Урок письма
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Материал содержит разработку урока и презентацию о письме как средстве коммуникации

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_pisma.zip1.59 МБ

Предварительный просмотр:

                                     Письмо – это текст                                                                                                                    

                        Урок русского языка  в 11 классе

                                 с использованием

             информационно-компьютерных технологий

                               

                          Урок открывает слайд № 1

     Цели урока:

   . сформировать коммуникативную компетенцию;

   . возродить российскую традицию эпистолярного жанра.

                       

 Учитель. Человек создал язык, чтобы общаться с другими людьми. Он существует и выполняет свое назначение в речи в форме текстов. И обмен приветливыми репликами на ходу, и телефонный разговор, и стихотворение, и повествование, и ответ на уроке, и научный трактат, и научная статья, и объявление на стенде, и реклама, и письмо – все это  разные способы общения людей,  все это тексты.

      Что же их объединяет? /Можно выслушать ответы детей.Общим для них является связь текста с речевой ситуацией, с коммуникативным процессом. Текст создается говорящим или пишущим  /адресантом/  и адресован слушающему или читающему  /адресату/. В одних случаях говорящий и слушающий – это два конкретных человека, в других – автор текста, известный или неизвестный, адресует его определенному  или воображаемому  читателю – слушателю, одному или многим. Но в любом случае человек всегда создает тест для другого человека.

      Итак, письмо – это текст. И на этом уроке вы сможете получить элементарное представление о письме как о тексте, его разновидностях структуре.

      Письмо – это один из самых древних видов письменного текста, с помощью которого люди во все времена обменивались информацией, мыслями и чувствами.

      В словаре В. И. Даля письмо определяется как / зачитать/ « грамотка, уведомление, сообщение на бумаге, лист, писание, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому».

      Письмо считается важнейшим средством общения, поэтому оно должно быть понятным. А это значит, что текст письма / как и всякий текст / должен отвечать целому ряду требований: быть связным, логичным, последовательным и грамотным.

      Давайте убедимся в том, что письмо - это действительно текст.

      /На электронной доске размещен текст частного письма, Вопросы к учащимся ориентированы на определение текста./

                                          Слайд № 2

      Вопрос: Чем же характеризуется письмо, чем оно отличается от других видов текста / речь идет о письме вообще/?

      Риторический анализ.

     / Учащиеся делают выводы./

      Учитель. Правильно, письмо характеризуется прежде всего своей структурой. Независимо от вида письма оно начинается с обращения. Основная часть служит главной цели написания письма, то есть решает коммуникативную задачу: передать информацию, поздравить, поделиться мыслями или чувствами, поблагодарить, извиниться, воздействовать на адресата и т. Д. Затем следует концовка и подпись, дата и место написания, если их нет в начале письма.

      У письма есть свои жанровые особенности. Они зависят от ситуации общения:         официальной, неофициальной, деловой и дружеской. Деловое письмо имеет свои разновидности и структурные особенности, но это уже тема другого урока. Сегодня мы поговорим о письмах частных.

                                            Слайд № 3

  / Ученики знакомятся с текстом письма /

   Вопрос: О чем рассказало вам это письмо?

   Учитель. Частные письма несут всевозможную информацию: содержат наблюдения, размышления, впечатления, исповедь, выражают эмоции, передают бытовые и автобиографические сведения. Но при этом всегда проявляется авторская индивидуальность, личность пишущего выдвигается на первый план.

  Вопрос: Умеете ли вы писать письма? Не напоминаете ли вы героев из рассказа Н.Носова «Автомобиль»?

                                              Слайд №4

                 

  Риторический анализ текста.

  Учитель. В старину у нас существовали так называемые письмовники. Они были очень популярны, так как содержали образчики писем на самые популярные темы

   /Заранее подготовленный ученик дает историческую справку./

  /Старейший печатный русский письмовник – «Приклады, како пишутся комплементы разные» /1708/. В 19 веке также выходили руководства для писания писем, например, такие наставления содержит книга «Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной» / 1881/.  

  Подробным является письмовник А.Е. Крылова. На титульном листе книги написано:

«Настольно – справочная книга. Толковый письмовник. Полное собрание  всех актов, договоров, обязательств, прошений и писем на все случаи жизни с подробным наставлением, как их составлять, кому и когда подавать».

Учитель. Частные письма – конечно, дело личное. Единого рецепта нет. Но все-таки есть правила, которых придерживается всяки культурный человек.

  Задание: Давайте попробуем составить современное руководство по написанию  частных писем. Как мы его назовем?                          

