Разработка урока литературы в 8 классе по поэме А.Твардовского " Василий Теркин"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Темирова Наталья Александровна

На данном уроке анализируются все главы поэмы А. Твардовского, данные в учебнике  8 класса. Учащиеся определяют роль данного произведения  в литературе, особенности  авторского   стиля изложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22_marta.odt21.25 КБ

Предварительный просмотр:

А.Т. Твардовский. Поэма "Василий Теркин" . Картины фронтовой жизни.

Цели: 

Образовательные: 
произвести идейно-художественный анализ поэмы "Василий Теркин", прокомментировать ее "узловые" темы; показать взаимосвязь судьбы Твардовского, судьбы советского народа; оследить на примере произведения Твардовского трудную и драматичную судьбу и положение литературы в период войны и послевоенный период; 

Воспитательные: 

вызвать интерес к личности А.Т. Твардовского, ставшего символом открытости воли и русской прямоты; показать боевую направленность, политическую остроту произведения; показать высокий патриотизм советской поэзии. 

Развивающие: 

развивать умение работы с текстом; учить самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения и делать выводы; способствовать поэтическому и гражданскому осмыслению учащимися трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины; 

Эпиграф: 
   В  бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек!

А.Твардовский 


Ход урока. 

1. Орг. Момент.

2  Тема урока (слайд 1).

Звучит песня “Дороги” (сл. Л. Ошанина и муз. А. Новикова)

  • Устное описание памятника А. Твардовскому и его герою В. Тёркину.

На одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Тёркин. 

Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, схватки боевые, своих друзей… Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое, где наши одержали победу, и, возможно, размышляет о своей будущей главе “Книги про бойца”. Тёркин же, как всегда, весел и бодр. Вот- вот закончит свою речь и “заведёт другую песню”: заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете… А завтра снова в путь-дорожку фронтовую.

Слайд 2 Определение темы и целей урока.Запись в тетради даты, темы урока. Слово учителя об эпиграфе.

 Давайте познакомимся с писателем А. Т. Твардовским .

Сообщение  Шарипа Ред.

1. Александр Трифонович Твардовский, советский поэт, родился 21 июня 1910 года в хуторе Загорье Смоленской области в семье сельского кузнеца. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы . Писать стихи начал с раннего детства. С 1924 года – селькор, печатавший в местных газетах заметки, очерки. Судьба крестьянина в годы коллективизации – тема первых поэм Твардовского “Путь к социализму” и “Вступление” , “Сборника стихов 1930 – 1935”, повести “Дневник председателя колхоза”, поэмы “Страна Муравия”. В качестве корреспондента принимал участие в Советско-финляндской войне (1939-1940).

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) Твардовский работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи (“Фронтовая хроника”) и очерки.

. С первых дней и до конца войны был на фронте . Знание народной жизни, дум и стремлений своих современников позволило Александру Трифоновичу  сразу же найти путь к сердцу фронтовика, создать произведения истинно гражданского звучания.

В поэме “Василий Тёркин (Книга про бойца)”  фигура бойкого, бывалого солдата претворена в эпически ёмкий образ, воплотивший глубину, значительность, многообразие мыслей и чувств так называемых рядовых, простых людей военного времени.

 “Это поистине редкая книга, - писал И.А.Бунин. – Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный солдатский язык!” Ярко выразившая нравственные идеалы народа книга получила широкую известность, вызвала многочисленные подражания, стихотворные “продолжения”.

Учитель.

 В наши дни можно часто услышать вопрос: “Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более полувека?” Но правы ли мы будем, забыв об огненных годах Великой Отечественной, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?

Наблюдения и впечатления военных лет находят отражение во фронтовых тетрадях Твардовского.

….. Причём особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то ещё идут ему письма по полевой почте, а он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нём уже реже вспоминают.

…..Мне жалко той судьбы далёкой,

Как будто мёртвый, одинокий, 
Как будто это я лежу, 
Примёрзший, маленький, убитый 
На той войне незнаменитой, 
Забытый, маленький, лежу.

 Так писал Твардовский в стихотворении “Две строчки” в 1943 г. Чувство сопричастности трагедии войны и сострадания ко всем её жертвам звучит во многих стихотворениях Твардовского.

