Разработка урока литературы для 8 класса "творчество А.Твардовского"
методическая разработка (литература, 8 класс) по теме

Таиркина Людмила Ивановна

Данная разработка предназначена для проведения урока в 8 классе. Урок-исследование.

Цели урока:

  • -формировать умение работать с дополнительной литературой
  • -развивать у учащихся умение самостоятельно отбирать нужный для сообщений материал по указанной учителем литературе.
  • - краткое ознакомление с вехами жизненного и творческого пути А. Твардовского.
  • -создать эмоциональный фон для восприятия поэмы, показать роль поэмы в годы Великой Отечественной войны.
  • -развивать навыки выразительного чтения.
  • -воспитывать на примере из жизни и творчества великого поэта чувства гражданственности.

 

Оборудование к уроку:

Компьютер, мультимедийный проектор, произведения А. Твардовского, книги о А.Твардовском, рефераты учащихся, фотографии.

Предварительная работа:

Учащимся 8 класса заранее дается следующее задание: выбрать корреспондента, сотрудников архива, литературоведа, членов редколлегии, журналиста, чтеца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury__a._tvardovskiy_8_klass.doc294.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского района РТ»

Разработка урока

по творчеству А.Т.Твардовского

Конспект урока учителя

русского языка и литературы

Таиркиной Л.И.

2010 год

Урок-исследование по литературе   в 8 классе. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин»

Тема урока: Создание выставки « К юбилею А.Т.Твардовского» в кабинете русской литературы.

Цели урока:

  1. -формировать умение работать с дополнительной литературой
  2. -развивать у учащихся умение самостоятельно отбирать нужный для сообщений материал по указанной учителем литературе.
  3. - краткое ознакомление с вехами жизненного и творческого пути А. Твардовского.
  4. -создать эмоциональный фон для восприятия поэмы, показать роль поэмы в годы Великой Отечественной войны.
  5. -развивать навыки выразительного чтения.
  6. -воспитывать на примере из жизни и творчества великого поэта чувства гражданственности.

Оборудование к уроку:

Компьютер, мультимедийный проектор, произведения А. Твардовского, книги о А.Твардовском, рефераты учащихся, фотографии.

Предварительная работа:

Учащимся 8 класса заранее дается следующее задание: выбрать корреспондента, сотрудников архива, литературоведа, членов редколлегии, журналиста, чтеца.

Задание литературоведам  Ермишевой Веронике и Никитиной Оксане, Федотову Дмитрию:

1)Подготовить выступление о биографии А.Твардовского, используя интернет.

2) Подготовить выступление о творчестве А.Твардовского. (Пособие «Читаем, думаем, спорим…» (стр. 206-214)).

3) Подготовить выступление о создании поэмы «Василий Теркин» А.Твардовского.

 Задание чтецу:

Киргизовой Милане выучить наизусть отрывок из поэмы «Василий Теркин» А.Твардовского.

Задание корреспонденту:

Таиркиной Татьяне уточнить объем фонда в сельской библиотеке по А Твардовскому. Сделать краткий вывод.

Задание сотрудникам архива:

1)Владимировой Линде найти иллюстрации к произведениям А.Твардовского, написанные известными  художниками;  фотографии А.Твардовского.

2) Макаровой Лиде подобрать материал о творческих тондемах А. Твардовского с другими известными поэтами и писателями из книги «Воспоминания о А.Твардовском»

Задание  членам редколлегии

  1. Дмитриевой Анжеле оформить плакаты с цитатами о войне, подготовить вывеску «К 100-летию со дня рождения А.Т.Твардовского».
  2. Григорьевой Кристине оформить уголок.

Дубову Алексею создать не менее 10 слайдов по творчеству А.Твардовского.

Методические приемы:

Рассказ учителя, рассказ ученика, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

 Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами проведем урок-исследование по теме: «Создание выставки к 100-летию А.Т. Твардовского». Мы с этой темой знакомы, т.к. готовились долго. С вашей помощью сегодня мы организуем выставку- уголок к юбилею известного поэта А.Т. Твардовского.

Учитель:

-Что такое выставка?

-К чему может посвящаться выставка? и. т.д.

-Ребята, вы были в сельской библиотеке. Имеются ли в библиотеке книги, посвященные А.Т.Твардовскому? Слово корреспонденту.

