесхитростность, близорукость (в прямом и переносном смысле). Это и обрекает Пьера на необдуманные поступки.

3. Демонстрация ученических презентаций  на темы: «Пьер Безухов и светское общество», «Каким я увидел Пьера Безухова на прочитанных страницах» и др.

4. Учитель предлагает проследить за судьбой героя в других важных эпизодах жизни. Слово учителя, направляющее детей на работу с текстом по принципу «исследуя, делаем вывод».

      Семейная жизнь Пьера не задается. Принять правила, по которым живут представители света, светские прожигатели, Пьер не может. Разъехавшись с Элен, он впервые осознанно начинает искать ответ на мучающие его вопросы о смысле жизни, о предназначении человека, о своем месте на земле:

    Что дурно?

    Что хорошо?

    Что надо любить?

    Что ненавидеть?

    Для чего нужно жить?

    Что такое я?

    Что такое жизнь?

    Что такое смерть?

    Какая сила управляет всем?

И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного и вовсе не на эти вопросы: «Умрешь – все кончится. Умрешь – и все узнаешь, или перестанешь спрашивать. Но умереть было страшно». ( Т.2 ч. 2гл.1)

  И тут на жизненном пути Пьера встречается старый масон Осип Алексеевич Баздеев.

5. Выступления учащихся ( в группах или индивидуально) с  домашней подготовкой или обдуманные в процессе обсуждения в классе на заданные учителем темы:

а)« Размышления Пьера на почтовой станции в Торжке». (Т.2,ч.2,гл.1-2)

        Мысль о социальной несправедливости мучает Пьера, но выход из тупика он не хочет видеть в решении социальных проблем. Метафорой жизненного пути служит в романе дорога, по которой путешествует Пьер. Масон Осип Баздеев сам подходит к Безухову и заводит с ним беседу о таинственном предназначении человека.

б)« Кто такие масоны» (текст и романа, сведения из толкового словаря)

        Масоны – члены религиозно- политических организаций, «орденов», «лож», которые ставили перед собой цель нравственного самосовершенствования и намеревались преобразовать на этой основе общество и государство.

в) « К какой цели подталкивают Пьера встреча и разговор с масоном Баздеевым»

        В разговорах, беседах  с Баздеевым и размышлениях Пьеру приоткрывается та же истина, что явилась на поле Аустерлица князю Андрею. Смысл жизни не в героическом подвиге, не в том, чтобы стать вождем, подобно Наполеону, а в том, чтобы служить людям, чувствовать себя причастным вечности, в нравственном самосовершенствовании, в устранении зла в себе и в мире.

г) « Рассказ о масонском обществе. Что заставляет Пьера вступить в масонское общество? Что привлекает Пьера в масонстве?» (Т.2,ч.2,гл.3-4)

        Привлекает Пьера противоборство  со злом, стремление исправить род человеческий, самосовершенствование, воспитание в себе семи добродетелей  (скромности, повиновение высшим чинам, добронравие, любовь к человечеству, мужество, щедрость, любовь к смерти( это Пьер сразу же забыл), устранение зла в себе и в мире, поиск блаженства не в страстях, а в сердце своем.

6. Обобщение учителем выступлений учащихся.

        В масонстве Пьер принимает нравственную сторону. Он тянется к тем людям, которые имеют веру и убежденность. Ведь у него самого много сомнений и колебаний. В нем укрепляется желание обрести цель жизни для себя.

7. Подборка учащимися эпизодов текста по теме « Деятельность Пьера в масонском обществе и ее результаты. Практические шаги Пьера на почве масонства. Мысли о социальном преобразовании». Работа осуществляется в парах  или  малых группах. Выступления учащихся. (Т.2,ч.2,гл.10)

8. Работа с эпизодом текста. Пьер Безухов в Богучарове у князя Андрея. Спор героев на пароме. (Т.2,ч.2,гл.11, 10-14) Просмотр соответствующего фрагмента художественного фильма «Война и мир» режиссера С.Бондарчука (DVD-диск 4 в 1).

        Попробуйте воспроизвести спор князя Андрея и Пьера, предоставив слово каждому из них, и ответить на вопросы: что лежит в основе взаимоотношений князя Андрея и Пьера, кто больше прав в богучаровском споре, какие утверждения героев вас привлекают и почему?

