Урок-проект "Не то,что мните вы, природа"
методическая разработка (литература, 10 класс) по теме

Котляренко Екатерина Ивановна

Рассматривается творчество Тургенева,Фета,Тютчева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_-proekt.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы, МОУ Краснооктябрьская СОШ

Котляренко Екатерина Ивановна

Урок-проект «Не то, что мните вы, природа»

Творческое название проекта

Человек и природа в поисках гармонии

Участники

Проект предназначен для учащихся 10  класса.

Основополагающий вопрос

Союз человека и природы – миф или реальность?

Проблемные вопросы

  1. Какие особенности русской природы отражаются в поэзии А.А.Фета и Ф.И.Тютчева?
  2. Какие особенности русской природы отражаются в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»?
  3. Актуальна ли проблема взаимоотношения человека и природы в 21 веке?
  4. Будущее планеты зависит от нас?
  5. Возможна  ли гармония между человеком и природой? Что думают об этом подростки, познакомившись с творчеством А.А.Фета, Ф.И. Тютчева, И.С.Тургенева.

Диагностика выявление особенности отношения к окружающему миру старшеклассников.

Дидактические цели проекта

После завершения проекта учащиеся смогут: составлять тезисы для выступления, дискутировать в рамках заданной темы, обрабатывать информацию, оперировать новыми социокультурными знаниями, расширят свой словарный запас.

Методические задачи

Образовательные

  1. совершенствовать умение самостоятельно анализировать художественное произведение, оценить авторскую позицию;
  2. исследовать проблемы социального и нравственного зла, взаимоотношений человека и природы;
  3. выявить особенности отношения к окружающему миру старшеклассников.

Развивающие

  1. развитие умения творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи;
  2. развитие умений получать, обрабатывать и использовать информацию.

Воспитательные

  1. формировать у учащихся высокие нравственные качества: доброту, нетерпимость ко злу во всех его  проявлениях, чувство ответственности за всё,  происходящее в мире, чувство единения с природой.

Мини-проекты учащихся

  1. «Любимый уголок природы» (мини-сочинение)
  2. «Будущее зависит от нас? !» (рассуждение-размыщление)
  3. Возможна ли гармония между человеком и природой?

Тип урока: совершенствования знаний, умений и навыков

Вид урока: комбинированный.

Метод: проектно-исследовательский.

Оформление:

                       

                        1. Плакаты с высказываниями о природе.

                        2. Музыкальное произведение: «Времена года» П.И.Чайковского

                         3. Мультимедийная презентация.

                          4. Фотовыставка.

ХОД УРОКА:

      Слайд №1 Вступление

( «говорит» Земля)

«Я - Земля. Не самая большая планета Солнечной системы, но самая яркая, поверьте. Моя кровь - текущие по мне реки. Земля стран и континентов - мои органы. Мне трудно дышать, поскольку моё тело стиснуто множеством проложенных по мне магистралей. Люди отгородились от меня и больше не прикасаются к моей коже. И всё же я жду минуты возрождения, которые вы мне принесёте, возрождение, которое возможно, если только вы откроете свое сердце и дадите лучам любви растопить лёд, сковавший вас. Сегодня вы, люди, не чувствуете боли Земли, поскольку у вас ледяные сердца, но сердце Земли огромно и наполнено теплом, и оно замерло в ожидании, моё сердце - сердце Земли».

Учитель: Пусть это ожидание Земли живёт внутри каждого из нас и пусть ведет нас вперёд, помогает делать то, что должно быть сделано во имя Земли, во имя её и нашего спасения.

Нас окружает большой, чудесный, очень сложный, противоречивый, такой знакомый и вместе с тем полный загадок мир природы. Всей своей сутью литература призвана вести борьбу за осознание человеком своего родства с природой.
Сегодня на занятии мы поговорим с вами о проблемах, которые имеют в наше время первостепенное значение, о проблемах взаимодействия человека и природы и о том, как эти проблемы отражены были в творчестве писателей 19 века.

Вам, ребята, конечно же, известна «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Старухе из этой сказки принадлежат слова:

Не хочу быть вольною царицей.
Хочу быть владычицей морской.
Чтобы жить мне в океане-море,
Чтобы служила мне рыбка золотая
И была у меня на посылках.