3. Давйте проанализируем главную поэму А.Т.Твардовского.

Переход к анализу поэмы «Василий Теркин» .

Что такое поэма?

История написания поэмы, специфика жанра, особенности композиции.

Об этом подготовила сообщение Тоня Ш. Послушаем ее выступление.

Обратимся к учебнику. Глава «От автора».

1  Что поэт говорит о воде?    (Чтение фрагмента из главы.     Стр.172  )

2   Без чего нельзя еще  прожить на войне?  Называют ответы.

 ( Чтение фрагмента из главы.)

Без пищи 

Без шутки.

Без махорки.

Учащиеся ищут ответы в тексте, затем эти ответы выводятся на слайде.

( Чтение фрагментов из поэмы)

Учитель. Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему?

Расскажите о композиции поэмы.

(Проблемный вопрос). ( Из 28 глав, пролога и эпилога.Делится на 3 части. Глава-отдельный эпизод из фронтовой жизни. Общее-один герой )

(Учащиеся должны прийти к выводу, что каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы должны быть объединены главным героем – Теркиным).

Глава « На привале.»

1  Как Василий завоевал уважение со стороны товарищей в данной главе?  Что кроется за шуткой? (Стремление поддержать боевой дух, разрядить обстановку).

2   В главе автор говорит о сабантуе? Что это такое?

3  Как вы понимаете слова Т. о  том, что Теркин  просто парень сам собой  Он обыкновенный. Так ли это?

( Найдите и прочитайте  фрагменты из главы  о нашем герое.

 « Впрочем парень хоть куда.....Трижды-вот он!-вышел он.)

Учитель.Да, Теркин-рядовой солдат. Да и имя своему герою поэт  выбрал исконно русское  Василий.Герой  воевал и в финскую, был трижды окружен, ранен осколком, достоин медали а многолетнюю службу.

?  . Чтение главы «Переправа ».

1 Опишите, что такое военная переправа, опираясь на  картину Худ.Верейского

учебник   стр.183

Ночью, первым  из колонны.....

И родней, чем час назад.

2 Как понимаете следующие строфы?

Тем путем идут суровым

Что и двести лет назад

Проходил с ружьем  кремневым

Русский труженик-солдат

Переправа, переправа...

Пушки бъют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый,

смертный бой не ради славы-

Ради жизни на земле.

3 Что узнаем о Теркине  в этой главе?

Глава « О войне.»

1 Как вы понимаете строфы

«Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.»

Глава « О награде.»

1 О чем мечтает рядовой Теркин?

2 Какие черты имеет герой поэмы?

Рисуя образ Василия Тёркина, автор воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевная открытость и щедрость, сметливость и непоказная удаль

Вывод:

В чем глубинный смысл поэмы? – В правде. Не должно складываться впечатления увеселительной прогулки,. Это суровый труд. Но бойцы знают, за что воюют, не впадают в панику, не раскисают. И большая заслуга в этом таких, как Теркин.

На примере яркой, самобытной личности В.Тёркина Твардовский показал человека “на войне, в быту суровом, в трудной жизни на войне”. Автор глава за главой рассуждает о том, без чего нельзя прожить на войне и побеждать, идя “на бой святой и правый”: полевая кухня, солдатская шинель, гармонь, землянка, шутки- прибаутки, дружба.

Подведение итогов  урока.

1)    Что изучали на уроке?

2)     Вернемся к эпиграфу. Мы доказали или опровергли его мнение?

Достаточно ли мы знаем, чтобы наиболее полно ответить на этот вопрос? Нужно читать дальше.Домашнее задание. Чтение главы «Переправа». Отрывок выучить наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).

В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...

Презентация к уроку литературы 9 класс по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

Данный материал предназначен для проведения урока литературы в 9 классе....

Разработка урока литературы 6 класс "Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского"

Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский". Технолия - проблемное обучение....

Презентация по поэме А.Твардовского " Василий Теркин."

Данная презентация является приложением  к заключительному  уроку по поэме А.Твардовского " Василий Теркин."...

Опрос по главам поэмы А.Твардовского "Василий Теркин"

Небольшой по объему текст опроса по поэме А.Твардовского направлен прежде всего на формирование читательской грамотности обучающихся.  Задания составлены так, чтобы ученики извлекали необходимую ...