Ответ корреспондента: Я встретилась с библиотекарем В.С. Ивановой. В АСДК тоже организована выставка «100 лет А.Твардовскому». Объем фонда небольшой. Это «Воспоминания об А. Твардовском» (составитель М.И. Твардовская), А.Твардовский «Василий Теркин», сборник стихов. Новых поступлений книг не было. Но очень много журнальных статей. Я составила список для нашей выставки.

 Гришунин А. Л. Творчество Твардовского. – М.: Правда, 1998;

Турков А. М. Твардовский – М.: Советская Россия, 1970;

Чернова И.И. Стихи о войне Александра Твардовского. 1998.

Я предоставляю готовые материалы для оформления выставки.

Учитель: Спасибо.

II. Ребята, знакомы ли вы с А.Твардовским? Что читали? Может быть кто-то из вас смотрел фильм, мультфильм по произведениям поэта?

Ответы учащихся.

III. Учитель: Я кратко расскажу о биографии поэта. А затем послушаем литературоведов.

Твардовский Александр Трифонович одна из самых ярких и противоречивых фигур в русской советской литературе. Он родился 8 (21) июня 1910 в д. Загорье Смоленской губернии. Отец Твардовского, крестьянин-кузнец, был раскулачен и сослан. Трагическая судьба отца и других жертв коллективизации описана Твардовским в поэме «По праву памяти» (1967–1969, опубликована 1987).
    Твардовский писал стихи с детства. В 1931 была опубликована его первая поэма «Путь к социализму». Учась в Смоленском педагогическом институте, а затем в Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ), который окончил в 1939, Твардовский писал также статьи. Известность ему принесла поэма «Страна Муравия» (1936, Государственная премия, 1941), повествующая о поисках крестьянином Никитой Моргунком страны всеобщего счастья.
    После выхода «Страны Муравии» один за другим были изданы сборники стихов Твардовского «Стихи» (1937), «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939), «Загорье» (1941). В 1939–1940 Твардовский служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу и в финской кампании. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом различных газет. Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой», определяя этим названием ее содержание и стилистические особенности.
    В 1941 Твардовский начал работать над поэмой Василий Теркин, которой дал подзаголовок «Книга про бойца». Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 в газете «Красноармейская правда», в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945.

Подготовленный материал литературоведами и краткий пересказ:

Авторитет Твардовского – постоянный и мучительный путь к правде, «как бы ни была горька» эта правда. В статье «Как был написан «Василий Теркин»» Твардовский писал о том, что образ главного героя был придуман в 1939 для постоянной юмористической рубрики в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». Случайно найденный образ, писал Твардовский, «захватил меня без остатка». Первоначальный юмористический замысел приобрел формы эпического повествования, поэма стала для автора «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». В поэме «просто парень сам собой» Василий Теркин стал главным героем народной войны. Как и всем героям мирового эпоса, ему даровано бессмертие (не случайно в поэме 1954 Теркин на том свете он попадает в загробный мир, напоминающий своей мертвечиной советскую действительность) и одновременно – живой оптимизм, делающий его олицетворением народного духа. Поэма имела огромный успех у читателей. Василий Теркин стал фольклорным персонажем, по поводу чего Твардовский заметил: «Откуда пришел – туда и уходит». Книга получила и официальное признание (Государственная премия, 1946), и высокую оценку современников. И.Бунин писал о ней: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературного слова!» Определяя главное направление своего творчества, Твардовский писал: «Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода». Поэтическим воплощением этой мысли стали его знаменитые лирические стихотворения «Я убит подо Ржевом» и «Я знаю, никакой моей вины...». Военной теме посвящена и поэма о трагической судьбе солдата Сивцова и его семьи «Дом у дороги» (1946), которую Твардовский назвал «лирической хроникой». В 1950 Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир», но в 1954 был смещен с поста за демократические тенденции, наметившиеся в журнале сразу после смерти Сталина. В 1958 Твардовский снова возглавил «Новый мир», пригласив в него своих единомышленников – критиков и редакторов В.Лакшина, И.Виноградова, А.Кондратовича, А.Берзер и др. На этом посту Твардовский, по определению критика И.Ростовцевой, «выводил литературу и творческих людей из тупиков, в которые их загнали «История. Время. Обстоятельства». Благодаря его усилиям в «Новом мире», ставшем средоточием и символом «оттепели», были опубликованы произведения В.Овечкина, В.Быкова, Ф.Абрамова, Б.Можаева, Ю.Трифонова, Ю.Домбровского и др. В 1961 Твардовскому удалось опубликовать повесть А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». В 1970 Твардовский был смещен с поста главного редактора. Это обострило тяжелую душевную ситуацию, в которой он находился, будучи, с одной стороны, крупной фигурой в партийно-советской иерархии, а с другой – «неофициальным оппозиционером». Несмотря на официальное признание поэмы «За далью даль» (1950–1960, Ленинская премия, 1961), поэмы Твардовского «По праву памяти» и «Теркин на том свете» не были опубликованы. Умер Твардовский в Красной Пахре близ Москвы 18 декабря 1971.

