Рабочая программа по литературе 5 класс КРО
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Рабочая программа по литературе составлена по специальной коррекционной программе 8 вида для учащихся 5 класса. Программа рассчитана на 140 часов в год, состоит из пояснительной записки, требования к умениям учащихся, календарно-тематического планирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5 класс литература КРО 8 вид30.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Планирование уроков чтения для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) на 2011-2012год разработано на основе базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденного приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П «Об утверждении планов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии (I-VIII вида), регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ростовской области и в соответствии с действующими санитарными правилами. СанПин 2.4.2 1178-02, утвержденными Постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2002 г. №44

     Программа составлена на основе программы по русскому языку 5-9 классов специальной общеобразовательной школы для детей с задержкой психического развития и классов коррекционно-развивающего обучения.

     Программа рассчитана на 4 часа в неделю, 137 часов в год.

      Планирование уроков составлено с учетом решения двух основных задач:

  1. сформировать основы функциональной грамотности и основные умения и навыки учения и общения, дать обучающимся начальные представления об отечественной культуре;
  2. скорригировать отставание в развитии обучающихся, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерные для обучающихся с ЗПР, и преодолеть недостатки,    возникшие    в    результате    нарушенного    развития,    включая    недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения.

     Программа предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

     В средних классах продолжается работа по развитию способности полноценно воспринимать доступные по содержанию художественные произведения и научно-популярные статьи, правильно устанавливать смысловые связи, ориентируясь не только на предметный план произведения, но и на внутренний подтекст, на субъективный смысл читаемого; эмоционально откликаться на прочитанное, понимать образный язык литературного текста, использовать такие средства интонации, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения (последнее под наблюдением учителя).

Уделяя первостепенное внимание формированию навыка сознательного чтения, программа выделяет в качестве самостоятельного подраздел «Работа с текстом», в котором предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, выражать свое суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора произведения, наблюдать и выявлять те средства, с помощью которых реализуется эта позиция. В названном подразделе определяется также по каждому году обучения уровень самостоятельности школьников в работе с текстом.

     Не менее значимо в средних классах дальнейшее совершенствование техники чтения, поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность, у умственно отсталых учащихся формируются медленно и не синхронно в связи с различным проявлением дефекта.

     Развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом учащиеся идут к чтению словосочетанием и коротким предложением. От коллективной работы над выразительностью чтения школьники переходят к попытке относительно самостоятельно (с большей или меньшей помощью учителя) выделять фразовое ударение, устанавливать паузы, определять тон голоса.

     Главным видом чтения остается чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся, как показали исследования, значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя.

     В программе по чтению так же, как и в программе по грамматике и правописанию, прослеживается коммуникативно-речевая направленность обучения.

     По мнению многих психологов и методистов, чтение, как вид речевой деятельности, является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим программа придает большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь относительно естественного общения друг с другом, пересказывать текст кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно использовать лексику и образные выражения текста.

      Учитывая, что учащиеся специальной (коррекционной) школы начинают более осознанно воспринимать окружающий мир, программа предусматривает решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников, прежде всего через полноценное освоение опыта, заложенного в произведениях художественной литературы, через установление связи авторской позиции с требованиями народной нравственности.

     В 5 – 6 классах продолжается этап объяснительного чтения, который был характерен для предыдущих лет обучения. В связи с основными требованиями этого этапа программа использует тематический принцип расположения литературного материала. Однако по сравнению с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения по любой теме становятся более объемными, рассказывающими о событиях не только близких опыту детей, но и отдаленных во времени, касающихся истории страны.

     Начиная с 7 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обуславливаются монографическим принципом, в связи с чем предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, программа рекомендует знакомить учащихся с биографий каждого автора, сообщать школьникам некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них такие, как жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, отмечать характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами выразительности чтения.

     Внеклассное чтение в специальной (коррекционной) школе носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности школьников в чтении дополнительной литературы.

    С 8 класса вводится чтение статей периодической печати.

Основные требования к умениям учащихся 5 класса:

1 уровень:

  1. правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях – по слогам;
  2. читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;
  3. отвечать на вопросы учителя;
  4. пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты – самостоятельно;
  5. выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;
  6. учить наизусть 8-10 стихотворений;
  7. читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя.