И настало то время, когда человек стал владыкою всего живого на Земле. А сказки зазвучали по-иному…

Учитель читает стихотворение Юрия Кузнецова «Атомная сказка»

Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел  
И стрелу запустил наугад.  

Он пошел в направленье полета  
По сребристому следу судьбы.  
И попал он к лягушке в болото,  
За три моря от отчей избы.  

Пригодится на правое дело! -
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.

- Как, по-вашему, называется стихотворение?

( «Жестокая сказка», «Новая сказка», «Современная сказка», «Ужасная сказка». Как правило, никто из учеников не может правильно ответить на данный вопрос, хотя суть проблемы понимают верно)

- Стихотворение Ю.Кузнецова называется «Атомная сказка». Почему сказка «атомная»?

( Атом – это не только мирная энергия, но и то, что может привести мир к катастрофе. Благополучие людей зависит от выбора, который каждый из нас сделает). 

 От отношения человека к природе зависит богатство его духовного мира. Беден мир чувств человека, который не способен сопереживать живому, который не видит, не чувствует красоты и радости общения с природой. Плохо будет человеку, если потеряется эта связь. Русский человек  всегда  был един с природой, считал себя ее частью, как звери и птицы.

Тема  природы и человека раскрывается в творчестве многих поэтов и писателей 19 века.

Поэтом природы считают  Ф.И.Тютчева.

Природа у Тютчева жива: она дышит, улыбается, хмурится, иногда дремлет, грустит. У нее свой язык и своя любовь; ей свойственное то, что и человеческой душе:

 Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа,
В ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык...
(1836)

Вопрос классу: К кому обращается автор? К какому литературному герою могли быть обращены  эти строки?(Базарову). А почему?  ( Базаров со свойственной ему категоричностью отвергает эстетическое любование природой, как и все то, что он называет “романтизмом”. Для него природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник. Для Базарова характерно не эстетическое, а утилитарное восприятие природы. В этом, по мнению Тургенева, сказывается ущербность нигилизма вообще и характера Базарова в частности).  Какова мысль? (Через всё произведение автор проводит мысль о том, что “глухие” люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить. И если для них она безлика, то для Тютчева природа – “голос матери самой”. Её образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения, мучительные вопросы.) «А где мы можем услышать голос природы?» (Дети высказывают свои мысли).

Евгений Баратынский

Приметы

Пока человек естества не пытал
Аршином, весами и мерой,
Но детски вещаньям природы внимал,
Ловил её знаменья с верой;
Покуда природу любил он, она
Любовью ему отвечала,
О нём дружелюбно заботы полна
Язык для него обретала.
Почуя беду над его головой,
Вран каркал ему в опасенье,
И замысла, в пору смиряясь пред судьбой,
Воздерживал он дерзновенье.
На путь ему из лесу выбежал волк,
Крутясь и подъемля щетину,
Победу пророчил, и смело свой полк
Бросал он на вражью дружину.
Чета голубиная, вея над ним,
Блаженство любви прорицала.
В пустыне безлюдной он не был одним,
Нечуждая жизнь в нём дышала.
Но, чувства презрев, он доверил уму:
Вдался в суету изысканий…
И сердце природы закрылось ему.
И нет на земле прорицаний.

Природа – мудрый советчик человека и лучший его наставник. Фет пишет о высокой и таинственной близости человека и природы.

А. А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и

изменчивости.

Красоте  Афанасий Афанасьевич поклонялся всегда. Тема его творчества – всесилие красоты и ее вечная власть над человеком.

Чтение стихотворения А. Фета

Учись у них — у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слёзы,
И треснула, сжимаяся, кора.

            Всё злей метель и с каждою минутой
          Сердито рвёт последние листы,
          И за сердце хватает холод лютый
          Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Её примчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

  1.  Исследовательская работа учащихся.

Ученики должны  понаблюдать, как раскрывается тема человек и природа в стихотворении Фета?.

  1. Уже в первой строке обозначена идея этого произведения. Какова она? Описание природы постепенно выходит к олицетворению, вслед за которым, иногда в самом конце стихотворения, может появиться прямое упоминание о человеке, как в данном стихотворении. Порой человек лишь подразумевается, дается косвенно. Посмотрим, какой путь предпочел Фет. (читаем 1 строфу)    
  2. Изображен ли здесь собеседник ? (он присутствует)

(Параллель “человек – природа” намечена сразу, уже в первой строке. И слово, открывающее доступ в лирический мир, принадлежит автору, который находится рядом с человеком.) В первом слове - « учись» -  и призыв, и совет.