Учитель:

Творчество А. Твардовского всегда опиралось на народную традицию, его стихи внешне просты, демократичны, понятны читателю, своей задачей поэт считал художественное постижение народной жизни, народной души, поэтому главный герой лирики поэта- человек из народа.

Рассказ литературоведов о творчестве А.Твардовского.

«Стихи о войне» Есть у Твардовского стихотворение "Поездка в Загорье", написанное в 30-е годы. Автор, известный уже поэт, приезжает в свой родной хутор под Смоленском. Здесь, в большой крестьянской семье, он родился и вырос, здесь живут его одногодки, да и многие старики еще живы. Но пуст отчий дом. И отец с матерью, и братья, и младшая сестренка "раскулачены", сосланы на Север. Время "сплошной коллективизации". Нет, нерадостной выдалась эта поездка, хотя и тепло встретили поэта земляки. По обычаю, встреча не обошлась без старинных песен:

Пели женщины вместе,
И Петровна — одна.
И была ее песня —
Старина-старина.
И она ее пела,
Край платка теребя,
Словно чье-то хотела
Горе взять на себя.

Последние две строки многое объясняют в поэзии Твардовского. Поэт эпического дарования, он стремился изобразить и осмыслить главные события в жизни страны, свидетелем которых был. Его поэмы — "Страна Муравия", "Василий Теркин", "Дом у дороги", "За далью — даль", "По праву памяти" — настоящий учебник истории нашего государства. Истории, в которой, помимо побед и свершений, было немало людского страдания и горя.

Внешне его творческая биография вполне благополучна. Рано пришла к нему слава — не официальная, а подлинно народная. Его труд не раз отмечался государственными премиями и правительственными наградами. Возглавляемый им "Новый мир" стал самым авторитетным и читаемым в стране журналом. Но те, кто близко знал Александра Трифоновича, видели, как тяжело переживает он царившие в стране бесправие и беззаконие. Никогда не угасало в нем чувство ответственности "за все на свете", стремление любое "горе взять на себя".

Таковы и герои поэзии Твардовского, простые русские люди. И старая Петровна, и крестьянин Никита Моргунок из "Страны Муравии", и рядовой боец Василий Теркин. Даже в стихах о Гагарине поэту важно заметить: "Родился он в простой крестьянской хате". Поэтому и язык его поэзии предельно прост. Здесь Твардовский сумел достичь удивительной, небывалой до него естественности.

Пусть читатель вероятный
Скажет с книжкою в руке:
— Вот стихи, а все понятно,
Все на русском языке.

Он считал, что надо писать так, чтобы тебя понимали и академик, и доярка. О народном признании его поэзии мы знаем — сотни, тысячи писем со словами любви и благодарности получал он от хлеборобов и строителей, солдат и рабочих. А вот и оценка академика:

"...Я (читатель придирчивый, требовательный) совершенно восхищен его талантом — это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык — ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!"

Это — Иван Алексеевич Бунин о "Василии Теркине".

Слова эти не устарели и сегодня.

Дополнение ученика:

А. Твардовский держал тесную связь  со многими поэтами и писателями и других национальностей. Например, в журнале «Ялав» на чувашском языке (1992 год, г. Чебоксары) есть статья  чувашского поэта Я. Ухсая. Он здесь рассказывает о теплых   отношениях  с А.Твардовским. Я хочу прочитать вам этот отрывок и пополнить выставку.
    «Взяв лишь малую толику из повествования словоохотливого старика, я написал стихотворение «Рассказ деда Мурзука о поездке в Москву».
    Позже, в 1937 году, при встрече, я рассказал о своем земляке и его приключениях в Москве Александру Твардовскому.
    — Может быть, у тебя есть стихотворение об этом? — спросил он.
    — Есть.
    Наспех сделанный подстрочный перевод Александру Трифоновичу понравился, и впоследствии у меня установились самые теплые отношения как с другом и переводчиком. В его переводе стихотворение было опубликовано в журнале «30 дней».»

