Обобщение опыта
материал по литературе по теме

Щербакова Елена Александровна

Обобщение педагогического опыта

по теме:«Использование элементов театрализации на уроках литературы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТАРКО-САЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Обобщение педагогического опыта

по теме: «Использование элементов театрализации на уроках литературы»

учителя русского языка и литературы

Щербаковой Елены Александровны

                                                   Опыт обобщен …

  1. год

Принято

на педагогическом совете

Протокол № от

        ОПИСАНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

Щербакова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы.

  1. Тема опыта: «Использование элементов театрализации на уроках литературы».
  2. Педагогический стаж:  18 лет.
  3. Сведения об образовании: высшее, Ишимский государственный педагогический институт имени П.П. Ершова, 1990 год, учитель русского языка и литературы.
  4.  Курсы повышения квалификации: «Организация методической и научно-исследовательской работы в системе образования» (2006); «Управление качеством предпрофильной подготовки и профильного обучения. Школьников. Информационные технологии»;
  5. Квалификационная категория: первая.
  6. Звания – нет. Награды и поощрения: Почетная грамота Министерства образования  и науки  Российской Федерации; Грамота Уральского федерального округа; Благодарность Департамента образования Администрации Пуровского района за высокий уровень организации конкурса юных архитекторов «Полярная АрхИдея» (приказ №366 от 20.05.2050); Благодарность Департамента образования Администрации Пуровского района за подготовку призера районной олимпиады).
  7. Обобщался ли опыт ранее, тема: нет.
  8. Распространение материалов опыта:
  1. «Использование элементов театрализации на уроках литературы» (творческий отчет);
  2. «Играем Гоголя …» (открытый урок);
  3. Выступление на методическом совете учителей русского языка и литературы по данной теме.

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА.  ЦЕЛЕВАЯ ЛИНИЯ ОПЫТА

     На протяжении нескольких десятилетий педагогическая наука и практика пытаются разрешить проблему гармонического развития личности ребенка. И сегодня она не потеряла своей актуальности.

     Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус.

     Творческое усвоение лучших образцов художественно-эстетического наследия в их самобытной национальной форме, живое приобщение к духовно-нравственным ценностям народа, глубокое воспитание их в контексте всей мировой культуры – вот единственно возможный путь воспитания нового поколения интеллигенции и реального подъема культурного уровня всей нации в целом.

     Положительный эффект эстетического образования и воспитания достигается лишь в том случае, если воспитуемый встречается с явлениями искусства, художественными идеями и образами  и если оказывается погруженным в определенную среду, обеспечивающую комплексное воздействие на все сферы чувственного мировосприятия и мировоззрения человека.

Литература является предметом фундаментальным в школе, имеющим эстетическую направленность, как ни один учебный предмет, она тесно связана со всеми видами искусств. По мнению В. Г. Маранцмана, «включение смежных искусств в изучение литературного произведения помогает нам управлять потоком ассоциаций, стимулировать возникновение определенных представлений в сознании читателя. При этом у ученика не складывается ощущение того, что представление ему навязано. Оно возникло само собой. И эта свобода его появления придает возникшему образу личностный характер. Таким образом, смежные искусства могут усилить сопереживание, субъективную сторону разбора». Они привлекают внимание, создают разрядку, пробуждают интерес.

ВЕДУЩИЕ КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ

В рамках урока литературы есть возможность наиболее целесообразно использовать элементы театрализации, так как литература и театр – два вида искусства, общим для которых является слово.

         Основная задача этих уроков – развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.  Именно в театрализации возможна апробация школьниками накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Будучи однажды сыгранной, игра останется в памяти как некое творчество, как ценность.

Театрализованные уроки необходимы в первую очередь при изучении драматических произведений, так как «структурные отношения драмы таковы, что ее целесообразно не читать, а «смотреть» (СВ. Владимиров.)

Каким образом можно преодолеть трудности восприятия учащимися драматического произведения, какие условия необходимо для этого создавать в классе?

Наиболее эффективным являются следующие условия:

1 .Подготовка школьников в процессе учебной работы к сознательному чтению и анализу драматического произведения. Сюда относятся разнообразные методические приемы, при помощи которых учитель знакомит учащихся с особыми художественными средствами драмы как самостоятельного рода литературы.