  1. Какой встречный вопрос ? (чему и как учиться у деревьев ?).

(Интригующий ход: в одном лирическом ключе преподносятся столь не похожие друг на друга берёза  и дуб).

  1. Какими пред вами предстают эти деревья? Подберите эпитеты. (дуб –               твердость и сила; берёза – красота, нежность).
  2. Так чему же мы должны учиться у них?

(Поэт как бы говорит: в пору невзгод, лихолетья, мужайся, сумей вобрать все силы и выстоять, каким бы ты ни был – могучим, как дуб, или хрупким, как берёза).

Справка:     В 70 – 90 годы поэзия Фета окрашивается философской мыслью. Появился новый жанр «философской думы».  Любимая тема – органическая мудрость природы.

  1. Обратите внимание, какой художественный троп, указывающий на очеловечение природы, ярко проявляется в этом четверостишье? (метафизическое олицетворение).

    (деревья льют слёзы).

  1. Какую роль играют назывные предложения ? Найдите их ?

(читаем 2 строфу)

  1. Что вас поразило больше всего ?

(Мы начинаем воспринимать образы дуба и берёзы как образы живых, родственных нам существ. Проводится параллель с человеком…:

“с них метель срывает листья”, “за сердце хватает холод лютый”, “они стоят и молчат…”)

  1. Какой особый смысл вкладывает автор в последнюю строку этого четверостишья ?

(В эмоциональном напряжении слова приобретают особый смысл: стоят, чтобы выстоять, проявляют стойкость. Молчат, мужественно выносят все испытания.  Данные глаголы превращаются в “лирические синонимы”).

  1. Какие эпитеты участвуют в создании образов метели, холода ?
  2. О каких суровых испытаниях говорит автор ? Как помогают ему метафоры и олицетворения ?
  3. Какой жизненный урок должен извлечь для себя человек ?

(В начале стихотворения - “Учись”, а затем настаивает – “молчи и ты!”).

(читаем 3 строфу)

  1. С какой целью используется в этой строфе глагол повелительного наклонения “верь” ?

(Весна выступает, как живое существо, а не время года. Призывает верить ей, как близкому другу, который не обманет.)

  1. Словарь: Гений. Какой смысл вкладывает поэт в это слово ?

(Это не имеет отношение к понятию гениальности. Это имя одного из древнейших богов, приносящего тепло и любовь).

  1. Каковы основные ценности человеческой жизни ?

(любовь, милосердие тепло, жизнерадостность и т.д.)

У Фета природа  объект художественного восторга, эстетического наслаждения. Человеческие чувства и природа слиты воедино. Грань между человеком и природой очень тонкая, почти не видимая, а потому прекрасная.

Для Тургенева природа была важной и безусловной жизненной ценностью, поэтому способность воспринимать ее чутко, эстетически любоваться ею и чувствовать себя частью природы характеризует обыкновенно лишь положительных героев. Через отношение персонажа к природе выражается авторская оценка этого персонажа и его характера.

Исследовательская работа с отрывком: «Так размышлял Аркадий... а пока он размышлял, весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка.

 … повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки... Аркадий глядел, глядел и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления... Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял». Что мы можем сказать о состоянии героя и природы? (Тургеневский пейзаж  психологичен. Очень часто внутренний мир героев воссоздается им не прямо, а через обращение к природе, которую в данный момент воспринимает человек. И дело здесь не только в том, что сам пейзаж способен определенным образом воздействовать на настроение героя, а еще в том, что герой очень часто находится в состоянии гармонии с природой и состояние природы становится его настроением. Этот прием позволяет Тургеневу воспроизвести тонкие, трудновоспроизводимые, но в то же время наиболее интересные черты характера героя).  Базаров  говорит: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»,но Тургенев отрицает этот тезис Базарова и не случайно в эпилоге описывает могилу Базарова, где цветут красивые деревья, зеленеют растения. Тургенев пишет о красоте, о поэтичности, об искусстве.

Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться. 