Учитель:

Ребята, а сейчас мы с вами ознакомимся с поэмой «Василий Теркин».

Подготовленный учащимися материал к выставке:

Как был написан 'Василий Теркин'. Первые главы "Василия Теркина" были опубликованы в 1942 году, хотя имя героя книги было известно по военной печати значительно ранее. Но именно с 1942 года я, как автор "Книги про бойца", получаю читательские письма, в которых вместе с общей оценкой этого произведения высказываются замечания, пожелания, выдвигаются вопросы. Их нельзя оставить без ответа. В моей частной переписке с читателями я, конечно, старался всякий раз хоть коротко отозваться на все эти вопросы, замечания и пожелания. Но мне уже давно казалось, что этим ограничиться в данном случае я не могу и должен в печати дать некоторые разъяснения по поводу "Теркина".

Вопросы, с которыми читатели этой книги обращаются ко мне вот уже много лет подряд, при всем многообразии оттенков и частностей, сводятся к трем основным:

  1. Вымышленное или действительно существовавшее в жизни лицо Василий Теркин?
  2. Как была написана эта книга?
  3. Почему нет продолжения книги о Теркине в послевоенное время?

Начну по порядку - с первого вопроса, который вообще чаще всего возникает у читателей в отношении героя той или иной книги.

...Нет, Василий Теркин, каким он является в книге,- лицо вымышленное от начала до конца, плод воображения, создание фантазии. И хотя черты, выраженные в нем, были наблюдаемы мною у многих живых людей,- нельзя ни одного из этих людей назвать прототипом Теркина.

...Попробую рассказать о том, как "образовался" "Теркин".

"Василий Теркин", повторяю, известен читателю, в первую очередь армейскому, с 1942 года. Но "Вася Теркин" был известен еще с 1939-1940 года - с периода финской кампании. В то время в газете Ленинградского военного округа "На страже Родины" работала группа писателей и поэтов: В. Саянов, А. Щербаков, С. Вашенцев, Ц. Солодарь и пишущий эти строки.

Как-то, обсуждая совместно с работниками редакции задачи и характер нашей работы в военной газете, мы решили, что нужно завести что-нибудь вроде "уголка юмора" или еженедельного коллективного фельетона, где были бы стихи и картинки. Затея эта не была новшеством в армейской печати.

...И вот мы, литераторы, работавшие в редакции "На страже Родины", решили избрать персонаж, который выступал бы в сериях занятных картинок, снабженных стихотворными подписями. Это должен был быть некий веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная. Стали придумывать имя. Шли от той же традиции, "уголков юмора" красноармейских газет, где тогда были в ходу свои Пулькины, Мушкины и даже Протиркины (от технического слова "протирка" - предмет, употребляющийся при смазке оружия). Имя должно было быть значимым, с озорным, сатирическим оттенком. Кто-то предложил назвать нашего героя Васей Теркиным, именно Васей, а не Василием. Были предложения назвать Ваней, Федей, еще как-то, но остановились на Васе. Так родилось это имя.

...В качестве спецкорреспондента, а еще точнее сказать - в качестве именно "писателя" (была такая штатная должность в системе военной печати) я прибыл на Юго-Западный фронт, в редакцию газеты "Красная Армия", и стал делать то, что делали тогда все писатели на фронте.

Я писал очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, статьи, заметки - все.

И когда в редакции возникла идея завести постоянный фельетон с картинками, я предложил "Теркина", но не своего, оставленного дома в тетрадках, а того, который со дней финской кампании был довольно известен в армии.

...Жанровое обозначение "Книги про бойца", на котором я остановился, не было результатом стремления просто избежать обозначения "поэма", "повесть" и т. п. Это совпало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные и в известной мере обязательные сюжетные, композиционные и иные признаки. У меня не выходили эти признаки, а нечто все-таки выходило, и это нечто я обозначил "Книгой про бойца". Имело значение в этом выборе то особое, знакомое мне с детских лет звучание слова "книга" в устах простого народа, которое как бы предполагает существование книги в единственном экземпляре. Если говорилось, бывало, среди крестьян, что, мол, есть такая-то книга, а в ней то-то и то-то написано, то здесь никак не имелось в виду, что может быть другая точно такая же книга. Так или иначе, но слово "книга" в этом народном смысле звучит по-особому значительно, как предмет серьезный, достоверный, безусловный.