2 уровень:

  1. правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;
  2. находить, читая про себя, отрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями;
  3. отвечать на вопросы учителя по предметному содержанию текста (с помощью учителя);
  4. заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей ученика);
  5. принимать участие в уроках внеклассного чтения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

специальная (коррекционная) программа VIII вида

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Сроки

Ожидаемый результат

1

«Листья падают с кленов»  В.Песков

1

02.09.11г

Правильное сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного.

Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.

Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация конца предложения с различными знаками препинания, перечислительная интонации при однородных членах предложения.

Разбор текста по вопросам, формулирование вопросов учащимися к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста.

Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.

Выделение частей текста в соответствии с данным планом.

Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после коллективного их выделения.

Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста на основе прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов.

Оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя).

Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение слов и предложений, характеризующих события, героев. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).

Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.

Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения.

2

«Наша родина»  С.Соловейчик.

1

03.09.11г

3

Народное творчество: заклички.

1

05.09.11г

4

Егорьевская песня.

1

07.09.11г

5

Песня

1

09.09.11г

6

Считалки. Загадки.

1

10.09.11г

7

Пословицы

1

12.09.11г

8

«Одолень-трава»  С.Романовского.

1

14.09.11г

9

Праздники и приметы народного календаря. Август. Сентябрь

1

16.09.11г

10-12

«Барсучий нос» К.Паустовского.

3

17.09.11г, 19.09.11г, 21.09.11г

13

Стихотворение «Лесные бусы»  М.Садовского.

1

23.09.11г

14-15

Во славу отечества. «Не посрамим землю Русскую!» С.Романовского.

2

24.09.11г, 26.09.11г

16-18

«Куликовская битва» С.Романовского.

3

28.09.11г, 30.09.11г, 01.10.11г

19

Стихотворение А.Твардовского «Лес осенью».

1

03.10.11г

20-22

«Танины дела»  Л.Воронковой.

3

05.10.11г, 07.10.11г, 08.10.11г

23-24

«Счастливые часы»  Е.Пермякова.

2

10.10.11г, 12.10.11г

25

Стихотворение С.Баруздина «Бревно».

1

14.10.11г

26-28

«Упрямый козленок»  С.Михалкова.

3

15.10.11г, 17.10.11г, 19.10.11г

29

«Кем быть и кем не быть»  Я.Пинясова.

1

21.10.11г

30

Стихотворение О.Высотской «Над рекой над Окой».

1

22.10.11г

31-35

«Цветик-семицветик»  В.Катаева.

5

24, 26, 28, 29.10.11г

09.11.11г

36

Стихотворение Б.Заходера «Что красивей всего?».

1

11.11.11г

37

Стихотворение О.Высотской «Осеннее утро».

1

12.11.11г

38

Праздники и приметы народного календаря. Октябрь-ноябрь

1

14.11.11г

39-40

Во славу отечества. Былина «Освобождение Чернигова».

2

16.11.11г, 18.11.11г

41-42

Былина «Илья Муромец и Идолище».

2

19.11.11г, 21.11.11г

43

Загадки

1

23.11.11г

44-45

Сказка З.Топелиус «Солнечный луч в ноябре».

2

25.11.11г, 26.11.11г

46-47

«Два приятеля»  Е.Бехлерова

2

28.11.11г, 30.11.11г

48

Стихотворение В.Коркина «Не умею быть один».

1

02.12.11г

49-50

«Друг детства»  В.Драгунский

2

03.12.11г, 05.12.11г

51

Стихотворение А.Барто «Три очка за старичка».

1

07.12.11г

52-54

«Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах…» В.Драгунского.

3

09.12.11г, 10.12.11г, 12.12.11г

55-56

«Клякса» Н.Носова

2

14.12.11г, 16.12.11г

57-58

«Заяц Коська и Родничок» Н.Грибачева.

2

17.12.11г, 19.12.11г

59-60

Русская народная сказка «Морозко».

2

21.12.11г, 23.12.11г

61-62

«Проказы старухи зимы» К.Ушинского.

2

24.12.11г, 26.12.11г

63

Праздники и приметы народного календаря. Декабрь.

1

28.12.11г

64

«Старик Годовик» В.Даля.

1

30.12.11г

65

Стихотворение С.Черного «Волк».

1

14.01.12г

66

Песня Н.Саконской «Зимний праздник».

1

16.01.12г

67-68

Рождество. Новый год.

2

18.01.12г, 20.01.12г

69

Коляда - народная игровая песня.