Диагностика.  Выберите иллюстрации, которые соответствуют вашему пониманию природы.

Мы обязаны помнить самое главное: Воздух – отец. Вода – мать. Земля –дом. Роса – национальное богатство. Воздух - это единое дыхание всех нас - зверя, дерева, человека. Первый глоток воздуха получает человек при рождении. И последний свой выдох отдаёт ему же, воздуху.

Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи.
Человек рождается на свет…
Для чего? Ищите свой ответ!

Создание мини-проектов

«Любимый уголок природы» (мини-сочинение)

«Будущее зависит от нас? !» (рассуждение-размыщление)

Возможна ли гармония между человеком и природой?

Спасибо, ребята, за то, что помогли мне провести это занятие. Чтобы вы помнили о нашей встрече, я приготовила для вас вот такие буклеты и проект, который мы с вами создали, я оставляю вашему классу.




Проект

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко
.

Пожелание
Земля. Дорогие дети Земли! Я обращаюсь к вам за помощью. Знаете кто я? Я планета, Земля. Но я больше, чем просто планета. Я – ваш дом. Я ваша Мать Земля и вы все мои дети. А все животные, которые живут на мне ваши братья и сестры. Все мы – одна семья.

Животные говорят мне: “Мы взволнованы, Мать-Земля. Мы встревожены тем, что люди разрушают наши дома. Это люди, которые не знают, что Земля – наш общий дом и не заботятся о тебе, Мать Земля. Они не знают, что мы их братья и сестры. Эти люди уничтожают леса и загрязняют воды рек и океанов, отравляют небеса”. Скажите мне, где будут жить животные, когда, все леса исчезнут? Где будут плавать рыбы, киты и дельфины, когда мои океаны будут слишком грязны, чтобы жить в них? И где будут летать птицы, когда небо будет отравлено. Дети мои, мне нужна ваша помощь. И животным нужна помощь тоже. Но... “Мать Земля!”, спросите вы, “Как сможем мы тебе помочь, когда ты такая большая, а мы такие маленькие?” Я – планета Земля не такая большая, как вам кажется, но из-за того, что я кажусь такой большой, люди часто делают мне больно, они думают – я не узнаю об этом и не почувствую.

Но я знаю и чувствую.

Подумайте, что вы можете сделать для меня сейчас, что в ваших силах, что самое важное? Мне нужна ваша любовь. И это все. Только любите меня так, как я люблю каждого из вас. Когда вы будете любить меня, вы будете заботиться обо мне и защищать меня. А когда вы заботитесь обо мне и защищаете меня, вы спасаете ваш дом и дом ваших братьев и сестер животных. Любите и защищайте меня. Я буду всегда заботиться о вас и буду вашим домом.

Фотовыставка

1ряд

И только ахает Природа:

— Да сын ли ты мне, Человек? (природа – как объект охраны и изучения)

2 ряд

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» И.С. Тургенев ( природа – как объект пользы)

3 ряд

«Целый мир от красоты…» А.Фет ( природа – как объект красоты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку-проекту "Не то,что мните вы, природа"

презентация подготовлена к уроку "Не то,что мните вы, природа". В данной презентации даны задания для мини-проектов учащихся, подобраны красочные иллюстрации....

Интегрированный урок-проект биология/ОБЖ «Живая природа и безопасность: паразитизм, как биотическая связь, угрожающая здоровью человека

Одной из действенных форм преподавания учебных дисциплин в современной школе является технология интегрированного урока-проекта. В процессе интеграции объединяются в смысловой блок предметы учебного п...

Презентация к уроку-проекту по теме погружения " Человек и природа: этика взаимоотношений"

Данная презентация предназначена для проведения уроков литературы в 5-6 классах...

Урок-проект по теме Охрана природы

Данный материал можно при закреплении темы Глобальные проблемы человечества....

Блок-урок: 1. Лирика природы Ф. И. Тютчева («Осенний вечер», «Весенние воды», «Не то, что мните вы, природа...») 2 . «О, как убийственно мы любим...»: «Накакнуне годовщины 4 августа 1864 года», «Я встретил вас и все былое».

ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПроанализировать ключевые стихотворения Ф. И. Тютчева о природе и о любви.2. Развивающие Развивать умение целостного анализа произведения; Развитие умения готовить сообщ...