        Обобщение:

        Между Пьером и князем Андреем  состоялся очень глубокий, серьезный разговор о смысле жизни, о служении, о нравственном  самосовершенствовании. В основе взаимоотношений героев лежит:

-  доверие в дружбе

- искренность общения

- интеллектуальные, глубокого нравственного содержания беседы

- умение слушать

- самоанализ, самокритичность

- критическое отношение к миру, обществу

- любовь к человеку

- желание обрести веру

- желание и стремление принести пользу людям, отечеству

9. Начало кризиса в увлечении Пьером  масонством. (Т.2,ч.3,гл.7) Проблемный вопрос: почему наступает разочарование Пьера в масонстве. Выступления учащихся с обобщением сказанного.

        Пьер убеждается, что масоны вступали в общество ради приобретения связей с сильными и богатыми людьми, которых там было много.

         Пьер не принимает мысли о социальном  преобразовании общества, хотя и видит социальную несправедливость мира.

         Толстой приводит Пьера к мысли о непротивлении злу насилием.

         Революционному переустройству противопоставляет абстрактную проповедь «добра и истины». Но истина Пьеру только приоткрывается. И чем дальше, тем болезненнее Пьер ощущает лживость большинства масонов, несовпадение их  светской мелочной жизни с провозглашенными общечеловеческими идеалами. Даже вовсе не революционные предложения Пьера о преобразовании масонских обществ были приняты руководителями и большинством членов общества как опасные.        

        Иосиф Баздеев навсегда для Пьера останется нравственным авторитетом, само масонство  перестает отвечать духовным запросам Пьера.

         Сделанные Пьером  шаги на социальном поприще в заданном масонами направлении оказались неудачными, он терпит поражение, затеяв реформу в своих имениях, сталкивается с обманом в практических шагах. Примирение с Элен, на которое он пошел под масонским влиянием, ни к чему хорошему не приводит.

           Пьер переживает замкнутость и одиночество в мире нравственных проблем и собственных преобразований. Его непрактичность, доверчивость и бессистемность обрекают земельный эксперимент на провал.

         К Пьеру приходит глубокое осознание своих ошибок. Он оказывается вновь в жизненном  тупике.

10. Обобщающее слово учителя.

        Замкнутый в мире нравственных проблем и собственных  переживаний, Пьер Безухов вновь попадает в жизненный тупик, из которого его выводят  только события  1812 года. Стремление к полезной деятельности – одно из проявлений интеллектуально-нравственной жизни передового русского дворянства в начале ХIХ века, к которому, несомненно, относился и Пьер Безухов.

        При всех противоречиях у положительных героев (Пьера, князя Андрея) всегда остается неудовлетворенность собою, в них нет самоуспокоенности, они в непрерывных поисках смысла жизни и настоящего места в ней.

        В одном из писем Л.Н.Толстой писал: « Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

11. Итог урока. Заключительная творческая  работа по теме урока.

 Составление плана по теме « Путь жизненных исканий и заблуждений Пьера Безухова».

 Каждому учащемуся выдана распечатка предполагаемого плана с начальными определениями. Задача: продолжить содержание пунктов плана с учетом обсуждения темы на уроке с последующим зачитыванием.

План по теме

«Путь жизненных исканий и заблуждений Пьера Безухова»

        1.Внешний облик Пьера Безухова.

------------------------------------------- взгляд

-------------------------------------------выражение глаз

-------------------------------------------фигура

                                                                                                     

2.Путь жизненных исканий и заблуждений Пьера Безухова.

Качества характера:

       

  • Мировоззрение-------------------------------------------------------------
  • Душевные и умственные запросы------------------------------------------
  • Духовное одиночество в светском обществе--------------------------------
  • Чистота души---------------------------------------------------------------------------
  • Бесхитростность-----------------------------------------------------------------------
  • Уязвимость------------------------------------------------------------------------------
  • Умение------------------------------------------------------------------------------------

Поиски смысла жизни. Вступление в масонство и разочарование:

  • Стремление к ----------------------------------------------------------------------
  • Желание устранить --------------------------------------------------------------
  • Желание обрести------------------------------------------------------------------
  • Отсутствие в Пьере  --------------------------------------------------------------
  • Непрактичность --------------------------------------------------------------------
  • Осознание ---------------------------------------------------------------------------
  • Жизненный тупик -----------------------------------------------------------------

Дружба с князем Андреем:

  • Общность взглядов-----------------------------------------------------------
  • Искренность--------------------------------------------------------------------
  • Доверие--------------------------------------------------------------------------
  • Беседы----------------------------------------------------------------------------
  • Отношение к обществу, к миру-------------------------------------------
  • Любовь к-------------------------------------------------------------------------
  • Стремление к-------------------------------------------------------------------

 

   

   

     

.

Привезенцева Т.П.Л.Н.Толстой Роман «Война и мир»2011 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...