...С того времени как в печати появились главы первой части "Теркина", он стал моей основной и главной работой на фронте.

Ни одна из моих работ не давалась мне так трудно поначалу и не шла так легко потом, как "Василий Теркин". Правда, каждую главу я переписывал множество раз, проверяя на слух, подолгу трудился над какой-нибудь одной строфой или строкой.

К примеру вспомнить, как складывалось начало главы "Смерть и воин", в стихотворном смысле "образовавшейся" из строчек старинной песни о солдате:

        Ты не вейся, черный ворон,

        Над моею головой.

        Ты добычи не дождешься,

        Я солдат еще живой...

Сперва была запись, где стихи шли вперемежку с прозаическим изложением,- важно было "охватить" в целом картину:

        Русский раненый лежал...

Теркин лежит на снегу, истекая кровью. Смерть присела в изголовье, говорит:

        - Теперь ты мой.-

        Отвечает:- Нет, не твой,

        Я солдат еще живой.

        - Ну,- говорит,- живой!

        Шевельни хотя б рукой.-

        Теркин тихо отвечает:

        Соблюдаю, мол, покой...

Потом появилась начальная строфа:

        В чистом поле, на пригорке,

        Одинок, и слаб, и мал,

        На снегу Василий Теркин

        Неподобранный лежал.

Но тут не хватало приметы поля боя, и получалась слишком условно-песенная картина: "В чистом поле..." - и дальше просились слова: "под ракитой..." А мне нужна была при интонации, идущей от известной песни, реальность нынешней войны. Кроме того, вторая строчка не годилась - она была не проста, в ней больше было беллетристической, чем песенной характеристики. Тогда пришла строфа:

        За далекие пригорки

        Уходил сраженья жар.

        На снегу Василий Теркин

        Неподобранный лежал.

Это не очень хорошо, но дает большую определенность места и времени: бой уже вдалеке, раненый уже долго лежит на снегу, он замерзает. И следующая строфа естественно развивает первую:

        Снег под ним, набрякши кровью,

        Взялся грудой ледяной.

        Смерть склонилась к изголовью:

        - Ну, солдат, пойдем со мной.

Но в целом эта глава написалась легко и быстро: сразу были найдены ее основной тон и композиция [1]. А сколько было написано строк, переправленных десятки раз только затем иногда, чтобы выбросить их в конце концов, испытывая при этом такую же радость, как при написании новых удачных строк.

...В это время я работал уже не на Юго-Западном, а на Западном (3-м Белорусском) фронте. Войска фронта находились тогда, примерно говоря, на земле восточных районов Смоленской области. Направление этого фронта, которому предстояло в недалеком будущем освободить Смоленщину, определило некоторые лирические мотивы книги. Будучи уроженцем Смоленщины, связанный с нею многими личными, биографическими связями, я не мог не увидеть героя своим земляком.

С первых читательских писем, полученных мною, я понял, что работа моя встречена хорошо, и это придало мне сил продолжать ее. Теперь уже я не был с нею один на один: мне помогало теплое, участливое отношение читателя к ней, его ожидание, иногда его "подсказки": "А вот бы еще отразить то-то и то-то"... и т. п.

В 1943 году мне казалось, что в соответствии с первоначальным замыслом "история" моего героя завершается (Теркин воюет, ранен, возвращается в строй), и я поставил было точку. Но по письмам читателей я понял, что этого делать нельзя.

В одном из таких писем сержант Шершнев и красноармеец Соловьев писали:

"Очень огорчены Вашим заключительным словом, после чего не трудно догадаться, что Ваша поэма закончена, а война продолжается. Просим Вас продолжить поэму, ибо Теркин будет продолжать войну до победного конца".

Получалось, что я, рассказчик, поощряемый моими слушателями-фронтовиками, вдруг покидаю их, как будто чего-то не досказав. И, кроме того, я не видел возможности для себя перейти к какой-то другой работе, которая бы так захватила меня. И вот из этих чувств и многих размышлений явилось решение продолжать "Книгу про бойца".

...Я отвечал и отвечаю моим корреспондентам, что "Теркин"-книга, родившаяся в особой, неповторимой атмосфере военных лет, и что, завершенная в этом своем особом качестве, книга не может быть продолжена на ином материале, требующем иного героя, иных мотивов. Я ссылаюсь на строки из заключительной главы:

        Песня новая нужна.

        Дайте срок, придет она.