                                               

                                        /Ответы учащихся/

           

  Учитель. Давая советы, отразите в них свои представления о хорошем письме.

  /Учащиеся предлагают свои советы, а один ученик набирает их на компьютере и транслирует текст  руководства  на экран. Остальные переносят текст в свои тетради.

                                   

                                         Примерный текст руководства

. Ответить на письмо нужно как можно быстрее.

.  Бумага для письма должна быть чистой, гладкой, аккуратно обрезанной.

 .В письме не должно быть помарок и грубых исправлений.

. Письмо надо начинать с вежливого обращения и заканчивать добрыми пожеланиями.

. Письмо должно иметь подпись и дату написания.

. Тон и стиль письма зависят от возраста адресата и от ваших отношений с ним.

. В письме нельзя употреблять шаблонных безвкусных выражений: «Лети с приветом – вернись с ответом» и т.д.

. Письмо необходимо писать разборчиво и грамотно.

. Если вы забыли написать о чем-то, можете добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы  Р.С., что означает: «после написанного».

                                                  Слайд №5

Задание: Прочитайте это письмо и, пользуясь руководством, скажите, какие в письме допущены ошибки?

                                          /Ответы учащихся./

Задание. Прочитайте текст упражнения:

Процесс создания текста – это всегда творчество, одновременно и радостное, и мучительное. Именно с этим связано понятие «муки слова». Особенно это относится к началу текста /зачину/. М. Горький говорил: «Труднее всего начало, именно первая фраза.

    Она как  в музыке, дает тон всему произведению, и обыкновенно ее ищешь весьма долго…»

  Вопрос: Согласны ли вы со словами М. Горького?

                                         /ответы учащихся./

       Познакомьтесь с отрывком из статьи А.Маркуши.

                                                    Слайд №6

 

Учитель. Прочли? Попробуйте помочь человеку, подскажите ему начало. Обратите внимание на экран.

                                                      Слайд№7

Задание выполняется с последующей проверкой.

Учитель. Вы заметили, наверное, что разные коммуникативные намерения требуют своих стилистических средств, а именно:

   .чтобы начать речевое общение, употребляются обращения;

   .чтобы сообщить новую информацию, используются повествовательные предложения;

.чтобы побудить собеседника к ответу или к другому действию, употребляются вопросительные и побудительные предложения.

Слово «письмо» происходит от греческого «эпистола». И особый стиль, которым пишутся письма, называется эпистолярным.

   Эпистолярный стиль отличается точным обозначением адресата, отражает сложное тонкое переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи. Для этого стиля характерны как непринужденная, так и официальная формы общения. Используются эпистолярные формулы, клише, вопросительные и восклицательные предложения. В эпистолярном стиле проявляются многообразие и единство авторского образа.

    Века существует на земле эпистолярный стиль. Так же длинен путь эпистолярного жанра в литературе.

Вопрос: Какова же его история?

/Ученик дает историческую справку о развитии жанра./

  В античности письма сочинялись как литературное произведение. Провести четкую границу между частной перепиской и стилизацией под нее весьма трудно.

   В 17-18 веках форма эпистолярной литературы используется как способ придания непосредственности интеллектуальному общению.

   Очерково- документальные «Письма русского путешественника» Д.И. Фонвизина П.И.  Панину положили начало освоению традиций эпистолярной литературы в России.

  Учитель. В эпистолярную литературу входит переписка выдающихся людей. Эта переписка, ставшая фактом литературы и получившая резонанс в различных сферах духовной жизни, постоянно издается и переиздается, например, письма А.С. Пушкина, И.С.Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П.Чехова и др.

  Вопрос: Какие писатели обращались к жанру письма? В каких  произведениях?

                        /Ответы учащихся./

  Вопрос: Как вы думаете, зачем в произведениях русских классиков используется эпистолярный жанр?

   Давайте перечитаем письмо одного из героев русской литературы. Может быть, это позволит полнее ответить на поставленный вопрос.

 Выводы: Правильно, письмо позволяет понять характер героя, оценить его личностные качества, так как письмо – это не только средство общения, но и способ самовыражения. А самовыражение, ребята, является одной из важнейших потребностей человека. Поэтому общайтесь, пишите письма, говорите миру о том, как красиво то, что вы чувствуете. И как интересно то, что вы думаете. Удачи вам, ребята!

   Домашнее задание. Напишите частное письмо реальному или воображаемому адресату.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»

Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством  знакомства с письмами военных лет....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".

   Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...