1

21.01.12г

70

Праздники и приметы народного календаря. Январь.

1

23.01.12г

71-73

«Зимний дуб»  Ю.Нагибина.

3

25.01.12г, 27.01.12г, 28.01.12г

74

Стихотворение Е.Благининой «Мороз».

1

30.01.12г

75

Стихотворение И.Снеговой «Юркины друзья».

1

01.02.12г

76-77

«Как обманули хитрую лису» Г.Харлампьева.

2

03.02.12г, 04.02.12г

78-80

Русская народная сказка «Лиса и дрозд».

3

06.02.12г, 08.02.12г, 10.02.12г

81

Праздники и приметы народного календаря. Февраль.

1

11.02.12г

82

Домовой – шутка. Загадки

1

13.02.12г

83-84

Сказка братьев Гримм «Госпожа Метелица».

2

15.02.12г, 17.02.12г

85

Во славу отечества «Измаил»  С.Алексеева, В.Лосина.

1

18.02.12г

86-87

«Штык» С.Алексеева.

2

20.02.12г, 22.02.12г

88

Стихотворение Ю.Морица «Домик с трубой».

1

24.02.12г

89-91

«Теплый хлеб»  К.Паустовского.

3

25.02.12г, 27.02.12г, 29.02.12г

92

«Дорогая гостья Масленица» Н.Колпаковой.

1

02.03.12г

93

Масленица

1

03.03.12г

94

«Весной» А.Чехова.

1

05.03.12г

95

Стихотворение В.Орлова «Мамин праздник».

1

07.03.12г

96

Стихотворение Э.Успенского «Если был бы я девчонкой».

1

09.03.12г

97

Праздники и приметы народного календаря. Март.

1

10.03.12г

98

Поговорки. «Ночь и день» П.Соловьева.

1

12.03.12г

99-100

Сказка Х.К.Андерсена «Снеговик».

2

14.03.12г, 16.03.12г

101

Весенние заклички

1

17.03.12г

102

Праздники и приметы народного календаря. Апрель.

1

19.03.12г

103

Приметы. Загадки. Поговорки.

1

21.03.12г

104

Стихотворение Я.Акима «Апрель».

1

23.03.12г

105-106

«Счастливый жучок»  Г.Скребицкого.

2

02.04.12г, 04.04.12г

107-108

«Варька» Н.Сладкова.

2

06.04.12г, 07.04.12г

109

Стихотворение В.Лифшица «Скворец».

1

09.04.12г

110-111

«Чужое яичко» К.Ушинского.

2

11.04.12г,  13.04.12г

112

Стихотворение В.Берестова «Лети!».

1

14.04.12г

113-114

Русская народная сказка «Ржаной колос».

2

16.04.12г, 18.04.12г

115-116

Башкирская сказка «Золотые руки».

2

20.04.12г, 21.04.12г

117

Стихотворение Е.Благининой «Черемуха».

1

23.04.12г

118

Праздники и приметы народного календаря. Май.

1

25.04.12г

119

Поговорки. Приметы. Загадки.

1

27.04.12г

120-121

«У тебя у самого свой ум» В.Даля.

2

28.04.12г, 30.04.12г

122

Стихотворение А.Барто «Очки».

1

02.05.12г

123-124

«Необычные похождения Севы Котлова» А.Алексина.

2

04.05.12г, 05.05.12г

125

«Наташка» С.Алексеева.

1

07.05.12г

126

«Злая фамилия» С.Алексеева.

1

11.05.12г

127

«Почтальон и поросенок»  Д.Биссета.

1

12.05.12г

128

Сказка Х.К.Андерсена «Ромашка».

1

14.05.12г

129

Стихотворение А.Плещеева «Дети и птичка».

1

16.05.12г

130

«Золотой луг» М.Пришвина.

1

18.05.12г

131

Праздники и приметы народного календаря. Июнь. Июль.

1

19.05.12г

132

Поговорки. Приметы. Загадки

1

21.05.12г

133

Стихотворение Н.Некрасова «Крестьянские дети».

1

23.05.12г

134

«Ягодные адреса»» Н.Надеждиной.

1

25.05.12г

135

«Ворчливые мухоморы» И.Мазнина.

1

26.05.12г

136

«Воинственный Жако» С.Воронина.

1

28.05.12г

137

Стихотворения В.Степанова, Ю.Кушака

1

30.05.12г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....