В качестве наиболее эффективных приемов могут быть следующие:

а) самостоятельное инсценирование набольших повествовательных эпизодов, создающее проникновение в художественную форму драмы;

б) обучающий анализ драматического эпизода;

в)   обязательное   чтение    вслух   драматического  произведения   на   уроках литературы,    благодаря  чему    в    какой    -   то  степени    реализуется    та художественная  энергия  звучащей  сценической  речи,  на которую  драма рассчитана.

2. Анализ драмы, учитывающий ее художественные специфические свойства.

3.   Желательна   организация  школьной   драматической   самодеятельности, тесно   связанной   с   уроками   литературы,   когда   происходит   знакомство учащихся с пьесой и ее сценическими возможностями.

Для того чтобы навыки чтения и анализа драматического произведения развились, оформились и вошли в практический образ учащихся, необходима разносторонняя тренировка. Эффектным приемом является самостоятельное инсценирование сказок, басен, небольших рассказов. Но школьников необходимо готовить к работе над инсценировкой.

Начинается эта работа на уроках литературы в 5-6 классах, где, последовательно знакомлю с языком театрального искусства, с понятием «пьеса», чем она отличается от эпического произведения.

Также использую чтение в лицах коротких эпизодов эпического произведения, басен. Дети легко усваивают диалогическую форму речи, легко выделяют авторский текст, и вместе с тем у них складывается живое представление о персонажах и их поступках.

Очень интересны опыты инсценирования сказок, особенно сатирических или о животных. В этом учебном году мы с учениками инсценировали сказки «Лиса и Журавль», эпизоды из сказок «Марья Моревна» и «Василиса Прекрасная». Инсценирование осуществляется как устная коллективная работа и завершается импровизационным исполнением тут же на уроке несколькими группами «актеров». Знакомя учащихся с инсценировкой сказки или басни, стараюсь воспитывать умение давать нравственные оценки персонажам и их действиям, пробуждаю и укрепляю стремление детей к восприятию виденного - в рисунке, игре.

На первых порах учащиеся не осознают, что сценический характер и его исполнитель не одно и то же, что актер создает действующее лицо, а не является им. Когда ученики поймут, как много они должны знать и как упорно тренироваться, чтобы дать жизнь образу, созданному словом, тогда возникнет желание «увидеть» этот труд, вникнуть в мастерство актера.

В 7-8 классах уже возможны первые опыты письменного инсценирования.

Вначале это простая роспись реплик 2-3 персонажей в маленьком законченном эпизоде, знакомство с ремарками, называющими действующих лиц и место действия. Затем учащиеся осваивают значение ремарок, сопровождает речь персонажей, пробуют воспроизводить действие в его движении, а для этого берутся за инсценировку небольшого рассказа-диалога. Например, рассказы А.П.Чехова.

Ученики сами отбирают для инсценировки несколько рассказов, обсуждают сценические возможности каждого из них. При отборе рассказа или эпизода выясняются условия, которые делают инсценировку невозможной  или  очень трудной.  Это обилие  авторских отступлений  от основного сюжета, текст в форме воспоминаний действующих лиц, важные для понимания смысла рассказа описания природы, одновременное развитие действия в двух планах. Дальше обсуждаются случаи, когда допустимо отступление от оригинала и характер этих отступление.

Очень важно, чтобы ученик, работающий над инсценировкой эпического произведения, умел:

1)  выделять основную сюжетную линию рассказа, определять ее завязку, кульминацию и развязку;

2)     определить     главные     и     второстепенные     лица,     осознавать     их взаимоотношения,  представлять  себе,  как эти  отношения  проявляются  у каждого действующего лица в зависимости от его характера;

3)  осознавать главную мысль рассказа и отношение автора к изображаемым им событиям, лицам. От этого зависит общий характер инсценировки -серьезный, грустный, юмористический;

4)     уяснять    значение    речи    действующего    лица    как    его    основной характеристики.

Особенно ощутима роль театра, когда начинаем изучать классику. Учащиеся не проявляют особого интереса к лучшим творениям русской и мировой классической литературы, считая их устаревшими. Тут нужно заинтересовать ребят идеями и образами прошлого, установить живые связи между творчеством художников прошлого века и нашей современностью.

Театрализованные уроки по классической пьесе становятся той формой «наглядности», которая чрезвычайно важна для формирования у учащихся как жизненного, так и эстетического опыта.