...Примерно так и можно объяснить теперь появление "Теркина на том свете", который отнюдь не есть "продолжение" "Василия Теркина", а вещь совсем иная, обусловленная именно "особыми задачами сатирико-публицистического жанра". Но об этом, возможно, впереди еще особый разговор с читателями.

...В заключение хочу от всего сердца поблагодарить моих корреспондентов за их письма о "Теркине", как те, что содержат в себе вопросы, советы и замечания, так и те, что просто выражают свое доброе отношение к этой моей работе.

...Говоря об этой работе в целом, я могу только повторить слова, что уже были сказаны мною в печати по поводу "Книги про бойца":

"Каково бы ни было ее собственно литературное значение, для меня она была истинным счастьем. Она мне дала ощущение законности места художника в великой борьбе народа, ощущение очевидной полезности моего труда, чувство полной свободы обращения со стихом и словом в естественно сложившейся непринужденной форме изложения. "Теркин" был для меня во взаимоотношениях писателя со своим читателем моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю".

Главе "Смерть и воин" в "Книге про бойца" принадлежит, между прочим, еще и та роль, что она ближайшим образом связывает "Василия Теркина" с опубликованным спустя много лет "Теркиным на том свете". В ней, этой главе, содержится внешняя сюжетная схема последней моей поэмы: Теркин, полумертвым подобранный на поле боя, возвращается к жизни из небытия, "с того света", картины которого составляют особое современное содержание моего "второго "Теркина".

Чтение поэмы и предварительная беседа по тексту.

-Каков он, Василий Теркин, что мы узнаем о нем от автора?

(Автор отвечает на этот вопрос так:

Теркин- кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Подчеркивается «обыкновенность» героя: он такой, как  многие из защитников Родины, простой солдат, рядовой человек. Постепенно характер Теркина раскрывается, обогащается, становится объемным. В результате многие стали принимать литературного героя за реально существующего человека).

-Что вы можете добавить о личности Теркина, его характере, занятиях? Сопоставьте героя Твардовского с героями фольклорных жанров.

-Назовите примеры фольклора в главе «На привале».

Учитель: Послушаем Милану. Она прекрасно читает стихи. Ей поручено наизусть читать  отрывок из поэмы «Василий Теркин».

Ученица: чтение наизусть.

IV. Закрепление. Показ слайдов по творчеству А.Твардовского, подготовленный учеником. Дополнения учащихся.

В конце урока звучит мелодия  песни «Три танкиста» на баяне, играет ученица  Таиркина Т.В.

Домашнее задание.1) Подготовить вашу иллюстрацию к поэме «Василий Теркин».

2) Выучить наизусть отрывок из поэмы.

3) Фотография класса у выставки. (Киргизовой М.)

V. Итог урока. Организация выставки.

Оценивание работ учащихся.

Литература:

Гришунин А. Л. Творчество Твардовского. – М.: Правда, 1998;

Кардин В.А. Присяга Александра Твардовского: штрихи к литературному портрету. –  Первое сентября. – 1997, 8 мая;

Митин Г.А. «Немую боль в слова облечь…»: Трагический пафос поэзии А.Т. Твардовского. –  Литература в школе. – 1995, № 5;

Романова Р. М.Александр Твардовский. Страницы жизни и творчества. – М.: Современник, 1989;

Твардовский А.Т. Поэмы.- М.: Современник, 19774;

Турков А. М. Твардовский – М.: Советская Россия, 1970;

Хелемский Я.В. О тех стихах незнаменитых. – Первое сентября. – 1997, № 39;

Чернова И.И. Россия в живых народных лицах, интонациях, слове. – Литература в школе. – 1999, № 3;

Чернова И.И. Стихи о войне Александра Твардовского. – Первое сентября. – 1998, № 35;

Интернет. ресурсы:

http://www.portfolio.1september.ru/

http://festival.1september.ru/

http://www.a4format.ru/

А.Твардовский на войне.

А.Т. Твардовский на пепелище родного дома. Деревня Загорье Смоленской области. Фото 1943

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Урок литературы по теме "А.Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста»"

Материал может быть использован при проведении урока литературы в 5 классе...

Разработка урока литературы в 8 классе по поэме А.Твардовского " Василий Теркин"

На данном уроке анализируются все главы поэмы А. Твардовского, данные в учебнике  8 класса. Учащиеся определяют роль данного произведения  в литературе, особенности  авторского   с...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....