При изучении «Горе от ума» А.С. Грибоедова я ставила перед собой такую задачу: углубиться в суть изображенных автором характеров и отношений, постараться разобраться в чувствах, думах и поступках действующих лиц как живых людей. Чтобы решить эту задачу, мы с ребятами инсценировали сцену приезда Чацкого, его встречу с Софьей и Фамусовым. Эти зрительные образы помогают учащимся освоить социально - бытовые приметы изображаемого в драме времени. Костюм, прическа, поза «актера», - все это помогает школьнику с очень бедным театральным опытом создавать и уточнять свои представления о персонаже.

Любая пьеса - будь то античная трагедия или комедия эпохи Возрождения, - поставленная в наши дни, превращается в факт современной культуры и с точки зрения художественных средств постановки, и с точки зрения ее прочтения: «у зеркала классического искусства особая, непросто разгадываемая тайна: оно как бы движется вместе со столетиями» (Г. Козинцев).

Театрализованные уроки имеют положительное влияние на развитие детского интеллекта, на выработку правильной, ясной и богато интонированной речи, на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на формирование коллективизма и товарищества.

                        

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

В работе использовалась следующая литература:

  1. Аникст А. А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. – М., 1972.
  2. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – С. 51.
  3. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / под ред. О. Ю. Богдановой. – М., 1984.
  4. Ершова А. П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 37–50.
  5. Ершова А. П., Леваньшина Т. В., Никольский Л. А. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительной и читательской культуры школьников. (Метод. рекомендации в помощь лекторам и методистам ИУУ). – Ч. 2. – М., 1982. – С. 35.
  6. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.
  7. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М., 1998.
  8. Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – С. 175. 
  9. Ильев В. А., Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.: АО «Аспект Пресс», 1993. – С. 127.
  10. Качурин М.Г. Два крыла, или литературный театр на уроке // Пути и формы анализа художественного произведения. – Владимир, 1991. – С. 11–24.
  11. Кнебель М. О действенном анализе пьесы и роли. – М., 1961.
  12. Колокольцев Е. Н. Искусство на уроках литературы. – Киев, 1991.
  13. Корст Н. О. Анализ драматических произведений. – В сб. Преподавание литературы в старших классах. – М., 1964.
  14. Леонов А. А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 63–71.
  15. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1980. – С. 192.
  16. Маранцман В. Г. Театр и школа // Литература в школе. – 1991. – № 1. – С. 131–140.
  17. Маранцман В. Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством // Литература в школе. – 1998. – № 8.
  18. Маранцман В. Г. Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1977.
  19. Методика преподавания литературы: учебник для студ. Пед. вузов / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; под ред. О. Ю. Богдановой. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2005.
  20. Основы системы Станиславского: учебное пособие / авт.-сост. Н. В. Киселева, В. А. Фролов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
  21. Проблемы преподавания литературы в средней школе / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – М., 1985.
  22. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. – М.: Вагриус, 2003.
  23. Станиславский К. С. Собрание сочинений: в 8 т. – М., 1961. – Т. 4.
  24. Станиславский К. С. Работа актера над собой. – М., 1985.
  25. Станиславский К. С. Работа актера над собой // Собр. соч. в 8 т. – Т. 3. – М., 1955.
  26. Станиславский К.С. Работа над ролью // Собр. соч. – Т. 4. – М., 1957.
  27. Станиславский К. С. Собр. соч. в 8 т. – М., 1954–1961.
  28. Станиславский К. С. Собр. соч. – М., 1954. – Т. 2–3.
  29. Якушина Л. С. Изучение драматических произведений // Проблемы анализа художественного произведения в школе / отв. ред. О. Ю. Богданова. – М., 1996.

ВОЗМОЖНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ

Опыт может быть использован учителями – предметниками на уроках и внеклассных мероприятиях.

ГДЕ, КОГДА, КЕМ И КАК ИЗУЧАЛСЯ ОПЫТ

        Обобщение педагогического опыта по теме:  «Использование элементов театрализации на уроках литературы» осуществлялось в 2006 – 2007 г. экспертной группой в составе:  Болдыревой Н.С., заместителем директора по образовательному процессу,    Москаленко Н.К., заместителем  директора по методической работе, Болдыревой Л.В., руководителем кустового методического объединения учителей русского языка и литературы в форме: анализа посещенных уроков и внеклассных мероприятий, творческого отчета, анализа результатов учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

обобщение опыта работы

Повышение вычислительной культуры учащихся - презентация и описание слайдов...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...